Статья "Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через фольклор"
статья (младшая группа)
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства.
Общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Какими вырастут наши дети, во многом зависит от нас взрослых.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через фольклор
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства.
Общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Какими вырастут наши дети, во многом зависит от нас взрослых.
В отечественной дошкольной педагогике детский фольклор как средство воспитания и обучения детей изучался многими исследователями. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Задача дошкольного воспитания сверхсложная: педагог должен раскрыть внутренний мир ребенка и заложить основы нравственных отношений, тем самым формируя нравственную воспитанность. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью детского фольклора, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды деятельности, насколько это возможно. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».
Цели ознакомления с фольклором:
-Приобщение детей к русской народной культуре посредством устного народного творчества, (потешки, песенки, стихов и т. д.).
-Развитие речи, музыкальных способностей, познавательных процессов, чувства родного языка у детей; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
-Учить понимать речь взрослых, слушать и понимать потешки, песенки, заклички, колыбельные, разучивать с детьми русские народные подвижные игры, пальчиковые игры, игры с движениями.
-Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам.
-Пополнять активный словарь новыми словами и действиями.
Задачи:
-Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности, любви к своим близким посредством слушания фольклорных произведений.
-Воспитывать любовь в семье, родной местности, малой родине в процессе слушания и исполнения фольклорных произведений, сказок народных игр.
-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
-Знакомить детей с частями тела и лица, названиями членов семьи, некоторыми природными явлениями через фольклорные произведения, народные игры и игры – забавы.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
- Развивать интерес и любовь к фольклору.
-Развивать музыкальные способности.
-Развивать слуховое внимание, чувство ритма и координацию движений.
-Развивать умение регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание и звуковой аппарат.
Так, прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса. Знакомя ребёнка с пословицами, мы приобщаем его к общечеловеческим нравственным ценностям.
Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. Русские народные сказки, песни, пословицы, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.
И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку сопровождая движения игрушки чтением потешки. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. В адаптационный период с целью знакомства с ребенком можно использовать различные потешки: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Киска, киска», «Не плачь, не плачь детка, прискачет к тебе белка». Потешки мы используем во всех режимных моментах (умывание, кормление, сон, прогулка и др.). Правильно подобранная потешка, помогает нам устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными.
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием.
Процесс одевания будет более интересным, если его сопровождать потешкой. Потешки можно интересно разыгрывать и превращать одевания в игру:
У девочек и мальчиков
Зимою мерзнут пальчики.
Чтобы пальчики согреть,
Что на ручки нам одеть!
На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос,
Теплый шарфик нужен ей,
Чтоб укрыться потеплей.
Укладывая детей спать, необходимо создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Подойти к каждому ребенку, поправить одеяло, погладить по голове. Если кто-то из малышей беспокоится, присесть рядом, стараться успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Сели гули ворковать,
Тихо Машу усыплять.
Если ребенку не нравится то или иное обязательное действие, например, при расчесывании можно прочитать:
«Расти коса до пояса не вырони ни волоса….»
Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Культурно-гигиенические навыки, являются важной частью культуры поведения, ребенок должен понимать необходимость в опрятности, чистоте, гигиене. Задача взрослого, в том числе и воспитателя дошкольного учреждения, привить ребенку культурно-гигиенические нормы.
Малые формы фольклора, используемые при формировании навыков самообслуживания и гигиены, сопровождаются показом трудового действия. Так, например, обучая детей мыть руки: заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо руки полотенцем, побуждая малышей повторить действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождая процесс умывания потешкой:
«Чистая водичка моет Кате личико, Ванечке – ладошки, а пальчики Антошке».
Процессы умывания, кормления, причесывания важно не только демонстрировать своим личным примером, но и сопровождать показ объяснением – заинтересовать ребенка, вызвать желание быть самостоятельным, одобрять даже небольшие его успехи.
Благодаря применению малых форм фольклора, жизнь ребенка становится ярче, интереснее, из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивается координация и ловкость.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Они учат детей сопереживать героям, понять, что такое хорошо и что такое плохо. В сказках добро всегда побеждает зло. Сказка, являясь произведением народного искусства, несёт в себе богатый духовный заряд. Помимо режимных моментов и самостоятельной деятельности детей знакомство с различными жанрами устного народного творчества проходит во время организационной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, в рисовании, лепке, конструировании большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому педагог создаёт у детей эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе, обогатить его выразительными деталями.
Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"
Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Материал из опыта работы на тему:"Развитие речи детей раннего возраста через фольклор»
В работе описан опыт создания оптимальных условий для развитие речи детей через фольклор....

Перспективное планирование по теме: "Развитие речи детей раннего возраста через фольклор"
Планирование...

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культ...
Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора"
ldquo;От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора
Доклад на районном методическом объединении на тему "Воспитание". Теория + немного из личного опыта о нравственно-патриотическом воспитании детей 1 младшей группы (или второй группы раннего ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора
Выступление на РМО на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора"...
