Развитие культуры подрастающего поколения
статья (подготовительная группа)

Абайдуллина Люция Мазитовна

Ценность народных традиций, развитие культуры современного подрастаюего поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе.  Рассматривая народное творчество как основу национальной культуры, педагоги считают очень важным знакомить дошкольников с русскими традициями. Народное творчество является богатейшим источником познавательного, нравственного, эстетического развития детей.   Народные праздники - это традиции, передаваемые из поколения в поколение, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.                      В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и свои своё прошлое, свои истоки, историю.

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала»

На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе,

являются своеобразной формой духовного самовыражения Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры.                    Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребенка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.С первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. А сколько детских сказок, былин, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок в народном творчестве.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Важная особенность сказок - образность. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором.

Также детям очень нравятся загадки. Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира.

Перед воспитателями стоит задача, направленная на изучение традиций народных праздников и приобщения детей к традиционной художественной культуре.  Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"РОДИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ"

В докладе рассматривается институт семьи как основа в воспитании и социализации ребенка. Поднимаются вопросы формирования родительской культуры. Перечисляются особенности семейного воспитания. Также п...

«Использование различных форм и методов работы по физической культуре с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания и оздоровления подрастающего поколения»

Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение проблем физического воспитания и укрепления здоровья детей невозможно без участия родителей.Целью моей педагогической деятельности, как...

Православная культура как основа воспитания подрастающего поколения

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Использование различных форм и методов работы по физической культуре с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания и оздоровления подрастающего поколения»

.«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А если эти главные люди будут работать в тесном контакте друг с друго...