Сообщение на тему: «Использование арт – технологий в работе с детьми с ОВЗ»
учебно-методический материал
Арт – терапия (термин был введен в 1938 Андрианом Хиллом) – использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, мобилизующая.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему: «Использование арт – технологий в работе с детьми с ОВЗ»
На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных технологий в организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать воспитанников, сделать обучение осознанным, мы используем в своей работе нестандартные подходы.
Мы знаем, что дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, для коррекции которых необходимы дополнительное воздействие специалистов. Отсюда возникает противоречие. С одной стороны – детям с ОВЗ необходимы дополнительные коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога. С другой стороны, в силу психологических особенностей у этой категории детей отмечается:
- низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости,
- снижена познавательная активность,
- замедленный темп переработки информации.
В связи с этим необходимо подобрать такие методики и технологии, которые бы способствовали эффективному здоровье сбережению, развитию и обучению детей данной категории, не перегружая их.
Одной из наиболее эффективных коррекционно – развивающих технологий, которую мы используем, является арт – терапия.
Арт – терапия (термин был введен в 1938 Андрианом Хиллом) – использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, мобилизующая.
Целью арт-терапии является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задача педагогов состоит в том, чтобы: расширить эмоциональный опыт; снизить импульсивность, тревогу, агрессию детей; уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение; совершенствовать коммуникативные навыки и творческие способности; воспитать межличностное доверие и групповое сотрудничество; развить познавательные процессы; развить чувственный аппарат на основе сенсорных эталонов.
В нашем саду для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагоги используют следующие виды арт-терапии: песочная терапия, изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия.
Особое внимание в коррекционной работе мы отводим роль песочной арт – терапии. Она развивает познавательную, коммуникативную и эмоциональную сферу ребенка. Особая роль здесь отводится при работе мелкой и крупной моторики рук. Все упражнения с песком приносят тройную пользу ребенку: развиваются руки, подготавливаются к овладению письмом; формируется художественный вкус, развивается речь и мышление ребенка.
Одним из методов арт-терапевтической работы используемым педагогом-психологом является рисование песком. Это замечательный сенсорный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования. Во время работы с песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко скорректировать. Рисование песком часто проводят под музыку, а световые столы излучают не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая воспитанника в творческий процесс. Ребенок включается в игру с песком и эмоционально, и психически, и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости. Манипуляция сыпучими материалами, позволяет «заземлять» негативные эмоции благодаря этому песочные занятия имеют медитативные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта для ребёнка.
Педагог – психолог проводит арт-терапию в сенсорной комнате для того, чтобы достичь наиболее эффективных результатов. Это очень универсальная среда, которая положительно влияет на здоровье и психику ребенка. Сенсорная комната комплексно воздействует на отдельные органы чувств. Наиболее распространенный вид воздействия сенсорной комнаты - зрительный. Каждое оборудование имеет свою цель и формы использования.
Таким образом, использование песочной арт – терапии и пребывание в сенсорной комнате раскрепощает ребенка, создает положительный эмоциональный настрой, тренирует психомоторные функции.
Следующий вид арт-терапии, который используют как воспитатели, так и педагог-психолог – это изотерапия.
Воспитатели этот вид используют как в совместной деятельности детей и взрослых, так и индивидуальных и подгрупповых.
Используют такие техники изотерапии как «монотипия», «печать смятой бумагой», «выдувание», рисование по - мокрому листу, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами (манка, гречка, сахарный песок и т.д.).
Благодаря этим техникам у детей развивается воображение, повышается самооценка, развиваются коммуникативные навыки, формируется плавное речевое дыхание, что очень важно для развития речи детей с ОВЗ. С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижается эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность.
Педагог-психолог использует элементы изотерапии для того, чтобы помочь детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке и определить выход из неё. Использует такие техники как:
- хаотический рисунок с пятнами, кляксами или каракулями «Мои страхи»;
- сюжетный рисунок, к примеру, «Моя любимая сказка», «Моя семья»;
- произвольный рисунок, к примеру, «Счастье», «Моё настроение» и пр.
Таким образом, педагог-психолог выявляет имеющие недостатки и проблемы в развитии ребенка, и начинает их устранять, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Систематическая комплексная коррекционная работа с использованием элементов изотерапии является эффективным средством для развития речи, творческого воображения, личностного роста детей с особыми образовательными потребностями, что является предпосылками для их успешной социализации.
Другим видом арттерапии, дающим положительные результаты в психокоррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ, является музыкотерапия.
В работе с детьми с ОВЗ музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых нарушений, нарушений поведения.
