«Практические приемы по развитию дошкольников посредством театрализованной деятельности»
консультация (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 114»
Выступление на малом педсовете:
«Практические приемы по развитию
дошкольников посредством
театрализованной деятельности.»
Подготовила: музыкальный руководитель Рыжикова Е.В
.
«Практические приемы по развитию дошкольников посредством театрализованной деятельности».
Ребенок впервые выходит из узкого семейного круга в мир взрослых людей. Растущему человеку нужна педагогическая поддержка, чтобы ребенок вошел в окружающий его мир, вырос творческой личностью, сам мог выбирать свой жизненный путь и реализовывать его.
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка являются театрализованные игры, которые пользуются у малышей неизменной любовью, являясь благоприятной средой для творческого развития способностей детей.
Любовь детей к кукольным представлениям заложена в особенностях психики, так как кукольные персонажи воспринимаются ими практически как самостоятельные живые персонажи. Этот сказочный, игровой мир манит и завораживает детей, увлекает и незаметно воспитывает их.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Театрализованная деятельность является также источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Исходя из этого основная цель развития театрализованной деятельности в ДОУ:
Вырастить творчески мыслящего ребёнка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и способности.
Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидна: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являя одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый - педагог, в данном случае – я, воспитатель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
В ходе этой деятельности реализуются следующие задачи:
- Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
- Расширять представления детей об окружающей действительности.
- Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
- Развивать память, мышление, воображение, внимание.
- Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
- Воспитывать желание играть театральными куклами.
- Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Формы, методы и приемы работы:
- Традиционные методы (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые используются на занятиях;
- Метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;
- Метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
- Игры драматизации.
- Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
- Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения.
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.
- Упражнения на развитие детской пластики.
- Упражнения на развитие выразительной мимики.
- Упражнения по этике во время драматизаций.
- Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
- Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.
В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей следует учитывать:
- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;
- особенности его эмоционально – личностного развития;
- интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
В группе обязателен театрализованный уголок, поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право ребёнка на театрализацию любимого произведения. Уголок должен быть оснащён различными видами театров: настольный театр, театр масок, пальчиковый театр, теневой театр, театр би-ба-бо и тд. Так же должны быть в наличии ширмы и различные домики. Костюмы и декорации, выполненные совместно с детьми и родителями.
Для создания условий персонифицированного общения с каждым ребёнком, развития его исследовательского интереса, моделирования, экспериментирования в зоне театрализованной деятельности можно разместить разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.
Классификация игровых позиций детей:
Ребенок – «режиссер» - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст и переводить его в игровой постановочный. Он целеустремлен, обладает комбинаторными свойствами (включение в ход игры стихи, песни, танцы и пр.) и организаторскими способностями (инициирует игру, распределяет роли, определяет «сцену», руководит игрой и ее развитием)
Ребенок – «актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет различными средствами выразительности и передачи образа, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ. Он эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.
Ребенок – «зритель» - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово).
Ребенок – «декоратор» - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа, замысла, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
При наличии необходимого условия – активного интереса детей к театрализованной игре - каждый найдет свое место. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – «спрятаться» за маску, тем самым преодолеть неуверенность в себе, создавая чувство удовлетворения собой, радости, успешности.
Моя работа как музыкального руководителя строится в тесном контакте с педагогами ДОУ.
Развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности идет в следующих направлениях:
- Активность – от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
- Самостоятельность - от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях в театральной деятельности, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
- Творчество – от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
- Эмоциональность – от эмоционального заряжения художественными образами – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению (неэффективного" стиля поведения на продуктивный.
- Произвольность – от полноценного переживания эмоциональных состояний героев художественной литературы в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений, и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
- Связная речь – от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Развитие перечисленных свойств личности логически взаимосвязаны и осуществляются комплексно.
Для развития навыков театрализованной деятельности подобран и систематизирован материал: специальные упражнения, этюды, задания, которые проводятся в игровой форме, позволяя вовлекать застенчивых и нерешительных детей. В соответствии с темой и временем года подбираются этюды, игры на развитие сценической речи ("Мыльные пузыри", "Удивлённый бегемот", "Раздумье"). Большое внимание уделяется играм на актерское мастерство, в которых ребенку легко удается выразить свои эмоции ("Солнышко и паровозик", "Чудесные превращения", "Вкусные конфетки"). Используются релаксационные упражнения для предупреждения психоэмоционального напряжения: "Волшебный сон", "Раздумья", "Сон на берегу моря".
Формы работы с родителями могут осуществляться по следующим направлениям:
- основы домашнего театра;
- мастерство руководства игрой;
- обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
- театральная гостиная;
- творческая мастерская;
- совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
- консультации по вопросам творческого развития детей;
- родительские собрания;
- фотоотчёт.
Результаты работы по театрализованной деятельности не могут не радовать: ребята начинают чаще проявлять эмпатию друг другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, становятся доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшается количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети осваивают невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); учатся понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное; речь становится более выразительной. Дети становятся более уверенными в себе, самостоятельными и инициативными; учатся преодолевать робость, сопереживать; у детей появляется интерес к театрализованной игре.
Таким образом, систематическое включение театрализованных игр в повседневную жизнь помогает полнее раскрыть детям возможности, таланты, способствует всестороннему развитию дошкольников и укрепляет детско-родительские отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические приемы массажа и самомассажа - как способ развития мелкой моторики рук.
Практические приемы массажа и самомассажа - как способ развития мелкой моторики рук....
Профилактика дислексии и дисграфии (практические приемы)
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Сред...

Практические приемы поддержания и развития внимания
Практические приемы поддержания и развития внимания...

Консультация для родителей "Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук"
Улучшить знания родителей в области мелкой моторики и здоровья сбережения детей...

Мастер - класс для педагогов "Практические приемы самомассажа и массажа, как способ развития мелкой моторики рук"
Мастер - класс для педагогов "Практические приемы самомассажа и массажа, как способ развития мелкой моторики рук"...

Практические приемы создания игровой мотивации в коррекционной работе
Материалы выступления на районном методическом объеденении учителе-логопедов....

Практические приемы формирования игровой ситуации у дошкольников на логопедических занятиях
Формирование игровой деятельности у дошкольника на логопедических занятиях повышает мотивацию ребенка к обучению, создает положительный настрой и повышает эффективность коррекционного воздействия...