Нетрадиционные формы работы с родителями как средство экологического воспитания дошкольников
статья (старшая группа)
Представлены нетрадиционные формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления: "Нетрадиционные формы работы с родителями как средство экологического воспитания дошкольников".
I. Обоснование актуальности выбранной темы.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Именно сегодняшняя экологическая ситуация в мире, её катастрофическое ухудшение, заставляет каждого из нас задуматься над необходимостью рационального использования природных ресурсов в интересах не только человека, но и, прежде всего, самой природы. А это значит, настала пора отказаться от традиционно - потребительского отношения к ней. Формирование осознанно-правильного отношение к природе у детей - приоритетное направление стратегии выживания человечества, как составляющей части природного мира.
Каждый из присутствующих здесь, безусловно, знает, что экологическое воспитание целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте, так как это самый восприимчивый, открытый к познанию период, в рамках которого формируется отношение ребёнка к себе, к окружающему миру, выстраивается координата ценностей. Каждому из нас, в том числе нашим детям, необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы наше поведение стало экологически осмысленным. Осознанно-правильное отношение к природе является важной, необходимой областью воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
II. Взаимодействие педагогов с родителями.
Сегодня взаимодействие ДОУ с родителями - важная составная часть всей педагогической деятельности по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов, решая как текущие вопросы воспитания и образования детей, так и в перспективе завтрашнего дня.
Мы знаем, что существуют традиционные и нетрадиционные формы работы с семьёй.
Традиционные формы:
-родительские собрания (групповые, общие);
-дни открытых дверей (открытые занятия, утренники);
-консультации (коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, проблемные, оперативные);
-информационный блок (через папки-передвижки, родительские уголки, памятки);
-беседы (коллективные, индивидуальные);
-совместные праздники, развлечения;
-посещение семей;
-анкетирование;
-выставки;
-библиотека для родителей;
-конференции;
-семейные университеты.
Нетрадиционные формы:
-родительские собрания в нетрадиционной форме : круглый стол, «Педагогическая гостиная»;
-информационный блок: «Копилка родительской мудрости», тесты, опросники, анкеты;
-научно-практические конференции;
-проект «Адаптация без слёз» - работа коллектива с семьёй по подготовке ребёнка к новым социальным условиям;
-дни открытых дверей с нетрадиционными подходами и в разнообразных формах. Заключение родительских договоров;
-совместные занятия родителей (консультация, обучение);
-медико-педагогические совещания и советы педагогов с участием родителей;
-оперативная информация (спрашивайте, отвечаем);
-создание семейного портрета;
-выпуск газеты ДОУ;
-гость группы;
-телефон доверия, эл. Почта,
-клуб «Хочу поделиться опытом.
В работе с родителями мы стремимся построить общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, а организованная совместная деятельность осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.
Мы хотим рассказать вам о тех нетрадиционных формах работы с родителями, которые мы использовали в своей работе.
В ДОУ на протяжении нескольких лет, ежемесячно, издаётся газета «Страна чудес». В ней рассказывается о событиях, происходящих в ДОУ, предлагается познавательная информация, даются занимательные игры и задания для занятий с детьми. Например, кроссворд «Рыбка». В котором, для того чтобы узнать название аквариумной рыбки, надо угадать названия предметов, её окружающих.
У нас в группе был осуществлён проект «А у нас спектакль». Мы предложили родителям вместо традиционного осеннего праздника поставить спектакль музыкальный «Мешок яблок» по сказке Сутеева. Родители участвовали в распределении ролей, изготовлении костюмов и декораций, исполнении ролей.
Проводилось родительское собрание в нетрадиционной форме. Это был мастер-класс по изобразительной деятельности экологической направленности «Аквариум». Мы показали родителям и детям использование нетрадиционных техник рисования ( рисование нитками, пластилином), а также поговорили о среде обитания аквариумных рыбок, способах ухода за ними.
Пожары наносят огромный вред окружающей среде. А как работают пожарные? Чтобы узнать, мы организовали экскурсию в пожарную часть вместе с родителями. Мы побывали во многих помещениях пожарной части, познакомились с оборудованием, примерили форму, поучаствовали в соревнованиях. Напоследок, дети подарили пожарным свои рисунки.
Родители вместе с детьми с удовольствием участвовали в проекте «Охотники за батарейками».
Благоустраивали территорию ДОУ (озеленяли и изготавливали нестандартное оборудование).
17 апреля в ДОУ проходила акция «Сирень Победы». Наши родители приняли в ней участие.
У нас в группе существует практика выездов с родителями в Волго-Ахтубинскую пойму.
Мы побывали в музее «Русской сказки» в Лебяжьей поляне.
Нашей традицией стали ежегодные летние поездки вместе с родителями и детьми на берег реки Ахтуба. Мы активно проводили время. Были спортивные эстафеты, подвижные игры, экологические конкурсы, наблюдения, тёплые беседы, фото на память.
Наша системная работа привела к значительному расширению кругозора дошкольников, развитию представлений о животном мире, умений объяснять экологические зависимости, устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных, климатическими условиями и характерными особенностями их обитателей. Дети проявляют большую инициативу в организации опытно-экспериментальной деятельности, самостоятельность в уходе за животными и растениями уголка природы, а также неослабевающий интерес к разным представителем флоры и фауны. Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира. Дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями. Воспитание у детей экологической культуры осуществляется успешно. Взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.
Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»
Тема моей презентации: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли ...

«Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»
Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...

Доклад "Нетрадиционная форма работы с родителями как основа экологического мировозрения "
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия ч...

Паспорт проекта «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников» (долгосрочный)
Цель педагогического проекта:Создать систему работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности и приобщение родителей к сов...
консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...

Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников»
Актуальность проектаПроблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.События последних десятилетий в нашей истории заставляют по- новому взгл...
