Конспект НОД познавательная деятельность в старшей группе на тему: «Исторические особенности города Усолье - Сибирское»
план-конспект занятия (старшая группа)

Черданцева Татьяна  Владимировна

Приобщение детей к истории, культуре и социальной жизни родного города, важно для патриотического воспитания. Изучение истории города помогает глубже понять историю всего региона, его культуру, традиции и особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                                                                    «Детский сад №39»

                           

                      Конспект НОД познавательная деятельность в старшей группе на тему:

                                       «Исторические особенности города Усолье - Сибирское»

                                                                                 

                                                                                       Составила воспитатель:            

                                                                                                                                                                                   Т. В. Черданцева

                                                                                               2025 г.

Средняя группа Черданцева Татьяна Владимировна

Тема

«Наш город – Усолье – Сибирское»

Цель

Создать условия для расширения познавательных интересов об истории и культуре родного города.

Задачи

Образовательная задача

(ЗУН)

Обобщить и систематизировать знания детей о малой родине на основе знакомства с родным городом через фотографии и различные виды деятельности.

Развивающая задача

- развивать чувства патриотизма и расширять социальные представления;

- развивать интересы к прошлому и настоящему малой родины;

- развивать связную речь, как средство общения, умение поддерживать непринужденную беседу;

- активизировать аналитическую мыслительную деятельность при использовании ЭОР, обогащать словарный запас детей.

Воспитательная задача (ценностные установки)

Воспитывать любовь к родному городу, его культуре, традициям, историческим событиям и достопримечательностям.

Образовательная область

Познавательное развитие.

Виды детской деятельности

Речевое развитее, игровая, социально - коммуникативная, двигательная.

Образовательные продукты

Сформирован познавательный интерес, закрепление знаний о городе.

Оборудование

Мультимедийная установка, иллюстрации с изображением достопримечательности города, музыкальное сопровождение, атрибуты к инсценировке, разрезные картинки, платочек, колокольчик, игрушки (машины).

Структурная часть

Содержание ОД

Способы организации детей

Предполагаемые результаты

Вводная

Приглашение детей к совместной деятельности (мотивация общения в условиях помощи взрослому).

Основная

Создание условий для детской деятельности.

Заключительная

Подведение итогов, обсуждение полученных результатов (материальных и нематериальных) и перспектив их использования, рефлексия

Мотивация общения в условиях помощи взрослому

Воспитатель: (обращение к детям)

Ребята скажите, куда вы пришли? (В комнате, группе, музыкальном зале)

А где находится музыкальный зал? (В доме, здании, детском саду)

Кто ходит в детский сад? (мама, дети)

Где стоит детский сад? (на улице, в городе)

А кто знает, на какой улице стоит детский сад?

Есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной город, как он называется?

Слайд №1 (картина города)

Усолье – Сибирское – наша малая Родина

Скажите, что такое Родина?

Может кто-то знает стихотворение о Родине?

Воспитатель:

(обращает внимание детей на экран)

Сегодня ребята, мы будем говорить о нашем городе. У нас в городе очень много разных достопримечательностей. Все ли вы их знаете?

Слайд №2 (скульптура братьев Михалевых)

Ребята скажите, кому поставлен этот памятник?

Кто такие братья Михалевы?

А почему наш город называют Усолье – Сибирское? Откуда появилось такое интересное название?  Об этом написано много легенд, одну из них, ребята сейчас нам расскажут.

Слайд №3 (картина реки Ангары, шум воды)

Инсценировка «Сказ Михалевых»

на стихи Е. Тихонова

Ведущая читает отрывки:

«Берега Ангары – суровы,

Бесконечны, кругом тайга.

Здесь однажды на остров Сосновый

Казачья ступила нога»

Ведущая:

 Вышли на остров, попили воды  

Слайд №4 (картина соляной источник)

Ведущая:

«Казакам те места были новы,

Ключ соленый тут мирно бил.

Здесь варить стали соль Михалевы:

Анисим и Гавриил»

Ведущая:

«За веками прошли века

И растет, прорастая семя.

Что посеяли два казака

Что открыли дело когда-то,

Не жалея трудов и сил,

Открыватели соли –  

Два брата – Анисим и Гавриил!»

Слайд (курорт «Усолье»)

Воспитатель:

На месте, где братья нашли соляной источник, построили…. (педагог обращает внимание детей на слайд) курорт «Усолье». Недавно, мы ходили на экскурсию по историческим местам города, и дошли до курорта. Давайте вспомним, что мы видели, когда шли по улице?  Какие здания мы проходили?

Игра «Найди свою половинку»

Воспитатель:

Предлагаю взять конверт, внутри которого находятся разрезанные части картинок с видом исторической части города.

