Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Любознайка".2024год
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа расчитана на 1год обучения, для детей подготовительной к школе группы.содержит 7 разделов: "Живая и неживая природа"; "Измерительные приборы"; "Я-Человек"; "Рукотворный мир"; "Наша Земля"; "Солнечная система"; "Я-Любознайка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyuboznayka_mbdou_11.docaprel.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11»

Еманжелинского муниципального района Челябинской области

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

МБДОУ  «Д/С №11»

Протокол №___  

от __.__.2024г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом  заведующей

МБДОУ «Д/С  №11»

_______                    .

№ __ от __.__.2024г.

Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Любознайка»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Год разработки: 2024

Автор-составитель:

Ключникова С.А.

г. Еманжелинск, 2024 г.

                                               Содержание

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»……………………   стр.3

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………..стр.3
  2. Цель и задачи программы………………………………………………………  стр.7
  3. Содержание программы………………………………………………………….стр.8
  1. Учебный план ………………………………………………………………   стр.8
  2. Описание каждой темы/раздела в соответствии с учебным планом……   стр. 9

1.4 Планируемые результаты……………………………………………………… .стр.12

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»………………   стр.13

2.1 Календарный учебный график………………………………………………      стр.13

2.2 Условия реализации программы………………………………………………   стр.14

2.3 Формы аттестации………………………………………………………………  стр.16

2.4 Оценочные материалы…………………………………………………………   стр.17

2.5 Методические материалы……………………………………………………      стр.18

2.6 Воспитательный компонент…………………………………………………      стр.19

2.7 Список литературы……………………………………………………................стр.20

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

  1.      Пояснительная записка

Разработка дополнительной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

   Конвенция о правах ребёнка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

   Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022г. № 295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

 Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»»// Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023;

Устав МБДОУ «Д/С №11»

Данная программа дополнительного образования относится к программам естественнонаучной направленности.

Уровень освоения содержания образования: ознакомительный.

Актуальность программы «Любознайка» заключается в том, что она позволяет удовлетворить потребности детей в личностном и интеллектуальном развитии, посредством практической деятельности - через опыты, наблюдения и эксперименты, знакомит дошкольников с окружающим миром. Программа направлена на развитие познавательных интересов детей,  расширение опыта ориентировки в окружающем; сенсорное развитие; развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Отличительные особенности Программы:

-       Направленность на развитие личности ребенка. Приоритет Программы - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

  • Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
  • Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка. Программа позволяет педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не столько на возрастные рекомендации, сколько на индивидуальный уровень развития ребенка.
  • Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.).
  • Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа», «Наша Земля», «Солнечная система», «Измерительные приборы», «Я-Человек», «Рукотворный мир» с направлениями развития познавательно-исследовательской деятельности детей.
  • Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей.
  • Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и предметы в перспективе).

     Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся в возрасте 6 - 7 лет, подготовительная к школе группа. В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

Возрастные особенности обучающихся (дети 6 - 7 лет):

- Когнитивное развитие. Развивается логическое мышление, дети могут решать более сложные задачи, систематизировать и классифицировать информацию, строить причинно-следственные связи. Улучшается произвольное внимание и оперативная память, дети могут запоминать и воспроизводить более объёмные и сложные тексты, планировать и выполнять последовательные действия. 

- Социально-эмоциональное развитие. Дети начинают осознавать свои личные качества и способности, формируется более устойчивая самооценка, появляются первые элементы самокритики. Развивается способность к эмпатии, дети лучше понимают и сопереживают чувствам других. 

- Развитие саморегуляции и навыков самообслуживания. Дети становятся ещё более самостоятельными в бытовых вопросах: могут сами готовить простую еду, ухаживать за своими вещами, выполнять простые домашние обязанности. Развивается способность к планированию и контролю своих действий: дети могут ставить перед собой цели, планировать их достижение, корректировать свои действия в зависимости от результата. 

Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебную группу численностью не более 10 человек.

Объём программы: 32 час.

Форма обучения: очная.

