«Формирование осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью через развивающую среду детского сада».
проект (подготовительная группа)

Хроменкова Анна Александровна

Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым. Большую роль в формировании ценности здоровья является образовательная среда, и, в том числе, предметно-развивающая среда дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovesberezhenie.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Муниципальный конкурс методических разработок

по здоровьесберегающим технологиям

Номинация 2. Проектирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Проект  «Формирование осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью через развивающую среду детского сада»

Разработчик: Хроменкова Анна Александровна

Воспитатель

Югорск, 2025 год

Список используемой литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) . – URL: https://fgos.ru.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО) . – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2024.
  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М. ,2002.
  5. Назарова, А. Г. Игровой стретчинг/А. Г. Назарова. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», Типография ОФТ. Г. С – Петербург, 2010.
  6. Малышева В.Н., Меренкова Л.Ф. «Коррекционно – развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - М. : Школьная пресса, 2003.

Актуальность проблематики.  Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Но, к сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Появляется вопрос, как помочь ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь?

Заявленная тема полностью соответствует современным тенденциям здоровьесбережения и значима для образовательных учреждений города Югорска.

Сроки реализации проекта: данный проект долгосрочный. Срок его реализации запланирован на 2025 и 2026 года.

Цель проекта: создать в группе эффективную, здоровьесберегающую среду, которая будет способствовать формированию осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью.

Задачи проекта:

• пропаганда здорового образа жизни;

• развитие потребности ребенка в знаниях о себе и своем здоровье;

• воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

• использование нетрадиционных технологий в сохранении здоровья и профилактике заболеваний.

Научная обоснованность

При организации предметно-пространственной развивающей среды в группе руководствуемся требованиям ФГОС ДО, а именно – «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, полифункциональной, трансформируемой, безопасной и доступной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям и содержанию программы».

Развивающая среда построена с учётом требований и принципов образовательной программы ДОУ: наличие центров активности, оснащённых согласно теме, возрасту детей и индивидуальным возможностям.

Творческая составляющая проекта по преобразованию здоровьесберегающей среды включает в себя использование различных педагогических технологий, форм и методов организации деятельности детей. Одним из инновационных элементов представлены схематические алгоритмы, которые адаптированы к центрам активности в группе. Оригинальность данного проекта заключается в том, что ребенок понимает, что может навредить его здоровью и благодаря созданной здоровьесберегающей среде самостоятельно ищет и применяет способы сохранить свое здоровье. Так же в будущем, ребенок может применять полученные навыки в семье в домашней обстановке и учить как сберечь свое здоровье других.

Педагогическая целесообразность: возможность реализации в условиях обычной группы детского сада.

Схематизированные алгоритмы, направленные на здоровьесбережение, используемые в данном проекте, доступны детям разного возраста. Данный проект начал свою реализацию в группе старшего возраста. Планируется продолжить в подготовительной к школе группе. Продукт данного проекта возможно использовать в условиях другой группы детского сада. В  2026 году, данную разработку внедрить в группы среднего возраста.

Методы и приёмы

Целью разработки проекта стало создание в детском саду здоровьесберегающей образовательной среды. В соответствии с ФГОС образовательная среда включает в себя отдельные центры активности. В нашей группе организованы следующие игровые центры:

1. Центр чтения

2. Центр патриотического воспитания

3. Центр изобразительной деятельности

4. Познавательный центр

5. Игровой центр

6. Спортивный центр

Так же в радиус нашего проекта попала раздевалка и туалетная комната.

Управление всеми центрами активности взяла на себя настенная панель «Я выбираю!». Это методическое пособие состоит из окошек с обозначением центров активности и кармашками для фото детей. Ребенок, когда хочет поиграть в каком-либо центре, подходит к панели «Я выбираю!», берет свое фото, и ставит его в окошко желаемого центра активности.

Схематизированные алгоритмы (Приложение 3) для здоровьесбережения расположены и адаптированы в каждом центре активности, а также в раздевалке и туалетной комнате, что позволяет детям самостоятельно применить ту или иную здоровьесберегающую технологию. Например, работая в центре изобразительной деятельности, ребенок видит алгоритм нейрогимнастики для рук и понимает - чтобы руки были крепкими и смогли хорошо поработать с рисунком или пластилином, ему необходимо до или после игр в данном центре, сделать гимнастику для рук.

Таким образом, в нашей группе преобразовано пространство следующим образом: в каждом центре активности присутствует схема, модель той или иной здоровьесберегающей технологии (Приложение 1).

