План по самообразованию : "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству"
учебно-методический материал (младшая группа)
План по самообразованию: "Игровая деятельность детей на этапе
перехода от раннего к дошкольному детству"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 12.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение г.Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка»
План работы по самообразованию
по теме:
«Игровая деятельность детей на этапе
перехода от раннего к дошкольному детству."
(Вторая младшая группа)
Воспитатель группы № 7
Астапова Марина Витальевна
2024 год
План работы по самообразованию Тема: «Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству» Воспитатель: Астапова М.В.
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах развития игровой деятельности в воспитательно-образовательном процессе с детьми 2-ой младшей группы (3-4 лет).
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
2. Составление картотеки сюжетно-ролевых игр
3. Составление картотеки дидактических игр для детей 3-4 лет.
4. Оформить в группе центр сюжетно-ролевых игр.
5. Провести беседы с родителями по теме самообразования.
Актуальность
Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.
Игра широко применяется в педагогическом процессе ДОУ. Это – форма организации жизни и деятельности детей; средство гармонического, всестороннего развития личности; метод или прием обучения; способ изменения положения ребенка в детском игровом сообществе; средство самообучения, самоорганизации, саморегуляции.
В раннем дошкольном детстве закладывается основа личностных качеств человека. Игра как ведущая деятельность открывает широкие возможности для их развития, но при условии, если она сама целенаправленно, поэтапно формируется. Чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка, надо научиться ею управлять, а для этого нужно уметь подчиняться законам развития игры, иначе вместо управления получится ее ломка.
Умение создать игровую ситуацию, перенести участников в иную, частично условную, плоскость реальности, задержать течение времени и вызвать восхищение – все это является проявлением высокого профессионализма организатора игровой деятельности.
Детей нужно приобщать к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.
Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях - взрослых и детях, об их взаимоотношениях, способах поведения в различных ситуациях - типично для игры дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры - бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий - наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чём не основываясь. Определённо существует преемственность стадий развития игровой деятельности ребёнка, постепенное совершенствование способов игрового отображения действительности.
В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Игра дошкольников всё чаще по различным причинам не достигает высокого уровня развития - сюжетно-ролевой игры, и всё реже отображает те или иные социальные отношения между людьми. Развитие игровой деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. Игровая деятельность при этом остаётся в достаточной мере предметной, лишь количественно отличаясь от игры детей третьего года жизни, и представляет собой часто просто "возню" с игрушками и предметами оборудования. Такая деятельность порою лишь формально подчинена какому-то социальному сюжету, а на первый план для ребёнка выступают действия с предметами.
Но если предметно-практическая деятельность остаётся превалирующей, то отображение социальных отношений в игре задерживается. Ребёнок начинает "застревать" на предметно-практической деятельности, и она начинает тормозить зарождающуюся сюжетно-ролевую игру. В этом случае малыш (конец третьего - начало четвёртого года жизни), имеющий достаточный социальный опыт, умеющий общаться и вполне овладевший необходимыми навыками предметных действий, тем не менее не переходит к игре с социальным содержанием. Он продолжает по-прежнему играть в игрушки, лишь перебирая их или подражая показанным взрослым игровым действиям. Игра обедняется, она непродолжительна, неинтересна. Сюжет, если присутствует, - однообразен, стабилен. Ребёнок не умеет самостоятельно видоизменять игровые действия: переносить их из одной ситуации в другую. Набор используемых предметов и игрушек тоже неизменен - обычно малыши предпочитают те, которые использует при показе взрослый. Введение предметов-заместителей затруднено и редко происходит по собственной инициативе.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к сюжетно-ролевой игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.
План работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год:
Сентябрь. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы. Изучение современной литературы по теме самообразования. Изучение актуальности темы.
Октябрь. Знакомство с инновационными технологиями. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. Подготовка материала для составления картотеки сюжетно-ролевых игр для детей 2-ой младшей группы.
Ноябрь. Изучение инновационных технологий. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. Составление картотеки сюжетно-ролевых игр для детей 2-ой младшей группы.
Декабрь - Январь. Систематизация знаний по изучаемой теме. Подготовка материала для составления картотеки дидактических игр.
Февраль. Повысить уровень педагогической культуры родителей; педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество с семьей.
Ознакомление родителей с дидактическими и сюжетно-ролевыми играми, способствующими всестороннему развитию детей раннего возраста.
Март. Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе. Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.
Изготовление картотеки дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста.
Апрель. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам дидактических игр. Беседа «Создание дидактических игр своими руками».
Май. Подведение итогов. Анализ работы по теме самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству (картотека)
"Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству" (картотека)...

Презентация "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству".
Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года). Дети 1,5 – 3 лет овладевают азами сюжетной игры – условным игровым действием, замещающим реальное действие с «настоящими» вещами. Условное д...

План работы по теме самообразования "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."
консультации по теме самообразования...

Самообразование "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству".
Самообразование....

Перспективный план "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству».
Перспективный план по сюжетно-ролевым играм во 2 младшей группе ....

План работы по теме самообразования: "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству." на учебный год 01.09.2024 года по 31.05.2025 год.
Тема: Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.Цель работы по самообразованию: расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей...

Отчет по самообразованию :«Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."
Отчет по самообразованию :«Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."...
