Проект "История одного экспоната"
материал

Осипова Энзе Шарипзяновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_odnogo_eksponata.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

        В самом раннем детстве у человека закладываются основы нравственности и духовности, формируются гражданские и патриотические чувства.

 Ребёнок не может успешно развиваться без гармонии с окружающим миром. А гармония эта развивается, прежде всего, благодаря формированию в маленьком человеке патриотических чувств. Это любовь к своей родной земле, к Родине. Каждому из нас интересно узнать, как жили люди раньше, к чему стремились и что делали, чтобы мир вокруг был добрее и красивее. Какие у них были дома и мебель, чем любили украшать дома, какая была посуда и орудия труда. Поэтому много сотен лет назад люди начали собирать и хранить вещи, чем-то им дорогие и памятные. Такие как: одежда, украшения, предметы народного быта, орудия труда, посуду. Место занимающееся собиранием, изучением, хранением памятных и исторических предметов и называется -музей. Музеи – кладовые нашей памяти о прошлом, которое уже ушло. Главная ценность музея – экспонаты. Каждый экспонат, как и человек, имеет свою интересную судьбу, отличительный характер.

   Такой музей есть и у нас детском саду. Как жили татары в Татарстане раньше? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы  помогает наш музей «Татарская изба», где собраны соответствующие экспонаты силами педагогов, родителей и самих детей. А участие детей в создании мини -музея, ознакомление и изучение истории экспонатов это важная особенность воспитания у детей любви к обычаям своего народа, культуре своей страны, к истории.

      “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.”- писал С.Михалков.

В детском саду работает кружок “Любознайки”. Где дети знакомятся с историей и культурой, предметами быта,  праздниками и обычаями татарского народа. Часто дети интересуются откуда этот экспонат, как он появился, кто его подарил, что с ним делают? Поэтому мы решили, как можно больше узнать о каждом экспонате. Первый экспонат для исследования дети выбрали сами - это утюги. В нашем музее их две штуки. Так определилась тема нашего исследования: «История одного экспоната»

Объектом исследования являются старинные утюги.

Предмет – история и технология использования старинных утюгов.

Цель работы - изучение истории изготовления и технологии использования экспонатов;

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие                    задачи:

- изучить виды гладильных инструментов;

- определить виды утюгов, которые есть;

-развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, путем изучения отдельного предмета.

- провести опрос по данной теме сотрудников детского сада.

Проект творческий, исследовательский

Участники: дети подготовительной группы

По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

Задачи

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Познакомить педагогов, родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.

4. Взаимодействие с социумом.

5. Подбор и планирование материала с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

2 этап – практический.

Задачи второго этапа:

- чтение и рассматривание соответствующей литературы;

- беседы по содержанию материала, драматизация произведений;

- беседы, песни, дидактические игры, беседы с педагогами детского сада;

- Взаимодействие с социумом (посещение школьного музея и детской библиотеки).

- привлечь родителей к сотрудничеству и реализации проекта.

3-й этап: заключительный (подведение итогов):

- Выставка детско-родительских рисунков на тему «Старинные утюги».

- Игра-викторина «Угадай название».

- Презентация проекта «История одного экспоната» к  Международному дню музеев.

Конечные результаты реализации проекта:

-создание комплексной системы использования патриотического воспитания как важнейшего компонента разностороннего развития личности дошкольника;

-обобщение и распространение опыта на тему «История одного экспоната» как важнейший компонент исследовательской работы, патриотического воспитания дошкольников;

- повышение интереса к истории и культуре своего родного края.

Гипотеза: можно пользоваться старинным утюгом в современных условиях.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, интервью.

  1. Основная часть

 I.  Изучение истории и технологии использования старинных утюгов.

1. Возникновение гладильных приборов.

       Утюгу не более пятисот лет от роду. А как же обходились без него наши древние люди, наши предки? Было придумано детьми множество разных предположений:

-раскладывали белье между камнями;

- белье очень аккуратно складывали стопочкой и сверху раскладывали тяжелые доски;

- выстиранную вещь очень сильно натягивали, тогда она не морщилась;

- белье развешивали на улице на ветер и т.д.

