«Детско - родительское волонтерство: практический опыт детского сада»
статья (старшая группа)

ЧУВАЙЧЕНКО ИРИНА ОЛЕГОВНА

Статья посвящена актуальной проблеме нравственного воспитания дошкольников в контексте ФГОС ДО. Рассматривается перспективная форма работы – детско-родительское волонтерство, направленное на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о волонтерстве, развитие навыков заботы, эмпатии и взаимопомощи. Описываются цель, задачи и принципы реализации волонтерского проекта, успешно реализованного в детском саду. Представлены методы и формы работы, используемые для достижения поставленных целей, включая тематические занятия, экскурсии, игры-ситуации, практические и творческие задания.

Статья адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в эффективных способах нравственного воспитания детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detsko_-_roditelskoe_volonterstvo.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Детско - родительское волонтерство: практический опыт детского сада»

В условиях современной социокультурной ситуации нравственное воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость.  Согласно положениям ФГОС ДО, одним из приоритетных направлений работы дошкольного образовательного учреждения является формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их моральных качеств и социальной компетентности.  В связи с этим, актуальность приобретает поиск эффективных форм и методов реализации задач нравственного воспитания в дошкольном детстве.

Одним из перспективных направлений является организация волонтерской деятельности, которая рассматривается как мощный инструмент формирования эмпатии, милосердия, ответственности и активной гражданской позиции.  В рамках нашего детского сада был разработан и успешно реализуется проект детско-родительское волонтерство, направленный на формирование у старших дошкольников представлений о волонтерстве и развитие навыков оказания помощи другим.

Цель и задачи проекта

Цель: Формирование у детей 5-6 лет представлений о волонтерстве, развитие навыков заботы, взаимопомощи и эмпатии, а также оказание посильной помощи детям младшей группы.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «волонтер» и его значением.
  • Развить у детей навыки заботы о других, сочувствия и сопереживания.
  • Научить детей оказывать посильную помощь младшим воспитанникам.
  • Формировать у детей чувство ответственности и гордости за свою помощь.
  • Развивать коммуникативные навыки и умение работать в команде.
  • Вовлечь родителей в волонтерскую деятельность, создавая атмосферу поддержки и сотрудничества.

Принципы реализации проекта:

Реализация проекта осуществлялась на основе следующих принципов:

Возрастная адекватность: Деятельность должна соответствовать возрасту и возможностям детей.

Добровольность: Участие в волонтерских акциях должно быть добровольным и основываться на желании детей.

Позитивный настрой: необходимо создавать атмосферу радости и удовольствия от помощи другим.

Систематичность: Волонтерская деятельность должна быть регулярной и планомерной.

Сотрудничество с родителями: Активное вовлечение родителей в проект.

Методы и формы работы

Для достижения поставленных целей и задач использовался комплекс методов и форм работы, включающий:

Тематические занятия: Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение сказок о взаимопомощи, обсуждение жизненных ситуаций, требующих проявления сочувствия и заботы.

Экскурсии: Знакомство с младшей группой, наблюдение за деятельностью малышей, выявление их потребностей.

Игры-ситуации: Моделирование ситуаций, в которых дети учатся предлагать и оказывать помощь другим.

Практические задания: Оказание помощи в одевании и раздевании, уборке игрушек, организации игр, изготовлении подарков.

Творческая деятельность: Рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок и атрибутов для игр.

Просмотр мультфильмов: Обсуждение нравственного содержания мультфильмов, анализ поступков героев.

Этапы реализации проекта и их краткое описание

Проект был реализован в течение учебного года и включал следующие этапы:

Сентябрь: Знакомство с миром волонтерства и младшей группой.

Дети:

Тематическое занятие: «Кто такие волонтеры? Зачем они нужны?» (Беседа, рассматривание картинок, чтение сказки о взаимопомощи).

Экскурсия: Знакомство с младшей группой (знакомство с детьми, осмотр групповой комнаты, обсуждение потребностей младших).

Игра: «Помоги другу» (игра-ситуация, где дети учатся предлагать помощь друг другу).

Творческая деятельность: Рисование «Мой друг из младшей группы».

Родители:

Родительское собрание: Знакомство родителей с проектом, обсуждение важности волонтерства. Предложить варианты участия: помощь в организации мероприятий, изготовление материалов, сопровождение детей. Раздать памятки и информационные буклеты о волонтерстве.

Опрос родителей о готовности участвовать в волонтерской деятельности.

Октябрь: Первые шаги навстречу малышам.