Методы обучения:

- Практические, внешние материальные действия, вызывающие те или иные преобразования и позволяющие самостоятельно овладевать способами поисково-познавательной деятельности.

  • Моделирование.
  • Использование пиктограмм, алгоритмов деятельности, схем в природе.
  • Наблюдения в природе плановые и случайные.
  • Поисковые действия (наблюдения, рассматривание, взвешивание, пересыпание, переливание и т.д.).
  • Метод проб и ошибок.
  • Использование познавательной и справочной литературы (энциклопедии, сборники:  «Все обо всем!» и др.).
  • Решение экспериментальных задач.
  • Коллективные и индивидуальные обсуждения хода поисковой деятельности и ее результатов.
  • Игровая мотивация, в том числе введение игровых сказочных персонажей.
  • Экспериментальные игры, опыты и эксперименты.
  • Дидактические игры – сериация, группировки, классификация, обобщение, систематизация.
  • Словесные приемы и игры: описание, сравнение качеств, свойств, исследуемых объектов, объяснение причинно-следственных связей; драматизация или режиссерское обыгрывание.
  • Моделирование проблемных ситуаций – как мотивация к поисково-познавательной деятельности.
  • Метод проектов.
  • Использование и составление схем.

Тип занятий: классическое, комплексное, тематическое, итоговое.

     Формы проведения занятий:

  • Организованное обучение: занятия, опытно-экспериментальная деятельность, экскурсии, трудовая и проектная деятельность и др.
  • В совместной деятельности (взрослый-ребенок): экскурсии, опытно – экспериментальная деятельность и др.
  • В самостоятельной деятельности детей: организация элементарных опытов и экспериментов.
  • В совместной деятельности дома (ребенок – родители): проекты, акции, целевые экскурсии выходного дня, проведение простых экспериментов и исследований на кухне, в ванной, дворе и т.д.
  • Организация выставок совместного творчества и проектной деятельности (воспитатель -  дети - родители).

Срок освоения программы:1 год.

 Режим занятий: по программе планируется 1 занятие в неделю по 1 академическому часу (30 мин) во  второй половине дня.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, развитие навыков рационального природопользования.

Задачи программы:

 Образовательные (предметные):

1. Социально-коммуникативное развитие: развитие самостоятельности, умение достигать цели и регулировать собственные действия, формирование социального интеллекта, чувства ответственности.

2. Познавательное развитие: развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с предметным окружением и миром природы.

3. Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной).

Личностные:

1. Совершенствование психомоторных способностей: внимание, память.

2. Развитие творческих и созидательных способностей: осознание себя как личности.

3. Развитие эмоционально-осознанного отношения к своим решениям и поступкам.

4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных особенностей.

 Метапредметные:

1. Развитие умения определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применение их на практике.

2. Развитие использования основных интеллектуальных операций:  анализ, синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей.

  1. Содержание программы

1.3.1 Учебный план

п/п

Название раздела/темы

Кол-во часов

Формы

аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

1

1.1

1.1.1

1.1.2

1.2

1.3

1.3.1

1.3.2

1.3.3

1.3.4

1.3.5

1.3.6

1.3.7

1.3.8

1.3.9

1.3.1

«Живая и неживая природа»

«Живая природа-растительный мир»

«Дерево»

«Семена и плоды»

«Живая природа - животный мир»

«Неживая природа»

«Почва»

«Песок»

«Глина»

«Камни»

«Воздух - свойства»

«Воздух - движение»

«Вода»

«Вода-пар»

«Снег-вода-лёд»

«Фильтрование воды»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0.5

0,5

0.5

0.5

0,5

Наблюдение

Опрос

Эксперименты

Фиксирование результатов опытов

Оформление коллекции

Практические задания

2

«Измерительные приборы»

1

0.5

0.5

Наблюдение

Опрос

Исследовательские проекты

3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

«Я - Человек»

«Внутренние органы»

«Как мы видим»

«Как мы чувствуем: язык, нос»

«Уши орган слуха»

«Кожа-орган осязания»

1

1

1

1

1

0,5

0.5

0.5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Наблюдение

Опрос

Эксперименты

Творческая работа

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.4

4.5

4.6

4.7

«Рукотворный мир»

