Конспекты "Великая Отечественная война" Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия (средняя группа)

Старостина Анна Вадимовна

"Детям о войне", "По следам ВОВ", Детям о Великой Отечественной войне", Великая Отечественная война и ее герои", "Во имя жизни на земле", "Военные страницы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г. Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка»

Конспект ООД

«Детям о войне»

г. Нижневартовск

Конспект ООД «Детям о войне»

Цель: познакомить  дошкольников с подвигом российского народа  во время войны.

Задачи:

  • познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом;
  • воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Оборудование:

  • сборник рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
  • стенд с фотографиями орденов и медалей;
  • изображение Знамени Победы;
  • наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» (издательство «Мозаика-Синтез», репродукции картин О. Пономаренко «Победа», В. Богаткина «Штурм Рейхстага»;
  • музыкальные записи песен времен Великой Отечественной войны.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

В начале занятия слушаем фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова) .

Воспитатель: О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)

Как называют эту войну? (Эту войну называют «Великой Отечественной».)

Как вы думаете, что означает слово «отечество»? (Страна, в которой мы родились и живем. Страна наших родителей — отцов и матерей и наших предков. Наша родина — Россия.)

2. Усвоение нового материала.

Воспитатель: Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот день на улицах города можно встретить ветеранов — воинов той далекой войны. Майский праздник — День Победы — Отмечает вся страна. Надевают наши деды. Боевые ордена. Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Рассматривание фотографий с орденами.)

Воспитатель: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война.

Много бед и горя она принесла русским людям — в руины превратились многие города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.

Воспитатель: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?

В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».(Рассматривают иллюстрации.)

В ходе боев требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского и др.

Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».

Даже дети награждались орденами и медалями (фотографии детей).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины-героини среди защитников Отечества? Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.

3. Просмотр презентации.

• День Победы один из самых почитаемых праздников в нашей стране. Все дальше и дальше уходит от нас 9 МАЯ 1945 года, но мы по – прежнему помним, какой ценой досталась эта победа нашему народу.

• Именно 9 МАЯ все жители нашей огромной страны отмечают великий праздник День Победы. В этот день во всех городах проходят военные парады, возлагают цветы к Могиле Неизвестного Солдата, поздравляют ветеранов, дается праздничный салют. (Слайд 1-2) .

• Но почему ветераны, участники той великой войны, такие грустные, почему слезы застилают им глаза? Что они вспоминают в этот день? Что это была за война? Какой ценой досталась победа нашему народу? (Слайд 3) .

• О той великой войне и пойдет сегодня наш рассказ. Это было тогда, когда наша страна Россия называлась СССР, когда ваши прабабушки и прадедушки были молодыми, красивыми, полными сил. Они были счастливы, мечтали о будущем, думали, что в их жизни все будет хорошо. Но их мечтам не пришлось осуществиться.

• В мире появилась страшная сила – фашизм. Заскрежетали гусеницы танков, засвистели пули. Шаг за шагом фашисты захватывали одну страну за другой, разрушали города, взрывали памятники, грабили и убивали людей. И все ближе и ближе подбирались к нашей Родине. (Слайд 4) .

• 22 июня 1941года без объявления войны фашисты напали на нашу Родину. Посыпались бомбы, на нашу Землю ступили вражеские солдаты, началась Великая Отечества война. (Слайд 5) .

• Все жители нашей страны взяли в руки оружие и встали на защиту нашей Родины. (Слайд 6) - песня «Священная война».

• Враг был очень силен. Трудно приходилось нашим бойцам. Солдаты нашей армии били врага в воздухе, на воде и на земле и гнали его с просторов нашей земли. Бои шли и в летний зной и в зимнюю стужу. Наравне с мужчинами воевали (Слайд 7-8-9) .

• Тяжелее всего приходилось во время войны детям. Детские сады и школы не работали. Многие дети остались совсем одни, их родители погибли. А некоторые мальчишки становились «сынами полков», их голодных и несчастных, брали к себе солдаты, и дети шли с ними в бой, сражаясь очень храбро. Война отучила детей плакать. Дети четко усвоили урок – заплачешь – расстреляют. На их хрупкие плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий. (Слайд 10, 11, 12). И очень мечтали о мирной жизни. Стихотворение «Я в солдатики играю».

• А в далеком тылу женщины и дети работали на военных заводах, делали самолеты, оружие, снаряды, копали окопы, старались помочь своим отцам, сыновьям, мужьям, фронту. (Слайд 13, 14) .

• Но как бы тяжело не было нашим людям на фронте и в тылу, всегда находилось время для музыки и песен. Именно музыка поднимала боевой дух наших бойцов и вела их в бой, именно песни прибавляли сил и поднимали боевой дух нашим людям. (Слайд 15). Частушки, песня «Катюша».

