ПРОЕКТ «Семейные традиции» в старшей группе
проект (старшая группа)

Кушнарева Татьяна Николаевна

В В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём. Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции! В проекте «Моя семья и семейные традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_semeynye_traditsii.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Семейные традиции» в старшей группе

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Цель проекта: формирование представлений детей о ценностях семейных

традициях.

Задачи проекта:

Образовательные:

- дать представление о понятиях: «родители», «родные», «семья», «традиции»

- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами

родственных отношений, развивать связную речь;

- формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к

семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить

разбираться в родственных связях.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей, активно включать их в творческопоисковую деятельность.

- развивать коммуникативные навыки детей;

- развивать интерес к семейным традициям, реликвиям.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к традициям, обычаям старшего поколения;

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность

семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях;

- воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения друг с другом, с родными;

- побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий.

Задачи по работе с родителями:

- повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и развития

семейных традиций;

- привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе

педагогического сотрудничества;

- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой

деятельности.

Актуальность:

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём. Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции! В проекте «Моя семья и семейные традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Предварительная работа: Беседы «Моя семья». Разучивание загадок, стихов, песен о семье. Рисование «Моя семья». Чтение русских - народных сказок, видеозапись детских рассказов о семье, оформление фотовыставки «Моя семья», знакомство с традициями русского народа.
Материалы и оборудование: Выставка семейных фотографий, фонограмма песни на вход детей, цветок с лепестками, загипсованный в кашпо; игрушка кошка; кукла в ванночке, пеленка, кровать, монетки, уголёк и зерно; хлеб-соль из солёного теста и рушник; свечка; веник и отдельная веточка от веника; украшения для веника; тарелочка с яблоком; сердечки на подарок детям.
Ход занятия:
1 этап – Организационно-мотивационный этап.
Под фонограмму песни «Под крышей дома твоего» дети входят в группу.
Воспитатель загадывает загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
2этап - постановка задачи, подведение к деятельности.
- Как вы думаете, для чего человеку нужна семья? ( Ответы детей) (слайд №1 – семья)
-Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.
-Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас у всех есть папы и мамы и вы живете дружно и счастливо. Семьи бывают разные, главное, чтобы в семье все друг друга уважали и любили.
3этап - решение задач деятельности
Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц о семье.
-А вы знаете пословицы о семье? (да) Сейчас мы будем составлять цветок вот из этих лепестков. Но прежде, чем прикрепить лепесток, нужно произнести пословицу о семье.
-Что написано в середине цветка? (семья)
Дети произносят пословицы и собирают цветок.
- Отец и мать цены не имеют.
- При солнышке тепло, при матери - добро.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- В родной семье и каша слаще.
- В семье лад, так не нужен и клад.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Хорошая семья – традициями крепка
- В семье, где нет согласия, добра не бывает.
- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
- Отец наказывает, отец и хвалит.
- У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
-Красивый у нас получился цветок? Давайте поставим его в вазу.
-А сейчас игра: «Назови правильно».
1. Нет в квартире грязи, хлама,
Убрала всё чисто… (мама)
2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Пальчиковая игра «Моя семья».
-Ребята, пройдите пожалуйста на стульчики (дети проходят и садятся перед мультимедийной доской)
-Семьи все разные. Они отличаются друг от друга своими традициями, которые передаются из поколения в поколение.
- Традиции – основа семьи.
- Но что такое традиции?
Дети:
– это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.
- Какие традиции вы знаете?
- встреча гостей, гостеприимство – слайд №2
- хранение семейных реликвий (предметы, которые передаются из поколения в поколение: фото, награды, украшения, обереги - слайд №3
- организовывать отдых (выезд на природу ) – слайд №4
-проводить семейные праздники вместе (Новый год, день рождения) –слайд №5
-воскресный обед за общим столом – слайд №6
-чтение перед сном – слайд №7
-помогать друг другу, заботиться о стариках и детях – заботиться о стариках и детях – слайд №8
Воспитатель: Наверное у каждого в семье есть традиция, собирать и хранить фотографии.
Есть в доме любом семейный альбом
Как в зеркале, мы отражаемся в нём
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много и старых и новых –
У нас у семейства большого.
- Давайте послушаем ваши рассказы о семье и семейных традициях, которые мы заранее записали на видео (дети смотрят на мультимедийной доске)
Физминутка:
• Те, у кого есть старший брат - похлопайте в ладоши.
• У кого есть брат или сестра - помашите над головой рукой.
• Кто помогает дома близким – попрыгайте.
• У кого в семье живут домашние животные - сделайте приседание.
• Кто очень любит свою семью – помаршируйте.
-Катись яблочко по тарелочке, возврати нас в прошлое! (катает яблоко по тарелочке) -слайд №9- русские люди
- У наших предков на Руси тоже было много традиций, например встречать гостей хлебом-солью. Показываю детям хлеб-соль. Что это за традиция? Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.
-Кто может рассказать о традиции, связанной с этим животным? Кто-нибудь догадался? (ответы детей) Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.
-А об этой традиции я расскажу вам сама. Подойдите и встаньте вокруг стола (показываю младенца в ванночке с водой и предметы: уголёк, зерно, монетку). На Руси, купая младенца, опускали в ванночку эти предметы. Что это? Как вы думаете для чего люди делали это?
Опуская предметы в воду приговаривали.
- Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло.
- Зерно - Будь всегда сыт.
- Монета - Будь всегда богат.
Предложить завернуть младенца в пелёнку и унести его в кроватку.
-А теперь подойдите все ко мне (предлагает подойти к следующему столу и показывает веник), предлагает ребенку его сломать, у него не получается, предлагает сломать ветку, получается с легкостью. Объясняет, что если человек одинок, как эта веточка, ему в жизни тяжело приходится. А если у человека есть близкие люди и родственники, то он силен и никакие трудности ему не страшны.
Наша группа — тоже семья (слайд – общее фото группы) И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа.
Наша группа – наш общий дом, который тоже надо беречь, чтобы в ней был лад да уют. Я предлагаю вам сделать оберег для нашей группы, украсив вот этот веник. Пусть каждый добавит что-то своё, внесет частичку своего тепла в этот оберег.
Дети и воспитатель обсуждают символы украшений и выполняют работу. Можно прикрепить к венику искусственный цветок мака (исполняет желания) или подсолнуха (символизирует солнце). Вокруг веника повесить чеснок и сухой красный перец (пусть они оградят нас от зла). Колосья и кукуруза (дают здоровье). Приклейте желуди и шишки как символы трудолюбия и достижения успеха, орехи (символ ума). Дети украшают веник.
Пусть этот веник хранится у нас в группе и приносит нам счастье, здоровье и благополучие.
4 этап - рефлексия
«Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец», так говориться в мудрой пословице! - Я думаю, вы вырастите добрыми, отзывчивыми, чуткими. Всему этому нужно учиться каждый день, всегда прислушиваться к тому, что советуют ваши родные и близкие люди и тогда, я уверенна, всё будет хорошо
(слайд №7 – смеющиеся дети)
- А вы знаете, не нужно откладывать добрые дела на потом. Начинаем творить добро прямо сейчас с самого простого - с добрых пожеланий друг другу.
- Сейчас я возьму свечку, и мы будем его передавать из рук в руки по кругу и говорить пожелания рядом стоящему.
- Можно я начну? Я желаю, чтобы на вашем жизненном пути, встречались только добрые, чуткие люди.
Дети: Пусть не болеют ваши родные; растите умными; пусть в вашей семье будут только радостные события; пусть в вашем доме будет много друзей и всегда будет весело; пусть родители любят вас; будьте счастливы; будьте добрыми и отзывчивыми; пусть всё вокруг будет красивым,пусть не будет войны на Земле; любите друг друга.
-Дарю вам вот такие сердечки, пусть они приносят вам любовь, радость и счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания мероприятия с родителями на тему "Солнце семейных традиций" в старшей группе

