План по самообразованию " Сказкотерапия- как средство развитие и коррекция у детей с ОВЗ"
методическая разработка

Бояркина Екатерина Леонидовна

С каждым годом детей с ОВЗ становится все больше. Недостаточная сформированность и иные особенности высших психических функций непосредственно влияют на речевое развитие, а также коммуникативную сферу в жизни ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ № 1 ИМЕНИ РЯДОВОГО ОЛЕГА ИВАНОВИЧА КРЕМНЕВА

 

 

 

План по самообразованию

Тема: «Сказкотерапия - как средство развития и коррекция у детей с ОВЗ»

(на 2025 – 2026 учебный год)

 

 

 

 

Работу выполнила:

Бояркина Екатерина Леонидовна,

воспитатель

 

 2025г.

Пояснительная записка.

Актуальность.

С каждым годом детей с ОВЗ становится все больше. Недостаточная сформированность и иные особенности высших психических функций непосредственно влияют на речевое развитие, а также коммуникативную сферу в жизни ребенка.  В случае отсутствия специально организованного обучения и воспитания ребенок с ограниченными возможностями здоровья может испытывать серьезные затруднения в ходе социализации. «Социализация представляет собой двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе». Так, для успешной адаптации необходимо не только помещение ребенка - инвалида в социальную среду, но и развитие у него таких важного навыка, как вычленение из ряда социальных ситуаций и усвоение общепринятых норм. Поскольку у детей с интеллектуальной недостаточностью имеются особенности как мышления, так и понимания речи, необходим особый подход в формировании базы норм, ценностей и правил поведения. С учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей данной категории необходима такая практика, которая позволит доступно и красочно описать необходимые постулаты общества, в котором детям предстоит жить, а также даст им возможность самостоятельно проявить себя. Одной из эффективных практик является сказкотерапия – метод воздействия на ребенка посредством работы с текстом сказок, их обсуждением, разыгрыванием тех или иных социально - значимых сценариев по её мотивам. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Через сказку ребёнок входит в мир социальных отношений.

Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении метода сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ путем изучения необходимой литературы, самообразования.

Задачи:

  • Расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения детей с ОВЗ;
  • Овладение новыми формами, методами и приемами работы.

 Практические выходы:

  • Получение дипломов, сертификатов за участие в вебинарах для педагогов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по обозначенной теме.
  • Участие в заседаниях педагогического совета.
  • Подготовка докладов для педагогов: «Сказкотерапия как метод формирования альтернативной коммуникации у детей с ОВЗ»
  • Создание дидактических игр по сказкам.
  • Консультация для родителей « Сказкотерапия в жизни ребенка».
  • Папка со сказками.
  • Отчёт о проделанной работе.

Этапы реализации по плану самообразования:

Сентябрь

 Диагностический

постановка проблемы, целей, задач; подбор методической литературы, вебинаров для изучения выбранной темы; составление плана самообразования.

Октябрь - Апрель

 Практический

изучение подобранной литературы по заданной теме, участие в вебинарах; участие в заседаниях педагогического совета, подготовка докладов для пед. совета;

Май

 Обобщающий

выступление на педагогическом совете, обобщение опыта работы.

Внедренческий: использование и распространение полученного опыта в процессе дальнейшей работы.

План работы над темой  

Сроки

Этапы

Форма работы

Практические выходы

Сентябрь

Диагностический

 Составление плана работы по самообразованию (постановка проблемы, целей, задач, подбор методической литературы для изучения).

Наличие плана работы по самообразованию.

Октябрь

Практический

1.Изучение литературы по заданной тематике:

  • «Практикум по сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Издательство  «Речь». Санкт-Петербугр.2000г.
  • «Основы сказкотерапии» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Издательство  «Речь». Санкт-Петербугр.2007г.

Наличие оформленных тезисов по изученной литературе.

Участие в вебинаре по актуальной тематике для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ («Интернет»).

Наличие сертификата, свидетельства об участии.

Ноябрь

1.Изучение литературы по заданной тематике:

  • «Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки»Карпов А. Издательство «Речь». Санкт-Петербугр.2008г.

Наличие оформленных тезисов по изученной литературе.

2.Участие в вебинаре по актуальной тематике для педагогов, работающих с детьми ОВЗ («Интернет»).

Наличие сертификата, свидетельства об участии.

Декабрь

1.Доклад для педагогов на тему: «Сказкотерапия как метод формирования альтернативной коммуникации у детей с ОВЗ »

Наличие конспекта.

Январь

1. Создание дидактических игр по сказкам.

Наличие картотеки игр.

2.Участие в вебинаре по актуальной тематике для педагогов, работающих с детьми ОВЗ («Интернет»).

Наличие сертификата, свидетельства об участии.

Февраль

Оформление папки со сказками.

Наличие папки.

Март

Наличие конспекта

Консультация для родителей  

« Сказкотерапия в жизни ребенка», буклет.

Апрель

Продолжать изучение литературы по заданной тематике:методический материал по заданной тематике в сети «интернет».

Наличие оформленных тезисов по изученной литературе.

2. Участие в вебинаре по актуальной тематике для педагогов, работающих с детьми ОВЗ («Интернет»).

Наличие сертификата, свидетельства об участии.

Май

Обобщающий

1. Подготовка отчёта о проделанной работе.

Наличие отчёта.

Список литературы:

  1. «Практикум по сказкотерапии» Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Издательство  «Речь». Санкт - Петербугр.2000 г.
  2. «Основы сказкотерапии» Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Издательство  «Речь». Санкт - Петербугр.2007 г.
  3. «Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки» Карпов А. Издательство  «Речь». Санкт - Петербугр.2008 г.
  4. Интернет - ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подгот...

План по самообразованию "Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии  для...

План по самообразованию "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"

План по самообразованию в 1 младшей группе на тему "Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"...