Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора
материал (младшая группа)

Ладыгина Татьяна Александровна

Доклад на районном методическом объединении на тему "Воспитание". Теория + немного из личного опыта о нравственно-патриотическом воспитании детей 1 младшей группы (или второй группы раннего возраста)

https://vk.com/public216915667 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rmo_02.11.2022.docx19.12 КБ
Файл rmo_ladygina_vospitanie_02.11.2022.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора

02.11.2022

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.

Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма, ведь чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.

Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

(Задачи)

(Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста являются:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• развитие чувства ответственности;

• формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания.)

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Основная цель работы с детьми раннего возраста - ознакомление их с ближайшим окружением, т. е. с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные.

И, конечно, как мы все знаем, хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно собрать крошки веником, полить цветочки на клумбе, в группе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т.д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр является в основном взрослый. С детьми раннего возраста необходимо совершать прогулки, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения. Или просто поиграть в сюжетные игры.

Педагогами широко используются беседы, дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты, домашние, дикие животные. Ознакомление детей с окружающим миром также может происходить через рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы.

Работая с детьми раннего возраста, большое внимание уделяется понятию «семья», проводят этические беседы о семье, о близких родственниках. Совместно с взрослыми дети готовят подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, 8 марта, Пасха, День Победы.

Воспитателями очень часто используются  дидактические игры («Чей малыш», «У кого какая мама»), пальчиковые игры («Сорока Белобока», « Этот пальчик дедушка»), сюжетно-ролевые игры («Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие»), разучивают песни и стихи о маме и семье. И всё это сопровождается различными потешками, пестушками, поговорками, прибаутками, закличками.

Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания является организация и проведение праздников и развлечений, в том числе и фольклорных, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа и с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.

К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки, прибаутки и сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.

С первой младшей группы, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Не случайно великий педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.

Таким образом, заложив фундамент с детства, благодаря фольклору, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора Автор: Воспитатель МК ДОУ «Детский сад №5 «Ромашка» Ладыгина Татьяна Александровна 2022г

Слайд 2

« Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется (строится) жизненное знание нравственности и благородства ». Н. А. Добролюбов

Слайд 3

Цель педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию: Создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Слайд 4

Задачи: • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; • формирование бережного отношения к природе и всему живому; • воспитание уважения к труду; • развитие интереса к русским традициям и промыслам; • формирование элементарных знаний о правах человека; • развитие чувства ответственности; • формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания.

Слайд 5

Пестушка Ходит котик с веничком, Подметает семечки, подметает крошки Да кладет в лукошко! Угостит он птичек – Голубей, синичек! А ты крошки собери, Тоже птичек покорми!

Слайд 6

Лейку мы с водой берём Поливать цветы пойдём!

Слайд 7

Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей!

Слайд 8

Что растёт на грядке? Осень. Погода Беседы:

Слайд 9

Пышка-лепёшка в печи сидела Н а нас глядела – в рот захотела!

Слайд 10

Водичка – водичка, умой мое личико , Чтобы глазки блестели , Чтобы щечки краснели , Чтоб смеялся роток И кусался зубок

Слайд 11

«Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа» К.Д. Ушинский

Слайд 12

«Курочка Ряба»

Слайд 13

Таким образом, заложив фундамент с детства , благодаря фольклору, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора <<Малыши столицы>>

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста  средствами фольклора “Малыши столицы” ...

Активизация речи детей раннего возраста средствами фольклора

СЛАЙД 1В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких с...

Развитие речи детей раннего возраста средствами фольклора (презентация)

Презентация подготовленна для воспитателей групп раннего возраста. Кратко описанно значение фольклора в развитии речи детей....

Презентация проекта по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора

Презентация проекта по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора "Пестушки-говорушки"...

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора

Выступление на РМО на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора"...