• Долгих четыре года длилась эта кровопролитная война. За это время погибло огромное количество не только солдат, но и мирных жителей. (Слайд 16-17) .

• И вот наступил этот долгожданный день – 9МАЯ 1945 года. В этот день закончилась война. Наши войска разгромили фашистов не только на территории нашей страны, но и освободили жителей других стран. (Слайд 18). Много подвигов совершили наши воины во время ВОВ. Стихотворение Г. Рублев «Это было в мае… »

• Победе радовалась вся страна, но эта радость была со слезами на глазах, т. к. в каждой семье, в каждом доме кто - то погиб на этой страшной войне. Каждый год люди несут цветы к памятникам, защитников нашей Родины, к могиле Неизвестного Солдата. Стихотворение «День Победы»

Никто и никогда не забудет подвиг нашего народа в Великую Отечественную войну. Песня «День Победы».

4. Физкультминутка «Наша Родина сильна».

5. Закрепление нового материала.

В: Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и поселках установлены памятники.

У Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое Москве у могилы Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Это — огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях.

Есть еще один очень важный символ — это Знамя Победы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы .

Какого цвета знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета.)

Что изображено на знамени? (На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот, надписи.)

В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот — это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда — символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.

События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию, — и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии — город Берлин.

В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства — Рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином — это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.

6. Рефлексия

Предлагаю нарисовать Знамя Победы.

Звучит песня «Тёмная ночь».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г. Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка»

Конспект ООД

           «По следам ВОВ»

г. Нижневартовск

Конспект ООД «По следам ВОВ»

Цель: продолжать работу по воспитанию патриотизма.

Задачи:

 образовательные:

  • продолжать знакомить детей с историей своей Родины, с её памятными местами и датами;
  •  закрепить знания детей о том, что 9 Мая - День Победы.

развивающие:

  • развивать у детей любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

воспитательные:

  • формировать мнение о недопустимости повторения войны;
  • воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Оборудование: 

  • бумага для граттажа, деревянные стеки, клей, бумажные георгиевские ленточки, гель для рисования;
  • музыкальное сопровождение («Растет в Волгограде березка», «Адажио» Альбиони, «Священная война», «В землянке», «Журавли», мотив из к\ф «17 мгновений весны» для продуктивной деятельности;
  • мотив марша для физкультминутки, «День победы» для просмотра видеосалюта);
  • мультимедийное оборудование, презентация.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать, (ответы детей). Сегодня, я приглашаю вас в путешествие по страницам истории, а чтобы наше путешествие было удачным, начнем его с улыбки.

Улыбнемся солнцу, лугу

И травиночке любой,

Улыбнемся мы друг другу

Просто так сейчас с тобой.

Пожелаем гостям и друг другу доброго утра.

Дети: Доброе утро.

Воспитатель: Давным-давно, когда вас ещё не было на свете, жили люди и также любили свою Родину, жили дружно, растили детей, выращивали хлеб в поле. Всё у них было хорошо, да только беда постучалась в дома.

Над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Фашистская Германия решила захватить чужие земли, чужие богатства. Вот как это было…

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война.

Дети: Доброе утро.

Воспитатель: Давным-давно, когда вас ещё не было на свете, жили люди и также любили свою Родину, жили дружно, растили детей, выращивали хлеб в поле. Всё у них было хорошо, да только беда постучалась в дома.

Над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Фашистская Германия решила захватить чужие земли, чужие богатства. Вот как это было…

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война.

Дети:

Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывёт над водой.
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой.

В грозную ночь он не спал, не дремал,
Землю родную стерёг.
В чаще лесной он шаги услыхал
И с автоматом залёг.

Чёрные тени в тумане росли,
Туча на небе темна...
Первый снаряд разорвался вдали -
Так начиналась война…

Воспитатель: Ребята, так какая же беда пришла на нашу землю? Что напугало людей?

Дети: Началась ВОВ война.

Воспитатель: Почему война называется Великая Отечественная?

Дети: Великая она называется потому, что в этой войне участвовало много людей.

Отечественная война потому, что русские люди сражались на своей родной земле, за свое Отечество.

Воспитатель: Правильно ребята в войне участвовало много людей разных национальностей. Люди каких национальностей живут в нашей стране?

Дети: Грузины, узбеки, украинцы, и другие.

Воспитатель: Правильно. Все вместе они защищали нашу Родину. Какими словами вы можете описать войну?

Дети: Страшная, жестокая, беспощадная.

Воспитатель: Кто защищал нашу Родину?

Дети: Нашу страну защищали солдаты.

Воспитатель: За долгие годы войны нашими бойцами было совершено много героических подвигов. Кто знает, что такое подвиг?

Дети: Это хороший, смелый, героический поступок.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, каким должен быть воин, солдат? Предлагаю поиграть в игру «Звезда»

Игра «Звезда»

Проводится игра со звездой. Дети становятся в круг и, передавая звезду по кругу, называют качества воина – защитника. (смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, защитник слабых, крепкий, мужественный, здоровый, героический и т. д.)

Воспитатель: В наш город война пришла в июле 1942 года, а в феврале 1943 года, в лютые морозы. Здесь, на Волге произошло самое жестокое сражение с немецко-фашистскими захватчиками – Сталинградская битва. 200 огненных дней и ночей продолжалось сражение. Много советских воинов погибло, но враг не прошёл за Волгу. Целая армия немцев была окружена и взята в плен.

В честь этой победы на Мамаевом кургане был сооружён монумент “Родина-мать”, куда каждый день люди идут с цветами, чтобы почтить память погибших воинов.

В этом году мы отмечаем 75-летие Сталинградской битвы, которая стала коренным переломом в войне. Защитники Сталинграда стояли насмерть, но  не отдали город врагу.

Дети:

В свой срок - не поздно и не рано -

Придет зима, замрет земля...

И ты к Мамаеву кургану

Придешь второго февраля.

2 - й.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

3 - й.

Сто лет пройдет, и сто метелиц,

А мы перед ними всё в долгу...

Февраль, февраль... Солдатский месяц,

Горят гвоздики на снегу.

Воспитатель: Примером этому мужеству служит дом Павлова, бойцы, которого так и не ушли из него до полного освобождения города.

Дети:

Был дом у реки, я видел остатки подвала.

И надпись читал на кирпичной стене «Здесь гвардия насмерть стояла!»

Один за другим пролетают года, еще пролетит их немало.

Но дом у реки будем помнить всегда: здесь гвардия насмерть стояла.

Воспитатель: Вспомните, я вам рассказывала, что в войне участвовали и женщины. Что они делали во время войны?

Дети: Работали врачами, медсёстрами в госпиталях, шили одежду для воинов. Трудились на заводах и фабриках, изготавливали снаряды, военную технику. Работали на поле.

Воспитатель: В это трудное время люди жили очень скромно, недоедали, а часто и голодали, замерзали, недосыпали. Но они знали, что их труд, их помощь нужны Родине. Кто знает, чем в это время были заняты дети?

Дети: Помогали взрослым: вязали для бойцов тёплые носки и варежки, ухаживали за ранеными, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях, трудились на заводах, отправляли посылки на фронт.

Воспитатель: Война войной, а обед по расписанию. Как солдату выжить на войне?

Дети: Нужно хорошо кушать, чтобы быть сильным.

Воспитатель: А как вы думаете, кто готовил бойцам вкусные каши и супы?

Дети: Повара.

Воспитатель: Правильно, повара тоже своим трудом приближали победу.

Сегодня мы с вами вспомним и о солдатской каше, которая помогала нашим воинам разгромить врага.

Воспитатель: Давайте вспомним, как правильно варить кашу.

Игра «Варим кашу»

Мы внимательными были,

Ничего не позабыли.

Все продукты поместили,

Кашу вкусную сварили.

Каша варится: «Пых – пых»

Для друзей и для родных,

А теперь все друг за другом

Размешаем кашу кругом!

И попробуем – ка нашу

«Вместе сваренную кашу»

Её вместе поедим.

Всех, всех кашей угостим.

Воспитатель: Очень страшно на войне. Рвутся снаряды, свистят пули, грохочут гусеницами танки. А когда затихал бой, то солдаты отдыхали. Ребята, как вы думаете, как отдыхали солдаты между битвами?

Дети: Садились у костра, писали письма домой, вспоминали свою семью и друзей и мечтали о скорой победе.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем представить эти минуты отдыха.

Сценка «Отдых»

«Солдаты» идут друг за другом и усаживаются в центре зала у «костра», полукругом. Каждый занят делом: кто – то чистит тряпкой автомат, кто- то пишет письмо, кто – то лежит на боку, подперев голову рукой, и смотрит на огонь.

Воспитатель: Много лет продлилась война и вот, наконец, настал тот долгожданный день, когда наши бойцы разгромили врага, выгнали его с наших земель и освободили нашу страну. И с того дня каждый год 9 мая вся страна отмечает праздник Победы. Как вы думаете это радостный или грустный праздник?

Дети: И радостный и грустный, радостный – кончилась война, наш народ победил, грустный – много солдат погибло в этой войне…

Воспитатель: Правильно много защитников отечества погибло в этой войне, но подвиг советских людей, вставших на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти народа.

Танец «Журавли»

Воспитатель: В каждой семье есть медали, которые принесли с войны ваши прадедушки и прабабушки. Они бережно хранятся в красивых шкатулках и заветных коробочках. Каждый праздник Победы бывшие бойцы надевают свои ордена и медали и едут на площадь имени Ленина встречаться со своими боевыми товарищами, однополчанами. Они гордятся своими наградами. А теперь давайте посмотрим медали, которыми награждали защитников нашей Родины в годы войны.

(Приглашает детей к стенду, на котором разложены фотографии наград.)

Воспитатель: На Мамаевом кургане находится памятник неизвестному солдату. Поэтому на камне написано: «Имя твоё неизвестно». А что означает вторая часть надписи: «Подвиг твой вечен»?

Дети: Страна помнит о солдатах, которые защищали нашу Родину. Люди воздвигают памятники, сочиняют песни, пишут стихи о войне.

Воспитатель: Ребята, а какие памятники солдатам Великой Отечественной войны вы знаете в нашем городе?

Дети: Памятник "Скорбь матери" в городском парке, памятник летчику- курсанту Сергею Танову, памятник "Вечный огонь" в городском парке.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сделать открытку с изображением главного памятника г. Волгограда, вы догадались о каком памятнике я говорю?

Дети: О статуе «Родина-мать»

Продуктивная деятельность.

Динамическая пауза в перерыве работы  «Солдатики»

Встали ровненько ребята —  вы теперь у нас солдаты (дети стоят на месте, руки опущены вниз).
Мы ремни поправили, плечи все расправили,
 (дети поправляют «ремешки»);
Влево, вправо повернулись,  на носочках потянулись
 (повороты влево, вправо)
Зашагали дружно вместе,  маршируем мы на месте (
дети маршируют).
В такт руками машем, только что не пляшем
 (выполняют движения руками)
Взяли все под козырёк подмигнули и молчок (
берут под «козырек»)
Отдохнули мы друзья, за работу нам пора
 (дети садятся на места).

Воспитатель: ВОВ закончилась победой 9 мая 1945 года. И в честь этого праздника всегда гремит салют. Давайте и мы с вами посмотрим салют.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что вы сегодня узнали нового?

Как назывался во время ВОВ город Волгоград? (Сталинград)

А битва, за освобождение нашего города? (Сталинградская битва)

Сколько дней длилась Сталинградская битва? (200 дней)

Какой монумент возвели на Мамаевом кургане? («Родина-мать»)

Какое место в Волгограде вы бы хотели посетить?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г. Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка»

Конспект ООД

  «Детям - о Великой Отечественной войне»

г. Нижневартовск

Конспект ООД «Детям - о Великой Отечественной войне»

Цель:

  • познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны.

      Задачи:

  • рассказать о том, когда началась война, почему она так называется;
  •  дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины;
  • воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.

Оборудование: 

  • слайды боя;
  • портреты Г. К. Жукова;
  • записи песен военных лет.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, каким событиям посвящен праздник 9 мая?

ДЕТИ: 9мая- день Победы.

Воспитатель: Правильно! Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату - день Победы. В честь ветеранов войны и всех людей, принимавших участие в Великой Отечественной войне, вечером над улицами городов слышны праздничные залпы салюта!

9 мая для России великая дата, сражаясь за свободу, ради нашего счастливого будущего погибли миллионы человек.

(Звучит негромко запись песни «Вставай страна огромная»)

Великая Отечественная война самая крупная война в истории человечества, она началась 22 июня 1941 года и длилась долгих четыре года.

Отечественной она называется потому, что направлена на защиту своего Отечества. Победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил.

Нападение Германии на нашу страну было неожиданным. В те июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. девушки и юноши строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы. Враг напал внезапно. Он хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства он хотел вывезти в Германию.

Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Весь народ поднялся на борьбу с врагом!

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом. Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали тёплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Гитлер рассчитывал на быструю победу? Да потому, что такие победы у немецкой армии уже получались. Почти не встретив сопротивления, она захватила многие страны: Польшу и Чехословакию, Венгрию и Румынию, Францию и Бельгию.

Но с нашей страной у гитлеровских генералов так не получилось! Фашисты просчитались. На защиту Родины встал весь народ от мала до велика - и победил. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с родной земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией.

Во время войны бои велись во многих городах. Особенно Гитлер хотел захватить нашу столицу - Москву. Он хотел затопить ее водой, чтобы от Москвы ничего не осталось.

20 октября в Москве было объявлено осадное положение. Из столицы стали вывозить детей, женщин и стариков. А жители, оставшиеся в городе, стали строить укрепления, рвы, заграждения вокруг Москвы.

Между тем немцы бомбили город. От бомб возникали пожары.

Жители Москвы дежурили на крышах домов, тушили зажигательные бомбы в ящиках с песком. Жизнь москвичей в те дни была трудной и тревожной. В домах не было тепла, хлеб выдавали по карточкам, потому что большую часть продовольствия отправляли на фронт

Когда немецкие войска подошли к Москве, командовать армией было поручено полководцу Георгию Константиновичу Жукову.

Народ сражался за каждый клочок земли, не уступая врагам. На исходе были снаряды, гранаты, бутылки с зажигательной смесью. Но атака наших солдат была такой сильной, что немцы не выдержали и в панике бежали.

В жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили!

9 мая для России навечно стало великой датой – ДЕНЬ ПОБЕДЫ НАД ФАШИСТКОЙ ГЕРМАНИЕЙ!

Во всех городах нашей страны установлены памятники павшим воинам. Они напоминают нам о тех, кто отдал свою жизнь, героически сражаясь за Родину.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г. Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка»

Конспект ООД

  «Великая Отечественная Война и её герои»

г. Нижневартовск

Конспект ООД «Великая Отечественная Война и её герои»

Цель: формирование знаний детей о Великой Отечественной Войне и её героях.

Задачи:

  • образовательная: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с героем ВОВ – Лагуновой М. И.
  • развивающая: развивать связную речь, прививать желание читать стихи, обогащать словарь детей.
  • воспитательная: воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине и чувства гордости за героическое прошлое своих земляков.

Методы: словесные, наглядные.

Приемы: художественное слово, беседа, презентация

Предварительная работа: заучивание стихов

Материалы и оборудование:

  • презентация;
  •  мультимедиа;
  •  цветы.

Ход ООД:

(Слайд 1)

Воспитатель:

Помни, как гремели орудий раскаты,

Как в огне умирали солдаты,

В сорок первом,

Сорок пятом –

Шли солдаты за правду на бой.

Помни, как земля содрогалась и слепла,

Как заря поднималась из пепла,

Гром орудий,

Не забудем

Мы с тобой.

— Ребята, о чем стихотворение, которое вы услышали?

Дети: О войне.

Воспитатель. Да, ребята, это стихотворение о войне и врагах, которые хотели захватить нашу страну.

У времени есть своя память — История. И поэтому, мы не должны забывать о жестокой войне, которая унесла жизни миллионов людей.

Мы не должны забывать о тех солдатах, которые погибли для того, чтобы мы все сейчас жили.

Я предлагаю перелистать некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомнить, как это все было…

Когда- то, очень давно началась война с фашистскими захватчиками.

Они уже завоевали много стран и решили захватить нашу страну.

(Слайд 2)

Много в людей ушли на фронт. Очень сильные, ожесточённые бои шли за освобождение нашей Родины. Многие города, села, деревни были почти разрушены.

(Слайд 3)

Воспитатель:

На защиту Родины встала наша армия, тогда она называлась Советская Армия. Все взрослые мужчины стали солдатами и ушли на фронт. А кто мне скажет, что такое – фронт?

Ответы детей.

Воспитатель:

Там идёт битва: летят самолёты, грохочут танки, взрываются бомбы, гремят выстрелы, слышатся крики солдат.

(Слайд 4)

Но защитники помнят такое правило: «Бой – святое дело, иди на врага смело!». Все как один встали на защиту Родины.

Кровью и потом советские солдаты отвоевывали каждую пядь земли. Все они знали, что нужно идти только вперед, что за ними матери, дети, старики и вся Родина. Путь к Победе пролег через долгие четыре года тяжелейших испытаний. Ее главным оружием стали невиданный героизм, самоотверженность и сплоченность народа, проявленные на фронте и в тылу.

(Слайд 5)

В летопись России навечно вписаны имена фронтовиков, одним из которых является наша землячкаМария Ивановна Лагунова механик-водитель Т-34 56-й гвардейской танковой бригады, гвардии сержант.

(Слайд 6)

Мария Ивановна Лагунова женщина-танкист, воевала во время Великой Отечественной войны механиком-водителем на Т-34, в одном из боёв в результате ранения потеряла обе ноги, кавалер ордена Красной Звезды. Человек огромной силы воли. Жизнь этой необыкновенной женщины похожа на легенду:

Родилась Маша в селе Оконечниково, в многодетной семье. Рано лишилась матери, жилось семье очень трудно, да и мачеха постоянно обижала девочку. После смерти мамы их, детей, осталось пятеро.

