"Народный зимний календарь"
план-конспект занятия (младшая группа)
Все мы любим праздники. Наши предки умели весело проводить время долгими зимними вечерами. Какие были на Руси забавы и как гадали встарину, заглянем и узнаем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
«Народный зимний календарь»
Одаренко Олеся Владимировна
Преподаватель
МБУ ДО г.о.Самара «ДШИ им А.Я.Басс»
Самара 2025
Задачи урока:
- Приобщить учащихся к устному и песенному музыкальному фольклору, как элементу одной из самых первых исторически сложившихся форм досуга.
- Привить любовь к родной природе и к родному краю, чрез участие в народных традиционных праздниках и обрядах
Важной особенностью урока по народной культуре является их интегральный характер. Основание интеграции может служить как необходимость совместных усилий педагога по формированию общеучебных умений и навыков ребят, так и невозможность изолированного преподавания предметов. Общность тем, сходство изучаемых объектов и явлений, единство ведущих идей, заложенных в программах, нацеливает на использование в качестве эффективных обучающих средств образцы культуры различных жанров. Именно огни, являясь первоосновой профессионального искусства, способствуют формированию у учащихся художественного вкуса, основных эстетических критериев. Произведения искусства, как проявление творчества народа, близки по своей природе, творчеству ребенка. Простота, завершенность формы, обобщенность образа улучшают процессы восприятия и осмысления учебного материала. Поэтому включение ребенка в разлмчные виды художественной деятельности, основанные на материале народгого творчества – одно из главных условий полненного эстетического воспитания и развития творческих способностей..
На уроках интегрированного типа дети имеют возможность осознать эстетический идеал в простоте формы и содержания.
Одним из самых эффективных путей развития детского творчества, является взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Художественного слова и певческой деятельности. Интегрированный подхода развитию обусловлен еще и тем, что возможен перевод образов одного вида искусства в другой, например, музыкально-речевого в изобразительный и наоборот.
На уроках народной культуры значение имеет не только атмосфера общения, но и внешнее оформление кабинета. Это могут быть выставки работ по выбранной теме, иллюстрации, стенды, предметы быта, старинные вещи и украшения.
Начинаем урок с пословицы:
«Зима не лето, в шубу одета»
Ребята, расскажите как вы понимаете эту пословицу? О какой шубе идет речь?
Назовите зимние месяцы. Почему говорят: Декабрь год кончает, зиму начинает?
В начале декабря обычно по всей деревне выходили расставлять вехи вдоль дорог, чтобы путникам легче было отыскать в метель и снегопад дорогу. Веха – это шест в поле для указания пути, границ земельных участков. Считалось, что именно этого дня (примерно5 декабря) устанавливался хороший санный путь. Давайте выучим закличку:
Вот санки – самокаты,
Разукрашены – богато.
Разукрашены, раззолочены.
Сафьяном отточены
Санный торг у двора,
Санкам ехать пора.
Сани сами катят,
Сами ехать хотят!
К первому санному гулянью люди в старину относились как к особому торжеству. Наиболее строго соблюдались эти обычаи в семье, где были к этому времени молодожены. В те же дни накрывались столы и приглашались гости, смотреть, как поедут молодой князь, со своею княгинюшкой. Сани украшали специально для этого дня, расписывали золотом и серебром, подложка была из шкур. Следом за молодыми ехал целый поезд гостей и хозяев. За поездом бежали ребята с веселыми криками и смехом.
Ой, вы гости, гости званые
Званые – дорогие!
Вывозите нашу княгинюшку
Свет Марьюшку!
Чтоб не сглазили ее, лебедушку!
Да лихого удальца, Иванушку!
В эти же дни устраивались и гонки на санях. Всей деревней стар и мал, собирались на горе, посмотреть на эту забаву. Отгадайте загадки:
Под горку коняшка, а в гору деревяшка. (сани)
Побегушки бегут, поползушки ползут. (лыжи)
Одной – зимой отдых, другой – летом.
Третьей – ни зимой, ни летом. ( телега, сани и лошадь)
19 декабря Никола Чудотворец. Микола зимний, холодный. Покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод. С Николы, начиналась череда зимних праздников и в народе говорили: «Зима – за морозы, а мужик – за праздники».
Главный зимний праздник – Святки.
С Николы молодежь начинала подготовку к святочным посиделкам, договаривались об откупе избы у какой-нибудь старухи, заготавливали дрова, лучины, наряды, принимались за изготовление масок для ряженых и костюмов для разыгрывания сценок. Подобные обходы в течении святок проводились трижды: под новый год, под Рождество и под Крещение. Каждая семья в деревне ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и слушали колядки.
Колядки – небольшие песенки с пожеланиями добра и богатства, взамен этим пожеланиям детей одаривали. Если хозяева не открывали дверь на колядку, колядовщики могли и поругать и пригрозить хозяевам, конечно в шутливой форме.
Не дадите пирога, мы корову за рога!
Не дадите хлеба, стащим с печки деда!
Или запугивали пустым урожаем, чего больше всего боялись в те времена.
У скупого мужика,
Родись рожь пуста!
Колоском пуста,
Соломкой густа!
Как правило после таких угроз, хозяева выносили угощения и колядовщики шли дальше к соседнему дому, со словами.
Ай, спасибо хозяюшке, за мягкие пирожки
Да спасибо тому, кто хозяин во дому
Еще одна забава была на святки наряжаться. Ряженье – от слова «Ряженый», «Наряженный», одетый чудно, необычно. Наряжались в основном в различных животных, которые окружали человека (кот, лиса, медведь, коза).
Обязательно надевалась маски, чтобы скрыть свое лицо. Боялись Божьего гнева за свое баловство, да и от хозяев чтобы не попало, а так и похулиганить можно, никто не узнает за маской.
Чтобы нарядиться медведем, надевали тулуп наизнанку или шубу и обязательно маску, если в козу, приделывали к шапке рога. Иногда рядились в страшных горбунов, приделывая из платков, горб и мазались сажей. Пугать на улице прохожих самое обычное дело на святки. И конечно в святки главное традицией было гадание.
Гадание – одно из самых старинных и мистических традиций на Руси. Узнать свое будущее одновременно и интересно и страшно хотелось.
На святках, между новым годом и Крещением, девушки гадали ночи напролет. Пытались узнать, выйдут ли они замуж, в каком году, за кого, откуда будет муж, из какой стороны, будет ли пригож собой.
Поздним вечером, стоя у калитки они узнавали у прохожего мужчины имя. Считалось, что у суженного будет тоже имя и будет похож на проходящего.
