"Музыкальная предметно-пространственная среда в ДОУ"
консультация
Музыкальная предметно-пространственная среда -
это совокупность материальных и организационных условий,
которые обеспечивают музыкальное воспитание, развитие
слуха, ритма, творческих способностей и эмоционального восприятия
у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 573.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОУ
Музыкальная предметно-пространственная среда - это совокупность материальных и организационных условий, которые обеспечивают музыкальное воспитание, развитие слуха, ритма, творческих способностей и эмоционального восприятия у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СРЕДЫ
- создание условий для эмоционально-положительного музыкального опыта;
- формирование музыкальных представлений: тембр, высота, динамика, темп;
- развитие слухового восприятия, ритмических навыков, двигательной культуры;
- поддержка творческой деятельности: сочинение, импровизация, инсценировка;
- обеспечение доступности музыкальных материалов и инструментов для детей разных возрастов.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Безопасность и доступность:
все предметы должны соответствовать возрасту, иметь закруглённые углы и прочную конструкцию.
Многоуровневость: материалы и задания разного уровня сложности.
Интеграция:
связь музыкальной деятельности с речью, движением, изобразительной и
игровой деятельностью.
Эстетичность:
оформление пространства должно способствовать музыкально-эстетическому восприятию.
Свобода выбора:
дети сами выбирают инструменты и виды деятельности в рамках организованной среды.
КОМПОНЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Пространственное зонирование
Музыкальная зона для занятий
(открытая площадка с ковром или мягким покрытием).
Уголок свободной музыкальной деятельности
(инструменты, записки с заданиями).
Инсценировочная зона
(костюмы, платки, звуковые декорации).
Зона для прослушивания музыки
(мини-студия с проигрывателем, беспроводной колонкой).
Оборудование и инструменты
Орф-инструменты:
металофоны, ксилофоны, ксилофоноподобные наборы.
Ритмические инструменты:
бубны, погремушки, треугольники, маракасы.
Импровизационные инструменты:
самодельные шумовые коробочки, пластиковые бутылки с наполнителем.
Фонотехника:
магнитофон/проигрыватель, колонки, планшет или медиаплеер с плейлистами.
Нотные наглядные материалы:
простейшие записи мелодий, иконки-символы для темпа и динамики.
Наглядные пособия и разметка
Карты-образцы с элементами ритма и мелодии.
Плакаты с музыкальными терминами и условными знаками:
темп, динамика, высота тона.
Схемы расположения детей при хороводах, построениях, танцах.
Маркировка мест для инструментов и реквизита.
Реквизит для музыкальных игр и драматизации
Костюмы, маски, платки, верёвочные «границы» сцены.
Световые элементы:
(безопасные лампы, гирлянды) для создания
настроения.
Простейшие декорации и мобильные панели.
Музыкальная библиотека
Сборники детских песен, аудиозаписи фольклора, классических произведений в адаптации.
Песенники, методические пособия для воспитателя.
Фонотека с записями разных жанров и стилей.
Возрастные особенности организации
Младший дошкольный возраст:
преимущественно простые ритмические и шумовые инструменты,
короткие музыкальные отрезки, движение под музыку.
Средний дошкольный возраст:
введение простых мелодических упражнений,
элементарная сольфеджио-игра в игровой форме.
Старший дошкольный возраст:
развитие музыкально-исполнительских навыков, коллективные инсценировки,
исследовательские прослушивания.
ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ
Перекличка инструментов:
дети по очереди воспроизводят короткий ритмический «ответ».
Музыкальные карточки:
подбор инструмента к настроению на карточке (радость, печаль, удивление).
Импровизация «Звуки природы»:
дети создают звуковую картину с помощью инструментов.
Хоровод-раскачка:
ритмическая координация и ориентация в пространстве.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Планировать занятия с учётом чередования активности и релаксации.
Использовать знакомые детям мелодии как опору для освоения новых заданий.
Поддерживать инициативу ребёнка,
поощрять самостоятельную игру с инструментами.
Встраивать музыку в режимные моменты: утренняя зарядка, тихий час, прогулка.
Оценивать успехи через наблюдение за вовлечённостью,
умением слушать и воспроизводить.
БЕЗОПАСНОСТЬ И УХОД
Регулярная проверка состояния инструментов и оборудования.
Гигиеническая обработка погремушек и мелких средств.
Ограничение громкости при использовании колонок,
соблюдение нормы звукового давления.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДЫ
Качественные показатели:
эмоциональная вовлечённость, инициативность,
разнообразие музыкальной деятельности.
Количественные показатели:
число самостоятельных музыкальных игровых эпизодов в группе в неделю,
количество разновозрастных коллективных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАЛА
ЗОНИРОВАНИЕ,ФОРМЫ РАБОТЫ,ЛИТЕРАТУРА, КОСТЮМЫ,НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ...

Организация музыкальной предметно-пространственной развивающей среды в контексте ФГОС ДО
Консультация для педагогов...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....

статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Статья предназначена для музыкальных руководителей МДОУ, содержит разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми разной возрастной категории по музыкально...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....

Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС
Описание музыкальной ППРС в ДОУ по ФГОС...