«Бумага и картон»

«Ткани»

«Металл»

«Стекло»

«Пластмасса»

«Резина»

«Магнит»

«Мыло и его свойства»

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0.5

0.5

0.5

0,5

0.5

Наблюдение

Оформление коллекции

Практические задания

Эксперименты

5

«Наша Земля»

1

0,5

0.5

Наблюдение

Конкурс поделок

6

«Солнечная система»

1

0,5

0.5

Наблюдение

Выставка

рисунков

7

«Я - Любознайка»

1

0,5

0,5

Решение задач

Развлечение

Итого

32

16

16

1.3.2. Описание каждой темы/раздела в соответствии с учебным планом

1 «Живая и неживая природа»:

Теория: Растения и животные – живые организмы. Они дышат, растут, размножаются, питаются, развиваются. У них есть общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воздухе, почве).

 Влияние факторов неживой природы (воды, света, тепла, почвы) на живую природу

Практика: Наблюдение - объекты живой и неживой природы.

  1. «Живая природа - растительный мир»:

Теория: Строение, функции, значение частей растений.

Практика: Опыт «Как растения пьют»

  1. «Дерево»:

Теория: Хвойные и лиственные породы

Практика: Наблюдение, сравнение листьев, иголок

  1. «Семена и плоды»:

Теория: Значение семян и плодов

Практика: Оформление коллекции

  1. «Живая природа - животный мир»:

Теория: Характерные особенности животных, позволяющие классифицировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и др.).

Практика: Наблюдение, игра «Где чей дом?»

  1. Неживая природа:
  1. «Почва»

Теория: Почва верхний плодородный слой земли, состав и свойства.

Практика: Эксперимент- сухая и влажная почва

  1. «Песок»

Теория: Состав и свойства.

Практика: Изготовление поделок из песка.

  1. «Глина»

Теория: Свойства и разновидности глины.

Практика: Эксперимент – изготовление посуды из глины

  1. «Камни»

Теория: Классификация камней по внешнему виду

Практика: Оформление коллекции

  1. «Воздух: свойства»

Теория: Что такое воздух

 Практика: Опыт «Есть ли воздух вокруг нас?»

  1. «Воздух: движение»

Теория: Ветер-движение воздуха

Практика: Наблюдение-сила ветра. Опыт-струя воздуха

  1. «Вода»

Теория: свойства воды - нет цвета, запаха, формы

Практика: Опыт- впитывание воды

  1. «Вода - пар»

Теория: Условия перехода воды из жидкого состояния в газообразное

 Практика: Опыт - исчезающая вода

  1. «Снег – вода - лёд»

Теория: три агрегатных состояния веществ - твердое, жидкое, газообразное. Их свойства и качества, круговорот воды в природе.

Практика: Изготовление цветных льдинок

  1. «Фильтрование воды»

Теория: Что такое очистка воды

Практика: Опыт - растворение в воде разных веществ, фильтрование воды

2 «Измерительные приборы»:

Теория: Разнообразие, причины возникновения (необходимость точного измерения), технический прогресс

Практика: Наблюдение и способы применения «Часы», «Компас», «Весы», «Термометр».

3 «Я  – Человек»:

3.1 «Внутренние органы»

Теория: Человек - живой организм, особенности строения и функционирования органов и систем.

Практика: Опыт «Стук сердца» «Сколько воздуха ты можешь вздохнуть»

3.2 «Как мы видим»

Теория: Глаза-органы чувств

Практика: Опыт «Линза капелька»

3.3 «Как мы чувствуем: язык и нос»

Теория: Язык и нос – важный орган.

 Практика: Опыт «Вкус через запах»

3.4 «Уши - органы слуха»

Теория: Уши - назначение и необходимость

Практика: Опыт «Проверим слух»

3.5 «Кожа - орган осязания»

Теория: Кожа наша защитница и помощница

Практика: Игра «Определи на ощупь» (предметы с разной поверхностью: гладкой, шершавой, колючей и т. п.)

