Театрально- игровая деятельность "Народные зимние игры"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Семеренко Ольга Александровна

Театрально- игровая деятельность "Народные зимние игры" .Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: Васильев день (Новый год по старому стилю) - Святки.

Участие детей в театрально-игровом представлении, позволило им познакомиться с традиционным празднованием Нового года. Дети познакомились со святочной обрядностью: колядованием, ряжением, святочными гаданиями, святочными игровыми хороводами. В предварительной подготовке к фольклорному празднику, дети познакомились на занятиях по ознакомлению с окружающим с народным костюмом, народной игрушкой, предметами быта, народными инструментами.Подобные мероприятия позволяют детям быть сопричастными снародной куьтурой, воспитывает в них уважение и любовь к обычаям и обрядам своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti_pedagoga_s_detmi.docx800.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий совместной театрально-игровой деятельности педагога с детьми.

Театрально-игровая деятельность. Тема:  Васильев день – Новый год (Святки)

Цель:  воспитать в детях любовь к Родине, к народной культуре, через накопление  знаний о прошлом своего народа, его культурном наследии.

Программное содержание: Продолжать знакомить  детей  с  русскими народными традициями празднования аграрных календарных праздников, в частности   Васильева дня - (Нового года по старому стилю). Практически осваивать жанры русского музыкального фольклора  - игровые хороводы, колядование,  знакомить с традициями праздничного ряженья, традицией святочных гаданий.

Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи, артикуляцию.      

Развивать творческие способности детей, театральные способности.

Способствовать развитию внутреннего раскрепощения и свободной подачи музыкально-этнографического материала в творческой деятельности детей.

Воспитывать уважение и любовь к традиционной народной культуре, воспитывать бережное отношение к образцам традиционной материальной культуры: народного костюма, музыкальных инструментов, предметов быта и т.п.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу в коллективе, умение общаться со сверстниками и с людьми старшего поколения.

Материалы к занятию. Народные костюмы -  для исполнителей театрального действия; глиняная посуда и деревянная посуда с хохломской росписью, самовар, вышитые полотенца – для украшения стола в импровизированном доме в театральном действии; конфеты и баранки - для колядования; костюмы и маски козы, медведя -  для святочного ряженья; макет дома, ёлочки – для украшения зала; DVD – записи плясовых наигрышей на гармони -  для музыкального сопровождения в театральном действии.

Предварительная работа.

Ознакомление детей с предметами материальной народной культуры, с русским прикладным искусством: посудой с различными образцами росписи, народной декоративной игрушкой,  образцами вышивки, народными костюмами. Ознакомление с праздниками  аграрного календарного круга, с традицией их празднования, ознакомление с культурой народного театра в  традициях святочного ряженья, в традициях детского фольклора – в народных играх.

Ход мероприятия:

Выходят  дети в роли колядующих в народных костюмах, а также  в костюмах ряженых: « цыган с медведем», « цыганка», «старый дед» , «коза». Заходят в  импровизированную крестьянскую избу и запевают  поздравительную святочную колядку «Колядки близки, колбаски низки»:

Колядки близки, колбаски низки!

Припев: Ой, коляды, святые вечары! ( Припев повторяется после каждой строфы)

Первый праздничек- святое Рождество! Припев

Другой праздничек – святое Василья (диалектное произношение аутентичных исполнителей) Припев

Третий праздничек – святое Крещанья! Припев

Рождество «идёт» -  колбасу «несёт»! Припев

Василий «идёт» - веселья «везёт»! Припев

Крещенья «идёт» -  водицу «везёт»! Припев

Выбранный на роль мехоноши мальчик (главный в компании  детей, тот, кто носит мешок, для колядования) здоровается с хозяевами дома:

 «Здравствуйте! С Новым годом!

Со всем родом! Чтоб здоровы были!

Много лет жили!»

 В это время выходит на середину избы мальчик и разбрасывает по углам избы зерно пшеницы, или зёрна других культур,  и запевает вместе с другими детьми  колядку «Сею, вею, посеваю…»

Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!

На телят, на жеребят и на маленьких ребят!

Кабы нам колядок на недель десяток!

Из толпы ряженых  выбегает девочка  изображающая «козу», прыгает, «бодает детей», дрыгает ногами, падает на пол и замирает. Остальная группа «ряженых»  пытается её поднять и запевают шуточную колядку «Го-  го- го, коза!»:

 - Го –го –го коза, а где ты была?

