Статья на тему: Игры на воде как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа)
Игры на воде как средство речевого развития
детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Такой яркий и выразительный материал, как игра, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста посвящены исследования Т.Ф. Даниловой, К.А. Тихоновой, Т.Б. Костроминой. Исследования, проведенные психологами, педагогами Е.А. Тихеевой, Е.А. Флериной, Ф.А. Сохиной, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития младших дошкольников.
Т.Б. Костромина пишет о стремительном развитии речи детей дошкольного возраста, иллюстрируя это тем, что в словаре трехлетнего ребенка находится 1200 слов, в то время как словарь шестилетнего ребенка включает порядка 3000–3500 слов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на воде как средство речевого развития
детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Такой яркий и выразительный материал, как игра, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста посвящены исследования Т.Ф. Даниловой, К.А. Тихоновой, Т.Б. Костроминой. Исследования, проведенные психологами, педагогами Е.А. Тихеевой, Е.А. Флериной, Ф.А. Сохиной, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития младших дошкольников.
Т.Б. Костромина пишет о стремительном развитии речи детей дошкольного возраста, иллюстрируя это тем, что в словаре трехлетнего ребенка находится 1200 слов, в то время как словарь шестилетнего ребенка включает порядка 3000–3500 слов.
Успех обучения зависит от настроения ребенка младшего дошкольного возраста, а также от атмосферы и эмоционального контакта, которые царят между взрослым и ребенком. Отношения между ними должны быть доверительными, а настрой как у ребенка, так и у взрослого – позитивным. Дети очень тонко чувствуют, насколько искренен с ними взрослый.
С четырех лет дети начинают проявлять наивысшую речевую активность. Речь детей 3–4 лет, которые посещают дошкольные учебные заведения, кружки или группы развития, более развита, разнообразна и грамматически правильна, чем у детей, находящихся на домашнем обучении. Это объясняется тем, что детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, предоставляется ежедневная возможность общаться друг с другом, отвечать на занятиях, выступать на утренниках. Активные игры с ребенком, особенно игры на воде, – одна из основ для формирования его речевой функции.
На пятом году жизни следует начинать учить ребенка составлять рассказы. Это поможет ему правильно и последовательно выражать свои мысли, давать логические объяснения, строить доказательства. Составление рассказа – это творческий процесс, который поспособствует освоению ребенком ораторского искусства и сочинительства. Начать следует с небольших рассказов-описаний. Пятилетнему ребенку следует предлагать описать знакомый ему живой или неживой предмет или объект. От повторов и запинок помогут избавиться заранее заготовленные схемы рассказа. Если речь идет о неживом объекте, то для начала нужно ответить на вопрос, о чем пойдет речь в повествовании, а затем определить из каких частей этот предмет состоит, из чего сделан и для чего используется.
В старшем дошкольном возрасте ребенок совершенствует навыки овладения грамматическими формами. В этом возрасте его задача – не только создавать собственную речь, но и развить ее настолько, чтобы она была максимально схожей с речью взрослых, стала грамотной и связной. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает изучать письменную речь. Если раньше цифры и буквы он считал понятием абстрактным и недостойным внимания, то теперь он понимает, что письменная речь тесно связана с устной речью. Нужно понимать, что письмо и чтение как психофизиологические процессы тесно связаны с речью детей старшего дошкольного возраста. Читать дети дошкольного возраста учатся, как правило, быстрее, чем писать. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте – это умение воспринимать звуковой состав написанного слова с пониманием соотношения звуков и букв. Обычно дети легко справляются с этим, если у них в достаточной мере развиты память и внимание. Именно поэтому в процессе подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к чтению необходимо уделить внимание развитию его мышления и воображения.
Игры на воде в развитии речи детей имеют очень важное значение, поскольку стимулируют определенные участки мозга. Вода способствует расслаблению всего тела, побуждая детей к тому, чтобы начать активно говорить. К основным функциям игры можно отнести: стимулирование зон мозга ребенка, отвечающих за речь; обогащение словарного запаса; формирование правильной структуры языка; активизация интереса к общению со сверстниками; развитие речи.
Процесс формирования речевой активности у детей дошкольного возраста посредством игр на воде будет эффективным при соблюдении последующих педагогических условий: содержание таких игр должно быть близким опыту детей, речевой материал должен постепенно усложняться, деятельность по формированию словаря выстраивается с соблюдением принципа взаимодополнения познавательного и речевого компонента детской работы. Игры на воде должны использоваться в разные режимные моменты и носить регулярный характер.
Список литературы
Безусова Т.А. игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 6. – С. 7-11;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование Тема: «Игра как важное средство воспитания детей дошкольного возраста»
Самообразование Тема: «Игра как важное средство воспитания детей дошкольного возраста»...

Статья на тему: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средством пальчиковых игр".
В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пр...

Статья на тему: «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Статья посвящена проблеме формирования представлений о времени в дошкольном возрасте. В статье отражено использование дидактических игр в процессе формирования представлений о времени....

Статья на тему Проектная деятельность как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром
Наиболее эффективной системой экологического образования в ДОУ, основанную на интегрированном подходе, интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деяте...

Статья на тему: «Воспитание положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре»
Подвижные игры и их влияние на коммуникацию детей. Подвижные игры и их основные функции....
