Нетрадиционные формы работы с родителями как средство экологического воспитания дошкольников
статья (старшая группа)

Шибитова Ирина Николаевна

Представлены нетрадиционные формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: "Нетрадиционные формы работы с родителями как средство экологического воспитания дошкольников".

I. Обоснование актуальности выбранной темы.

         В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина  -   деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Именно сегодняшняя экологическая ситуация в мире, её катастрофическое ухудшение,  заставляет каждого из нас задуматься над необходимостью рационального использования природных ресурсов в интересах не только человека, но и, прежде всего, самой  природы. А это значит,  настала пора отказаться  от традиционно - потребительского отношения  к ней.   Формирование  осознанно-правильного отношение к природе у детей - приоритетное  направление стратегии выживания человечества, как составляющей части природного мира.  

      Каждый из присутствующих здесь, безусловно, знает, что экологическое воспитание целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте, так как это самый восприимчивый, открытый к познанию период, в рамках которого формируется отношение ребёнка к себе, к окружающему миру, выстраивается координата ценностей. Каждому из нас, в том числе нашим детям, необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы наше поведение стало экологически осмысленным. Осознанно-правильное отношение к природе является важной, необходимой областью воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

II. Взаимодействие педагогов с родителями.

Сегодня взаимодействие ДОУ с родителями  - важная  составная  часть всей  педагогической деятельности по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов, решая как текущие вопросы воспитания и образования детей, так  и в перспективе завтрашнего дня.

Мы знаем, что существуют традиционные и нетрадиционные формы работы с семьёй.

Традиционные формы:

-родительские собрания (групповые, общие);

-дни открытых дверей (открытые занятия, утренники);

-консультации (коллективные, индивидуальные, по заявке,            тематические, проблемные, оперативные);

-информационный  блок (через папки-передвижки, родительские уголки, памятки);

-беседы (коллективные, индивидуальные);

-совместные праздники, развлечения;

-посещение семей;

-анкетирование;

-выставки;

-библиотека для родителей;

-конференции;

-семейные университеты.

                    Нетрадиционные формы:

-родительские собрания в нетрадиционной форме : круглый стол, «Педагогическая гостиная»;

-информационный блок: «Копилка родительской мудрости», тесты, опросники, анкеты;

-научно-практические конференции;

-проект «Адаптация без слёз» - работа коллектива с семьёй по подготовке ребёнка к новым социальным условиям;

-дни открытых дверей с нетрадиционными подходами и в разнообразных формах. Заключение родительских договоров;

-совместные занятия родителей (консультация, обучение);

-медико-педагогические совещания и советы педагогов с участием родителей;

-оперативная информация (спрашивайте, отвечаем);

-создание семейного портрета;

-выпуск газеты ДОУ;

-гость группы;

-телефон доверия, эл. Почта,

-клуб «Хочу поделиться опытом.

      В работе с родителями мы стремимся построить общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, а организованная  совместная  деятельность осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.

   Мы хотим рассказать вам о тех нетрадиционных формах работы с родителями, которые мы использовали в своей работе.

  В ДОУ на протяжении нескольких лет,  ежемесячно, издаётся газета «Страна чудес». В ней рассказывается о событиях, происходящих в ДОУ, предлагается познавательная информация, даются занимательные игры и задания для занятий с детьми.  Например, кроссворд «Рыбка». В котором, для того чтобы узнать название аквариумной рыбки, надо угадать названия предметов, её окружающих.

  У нас в группе был осуществлён проект «А у нас спектакль». Мы предложили родителям вместо традиционного осеннего праздника поставить спектакль музыкальный «Мешок яблок» по сказке Сутеева. Родители участвовали в распределении ролей, изготовлении костюмов и декораций, исполнении ролей.

   Проводилось родительское собрание в нетрадиционной форме. Это был мастер-класс по изобразительной деятельности экологической направленности «Аквариум». Мы показали родителям и детям использование нетрадиционных техник рисования ( рисование нитками, пластилином), а также поговорили о среде обитания аквариумных рыбок, способах ухода за ними.

   Пожары наносят огромный вред окружающей среде. А как работают пожарные? Чтобы узнать, мы организовали экскурсию в пожарную часть вместе с родителями. Мы побывали во многих помещениях пожарной части, познакомились с оборудованием, примерили форму, поучаствовали в соревнованиях. Напоследок, дети подарили пожарным свои рисунки.

     Родители вместе с детьми с удовольствием участвовали в проекте «Охотники за батарейками».

  Благоустраивали территорию ДОУ (озеленяли и изготавливали нестандартное оборудование).

  17 апреля в ДОУ проходила акция «Сирень Победы». Наши родители приняли в ней участие.

  У нас в группе существует практика выездов с родителями  в Волго-Ахтубинскую пойму.

  Мы побывали в музее «Русской сказки» в Лебяжьей поляне.

  Нашей традицией стали ежегодные летние поездки вместе с родителями и детьми на берег реки Ахтуба. Мы активно проводили время. Были спортивные эстафеты, подвижные игры, экологические конкурсы, наблюдения, тёплые беседы, фото на память.

  Наша системная работа привела к значительному расширению кругозора дошкольников, развитию  представлений о животном мире, умений объяснять экологические зависимости, устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных, климатическими условиями и характерными особенностями их обитателей. Дети проявляют большую инициативу в организации опытно-экспериментальной деятельности, самостоятельность в уходе за животными и растениями уголка природы, а также неослабевающий интерес к разным представителем флоры и фауны. Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира. Дети  стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями. Воспитание у детей экологической культуры осуществляется успешно. Взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому самое главное -  личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»

Тема моей презентации: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли ...

«Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»

Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...

Доклад "Нетрадиционная форма работы с родителями как основа экологического мировозрения "

  Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия ч...

Паспорт проекта «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников» (долгосрочный)

Цель педагогического проекта:Создать систему работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности и приобщение родителей к сов...

консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"

      Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...

Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников»

Актуальность проектаПроблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.События последних десятилетий в нашей истории заставляют по- новому взгл...