Слайд №4 (картина современного города)

Динамическая пауза: «Здравствуй, Родина моя», муз. Юрия Чичкова, слова К. Ибряева

Игра «Теплый круг»

Воспитатель:

В нашем городе много интересных мест, где нам нравится бывать. Но у каждого из вас, есть любимое место, где вам всегда хочется туда пойти. Давайте вспомним эти любимые места в городе, вы будете передавать платочек под звон колокольчика друг другу, в чьих руках он окажется после звучания, вы скажите о своем любимом месте «Я чувствую себя хорошо, когда я дома, во дворе, на даче, в парке, в магазине, у бабушки в гостях, когда катаюсь на самокате и т.д».

Интеллектуальная игра: «Угадай и назови уголок достопримечательности города»

Слайд №5 (картина детского сада)

Воспитатель:

 (обращает внимание на экран)

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Ребята, возьмите свои рисунки, встаньте в круг и расскажите о том, что вы нарисовали о родном городе.

Воспитатель:

Ребята, вы знаете песню о нашем городе?  

Давайте её споем (дети исполняют песню «Мой город», слова И. Кутеновой музыка И. Ортнер).

Воспитатель:

Ребята, чем вы сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось делать? Какое у вас настроение? Мы будем и дальше продолжать знакомиться с достопримечательностью нашего города, а сейчас выберите фотографию, которая вам больше всего нравится. А из выбранных вами фотографий, сделаем альбом про наш замечательный город!

(педагог показывает альбом, в который дети разместят выбранные фото).

 

Звучит музыкальный фон

Дети заходят в

музыкальный зал, становятся вокруг воспитателя. 

(Ребенок читает)

«У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть Родина своя.

И там, где мы родились, где радостно живем,

Сибирские просторы мы Родиной зовем»

Дети садятся на стульчики

Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.

Двое детей изображают казаков братьев Михалевых, плывущих по реке.

Выходят, беседуют возле костра, заметив ручей, пьют из него воду

1 ребенок: (Анисим)

Брат ты мой, посмотри!

Это ведь надо заехать куда-

Вода-то соленая как никогда!

2 ребенок: (Гавриил)

Эх, хорошо у соли будем жить

Будем жить и не тужить!

1 ребенок: (Анисим)

Будем строить варницу, баню и дом.

А как мы жилище свое назовем?

2 ребенок (Гавриил)

Давай мы Усольем его назовем!

Вот будет здорово, вот хорошо!

Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы (называют деревянные дома, дом купца, музей природы, церковь, скульптура «Дяди Степи»).

Включение детей в игровую деятельность.

Рассматривают, находят недостающие части картинок, которые дополнят полную картину.

Выкладывают их на столе к воротам курорта, добавляют дорогу, машины, пешеходные дорожки.

Дети выполняют движения со словами песни.

Дети садятся на ковер и передают друг другу платочек под звон колокольчика и рассказывают о своих любимых местах в городе.

Выполнение самостоятельных действий по узнаванию уголков достопримечательности.

Дети встают в круг с рисунками в руках.

Ребенок читает слова:

«В детском садике узнали

Мы прекрасные слова

Их впервые написали:

«Мама, Родина, Друзья»

Дети рассказывают о своем творчестве, выполненном вместе с родителями и воспитателями:

«На нашем рисунке мама и друзья»

«На нашем рисунке песенка ручья»

«На нашем рисунке радуга и мы»

«На нашем рисунке наш дом и мы»

«А на нашем рисунке родной город – Усолье - Сибирское».

Дети исполняют песню: «Мой город» слова И. Кутеновой, музыка И. Ортнер).

Отвечают на вопросы, выбирают любимые места в городе на фотографии.

Привлечение внимания детей, мотивация, интерес к совместной деятельности.

Активизация речи детей, обобщение представлений о нашем городе.

Дети настраиваются на работу, проявляют познавательный интерес.

Показ инсценировки.

Дети проявляют любознательность, желание узнать историю возникновения названия города у соли.

Получение полной картины пешеходной экскурсии по старому городу.

Эмоциональный подъём.

Создание радостного настроения от участия в игре.

Получили удовлетворение, рассказав о своем творчестве сверстникам.

Дети с хорошим настроением возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательной деятельности в старшей группе на тему «Стекло»

совместная познавательная деятельность с детьми старшего возраста...

«Героические профессии» Конспект по познавательной деятельности в старшая группе.

Автор: Зотикова Ирина Михайловна, воспитатель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста коррекционного и компенсирующего вида N33 Ро...

Конспект по Познавательному развитию в старшей группе « Моя малая Родина — мой город.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому...

Конспект по познавательной деятельности в старшей группе: «Поможем Незнайке». (Эксперименты с воздухом)

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....

Конспект по познавательной деятельности в старшей группе "Военные профессии"

Военные профессииСтаршая группаЦель:- Расширить представление детей о Российской Армии.–Знакомить с различными родами войск, боевой техникой.- Формировать у мальчиков стремление быть сильными, с...

Конспект открытой познавательной деятельности в старшей группе «Помощники деда Мороза»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе....