Доклад на тему: « Влияние художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание детей».
методическая разработка
О труде очень хорошо сказал советский педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко: « Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры .Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов». Трудовая деятельность в условиях детского сада и в семье занимает значимое место в содержании детской жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана» ДО
Доклад на тему:
« Влияние художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание детей».
Подготовила воспитатель средней
Группы №6 « Солнышко»:
Василькова Н. В.
Декабрь.2021 г.
О труде очень хорошо сказал советский педагог и писатель Антон Семёнович Макаренко: « Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры .Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов». Трудовая деятельность в условиях детского сада и в семье занимает значимое место в содержании детской жизни. У дошкольников развиваются навыки и умения в самообслуживании ,в выполнении хозяйственно- бытового труда ( наведении порядка в группе, мытьё игрушек .ремонте книг, протирании пыли в игровых уголках ,а также своих стульчиков и т. д.) ; уходе за растениями в уголке природы; при организованном коллективном труде на прогулках и экскурсиях; при дежурствах по столовой и на занятиях ;при знакомстве детей профессиями взрослых людей и при проведении ручного и художественного труда. У детей развиваются умения коллективного взаимодействия, умение трудиться, доводить начатое дело до конца. Положительно влияют на трудовое воспитание детского коллектива художественная литература и фольклор: пословицы ,поговорки, потешки, народные прибаутки и песенки, стихотворения, сказки и рассказы о труде. Естественно, что детская художественная литература- дополнительный источник. из которого дети черпают знания и представления о разных сферах действительности: о жизни, поведении взрослых и сверстников, о труде, об удивительном терпении героев в русских народных сказках ,где добро всегда побеждает, а труд всегда прославляется и вознаграждается и многое, многое другое . В детском саду с младшего дошкольного возраста воспитываем любовь к труду. И для того, чтобы поддержать интерес детей, нужно использовать художественное слово, детский фольклор. В моей группе 4-х летние ребята активные, трудолюбивые. При обучении культурно- гигиеническим навыкам и умениям, навыкам самообслуживания я использую потешки, песенки- прибаутки, стихотворения: 1. « Водичка, водичка, Умой моё личико ,чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки, краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». 2. «Руки мыли, щёчки мыли, носик мыли. И теперь мы чистые, зайчики пушистые». 3. « Катя любит умываться ,Может целый день плескаться! Зубки белые у дочки, И цветут, как розы щёчки!» 4. «Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку понемножку. Лейся, лейся посмелей – умываться веселей!» и другие. Такие ритмичные слова вызывают радость у ребят. Они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А во время причёсывания девочек приговариваю: «Расти, коса, до пояса ,Не вырони ни волоса. Расти, косонька , до пят – Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся.- Маму, дочка, слушайся!» А после сна хорошо почитать детям: « Мы проснулись, потянулись. Чтобы сон ушёл, зевнули. Головой слегка тряхнули. К крану побежали вместе. Умывались и плескались. Причесались, приоделись. Не хотим мы больше спать. Будем весело играть!» Собираясь с детьми на прогулку очень помогает при одевании детей такие потешки: 1. « Вот они сапожки… Этот – с левой ножки. Этот – с правой ножки. Если дождичек пойдёт, наденем сапожки: Этот – с правой ножки. Этот – с левой ножки. Вот так хорошо!» 2. «Застегнём застёжки на твоей одёжке. Пуговки и кнопочки, разные заклёпочки». Организуя хозяйственно - бытовой труд знакомлю ребят с пословицами, поговорками и стихотворениями о труде: «Сделал дело – гуляй смело», «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда» , «За мпого дел не берись, а в одном – отличись», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Делу время. А потехе час» и другие. Мальчики и девочки охотно оказывают помощь при мытье игрушек, кукол, кукольной посуды и т. д. «Мы посуду моем сами, помогая нашей маме….» А при купании кукол использую в речи такое стихотворение: « Кто купаться пришёл? Кто водичку нашёл? Эх, водичка хороша, хороша водичка! Накупайте малыша, чтоб сияло личко!» 2. «Чистая водичка умоет, Саше личико! Анечке – ладошки и пальчики Антошке». А чтобы навести порядок в группе помогает стихотворение: « Мы с тобой построим дом ,И игрушки соберём. Ты поставь их в шкафчик рядом. Чтоб на полке был порядок. Завтра с ними ты опять. Будешь весело играть». Наши ребята активно помогают няне – дежурят по столовой. 1. «Станем няне помогать, Аккуратно и красиво, Все столы сервировать». 2. « Все хотят дежурным быть. Чтобы всем руководить. Ведь дежурить каждый день малышам совсем не лень!» Ухаживая за цветами в уголке природы я не только приобщаю детей к труду, но и прививаю им интерес к миру природы. окружающему миру через стихи и загадки. 1. «Катя леечку взяла, Все цветочки полила. Пусть попьют водички ,цветочки – невелички. Мягкой тряпочкой листочки протирала Олечка. Пыль дышать мешает. Поры закрывает». 2. « В горшочки посадили мы цветочки. Посмотрите, вот они! Будем мы ухаживать, Будем поливать. Булем за цветочками дружно наблюдать!» Загадываю загадки о цветах. фруктах и овощах. 1. « На окне, на полке выросли иголки. Да цветки атласные, алые и красные». 2. «Очищают воздух, создают уют, на окнах зеленеют, круглый год цветут». 