     Сначала мы посмотрели с детьми видеоролик  о приборах для глажения. Определили, еще один прибор, которым пользовались наши предки – это рубель с вальком. Рубель – это рифленая доска с ручкой на конце. На валек наматывали выстиранное белье, а затем катали по нему рубель. Это нехитрое приспособление хорошо делало свое дело тогда, когда одежду и белье шили из тканей, сделанных вручную. Они были так грубы, что после стирки стояли колом. Их нужно было не столько разглаживать, сколько размягчать.  Дети с удовольствием, интересом держали в руках рубель и валек, который имеется в нашем музее.

2. Угольные утюги. Появившийся немногим позднее угольный утюг был весьма популярен. Его ещё называли «духовой». Вовнутрь утюга специальными щипцами или совочками накладывались тлеющие угли из печи, затем утюг закрывали с помощью крючка - защелки. Хозяйка брала утюг в руку, делала несколько резких взмахов, воздух попадал в отверстия, расположенные рядом с днищем, угли разгорались и днище утюга разогревалось до малинового свечения. 
Конечно, чтобы гладить таким утюгом, требовалась немалая физическая сила и определенный навык: надо было уметь так регулировать температуру, чтобы не подпалить тонкое, дорогое белье. В портняжных мастерских, в людных салонах непременно были мальчики - ученики, в чью обязанность, входило разогревать утюги. Обычно в таких заведениях, как и в Богатых домах, было по несколько утюгов: одним гладили, другой разогревали.  Тяжелый горячий утюг невозможно было долго держать в руках. И поставить его просто на стол или на гладильную доску было нельзя, раскаленный утюг мог подпалить ткань или стол. Поэтому утюги продавались с подставками. 

       Утюги стоили очень дорого и были своеобразным символом благополучия и зажиточности дома, поэтому мастера старались сделать утюги красивыми и нарядными, украшали их фигурами птиц, коней, растительным орнаментом.

3. Электрические утюги.  Коренным образом глаженье изменилось с появлением электрического утюга. Его изобрел американец в1882 году. Однако популярным бытовой прибор, работающий от электрической розетки, стал далеко не сразу: женщины просто боялись брать его в руки, тем более что первые электрические утюги действительно частенько били током своих хозяюшек. Но постепенно их довели до ума, нагревательную спираль надежно изолировали от корпуса, и «кусаться» утюги перестали. Эти утюги гораздо быстрее нагреваются, реже подпаливают белье, не портят ткань и не имеют дыма и пепла. До изобретения терморегулятора их приходилось время от времени выключать из розетки, чтобы избежать перегрева.

     Долго нужно рассказывать всю богатую историю утюга. Если кому-то захочется познакомиться с этим замечательным бытовым прибором поближе, можно отправиться в Музей Утюга в г. Переславль, в 100 км от Москвы. В 2002 году там создан Музей утюга. Всего в коллекции музея насчитывается более 170 утюгов. Они имеют разнообразную форму, их вес от 10 грамм до 10 килограмм.

4.Утюги – наши современники

С тех пор изменилось очень многое. В течение XX века утюг обрастал новыми и новыми способностями. Современное гладильное оборудование можно поделить на несколько видов. Это паровые утюги, отпариватели, гладильные системы, гладильные прессы, и даже паро-гладильные манекены. Утюг научился не только гладить и отпаривать любые ткани, но и самого себя защищать от накипи и автоматически выключаться. Наиболее привлекательными являются модели, которые включаются только тогда, когда берешься за его ручку. С таким утюгом можно не бояться, что в силу своей забывчивости можешь подвергнуть свой дом пожару. Уже есть утюги с автоматическим отключением нагрева. Теперь можно не возвращаться, если вдруг забыли вынуть из розетки утюг. Если прибором не пользуются некоторое время, в среднем более чем полминуты в горизонтальном положении или 10 минут в вертикальном, электроника автоматически его отключает.

Вывод: Время бежит и диктует свои условия, с каждым годом гладильное оборудование для влажно-тепловой обработки изделий исправляет недостатки прошлых лет и совершенствуется, труд облегчается

II.  Изучение истории утюгов, имеющихся в музее «Татарская изба».

История наших экспонатов.