Тема: «Солнце семейных традиций»Форма проведения: акция, встреча.Аудитория: родители воспитанников старшей группыКоличество участников: 12-15 человек - родители, дети, воспитатели старшей группы...

Презентация по лексической теме "Семья. Семейные традиции" для старшей группы

Презентация предназначена для использования на занятии по Ознакомлению с окружающим по теме "Семья. Семейные традиции" в старшей группе ДОУ...

Конспект родительского собрания «Семейные традиции» в старшей группе

Цели: поиск новых форм взаимодействия ДОУ с семьей; повышение педагогической культуры родителей, создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимопонимание между педагогами и родителями, ...

Конспект родительского собрания «Семейные традиции» в старшей группе

Конспект родительского собрания «Семейные традиции» в старшей группе...

Проект "Чайные традиции" в старшей группе детского сада

Однажды в группе, обсуждая на занятии тему полезных продуктов, мы заметили, что никто не назвал чай. А ведь мы пьем его ежедневно. Оказалось мы так мало знаем о чае. Мы решили узнать о нем как можно б...

Перспективный план кружка «Моя семья и семейные традиции» в старшей группе№3 «Почемучки»

Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании, доверии, заботе друг о друге, радости от совместных действий....

Проект «Семья и семейные традиции» в старшей группе комбинированной направленности

В последнее время современные родители все больше заняты проблемами образования. Они заботятся о том, чтобы дети много знали, имели преимущество перед сверстниками, основной упор направлен  на по...