4. «Рукотворный мир»:

4.1 «Бумага и картон»

Теория: Свойства, назначение, виды бумаги

Практика: Опыты с бумагой и картоном - намокание, разрывание, складывание и т.д.

4.2 «Ткани»

Теория: Отличительные особенности, назначение различных видов тканей: тонкие (лёгкие) и толстые (тёплые)

Практика: Оформление коллекции тканей

4.3 «Металл»

Теория: Разнообразие изделий из металла и их функциональное назначение

Практика: Наблюдение, определение свойств металла

4.4 «Стекло»

Теория: Знакомство со стеклом, его свойствами

Практика: Решение задач «Если бы не было стекла, то….»

4.5 «Пластмасса»

Теория: Знакомство со свойствами и качествами предметов из пластмассы

Практика: Рассматривание изделий, их прочность, лёгкость, безопасность

4.6 «Резина»

Теория: Что такое резина, что бывает резиновым

Практика: Рассматривание изделий из резины выявление свойств - непромокаемость, эластичность

4.7 «Магнит»

Теория: Расширение и систематизация знаний о магните

Практика: Опыты с магнитом (притягивание различных предметов)

4.8 «Мыло и его свойства»

Теория: История мыловарения и процесс изготовления

Практика: Изготовление мыльных пузырей

5 «Наша Земля»:

Теория: Планета Земля (рельеф, смена сезонов, части суши, природные катаклизмы).

Практика: Опыт «Извержение вулканов»

6 «Солнечная система»:

Теория: Земля часть солнечной системы (смена времени суток, космос, небесные тела.)
Практика: Рисунки солнечной системы

7 «Я - Любознайка»:

Теория: Итоговое «Что я узнал нового?»

Практика: Решение ребусов, задач.

  1. Планируемые результаты

Образовательные (предметные) результаты:

1.Сформированы познавательные и речевые умения. Дети умеют выявлять свойства, качество и отношения объектов окружающего мира, использовать способы обследования предметов на разные органы чувств,  могут формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, упорядочивать и классифицировать объекты, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

2. Обучающиеся самостоятельно выполняют несложные опыты и исследования, ответственно относятся к выполняемой работе.

3. Обучающиеся замечают не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные скрытые; умеют оценивать окружающий мир с эстетической точки зрения, творчески подходят к выполнению поставленной задачи во время изобразительной, конструктивно-модельной деятельности.

Личностные результаты:

1.Развиты воображение, память, внимание, улучшена концентрация внимания.

2. Дети проявляют творческие и созидательные способности, осознают себя как личность.

3.У обучающихся развито эмоционально-осознанное отношение к своим решениям и поступкам.

4.Обучающиеся проявляют познавательную активность, познавательные интересы, обладают интеллектуальными способностями.

Метапредметные результаты:

1.Дети умеют определять цели и задачи деятельности, выбирают средства реализации цели и применяют их на практике.

Дети пользуются основными интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, выявлением причинно-следственных связей.

 Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.1.    Календарный учебный график.

Начало учебных занятий для обучающихся: 01 сентября

Окончание: 31 мая

Продолжительность учебного года:  9 месяцев

Количество часов в году:  32

Продолжительность и периодичность занятий: 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час

Продолжительность академического часа: 30 минут

Промежуточная аттестация: декабрь

Аттестация по итогам освоения программы: май

Выходные и праздничные дни: Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные Правительством РФ:

  • 4 ноября – День народного единства;
  • 7 января – Рождество Христово;
  • 23 февраля  – День защитников Отечества;
  • 8 марта  – Международный женский день;
  • 1 мая – Праздник Весны и Труда;
  • 9 мая – День Победы

Объём программы: 32 часа

Срок освоения программы: 1 год

2.1.2.  Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата занятия

Название раздела/темы

Кол-во часов

Форма занятия

Форма

контроля

«Живая и неживая природа»

1

Сентябрь

«Живая природа - растительный мир»

1

Комплексное занятие

Опрос

2

Сентябрь

«Дерево»