У нас в музее два старинных утюга: оба духовые (угольные) 

Экспонаты 1, 2. -утюги чугунные  духовые (угольный).

Выполнен из чугуна, полый, с откидной крышкой и вытяжными отверстиями по бокам, вес 3.062 кг. В отличном состоянии. На внутренней стороне крышки клеймо  М3 А «КАСИМОВ». Это клеймо Касимовского утюжного завода Рязанской губернии. Утюжный завод города Касимова считается старейшим предприятием  города. Основан завод был в 1771году и принадлежал первостатейному касимовскому купцу Александру  Григорьевичу Полежаеву. В1835 году появилось новое название «Минеральный».

Результаты опроса педагогов детского сада

Цель опроса – выяснить, какие утюги были наиболее распространены.

Педагогам  были предложены следующие вопросы:

1.Какие виды утюгов имелись у вас дома?

2. как ими пользовались?

3.Как вы воспринимали новые (электрические) утюги? Легко ли отказывались от старых?

Вспоминает Тузова Людмила Николаевна: «У бабушки моей были и угольный утюг и электрический.  Летом, когда в доме печь не топили, грели их на кухне на плите. Обжигались, конечно, часто и одежду портили, прожигали. Но все же не торопились от них отказываться, когда появились и электрические. Бабушка моя еще долго пользовалась ими, экономила электричество».

«Я помню, воротнички гладила, пионерский галстук когда училась в школе – рассказывает Осипова Энже Шариповна. Угли прямо из печки доставали совочком. Когда не было углей, грели такой утюг на плите. Потом появились электрические утюги. Но до изобретения терморегулятора их приходилось время от времени выключать из розетки, чтобы избежать перегрева…» Воспитатель Салимова Аделя Хафизовна вспоминает: «Я помню, как угольным утюгом гладила бабушка и мама. Семья  у нас была большая и приходилось гладить много одежды. Когда появилось в семье электрический утюг, старый утюг не выбросили, оставили на всякий случай… Вот он пригодился для музея».

 Заключение. В ходе исследования выяснилось много интересных фактов. Наиболее распространены, вплоть до середины XX века, были чугунные утюги: наплитный и угольный, т.к. были недорогими, а значит доступными для населения. Что касается формы, то здесь этот предмет особых изменений не претерпел. Она осталась практически неизменной.

       Была изучена история наших экспонатов , установлено, где они были изготовлены, технология их использования.

       Таким образом, цель работы достигнута. Одним из результатов нашей работы стало изготовление карточек с кратким описанием истории утюга.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Моя любимая кукла"(по музейному экспонату)

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово « музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития эмоциональной сферы ребенка, на  различных заня...

Совершенствование работы по освоение детьми образовательной области «Познание» через интеграцию с другими образовательными областями по развитию познавательной активности, с использованием экспонатов мини-музеев групп и деятельности «школы экскурсовода».

В Федеральных государственных требованиях  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесса, который д...

В мире музейных технологий: выставка одного экспоната " Мариинский театр - жемчужина Петербурга"

Статья о реализации музейных технологий в дошкольном учреждении...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Чтоб под каждым под кустом был готов и стол, и дом…» (История одного экспоната)

Цель: создание условий для ознакомления детей  с предметом военного обмундирования солдат Великой Отечественной войны – плащ –палаткой.Задачи:Образовательные задачи:- ознакомить с ист...

Методическая разработка на тему: "Офицерская полевая сумка -планшет.Тайны и секреты."(Выставка одного экспоната) для детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка представлена на городском конкурсе инновационных музейных технологий "Педагогический музей: пространство инноваций"Номинация: "Выставка одного экспоната". Т...

Музейно-педагогическое занятие сиспользованиемвыставки одного экспоната " Подкова"

Знакомство детей  группы с подковой. Сначало чтение стиха С Маршака "  Кузнец". Беседа с детьми " Бывает ли обувь у лошадей ?" и для чего она. Сначало разглядывали картин...