В первый день войны ушел на фронт Николай - старший брат. Сколько рапортов Марии Лагуновой «осело» в свердловском военкомате она не помнила. Наконец, она получила повестку и побежала к сестре, а сестра расплакалась: «Куда ж ты, малая!». Но таких вот «малых», двадцатилетних, набрался целый эшелон, идущий в Челябинск, в военную автотракторную школу. Они не выбирали себе профессию, были согласны на что угодно, лишь бы ближе к фронту.

В учебном танковом полку в Нижнем Тагиле Маша досрочно сдала экзамены и стала одним из лучших механиков-водителей. Как её ни уговаривали остаться в полку инструктором, она наотрез отказалась. Никакие доводы, что механик-водитель должен обладать большой физической силой, чтобы управлять рычагами танка. Что надо уметь в любых условиях и при любой погоде на марше и в бою вести танк. Летом в жаркую погоду температура в танке достигает 40-50 градусов, а в бою при интенсивном ведении огня скапливаются пороховые газы - все это затрудняет действия экипажа. Что экипаж танка, особенно механик-водитель, испытывает в бою большое психическое напряжение, когда противник ведет по танку артиллерийский огонь. Что для всего этого требуется железная воля, выдержка, хладнокровие. Что служба танкистом - не для девушки. Ничто не помогало. Сержант Лагунова добилась отправки на фронт.

Первый бой Маши был на Курской дуге в состав 56-й гвардейской танковой бригады. Свистят первые пули, осколки щёлкают, стучат по броне танка. Первые разгромленный немецкий блиндаж, первые окровавленные вражеские трупы и первые метры освобождённой ей советской земли: после этого было много других боёв. Лагунова уверенно вела свой танк, громила фашистов, видела, как горят машины однополчан, плакала над могилами боевых друзей. В общем, воевала, как другие танкисты-мужчины.

Бригада с боями продвигалась дальше на запад, через Сумскую, Черниговскую и, наконец, Киевскую область. И никто уже не сомневался в девушке-танкисте: Маруся показала себя опытным и смелым водителем. На ее счету уже было много раздавленных гусеницами огневых точек противника, пушек и фашистов.

Её последним боем на войне оказался тринадцатый по счёту, 28 сентября 1943 г. Это было под Киевом, у города Бровары бригада вела тяжёлые бои. Сначала всё шло хорошо, ворвались на позиции фашистов, уничтожили немецкую пушку, раздавили блиндаж, расстреляли, вылезавших из окопов гитлеровцев: но вдруг танк дернуло, мотор захлебнулся. Не заметили притаившейся за хатой села, Княжичи немецкой противотанковой пушки, и вот сами подбиты.

Очнулась Маруся в полевом госпитале. У нее были ампутированы обе ноги, перебита ключица, и левая рука не действовала. Боль отнимала все силы, страшно болела голова. На самолете Марию отправили в тыл. Лечилась в нескольких госпиталях, операции, боль. Она плакала, отказывалась от еды, не хотела жить. В омском госпитале в палате было семь девчонок. У шестерых ампутировано по одной ноге, и только у Маши - обе. Как она завидовала им, как, наверное, больше никому и никогда не завидовала. Маша прошла через всё, помогла поддержка от однополчан и друзей. Десятки писем приходили на её имя в госпиталь. Маруся на протезах вернулась в свою часть для прохождения дальнейшей службы.

(Слайд 7)

Её именем названы улицы в городе Бровары и селе Княжичи на Украине, а также на родине Марии Ивановны — в городе Катайске.

(Слайд 8)

Воспитатель:

Ребята, кого мы можем назвать героем? Каким должен быть герой?

Дети: смелый, отважный, бесстрашный человек.

Ребёнок:

Победой кончилась война,

Те годы — позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

(Слайд 9)

Воспитатель:

72 года прошло с той поры, как наши доблестные воины разгромили врага. Победа в войне далась нашей стране дорогой ценой — погибли миллионы людей. Мы чтим память тех, кто защищал нашу Родину от врагов.

Чтение стихотворения.

ребёнок:

Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко

И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их - солдат России,

Что в тот далёкий грозный час

Своею жизнью заплатили

За счастье светлое для нас.

Воспитатель:

Солдат, которые прошли всю войну и остались живы, награждали орденами и медалями, сейчас мы называем их ветеранами, а воинам, которые погибли, ставили памятники. Во многих городах есть памятники воинам, в честь героев названы улицы.

(Слайд 10)

Никто не забыт, ничто не забыто!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам всем вместе сходить к мемориалу воинской славы и возложить цветы, в память, о всех героях отстоявших в то далекое время мир на нашей земле.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г. Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка»

Конспект ООД

    «Во имя жизни на земле»

г. Нижневартовск

Конспект ООД «Во имя жизни на земле».