1

Комплексное занятие

Опрос

3

Сентябрь

«Семена и плоды»

1

Опытно-экспериментальная деятельность

Фиксирование результатов

4

Сентябрь

«Живая природа - животный мир»

1

Комплексное занятие

Опрос

5

Октябрь

«Неживая природа»

1

Экскурсии, проектная деятельность

Оформление коллекции

6

Октябрь

«Почва»

1

7

Октябрь

«Песок»

1

8

Октябрь

«Глина»

1

9

Ноябрь

«Камни»

1

10

Ноябрь

«Воздух - свойства»

1

Опытно-экспериментальная деятельность

Практические задания

11

Ноябрь

«Воздух - движение»

1

12

Декабрь

«Вода»

1

13

Декабрь

«Вода - пар»

1

14

Декабрь

«Снег – вода - лёд»

1

15

Декабрь

«Фильтрование воды»

1

16

Декабрь

«Измерительные приборы»

1

Проектная деятельность

Опрос, наблюдение

«Я - Человек»

17

Январь

«Внутренние органы»

1

Опытно-экспериментальная, проектная деятельность

Наблюдение, опрос, готовая проектная работа

18

Январь

«Как мы видим»

1

19

Январь

«Как мы чувствуем: язык, нос»

1

20

Февраль

«Уши - орган слуха»

1

21

Февраль

«Кожа - орган осязания»

1

«Рукотворный мир»

22

Февраль

«Бумага и картон»

1

Опытно-экспериментальная, проектная деятельность

Наблюдение, практические задания, оформление коллекции

23

Март

«Ткани»

1

24

Март

«Металл»

1

25

Март

«Стекло»

1

26

Март

«Пластмасса»

1

27

Апрель

«Резина»

1

28

Апрель

«Магнит»

1

29

Апрель

«Мыло и его свойства»

1

30

Апрель

«Наша Земля»

1

Выставка, конкурс

Наблюдение, конкурс поделок

31

Май

«Солнечная система»

1

Комплексное занятие

Наблюдение, выставка рисунков

32

Май

«Я - Любознайка»

1

Конкурсно-игровая программа

Решение задач

Итого:

32 часа

2.2 Условия реализации программы

Принципы работы:

  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности. Общение с ребёнком строится на доброжелательной и доверительной основе.
  • Индивидуальный подход. Создание в творческом процессе раскованной,стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы.
  • Вариативность. Создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, и др.
  • Опора на внутреннюю мотивацию. Создание эмоциональной вовлечённости ребёнка в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  • Комфортность. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.

Занятия организуются в форме партнерской деятельности с воспитателем, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Материально-техническое обеспечение

п/п

Наименование основного оборудования

К-во

1

Музыкальный центр

1

2

Магнитная доска

1

3

Проектор

1

4

Телевизор

1

5

Ноутбук

1

6

Столы

5

7

Стулья

10

8

Памятки-схемы по технике безопасности

10

9

Картотека опытов и экспериментов

1

10

Приборы - помощники: увеличительные стёкла. Весы (безмен), песочные часы, компас, магниты

5

11

Разнообразныесосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы

10

12

Природный материал: камни, глина, песок, шишки, семена и т.д.

10

13

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

10

14

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

10

15

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

10

16

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

10

17

Прочные материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

10

18

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д.

10

Введение дошкольников в мир опытно-исследовательской деятельности не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия могут проводиться в групповой комнате, музыкальном зале, на прогулочном участке.

2.3 Формы аттестации

- Текущий контроль (проводится в течение всего периода обучения). Осуществляется с целью анализа, прогнозирования и проектирования образовательного процесса. Формы текущего контроля:  наблюдение, опрос,  участие в конкурсах, экспериментах, фиксирование результатов опытов.

- Промежуточная аттестация (проводится в середине учебного года – в декабре). Цель: определение изменения уровня развития обучающихся, их интеллектуальных и творческих способностей, определение результатов обучения в середине учебного года.  Формы промежуточной аттестации – опрос.

- Аттестация по итогам освоения программы (проводится в конце учебного года – в мае). Цель: определение соответствия результатов освоения Программы  планируемым результатам обучения. Форма проведения – конкурсно - игровая программа.

Результативность освоения Программы отслеживается в процессе  диагностирования обучающихся  в начале и в конце учебного года (вводная – сентябрь, итоговая – май). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для решения образовательных задач; для оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования;  для индивидуализации образования; оптимизации работы с группой детей.

2.4 Оценочные материалы

Механизм оценки получаемых результатов:

Определены и описаны три уровня выполнения практической работы: низкий, средний и высокий.

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью:

уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствам и с помощью взрослого.

низкий

В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить

гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для

экспериментирования, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

Не может сформулировать выводы самостоятельно

только по наводящим вопросам.  

2.5 Методические материалы

Программа ориентирована на старший дошкольный возраст.

В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность: непосредственные наблюдения за животными, действия с предметами, осуществляемые в естественной для ребёнка данного возраста занимательной, игровой форме. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности – умений работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также развитию творческих способностей детей.

Методы и приемы организации занятий

 1. Метод экспериментирования – который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактики.

2. Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида: - распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; - за изменением и преобразованием объектов.

3. Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

4. Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.д.

5. Словесные методы: рассказы педагога, рассказы детей, беседы

Учебно-методическое обеспечение

- Задания. Они помогают усвоить новый материал или закрепить имеющиеся знания.Каждое задание имеет разный тип и уровень сложности: установить соответствие, выбрать один или несколько ответов, установить правильную последовательность, собрать картинку, раскрасить и др..

- Звуковые материалы (аудиозаписи).

- Смешанные материалы (видео, учебные фильмы).

- Дидактические пособия (карточки, рабочие листы, раздаточный материал).

- Тематические подборки материалов (загадки, стихи, сценарии).

- Игровые наборы, предметные игрушки и т.д.

2.6 Воспитательный компонент

Цель воспитательного компонента: самоопределение и социализация детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Условия воспитания:

Воспитательный процесс осуществляется в условиях деятельности объединения «Любознайка» МБДОУ «Д/С №11»

Основные формы:

 беседы, практические занятия, экскурсия, целевые прогулки.

Методы воспитания:

- Метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушения)

- Метод положительного примера (педагога и других детей)

- Метод стимулирования и поощрения(индивидуального и публичного)

- Метод переключения в деятельности

- Метод развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании

Анализ результатов:

Проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирование, опросы.

Календарный план воспитательной работы

        Календарный план воспитательной работы написан в соответствии с   программой воспитания МБДОУ «Д/С № 11»

Мероприятия

время проведения

Ответственные

Задание-игра «Нарисуй природу, как ты её видишь»

Сентябрь

Воспитатель

Воспитатель

Семейная игровая программа «Осень в гости просим»

Октябрь

Мастер-класс по изготовлению кормушек «Птичья столовая»

Ноябрь

Воспитатель

Акция «Покормите птиц зимой»

Декабрь

Воспитатель

Смотр-конкурс «Ледовая фантазия»

Январь

Воспитатель

Выставка поделок и рисунков «Зимушка-зима»

Февраль

Воспитатель

Мастер-класс по изготовлению мыла «Мойдодыр»

Март

Воспитатель

Игра-путешествие «Космос далёкий и близкий»

    Апрель

Воспитатель

Конкурсно-игровая программа с родителями «Я-Любознайка»

      Май

Воспитатель

2.7 Список литературы

Для педагогов

1.Аджи А.В «Открытые мероприятия для детей подготовительной группы»    Образовательная область «Познавательное развитие» Воронеж 2014г.

 2.Дмитриева Е.А. «Детское экспериментирование» Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками.ТЦ Сфера2019г.

3.Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2018г.

4.Дыбина О.В «Творим, изменяем, преобразуем»,игры-занятия для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2016г.

 5.Дыбина О.В. « Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для     дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2019г.

6.Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска», программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. ТЦ СФЕРА,2017г.                                                                                      

7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»,  опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2019г.  

8.Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». Издание 3-е, исправленное.