3. « У садовницы – первой модницы. Платье то ли полиняло. То ли краску поменяло: всё было лиловое , стало васильковое». Это развивает любознательность, эстетический вкус, поэтическое восприятие мира, обогащает речь и развивают трудовые умения у дошкольников. У детей нашей группы ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых, технике, предметам и оборудованию труда. Охотно наблюдают за трудом дворника детского сада. Его трудовыми действиями по уборке территории д/сада и помогают ему в уборке листьев, веток, снега. Дошкольники с удовольствием выполняя любые трудовые поручения на прогулках и экскурсиях отгадывают загадки, слушают приметы, пословицы ,стихи: « Листопад, листопад, листья яркие летят… Убираем мы дорожки, подметаем тротуар. Соберём букет красивый. В зиму заберём с собой! Будем мастерить поделки. Весну в гости торопить… Будем матушку – мы природу за всё благодарить!» Коллективно и по собственной инициативе мои ребята любят трудиться на своём участке. Летом и осенью собирали цветы ,семена, листья, делали поделки из природного и бросового материалов. Дети испытывали удовольствие при слушании литературных произведений, делая поделку, панно или картину: « Мы на луг ходили» , «Наше весёлое лето!», «Осенняя пора…», «Зимние чудеса!» При организации и проведении ручного и художественного труда, создавая коллективные работы. сувениры ,предметы интерьера, игрушки и игровых атрибутов можно использовать сюжеты, мотивы прочитанных произведений детского фольклора, историй, русские и современные ,народные песни – культурное наследие и богатство нашего народа. Когда наши ребята выполняют сувенир или поделку для близких людей .детям младшей группы, сверстнику. Я стараюсь подкрепить их творческие фантазии какой-либо загадкой, стихотворением, потешкой. может даже небылицей, народной песенкой, прибауткой. От чего у них появляется интерес к окружающему и пробуждает потребность к самовыражению. Вижу на лицах воспитанников чувство радости когда изготовили игрушки и сувениры, украшения для группы и полезные вещи для дом и для друзей. Через ООД и различные формы и приёмы работы с детьми я приобщаю своих ребят к труду взрослых людей, к многообразию предметного мира и т. д. Знакомлю с разными видами труда профессиями детского сада и другими Ребятам читаю произведения, сказки; рассказываю и беседую о том. что все профессии важны нужны; о человеке – труженике о смелых людях, сочувствия к ним, если им нужна помощь, о желании помочь ,подражать им. Очень важно донести до сознания детей через художественную литературу и фольклор, что самоотверженный. добросовестный труд .делает простого .скромного человека героем, он становится нужен людям. А быть нужным людям – это счастье. В нашей группе в книжном уголке имеются книжки с иллюстрациями ,потешки. книжки – малышки с загадками. стихами, рассказы и сказки о труде. Позвольте прочитать вам пословицы о труде: 1. «Дело мастера боится»; 2. «Мала пчёлка, да и та работает»; 3. «Без хорошего труда нет плода»; 4. «К чему душа лежит. к тому и руки приложатся»; 5. «Нужно наклониться. чтобы из ручья напиться»; 6. « Труд кормит, а лень портит»; 7. «Кто не работает, тот не ест»; 8. «Долог день до вечера, коли делать нечего»; 9. « Глаза страшатся, а руки делают»; 10. « Была б лишь охота – наладится каждая работа». Да, мы с вами видим, как богаты произведения малых фольклорных жанров, сколько много пословиц, народных песенок, небылиц .загадок, сказок, рассказов мы можем исполь зовать при воспитании любви трудовой деятельности у наших дошкольников.
Таким образом, в дошкольном возрасте, приобщая детей к труду, педагогам необходимо максимально использовать художественное слово, литературу и фольклор. Ведь трудовое воспитание – это процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребёнка . И самое главное, пожалуй, заключается в том ,что развивая трудовые навыки и умения у дошкольников в детском саду, используя при этом художественно – эстетический материал, наши дети перенесут в самостоятельную деятельность, а затем в свой опыт и в свою жизнь.
Спасибо за внимание. Желаю вам трудовых и
творческих успехов,друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.На сегодняшний день одной из ос...

Педагогический совет деловая игра №4: Тема: «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы» (из опыта работы).
1.Обучение трудовым умениям и навыкам 2.Воспитание интереса к труду и трудолюбия, ответственности и самостоятельности 3.Ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к труженик...
Консультация для воспитателей "Влияние художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом воспитатель формирует ...
Доклад на тему : Детский сад и семья в вопросах трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Данный доклад представлен в рамках проекта " Секреты бабушки Ирины", представлен на конкурсе ВИРО "Пчелка". В докладе говорится о взаимодействии с родителями в трудовом воспи...

Консультация на тему: «Влияние художественной литературы на формирование нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, наиболее чувствительный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэ...

"Использование потенциала художественной литературы в реализации задач трудового воспитания детей дошкольного возраста"
Данный материал раскрывает важную роль художественного слова и фольклора при приобщении детей дошкольного возраста к труду. Представляет интерес для педагогов и родителей....

презентация Влияние художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание детей»
laquo;Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры, поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из основных элементов»...