Цель: обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Задачи: 

  • продолжать работать над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  •  закреплять умения отвечать на вопросы;
  •  обогащать запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
  • продолжать воспитывать у детей патриотические чувства.

Материалы к занятию: 

  • аудиозаписи музыкального сопровождения «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева – Кумача), «Вечный огонь» (музыка Ф. Хозака, слова Е. Агроновича);
  •  иллюстрации с изображением Могилы Неизвестного Солдата – мемориального архитектурного ансамбля у стен Кремля в Москве.

Ход занятия:

Чтение стихотворения:
Летней ночью на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских -

 Это значит - против нас.

  Он хотел людей свободных превратить в рабов голодных, навсегда лишить всего.
А упорных и восставших, на колени не упавших истребить до одного!
Он велел, чтоб разгромили, растоптали и сожгли все, что дружно мы хранили, пуще глаза берегли, чтобы мы нужду терпели, наших песен петь не смели возле дома своего. Чтобы было все для немцев, для фашистов – иноземцев, а для русских и для прочих, для крестьян и для рабочих – НИЧЕГО!

 Педагог: Война. Какое страшное слово. Война – это горе и страх. Война – это разруха и смерть. Ребята, как вы понимаете, что такое война?
Дети: Война – это борьба. ( Враг нападает, а защитники освобождают свою Родину, враги убивают людей, грабят, забирают в плен, расстреливают, бросают бомбы на города, жгут дома.)
Педагог: 22 июня 1941 года. Эта дата известна всем. На нашу страну напал враг – фашистская Германия. Какими другими словами можно назвать этого врага?
Дети: (Немцы, гитлеровцы, фашисты, захватчики, враг.)
Звучит звукозапись песни «Священная война»

(музыка А. Александрова, слова В. Лебедева – Кумача).
Педагог: Внезапно огромные вражеские силы двинулись на нашу Родину: танки, самолеты, артиллерия и пехота. Все советские люди, взрослые и дети, встали на защиту своей Родины. Началась Великая Отечественная война. Наши солдаты проявляли мужество и героизм. Какими были наши солдаты?
Дети: (Смелыми, мужественными, храбрыми, отважными, сильными, умными, мудрыми).
Педагог: Фашисты были уверены, что Новый год они встретят в Москве, но советские войска сумели остановить их наступление. Конечно, до полной победы над врагом было еще далеко. Но никто не сомневался, что победа будет за нами. Народ нашей страны встал на защиту родной земли. Очень много людей погибло в то далекое суровое и страшное время. Ребята, как называют человека, который проявил в бою храбрость, отвагу, бесстрашие? (Герой) Как называют героический самоотверженный поступок? (Подвиг) И таких героев, совершавших подвиг, было очень много. Родина их знает и помнит. О героях поют песни, слагают стихи. А сколько частушек, поговорок и пословиц о войне народ передавал из уст в уста. Послушайте: «Герой никогда не умрет – он вечно живет». (Разбирается смысл пословицы). 

Физкультурная минутка.
Педагог: Я знаю, что вы очень ловкие и смелые. Давайте поиграем в игру «Самолеты».

Самолеты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками), самолеты полетели (руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо), на поляну тихо сели (присесть, руки к коленям), да и снова полетели.
Звучит звукозапись песни «Вечный огонь» (музыка Ф. Хозака, слова Е. Агроновича).
Педагог показывает на магнитной доске иллюстрации с изображением Могилы Неизвестного Солдата - мемориального архитектурного ансамбля у стен Кремля.
Педагог: Это Памятник Неизвестному Солдату посвящен всем погибшим в годы Великой Отечественной войны. В зеркально отполированном черном квадрате большая бронзовая звезда с полыхающим Вечным огнем славы. На боевом знамени лежит солдатская каска с лавровой ветвью.Чуть поодаль от памятника расположена стена, на которой выгравированы названия городов – героев. Высшая степень отличия – звание "Город – Герой" присваивалось городам, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне. И сегодня, кто приходит на Красную площадь, обязательно подходит к памятнику и склоняет голову. Почтим память минутой молчания.
Минута молчания.
Педагог: Пусть не будет войны никогда! Пусть спокойные спят города! Ни один пусть не рвется снаряд, ни один не строчит автомат. Оглашают пусть наши леса только птиц и детей голоса! И пусть мирно проходят года! Пусть не будет войны никогда! (стихотворение С. Маршака «Пусть не будет войны никогда!)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 г. Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка»

Конспект ООД

         «Военные страницы»

г. Нижневартовск

Конспект ООД «Военные страницы»


Цель: патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования представления о Великой Отечественной войне.

