"Музыкальная предметно-пространственная среда в ДОУ"
консультация

Музыкальная предметно-пространственная среда -
это совокупность материальных и организационных условий,
которые обеспечивают музыкальное воспитание, развитие
слуха, ритма, творческих способностей и эмоционального восприятия
у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_predmetno.docx573.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОУ

Музыкальная предметно-пространственная среда - это совокупность материальных и организационных условий, которые обеспечивают музыкальное воспитание, развитие слуха, ритма, творческих способностей и эмоционального восприятия у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СРЕДЫ

- создание условий для эмоционально-положительного музыкального опыта;

- формирование музыкальных представлений: тембр, высота, динамика, темп;

- развитие слухового восприятия, ритмических навыков, двигательной культуры;

- поддержка творческой деятельности: сочинение, импровизация, инсценировка;

- обеспечение доступности музыкальных материалов и инструментов для детей разных возрастов.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Безопасность и доступность:
все предметы должны соответствовать возрасту, иметь закруглённые углы и прочную конструкцию.

Многоуровневость: материалы и задания разного уровня сложности.

Интеграция:
связь музыкальной деятельности с речью, движением, изобразительной и
игровой деятельностью.

Эстетичность: 
оформление пространства должно способствовать музыкально-эстетическому восприятию.

Свобода выбора:
дети сами выбирают инструменты и виды деятельности в рамках организованной среды.

КОМПОНЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Пространственное зонированиеPicture background

Музыкальная зона для занятий
(открытая площадка с ковром или мягким покрытием).
 

Уголок свободной музыкальной деятельности
(инструменты, записки с заданиями).

Инсценировочная зона
(костюмы, платки, звуковые декорации).

Зона для прослушивания музыки
(мини-студия с проигрывателем, беспроводной колонкой).

Оборудование и инструменты

Орф-инструменты:
металофоны, ксилофоны, ксилофоноподобные наборы.

Ритмические инструменты:
бубны, погремушки, треугольники, маракасы.

Импровизационные инструменты:
самодельные шумовые коробочки, пластиковые бутылки с наполнителем.
Picture background

Фонотехника:
магнитофон/проигрыватель, колонки, планшет или медиаплеер с плейлистами.

Нотные наглядные материалы:
простейшие записи мелодий, иконки-символы для темпа и динамики.

Наглядные пособия и разметка

Карты-образцы с элементами ритма и мелодии.

 Плакаты с музыкальными терминами и условными знаками:
темп, динамика, высота тона.
Picture background

Схемы расположения детей при хороводах, построениях, танцах.

Маркировка мест для инструментов и реквизита.

Реквизит для музыкальных игр и драматизации

Костюмы, маски, платки, верёвочные «границы» сцены.

Световые элементы:
                                                               (безопасные лампы, гирлянды) для создания
                                                                настроения.

Простейшие декорации и мобильные панели.

Музыкальная библиотека

Сборники детских песен, аудиозаписи фольклора, классических произведений в адаптации.

Песенники, методические пособия для воспитателя.

Фонотека с записями разных жанров и стилей.

Возрастные особенности организации

Младший дошкольный возраст:
преимущественно простые ритмические и шумовые инструменты,
короткие музыкальные отрезки, движение под музыку.

Средний дошкольный возраст:
введение простых мелодических упражнений,
элементарная сольфеджио-игра в игровой форме.

Старший дошкольный возраст: 
развитие музыкально-исполнительских навыков, коллективные инсценировки,
исследовательские прослушивания.

ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ

Перекличка инструментов:
дети по очереди воспроизводят короткий ритмический «ответ».

Музыкальные карточки:
подбор инструмента к настроению на карточке (радость, печаль, удивление).

Импровизация «Звуки природы»:
дети создают звуковую картину с помощью инструментов.

Хоровод-раскачка:
ритмическая координация и ориентация в пространстве.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Планировать занятия с учётом чередования активности и релаксации.

Использовать знакомые детям мелодии как опору для освоения новых заданий.

Поддерживать инициативу ребёнка,
поощрять самостоятельную игру с инструментами.

Встраивать музыку в режимные моменты: утренняя зарядка, тихий час, прогулка.

Оценивать успехи через наблюдение за вовлечённостью,
умением слушать и воспроизводить.

БЕЗОПАСНОСТЬ И УХОД

Регулярная проверка состояния инструментов и оборудования.

Гигиеническая обработка погремушек и мелких средств.

Ограничение громкости при использовании колонок,
соблюдение нормы звукового давления.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДЫ

Качественные показатели:
эмоциональная вовлечённость, инициативность,
разнообразие музыкальной деятельности.

Количественные показатели:
 число самостоятельных музыкальных игровых эпизодов в группе в неделю,
количество разновозрастных коллективных мероприятий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА

ЗОНИРОВАНИЕ,ФОРМЫ РАБОТЫ,ЛИТЕРАТУРА, КОСТЮМЫ,НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....

статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Статья предназначена для музыкальных руководителей МДОУ, содержит разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми разной возрастной категории по музыкально...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....