- Я в Романове.

- Кто тебя нашёл?

- Иван Кулешов.

Я его не знала, хвостичек задрала.

 - Добрый день тому, кто в этом дому!

Ну- ка, даритя, нас не малитя!

Решето овса, наверх – колбаса!

Пять кусков сала, чтоб коза встала!

Где коза рогом, там жито стогом!

Где коза – топ- топ, там жито - семь коп,

Где коза – ногою, там жито – копною!

Колядование.

После этого дети в шутливой стихотворной форме, нараспев (на манер переделанного церковного тропаря ) просят хозяев дома одарить колядующих:

--«Шилля-капыльля по подлавичам валяются,

Может  быть  хозяйка догадается:

Нам блинков поднесёт, сама съест

И нам разнесёт!»

«--Знайте, не знайте, а кусок сала дайте!»

«--Только клинышком не режь,

А то сумку продерешь! »

«--А дай целый кусок, чтоб воперь (кабан) был высок!»

Хозяйка: «Ну, угощайтесь дорогие, чем Бог послал!» Выносит колядовщикам угощенье : одаривает детей пряниками, леденцами, куском сала, домашней колбасой,  и т.д.

Дети благодарят  хозяев дома за угощение:

 -  «Зародись жито колосистое,

Колосистое, не жвадистое!»

- « У доброго мужика родись - рожь  хороша:

«Колосом  густа,  соломкой пуста!»

 - « У скупого мужика родись - рожь хороша!

Колоском пуста, соломка густа!»

Затем дети прощаются с хозяевами дома:

 - «  Спасибо, этому дому, пойдём к другому! Дай вам Бог здоровья, да щедрого урожая в этом году!»

Далее дети играют в игровой хоровод «Улень»

Ход игры:

Выбирается «Улень».  Обычно им становится самый «находчивый» участник вечерины. В центре ставится стул. Каждый из играющих берёт какую-либо вещь: платок, шапку, варежки и  прочие (фанты). Все становятся в хоровод, «Улень» садится на стул. Все поют песню «Тепло ли тебе, Улень? Студёно ли тебе Улень?», следующие 4 строки поёт «Улень»: «Мне-ко день тепло, мне-ко ночь студено: приоденьте меня, принакушкайте!» Последние 4 строчки поют все играющие.

В это время каждый подходит и отдаёт «Уленю» свой фант, и при этом одевает его посмешнее: натягивает шапку, повязывает платок и т.д. Затем хором спрашивают: «Тепло ли тебе, Улень? Студено ли тебе, молодой?». «Улень»  залезает на стул  и отвечает: «Ой, как хорошо, девки, ой, как тепло, даже жарко!»

После того как все отдали «Уленю» фанты, он снимает с себя  по одной вещи и спрашивает: «Чей фант?» Хозяин фанта подходит и пытается отнять свой фант – ему нужно 3 раза подпрыгнуть и достать из его рук «Уленя», стоящего на стуле. Если достал – уходит на своё место, если нет – выполняет задание, назначенное «Уленем». Традиционные фанты могут быть разными: поплакать в углу, в другом – посмеяться; сплясать на стуле; спеть частушку и т.д.

   Игра с подражанием «Как у дедушки Егора»

В центре круга стоит водящий (Дедушка Егор), остальные играющие водят вокруг него хоровод и поют:

«Как у дедушки Егора было семеро детей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга всё смотрели,

Разом делали вот так!»

После этих слов водящий изображает что-нибудь и все играющие должны за ним это повторить, кто не сумел «скопировать» водящего, тот становится на место Дедушки Егора и играет его роль, после этого игра продолжается далее.

Наши гости.

Затем участники вечеринки собираются гадать: «Давайте девки погадаем, что в канун Нового года нагадаешь, то всё сбудется!» Все собирают в шапку кольца, серьги, гребни - какие-нибудь личные вещи. И запевают подблюдную песню «Лявлё»:

«За рекой мужики всё богатые

Ай, ляв-лё! - рефрен  (повторяется после каждой строфы)

Грябут золото, всё лопатами! – рефрен

Кому сбудется, тому лучше всяго! – рефрен

Кому сбудется, тому справдится!» – рефрен  (К богатой жизни).