9.Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ». «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2019г.

10.Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации, под редакцией. 2-е изд. испр. и допол. М., АРКТИ, 2010 г.

 11Султанова М. «Простые опыты с природными материалами»2016г.

Для обучающихся:

1.Мадера А.Г. «Крибли, крабли,бумс!» Мастерилка 1999г.

2.Зубкова Н.М, «Воз и маленькая тележкачудес» Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет 2006г.

 3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2019г.  

Список интернет-ресурсов:

1.Серия мультфильмов «Фиксики»

 https://www.youtube.com/watch?v=v1nIvPFUcG4,

2.Видео-источникиhttps://www.maam.ru/obrazovanie/opyty-i-eksperimenty/page2.html,

https://www.maam.ru/detskijsad/-tehnologija-detskogo-yeksperimentirovanija-kak-sredstvo-razvitija-rebenka.html 

https://www.maam.ru/detskijsad/kartochki-shemy-provedenija-opytov-i-yeksperimentov-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-kartoteka.html 

Приложение 1

Программа  реализуется поэтапно и поблочно:

  • 1 блок. Информационный.
  • 2 блок. Действенно – мыслительный.
  • 3 блок. Блок преобразования.

Поэтапная реализация Программных задач

1 блок. Информационный.

Раздел «Живая природа»:

  • Растения и животные как живые организмы -  - создать условия для выявления основных признаков живых организмов: дыхание, питание, рост, развитие, размножение у растений; подвести к пониманию того, что растение живое, т.е. растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения. Дать возможность сравнить для выявления признаков живого: питание, дыхание, рост, развитие (человек, кукла). Способствовать выделению некоторых особенностей насекомых, рыб, птиц, зверей.
  • Строение, функции и значение частей растений - учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и устранять их причину (вянут листья - полить растение и т.д.).
  • Многообразие живых организмов, их приспособление к окружающему миру - создать условия: для выявления характерных особенностей (внешнего вида, питания, образа жизни) некоторых видов живых организмов, (насекомых, земноводных, птиц); деление на классы по особым признакам.
  • Характерные особенности экологических систем и природно-климатических зон -сформировать представление об основных компонентах сред обитания: земля, воздух, вода.

Раздел «Неживая природа»:

  • Вода - способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению.  Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше   изменяются   свойства воды (интенсивность  окраски,   вкус,  запах).   Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает). Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания, без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т.д.). Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь)
  • Воздух - способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Расширить представления о свойствах и качества воздуха. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы.
  • Песок, глина, камень, почва- побуждать к сравнительному анализу свойств песка,  глины,  камня.  Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представление о том, что почва –верхний плодородный слой земли.

Раздел   «Наша Земля»

  • Земля – расширять представление о земном шаре используя глобус, географические карты; дать представление о суше и водном пространстве, строение, разнообразие рельефа земной поверхности, водоемов (пруд, болото, озеро, река, море).

Раздел «Солнечная система»:

  • Солнечная система, космос - дать представление о Солнце, Земле как его спутнике, Луне как спутнике Земли (о земном притяжении, движении по орбите и пр.). Познакомить с причинами смены дня и ночи, времен года как следствие вращения Земли вокруг своей оси и вокруг солнца.

Раздел «Измерительные приборы»:

- Измерительные приборы - познакомить с часами, компасом, термометром, весами. Дать представление о том, что предметы имеют вес, температуру; о том, что все процессы имеют протяженность во времени (быстро, медленно, быстрее, медленнее).

- Научить определять части суток, времена года.

 - Научить пользоваться градусником для определения температуры воздуха и воды.

- Научить пользоваться компасом.

Раздел «Я – человек»:

  • Человек - живой организм - способствовать пониманию о человеке как о живом существе, его индивидуальности (внешность, характер поведения). Формировать представление о строении и функционировании некоторых органов и систем (уши, глаза, пищеварительная и дыхательная система), о положительных и отрицательных воздействиях на них. Поощрять определение различий в строении человека и животных. Подводить к пониманию взаимосвязи органов и системы человека. Развивать сенсорную чувствительность, глазомер. Побуждать к выявлению признаков неблагополучия в состоянии человеческого организма, определению путей их устранения.    Подводить к осознанию своей роли в сохранении и укреплении собственного здоровья.