Дети:

Тематическое занятие: «Как мы можем помочь малышам?» (Обсуждение, составление списка дел).

Практическое задание: «Помощники в раздевалке» (помощь в одевании и раздевании младших детей).

Игра: «Собери игрушки» (помощь в уборке игрушек в младшей группе).

Творческая деятельность: Изготовление поздравительных открыток для младших детей (к празднику осени).

Чтение: Чтение рассказов о дружбе и взаимопомощи.

Родители:

Предложить помощь в подготовке материалов для открыток (заготовки, краски, кисти).

Участие в практическом занятии «Помощники в раздевалке» (помощь в организации, наблюдение за безопасностью).

Ноябрь: «Помогаем в играх».

Дети:

Тематическое занятие: «Какие игры любят малыши?» (Обсуждение, показ игр).

Практическое задание: «Волонтеры-игроводы» (организация игр для младших детей, помощь в соблюдении правил).

Игра: «Построй домик» (совместное строительство из конструктора с младшими детьми).

Творческая деятельность: Изготовление атрибутов для игр (например, маски, флажки).

Просмотр: Просмотр мультфильмов о дружбе и взаимопомощи.

Родители:

Помощь в изготовлении атрибутов для игр.

Организация мастер-класса по изготовлению простых игрушек для малышей.

Декабрь: Праздник добра и заботы.

Дети:

Творческая деятельность: Изготовление новогодних поделок и подарков для младших детей (украшение елки, изготовление игрушек).

Праздничное мероприятие: Новогодний утренник с участием старших и младших детей, где старшие дети помогают малышам участвовать в играх и танцах.

Чтение: Чтение новогодних сказок и стихов.

Родители:

Активное участие в подготовке к утреннику (костюмы, декорации).

Помощь в проведении утренника (сопровождение детей, помощь в организации игр).

Январь: «Зимние забавы и забота о природе».

Дети:

Тематическое занятие: «Зима и ее обитатели. Как помочь птицам зимой?»

Практическое задание: Изготовление кормушек для птиц и развешивание их на территории детского сада.

Игра: «Зимние забавы» (организация подвижных игр на свежем воздухе для младших детей, помощь в катании с горки).

Творческая деятельность: Рисование «Зимние пейзажи» с последующим оформлением в младшей группе.

Наблюдение: Наблюдение за птицами у кормушек.

Родители:

Совместное изготовление кормушек дома с детьми.

Помощь в развешивании кормушек на территории детского сада. Сопровождение на прогулке

Февраль: День защитника Отечества и забота о старших

Дети:

Тематическое занятие: «Кто такие защитники? Поздравляем пап и дедушек».

Практическое задание: Изготовление подарков для пап и дедушек (открытки, поделки).

Игра: «Сильные и смелые» (подвижные игры, где старшие дети демонстрируют силу и ловкость, помогая младшим).

Творческая деятельность: Изготовление открыток «Согреем сердца героев: Детские рисунки для солдат СВО»». Рисование открыток для пап.

Экскурсия: Посещение старшей группы для наблюдения за их занятиями и играми (для 5-6 лет).

Родители:

Помощь в подготовке материалов для поделок.

Организация встречи с интересным человеком (например: военный в отставке).

Март: День добрых сюрпризов.

Дети:

Тематическое занятие: "Признаки весны. Как оживает природа?"

Практическое задание: Посадка семян и уход за комнатными растениями в младшей группе (полив, протирание листьев).

Игра: «Весенние цветы» (создание аппликаций или рисунков на тему весны).

Творческая деятельность: Изготовление весенних поделок (например, бумажные цветы).

Чтение: Чтение стихов и рассказов о весне.

Родители:

Предоставление семян, земли, горшочков для посадки.

Совместная посадка растений детей обеих групп

Апрель: «Космические приключения и помощь в организации пространства»

Дети:

Тематическое занятие: «Путешествие в космос. Кто такие космонавты?»

Практическое задание: Помощь в уборке и организации игрового пространства в младшей группе (расстановка игрушек, книг).

Игра: «Строим ракету» (совместное конструирование из больших деталей).

Творческая деятельность: Создание аппликаций «Космические корабли».

Просмотр: Просмотр познавательных мультфильмов о космосе.

Родители:

Изготовление декораций для космической темы.

Май: «День Победы и забота о чистоте»

Дети:

Тематическое занятие: «День Победы. Помним и гордимся».

Практическое задание: Помощь в уборке территории детского сада (сбор листьев, мусора под присмотром воспитателя).

Игра: «Чистый двор» (подвижные игры на свежем воздухе).