Музыкотерапия используется в различных видах детской деятельности: на музыкальных занятиях, физкультурных, изобразительной деятельности, так же на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога и логопедических занятиях.
На коррекционно-развивающих занятиях педагог – психолог проводит мини-релаксацию с применением элементов музыкотерапии, для того чтобы настроить детей на занятия. И также проводит в конце занятия, чтобы снять напряжения. И воспитателям рекомендует применять релаксационные паузы вместо физкультминуток (несколько минут расслабившись, положа голову на парту или кому как удобнее, послушать классическую музыку).
Воспитатели используют элементы музыкотерапии при подготовке детей ко сну, для этого включают классическую и релаксирующую музыку, наполненной звуками природы (шелест листьев, шум морских волн, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются и быстрее засыпают.
Также и пробуждение детей после сна начинают со звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. («Музыка для души», «Оттенки настроения»). Тем самым подготавливают организм ребёнка к двигательной активности, осуществляя плавный естественный переход от состояния покоя к бодрствованию.
На музыкальных занятиях использует психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние.
Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений», которое сопровождается разными по характеру мелодиями. Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.
Также музыкальный руководитель применяет недирективную медитацию - это метод, который позволяет фокусироваться на дыхании, а также «обрабатывать» воспоминания и эмоции.
Во время упражнений на недирективную медитацию музыкальный руководитель предлагает детям прослушать музыкальные произведения, не давая «подсказок», не направляя внимание детей на что-то конкретное. Слушая музыку, дети создают в воображении «музыкальные сны» («рисуют мультфильмы»).
Затем каждый из детей рассказывает, что увидел и почувствовал, какие образы навеяла ему музыка.
Музыкотерапия оказывает следующие положительные результаты:
• оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
• замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;
• улучшается речевая функция.
Следующий вид арт-терапии, который применяем– это сказкотерапия.
Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё. Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. И задача учителя-логопеда— окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.
Сказки для сказкотерапии подбираются разные: психологические, медитативные сказки, художественные, диагностические, дидактические.
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
- сказка должна быть в чём-то идентичной проблеме ребёнка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
- сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
Педагог-психолог часто предлагает воспитаннику сочинить сказку самостоятельно. Через сказку он узнаёт о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Для диагностики применяет диагностические сказки, которые помогают выявить характер ребенка и его отношение к миру.
Для того, чтобы направить и обогатить личностное развитие ребенка применяет психологическую сказку.
В повседневной работе педагоги используют художественные сказки. Для того, чтобы познакомить детей с эстетическими принципами и традициями человечества. Например, дети обыграли сказку «Муха-Цокотуха». Эта сказка учит детей разбираться в людях и выбирать друзей.
Дидактическую сказку применяют для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе и т. д.). Задания в таких сказках дают ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике. Именно дидактическая сказка способна вызвать интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.
Вот, например, сегодня просмотрели занятие учителя-логопеда с элементами сказкотерапии. Здесь он применил дидактическую сказку, для того чтобы обогатить знания детей о жизни птиц в лесу. А затем обыграли эту сказку для закрепления.
Все занятия проходят в игровой форме. Позволяет развить творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развить чувство юмора. В заключение отмечу, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные образы, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Своё выступление хочу закончить тем, что применение коррекционно – развивающих технологий на занятиях позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.
Дети «с особыми образовательными потребностями» нуждаются в особом внимании педагогов, логопедов, психологов, родителей. Систематическое использование в коррекционной работе элементов арт - терапии позволяет результативнее формировать у дошкольников познавательные процессы с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста».
Сообщение на районном методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»....

Опыт работы по теме: "Использование интерактивных технологий в работе с детьми"
Данный материал посвящен особенностям использования ИКТ в работе с детьми...
План работы по самообразованию на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми подготовительной к школе группе»
План работы по самообразованию...

План работы по самообразованию по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
План работы с детьми, родителями и педагогами....

Педагогическая система работы на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы раннего дошкольного возраста".
Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений....

Опыт работы на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста".
Современнная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального ...

Опыт работы воспитателя Шалеевой Людмилы Викторовны Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач. Одна из которых – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Пр...