Наименование центров активности

Наименование здоровьесберегающей технологии

Центр чтения

гимнастика для глаз

Центр патриотического воспитания

гимнастика в парах

Центр изобразительной деятельности

нейрогимнастика для рук

Познавательный центр

причинно – следственные связи

Игровой центр

зарядка пробуждения

Спортивный центр

упражнения с мячом

Туалетная комната

алгоритм мытья рук и пользования унитазом

Раздевалка

алгоритм одевания на прогулку

Часть алгоритмов меняется каждые 2-3 недели, позволяя детям познакомиться с разными комплексами упражнений. Педагог предварительно знакомит детей и показывает исходные положения и правильность выполнения упражнений. Кроме того, с целью мотивации детей, на всех схемах и алгоритмах присутствует  сквозной игровой персонаж – Снегурочка – по названию детского сада. С этим персонажем дети давно знакомы, поэтому его присутствие увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его поручение или просьбу.

Таким образом, произошло совершенствование предметно-развивающей среды, направленной на здоровьесбережения дошкольников.

Формирование ценности здоровья

Развитие ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от состояния его здоровья, рационального питания, создание необходимых условий для воспитания и обучения.

Данный проект ориентирован на развитие мотиваций и убеждений детей в важности поддержания собственного физического и психологического здоровья.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать предметно – развивающую среду и содержание игровой деятельности ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Профилактика заболеваний

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка с окружающими. В каждом центре активности присутствует схема, модель той или иной здоровьесберегающей технологии, которые позволяют детям самостоятельно использовать приемы повышения двигательной активности, укрепления психоэмоционального здоровья, профилактики заболеваний.

Комплексность подхода

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в группе используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • Пальчиковая нейрогимнастика – применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребёнка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, эта гимнастика способствует развитию:

- Осязательных ощущений;

- Координации движений пальцев;

- Творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая нейрогимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используем такие виды упражнений:

- Массаж;

- Действия с предметами или материалами;

- Пальчиковые игры.

  • Гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрений. Гимнастика для глаз необходима для:

- Снятия напряжения;

- Предупреждения утомления;

- Тренировка глазных мышц;

- Укрепление глазного аппарата.

Для выполнения этой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило этой гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остаётся в неподвижном состоянии.

  • Гимнастика пробуждения. Поднимает настроение и мышечный тонус, а также служит для профилактики нарушения осанки. Он включает в себя воздушный (контрастный) метод закаливания с сочетания с общеразвивающими и координационными упражнениями. Выполняется после сна.
  • Занятия по гимнастике в парах: могут способствовать социализации и коммуникации через совместную двигательную деятельность. Упражнения в парах помогают: Формировать навыки сотрудничества и умение взаимодействовать в парах. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Воспитывать взаимопомощь и уверенность в себе при выполнении упражнений.
  • Причинно-следственные связи – используются парные картинки для понимания детьми устанавливать причинно-следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов.
  • Алгоритмы одевания и умывания способствуют формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

Применимость практики: возможность масштабирования и адаптации методики к другим условиям и образовательным организациям.

Адаптация методики к другим условиям и образовательным организациям возможна, так как здоровьесберегающие технологии позволяют учитывать особенности возрастного развития дошкольников, создавать благоприятный эмоционально-психологический климат и использовать разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности обучающихся.

Таким образом, представленная практика здоровьесбережения универсальна и может быть адаптирована к различным условиям и организациям, что позволяет сделать её применимой в разных образовательных контекстах.

В 2024-2025 году данный проект был апробирован и с сентября 2025 года данный проект успешно реализуется. Дети подготовительной группы с удовольствием самостоятельно используют алгоритмы для укрепления своего здоровья в течение дня в разных видах деятельности. (Приложение 2) С января 2026 года, планируется передача опыта детям средних групп.

Таким образом, реализация проекта позволила создать в группе эффективную, здоровьесберегающую среду, которая способствует формированию осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью.

Приложение 1

Центры активности, оснащенные  схемами, моделями

здоровьесберегающих технологий

Центр  патриотического воспитания

Центр чтения

Познавательный центр

Центр изобразительной деятельности

Игровой центр

Спортивный центр

Раздевалка

Туалетная комната

Приложение 2

Самостоятельное использование алгоритмов детьми  для укрепления своего здоровья в течение дня в разных видах деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста средствами игры, обучения и развивающей среды.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционного рисования. Развитие математических и интеллектуальных способностей у ребёнка в игровой деятельности....

ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К МИРУ ПРИРОДЫ " МИР НА ЛАДОШКЕ"

Программа по воспитанию и формированию ценностного отношения детей дошкольного возраста к миру природы "МИР НА ЛАДОШКЕ"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.

Ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье-это...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе». Игры дома и в детском саду по пожарной безопасности.

Тема зарождения и  становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. игры - соревнования по пожарной безопасности....

Конспект занятия по физкультуре для детей младшего дошкольного возраста "Сохраним стопы здоровыми: профилактика плоскостопия в детском саду"

Цель: профилактика плоскостопия; закрепить полученные умения из комплекса упражнений для коррекции плоскостопия в игровой форме.Задачи:Оздоровительные: - профилактика и коррекция плоскостопия;- укрепл...