Еще одним способом узнать судьбу было гадание на предметы. Дома на полу раскладывали хлеб, уголь, воду, золотые, серебряные, медные кольца, серьги и другие предметы. Приносили курицу или петуха пускали на пол и смотрели, так как птица ночью не видит и клюет все без разбору, что она клюнет с полу. Если выпьет воду, муж будет пьяница, если клюнет хлеб, богатый будет муж. Если курицы клюнет уголь – окажется суженый бедняком, а если украшение то к достатку и любви на долгие годы.
Гадали и на лошадях, выводили коней, из конюшни подставляя им под ноги оглоблю или жердь. Если лошадь заденет оглоблю, ждет девушку сердитый и скупой муж, если через все перешагнет и пойдет дальше, не задев ничего, то ждет избранницу счастливый и безмятежный брак с добрым и любящем мужем.
Любимое гадание на башмачке или валенке. Сняв с себя обувь, девушки кидали через ворота, за калитку. Если носок башмачка смотрел в сторону ее же дома, то рано пока замуж, еще годик в девках посидит, а если в сторону, то из той сторонки жениха ждать.
Под кровать девушки складывали луковицы, помечали их каждая как могла, лентами или краской, чья луковица быстрее прорастет, той и замуж наперед выходить.
Были в святки и свои приметы:
- Зима снежная – лето дождливое!
- Кошка на печи, к стуже, на полу – к теплу.
- Январь ясный, много звездочек и сосулек – урожай будет хороший.
Незаметно в затеях и забавах приблизился и главный праздник «Рождество»
Канун Рождества называется, «сочельником», по церковному уставу в канун употребляли в пищу блюдо под названием «сочиво». Это сушеные хлебные зерна, размоченные водой. Кушать нельзя, постятся люди до первой звезды, которая возвещала о рождении сына Божьего в Вифлееме. Называется эта звезда «Вифлеемская». Взрослые обычно постятся весь сочельник, ходят в храм и стоят у алтаря. Все это чтобы встретит Рождество очищенным духовно и телесно. С Колокольным звоном и возгласом «Христос родился», начинается празднование праздника «Рождество». Обильные столы, кушанья, обязательно запекался хлеб с припрятанной монетой, кому достанется, тот будет богатым весь год.
Вот так радость детворе, Святки дарят в январе.
Игра «Перышко»
Дети становятся в круг и берутся за руки. Подбрасывая вверх перышко, нужно подуть на него так, чтобы перышко поддерживалось в воздухе, не падая. У кого дольше всех пробудет в воздухе, тот и победил.
В эти зимние и долгие дни устраивались посиделки.
«Сядем рядком, да поговорим ладком»
«Весело поется – весело прядется»
«Девица красна в хороводе, как мак в огороде»
Расскажите значение этих поговорок, относительно к посиделкам.
Игра «Льдинка»
Дети встают в круг, на середину выходит водящий. Он прыгает на одгой ножке, а другой толкает перед собой льдинку, все ребята подпевают:
Эй, там, не бей льдинкам по ногам!
По кривым сапогам, у тебя нос сучком.
Голова лучком, спина ящичком.
На что водящий отвечает:
Скачу по дорожке, на одной ножке
В старом лапоточке, по пенкам, по кочкам.
По холмам, по горам, вот те «Бух» по ногам!
Стараясь попасть льдинкой по ногам участников игры. Дети подпрыгивают, стараясь пропустить льдинку. Кого заденет, тот становится новым водящим.
19 января Крещение. Этот праздник один их семи христианских таинств (крещение Иисуса Христа), которое знаменует принятие человека в лоно церкви. Крещение смывает все грехи человеческие, вознося дух к небесам и очищая помыслы. Главное событие Крещения – водосвятие. Издавна на водоемах прорубается прорубь в виде креста (Иордань). Люди после молебна идут нырять за излечение болезней, очиститься от греха.
Люди верят, что сама прорубь и место вокруг нее обладают чудесной силой.
Крещение – последний день святок. Про него говорили «Крещение – со святками прощение». Считалось, что накануне Крещения выходила вся нечистая сила, поэтому на посиделках рассказывали страшные истории, сказания, небылицы.
Вы послушайте. Ребята
Нескладушки будем петь.
На дубу свинья посеется
В бане парится медведь.
Песни петь – ноги кривые
Плясать - голос не дает.
Я пошел бы к тятьке в гости,
Да не знаю, где живет.
Детвора и молодежь не хотели отпускать веселые деньки Святки и гуляли и играли до утра. Устраивались шуточные бои, игры «Стенка на стенку», «Жмурки», «Бег с препятствиями», «Гонки на санях», водили хороводы.
Становитесь в хоровод,
Святки празднует народ!
Кто гадает, кто танцует,
Кто с подарками идет.
Традиция дарить подарки на новый год пришла к нам недавно, а в старину принято было выпекать пироги или пряники, дарили именно их. Чтобы жизнь была сладкой. Считалось, что подарок своими руками несет в себе особенную энергию, добро и благополучие ждет того, кому приготовлен подарок. Дарили так же вещи, сделанные своими руками, девушки друг другу украшения, ленты, бусы, накостники. Именно зимними долгими вечерами, собирались девушки на посиделках. Работали: шили, вышивали, пряли, вязали под песни, работа проходила быстрее и веселее. Потом обменивались подарками, как оберегами, со словами:
«Вот тебе повЯза, от дурного глАза»
Повязка считалось лентой, бусами, кушаком, все, что модно было на себя повесить или повЯзать.
Можно сейчас тоже нам обменятся подарками, или сделать самим своими руками бусы или кушаки.
Родь кушаков и украшений имело особое место на Руси. Эти украшения защищали владельцев от злых духов и дурного глаза. Это касалось как мужских украшений, так и женских.
Подвески и кушаки вышитые символами солнца, земли, зверей и рыб – символ плодородия и хорошего урожая.
Девушки замужние дарили друг другу украшения с вышивками птиц и цыплят к рождению деток и женскому счастью.
Вышитые орнаментом головные уборы, считались оберегами для супругов.
Святки на Руси считались самыми веселыми и беззаботными праздниками. Люди отдыхали и веселились, пока есть время, ведь с наступлением весны начнутся полевые работы и отдыхать будет некогда. Дети ждали эту пору больше всех, готовились заранее, взрослые не ругали и разрешали в эти дни ребятам любые забавы.
Вот и мы с вами окунулись в атмосферу праздника и веселья зимних праздников. Расскажите кому какой праздник запомниля и почему? Подумайте.
А мы пока отгадаем загадки:
С каждым днем все холоднее
Греет солнце все слабее
Всюду снег, как бохрома-
Значит к нам пришла..(зима)
Вот такие чудеса:
Стали белыми снега
Берега озер и рек
Что случилось? Выпал? (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят,
Точно в тануе балеринки
Кружатся зимой? (снежинки)
Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? Вот вопрос
Их нарисовал? (мороз)
Спасибо большое за внимание! До скорых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрально- игровая деятельность "Народные зимние игры"
Театрально- игровая деятельность "Народные зимние игры" .Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста.Тема: Васильев день (Новый год по старому стилю) - Святки.Участие детей...

"Эрзянский народный зимний календарь"
Нaши дaлекие мoрдовские прeдки дeлили гoд на три праздничных периода «по трудовой деятельности»: посев, уборку урожая и подготовку к новому посеву. Мордовские озксы (озкс – моление; от мокшанско...

ЭРЗЯНСКИЙ НАРОДНЫЙ ВЕСЕННИЙ КАЛЕНДАРЬ
Приобщение молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только исто...
Зимний календарь 2016 г.
Обратите внимание на наш календарь,Здесь вы видите все три месяца:Декабрь, январь, февраль,Знаменательные даты здесь отмеченыИ были они обезьянками замечены.Задаются они вопросом:Кто же приходит к дет...

НОД "Зимний календарь"
Цель: развитие познавательных интересов у детейЗадачи:Воспитывать у детей чувство эмпатии к родной природе, интереса к изучению природы, любовь к ней. Воспитывать инициативность и самостоятельность.Об...

Методическая разработка для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности (ЗПР) по развитию речи "Зимний календарь"
Данная методическая разработка предназначена для детей компенсирующей направленности (ЗПР) по теме Зима. Мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основные признаки зимы, формируем умени...

Образовательная ситуация «Зимний календарь знатоков природы»
Систематизация представлений детей о зиме, зимней природе...
