Дополнительное образование в детском саду.
статья (старшая группа)

Труфанова Наталья Викторовна

Цель дополнительного образования в детском саду часто понимают упрощённо, как просто "кружки по интересам". На самом деле, она гораздо глубже и интегрирована в общую образовательную стратегию.
Если говорить кратко, главная цель дополнительного образования в ДОУ — это создание условий для максимального раскрытия индивидуального потенциала каждого ребёнка, его всестороннего развития, удовлетворения образовательных потребностей, выходящих за рамки основной обязательной программы, и формирования предпосылок для успешной будущей деятельности.
Давайте разберём эту цель подробнее по ключевым направлениям:
1. Развитие индивидуальности и поддержка интересов ребенка
Основная программа ориентирована на среднего ребёнка, а дополнительное образование позволяет:
· Выявить и развить склонности: Ребёнок, который любит танцевать, может пойти в хореографическую студию, а будущий "технарь" — в кружок лего-конструирования или робототехники.
· Дать возможность выбора: Это первый шаг к осознанному принятию решений. Ребёнок учится понимать, что ему нравится больше.
· Укрепить самооценку: Достигая успехов в интересной для себя области (нарисовал красивую картину, спел песню, собрал сложную модель), ребёнок чувствует уверенность в своих силах.
2. Всестороннее и гармоничное развитие
Дополнительное образование дополняет основную программу, охватывая те сферы, которым может уделяться меньше времени:
· Физическое развитие: Секции детской йоги, фитнеса, плавания, ритмики.
· Художественно-эстетическое развитие: Студии рисования, лепки, театральные, вокальные или хореографические кружки.
· Познавательное развитие: Кружки юного эколога, экспериментальной деятельности, краеведения, основы финансовой грамотности.
· Социально-коммуникативное развитие: Театральные студии, занятия по лего-конструированию (где нужно договариваться), школы этикета.
3. Создание "ситуации успеха" для каждого ребенка
Не все дети могут быть успешны в освоении основных навыков (например, чтения или счёта), но каждый может преуспеть в чём-то другом:
· Кто-то — в создании поделок.
· Кто-то — в спортивных играх.
· Кто-то — в организации сверстников для игры.
  Переживание успеха в одной области мотивирует ребёнка стараться и в других.
4. Развитие мелкой моторики.
Это, пожалуй, одна из самых важных "скрытых" целей. На занятиях в кружках и студиях дети неосознанно развивают:
· Коммуникативные навыки: Умение работать в команде, договариваться, слушать других.
· Креативное мышление: Поиск нестандартных решений в творчестве, конструировании.
· Умение доводить начатое до конца: Завершить аппликацию, выучить роль в спектакле.
· Дисциплину и самоорганизацию: Необходимость посещать занятия в определённое время.
5. Прагматическая цель: подготовка к школе и будущей жизни
Через дополнительное образование ребёнок:
· Расширяет кругозор, что является основой для будущего обучения.
· Учится управлять своим временем (понимает, что после сна будет не просто "игра", а занятие в кружке).
· Развивает произвольность (способность сознательно управлять своими действиями и поведением).
Принципы, которым должно следовать дополнительное образование в ДОУ:

1. Добровольность и интерес ребенка. Занятия не должны быть принудительными.
2. Доступность. Занятия обычно бесплатны или имеют символическую стоимость.
3. Игровая форма. Для дошкольника игра — ведущий вид деятельности.
4. Безопасность. Как физическая, так и психологическая (отсутствие давления на результат).
5. Взаимодействие с семьёй. Родители — активные участники процесса: они помогают выбрать направление, видят прогресс и поддерживают интерес ребёнка.
Итог:
Цель дополнительного образования в детском саду — не в ранней узкой специализации, а в создании богатой, разнообразной развивающей среды, где ребёнок может "примерить" на себя разные виды деятельности, найти то, что ему по-настоящему интересно, и развить качества, которые станут прочным фундаментом для всей его дальнейшей жизни. Это мостик между детским садом и миром увлечений ребёнка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в системе дополнительного образования в детском саду.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой ребёнком. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности от которого во многом зависит последующ...

Программа дополнительного образования воспитанников детских садов. :Кружок "Росток"

Перспективное планирование для  детей дошкольного возроста.  спортивной работы...

Дополнительное образование в детском саду.

ull;Цель - социальная адаптация детей, пробуждение интереса к разным видам детской деятельности.•Задачи:•формирование базы для развития речи, мышления, внимания, памяти, творческой фантази...

Дополнительное образование в детском саду.

1.Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.2.Развитие ...

«Проектная деятельность в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»

В данной статье рассмотрены задачи исследовательской деятельности детей, технологии проектной деятельности, работа педагога над проектом....

«Игровые технологии в практике работы педагога дополнительного образования в детском саду»

в данной статье рассматриваются этапы технологии проведения учебного занятия через игру....