Раздел «Рукотворный мир»:

  • Предмет как таковой - развивать умение определять характеристики предмета (размер, цвет, форма, вес, материал, функция, назначение, строение) и с их помощью описывать предмет. Научить определять материал, из которого сделан предмет: стекло, металл, пластмасса, ткань (бархат, бумазея, вельвет и др.), бумага (салфетная, оберточная, калька, картон) и др. Развивать умение определять признаки и свойствах, температуру этих материалов (структура и температура поверхности, твердость, мягкость, хрупкость, прочность, блеск, звонкость).
  • Предмет - результат деятельности человека - формировать представления о предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт; познакомить с изготовлением мыльного раствора. Развивать понимание того, что назначение, функции предмета зависят от его свойств и качеств, материала, из которого он изготовлен.
  • Предмет - творение человеческой мысли - формировать представление о многофункциональности предметов. Развивать ретроспективный (прошлое) и перспективный (как сделать предмет полезнее) взгляд на предметы.

2 блок. Действенно – мыслительный.

-     Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, осуществлять выбор в соответствии с познавательной задачей.

  • Закреплять умение самостоятельно использовать обследовательские действия в поисковой деятельности, осуществлять выбор в соответствии с характером задачи.
  • Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств.
  • Совершенствовать характер действий, направленных на выявление скрытых свойств объектов.
  • Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации по имеющимся условиям и цели деятельности.
  • Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; умение ставить цель, составлять соответствующий способный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели, корректировать свою деятельность.
  • Уметь самостоятельно составлять модели и использовать их в деятельности.

3 блок.  Преобразование.

  • Стимулировать желание самостоятельно преобразовывать предметы окружающего мира, используя знания, приобретенные в поисковой деятельности. Изменять функции, назначение предметов, создавать многофункциональные предметы (например, конструировать мебель из нескольких коробок), использовать вариативный подход в преобразовании предметов.
  • Совершенствовать умение использовать в работе многообразие материалов (бумагу, глину, пластилин, коробочки, разный природный материал, мягкую проволоку, нитки, песок, бумажное «тесто», ткани, соломку, пробки, крышки, оболочки «киндер-сюрприза», фольгу, засушенные растения, кусочки резины, пластмассу, пластиковые бутылки) и инструменты (ножницы, стеки, лопатки, иглы, пяльцы), самостоятельно выбирать материалы и инструменты, комбинировать материалы в соответствии с заданием, учитывая особенности свойств и качеств (намокаемость, твердость, прозрачность).
  • Содействовать активному проявлению стремления к преобразованию. Учить творчески подходить к решению конструктивных задач, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы. Способствовать самостоятельному созданию коллективных объединений детей, имеющих цель преобразовывать предмет.

Этапы усложнения Программы:

Начало учебного года:

  • Действовать в соответствии с моделями, определяющими условия и содержание деятельности: 1) высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа; 2) определять цель деятельности, условия ее достижения; 3) с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности
  • Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  • Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
  • Познакомиться с понятиямисистема. Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменения во времени и т.п.

   Конец учебного года:

  • Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа.
  • По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним.
  • Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  • Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов.
  • Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействиях).
  • Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение; его существование во времени и пространстве и пр.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Планета - наш дом" для детей от 6 до 7 лет

Программа носит естественнонаучную направленность. И отвечает современным передовым взглядам по содержанию и организации познавательной  и речевой деятельности с детьми дошкольного возраста, в ед...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Хочу все знать"

Рабочая программа обеспечивает разносторонее развитие детей в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Чем разнообразнее и интнреснее поисковая деятельность, тем больш...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)

Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЭКОЛОЛЯТА»

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)

Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность программыНаибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие же...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Агросад»

Программа "Агросад" предполагает объединение биологического, психологического и художественного подхода в изучении растений, а также в использовании декоративно – прикладного творчеств...