 

Из шапки вынимают какую-нибудь вещь, спрашивают, чья она и объясняют значение певческой строфы.

«Бежал заинька-ковыляенька , - рефрен

Ковылял, ковылял на чужу сторону. – рефрен

Кому сбудется, тому лучше всяго! – рефрен

Кому сбудется, тому справдится! – рефрен  (К приезду гостей).

На стене сучок, это мой старичок! – рефрен

За него завалюсь, никого не боюсь! – рефрен

Кому сбудется, тому лучше всяго! – рефрен

Кому сбудется, тому справдится! – рефрен  (К спокойной, хорошей жизни).

Кот кошурочку звал в пячурочку, - рефрен

Там и тёпленько, там и мякинько.- рефрен

Кому сбудется, тому лучше всяго! – рефрен

Кому сбудется, тому справдится! – рефрен  (К любви).

Рылась курочка под заваленкой , - рефрен

Она вырыла да золот перстянёк. – рефрен

Кому сбудется, тому лучше всяго! – рефрен

Кому сбудется, тому справдится! – рефрен  (К замужеству).

Заключительный хоровод «В хороводе были мы»

Содержание игры. Играющие составляют круг и начинают петь первый куплет, ведя хоровод то в правую, то в левую сторону. В середину выбирают пару: мальчика и девочку.

В хороводе были мы.   2 раза

Люли, люли были мы.  2 раза

Что нам надо, видели.  2 раза

Ай, люли, видели.         2 раза

При этих словах водят хоровод в другую сторону.

Мы видали парочку,   2 раза

Ай, люли, парочку.   2 раза.

Стань, парочка, подбодрись.  2 раза.

Стоящие в круге при этих словах подбочениваются.

Всем пониже поклонись,  2 раза

Ой, люли, поклонись.        2 раза

Стоящие в кругу при этих словах плавно кланяются поясным русским поклоном на четыре стороны.

Хоть немножко потанцуй,  2 раза

Ай, люли, потанцуй.            2 раза

Стоящие в круге танцуют.

Кому хочешь, поклонись,   2 раза

Ай, люли, поклонись.          2 раза

По окончании этих строк хоровод останавливается, и стоящая в круге пара выбирает вместо себя другую пару: мальчик – девочку, девочка – мальчика.  

После этого участники театрального представления кланяются зрителям и уходят в группу.

Выводы.

Дети смогли познакомиться со святочной обрядностью: ряжением, колядованием, святочными гаданиями. Познакомились со святочными играми. Участие детей в театрально-игровом представлении позволило им быть сопричастными с культурными традициями своего народа; пробудить в них интерес к жанрам детского фольклора. Подобные мероприятия воспитывают в детях нравственно –патриотические качества личности, позволяют накапливать социокультурный  опыт в виде чувств, отношений, знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ИГРАЕМ В ТЕАТР» По формированию театрально-игровой деятельности дошкольников.

Программа «ИГРАЕМ В ТЕАТР» предназначена для дошкольников и предполагает развитие игрового поведения, эстетического чувства, способность творчески относится к любому делу, уметь общаться со сверстника...

Родительское собрание на тему: «Театрально-игровая деятельность» в форме игры «Слабое звено»

Театрально-игровая деятельность  – это одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей, театр воздействует на воображение детей различными средствами: словом, действием, изобразительн...

Конкурс. Игры, разработанные для вхождения в театрально-игровое пространство для развития речевого творчества.

Игра «Угадай-ка».Цель: речевое развитие  детей в игровой и театрализованной деятельности.В игре участвуют все дети группы. Одна группа детей показывает сказку. Другая отгадывает. В на...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ, ИГРОВОЙ ПРОЕКТ: «ЗИМНИЕ ИГРЫ, ИГРУШКИ И ЗАБАВЫ»

Содержание:1.      Визитная карточка проекта «ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ»2.      Презентация проекта.3.      Описание п...

конспекты занятий по развитию речи. театрально - игровая деятельность,патриотическое воспитание, трудовое воспитание, деловая игра

quot;Весна в творчестве А,С,Пушкина -  детям показываем поэтические образы весенней и летней природы, созданные русским поэтом"Ножки не идут" - развиваем интерес детей к искусству теат...

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию  к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...