Творческая деятельность: Рисование на тему «Мирное небо».

Праздничное мероприятие: Участие в праздновании Дня Победы, где старшие дети могут помочь младшим в разучивании песен или стихов

Родители:

Рассказы о героях войны (если есть ветераны в семье).

Плетение маскировочных сетей для фронтовиков СВО.

Помощь в сборе гуманитарной помощи СВО «Миссия Добро».

Совместное участие в уборке территории детского сада. Помощь в организации праздничного мероприятия.

Июнь: «Летние игры и забота о безопасности»

Дети:

Тематическое занятие: «Правила поведения летом. Как быть осторожным?»

Практическое задание: Помощь в организации подвижных игр на свежем воздухе для младших детей, следить за их безопасностью во время игр.

Игра: «Летние забавы» (организация эстафет, игр с мячом, скакалкой).

Творческая деятельность: Изготовление летних поделок (например, веера, украшения из природных материалов).

Родители:

Активное участие в прогулках, наблюдение за насекомыми, за играми на свежем воздухе.

Организация мастер-класса по изготовлению мыльных пузырей.

Июль: «Водные приключения и помощь в уходе за растениями»

Дети:

Тематическое занятие: «Вода – источник жизни. Как заботиться о растениях летом?»

Практическое задание: Помощь в поливе цветов на клумбах детского сада.

Игра: «Водные игры» (организация безопасных игр с водой на участке).

Творческая деятельность: Создание аппликаций «Цветы на клумбе».

Наблюдение: Наблюдение за ростом растений, обсуждение их потребностей.

Родители:

Помощь в организации игр с водой. (небольшие бассейны и тд.)

Август: «Подготовка к новому учебному году и подведение итогов»

Дети:

Тематическое занятие: «Как мы готовились к новому учебному году?»

Практическое задание: Помощь в уборке и подготовке игрушек и материалов для младшей группы к новому учебному году.

Игра: «Волонтеры-помощники» (повторение и закрепление навыков помощи младшим детям в игровой форме).

Творческая деятельность: Создание коллажа «Наши добрые дела» с фотографиями и рисунками, отражающими проделанную работу.

Родители:

Активное участие в подготовке помещений групп к новому учебному году.

Итоговое мероприятие: Праздник «Маленькие герои».

Родительское собрание: Подведение итогов проекта, обсуждение достижений детей, обмен мнениями.

Беседы с детьми и родителями.

Результаты реализации проекта оказались весьма позитивными. Дети старшей группы не только познакомились с понятием «волонтерство», но и активно включились в практическую деятельность по оказанию помощи малышам. Они проявляли инициативу, заботу и сочувствие, с удовольствием помогали в одевании, уборке игрушек и организации игр. Значительно возросла их социальная компетентность, умение взаимодействовать с другими детьми, работать в команде и проявлять ответственность.

Наблюдения показали, что участие в волонтерской деятельности способствовало развитию эмпатии, милосердия и уважения к окружающим. Дети стали более внимательными к потребностям других, научились сопереживать и предлагать свою помощь. Родители также отметили положительные изменения в поведении детей дома, их стремление к оказанию помощи и проявлению заботы о близких.

Вовлечение родителей в волонтерскую деятельность способствовало укреплению сотрудничества между детским садом и семьей, созданию благоприятной атмосферы для развития детей. Совместные мероприятия, мастер-классы и практические задания позволили родителям лучше понять цели и задачи проекта, внести свой вклад в формирование нравственных ценностей у детей.

В дальнейшем планируется расширить волонтерскую деятельность в детском саду, вовлекая в нее больше детей и родителей, а также организуя новые формы работы, направленные на развитие социальной ответственности и гражданской активности. Результаты проекта подтверждают эффективность волонтерства как инструмента нравственного воспитания и социальной адаптации детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста

Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Сценарий совместного детско-родительского досуга "Конкурс "семья Детского сада"

Данное мероприятие проводилось с детьми ОВЗ и их родителями с целью поддержки семьи и обучению способам саморегуляции и выхода из сложных педагогических ситуаций, а также с целью привлечения родилтеле...

Детско – родительский проект «КРОССБУКИНГ» в детском саду.

Кроссбукинг — это так называемый обмен прочитанными книгами, газетами, журналами...

детско- родительский клуб (практическая часть)

Задачи семейного клуба «Дочки-Сыночки»: оказание психолого-педагогической помощи родителям;пропаганда положительного опыта семейного воспитания;повышение педагогической культуры родителей ...