Задачи: 

  • закрепить знания детей о Великой Отечественной войне ,полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
  • активизировать в речи слова и понятия военной тематики;
  • формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину;
  • развивать потребность в сопереживании и понимании тех событий, которые происходили в годы Великой Отечественной войны, формировать чувство гордости за свой народ, за его боевые и трудовые заслуги;
  • закрепить знания о военных профессиях;
  • познакомить детей с разными видами вооружения, амуниции и военной техники, которые использовались во время Великой Отечественной войны;
  • дать детям представление о причинах и необходимости создания оружия в человеческом обществе;
  • дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники;
  • закрепить представление о празднике День Победы ,почему он так назван и кого поздравляют в этот день.

Ход занятия.

1.Орг.момент.

Играет тихо военная песня.

Вводное слово воспитателя.

Зажигаются радостью лица

В это светлое майское утро!

За окном заливаются птицы,

Отливает листва перламутром.

Ветеранам мы дарим гвоздики,

Вспоминаем отважных бойцов,

Не забудем мы подвиг великий

Наших дедов и наших отцов!

- Какой праздник наша страна отмечает 9 Мая?(День Победы)

- Сколько лет длилась Великая Отечественная война?(4 года)

- В каком году началась Великая Отечественная война?(1941)

2. Первый вариант дидактической игры «Фронт-Тыл- Победа»

Для данного варианта необходимы репродукции плакатов и фотокарточки, отмеченные синим, красным и зеленым кружком. Воспитатель предлагает детям разложить фотографии на группы, объединив их по понятиям «фронт», «тыл», «победа», и выложить их на соответствующий плакат. Затем предлагается составить рассказы на темы «На фронте», «В тылу», «Победа! » с опорой на соответствующие фотографии. Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в нашу интересную игру и узнать больше о Великой Отечественной войне.

3. Воспитатель: Много лет тому назад на нашу страну напали враги. Они напали очень коварно, ранним утром, когда все люди еще спали. Никто не ждал ничего плохого... И вдруг в тишине раздались грохот танков и взрывы бомб. На дома, в которых мирно спали люди, обрушился шквал огня. Некоторые люди горели заживо в домах, некоторые успевали выбежать из дома, но их расстреливали из автоматов. На защиту людей и всей страны встали военные . Что вы знаете о них? Кто они такие? Чем занимаются? (ответы детей) А какие военные профессии вы знаете?

Вариант 2 «Военные профессии».

В этом варианте игры используются фотографии, отмеченные малиновым кружком. Воспитатель выкладывает фотографии на столе и накрывает сверху непрозрачной тканью. Детям предлагается вытянуть любую фотографию, рассмотреть её, назвать соответствующую военную профессию и рассказать о ней.

4. Физкультминутка.

Встали ровненько, ребята, пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись, на носочках потянись.

Раз – рывок, два – рывок, отдохнул ли ты, дружок!

5. А какие вы знаете пословицы о храбрости солдата?

Дети: Кто Родине верен, тот в бою примерен.

За правое дело стой смело.

А я знаю такую пословицу: Тяжело в учении ,легко в бою. Как вы ее понимаете?

Вот и я вам предлагаю чуть -чуть поучиться ,разгадать военный кроссворд.

Я вам буду задавать вопросы , а вы будите думать и отвечать на них ,так мы заполним пустые клеточки нашего военного кроссворда.

По горизонтали.

  1. То, что защищают все солдаты.(родина)
  2. Средство передвижения на гусеницах.(танк)
  3. Куда идут служить все ребята, когда вырастут?(армия)
  4. Какое животное иногда тоже служит?(собака)

По диагонали.

  1. Что бросают и говорят: "Ложись!"(граната)
  2. Больница для раненных солдат.(госпиталь)
  3. Лежит в земле, если наступить - взорвется.(мина)

6. Молодцы ребята, справились с заданием. А теперь нужно нам и разомнутся , предлагаю вам стать настоящими солдатами и показать какие вы меткие.

П/и «Попади мешочком в цель»(метание мешочков в обруч)

7.Ребята , а вы знаете стихотворения о войне?( дети рассказывают стихотворения о войне) Варя Курсиш, Войтович Илья, Маша Криворучко.

Заключение. Ребята, я знаю что некоторые дедушки в вашей семье тоже были на фронте . И своим родным они писали письма . И такое письмо я вам сейчас покажу. Ребята, а как мы чтим память солдат? Куда ходим возлагать цветы? (памятник советскому солдату) У нас в городе есть такой памятник? Что там всегда горит?(вечный огонь).

Воспитатель: Вечный огонь - символ благодарности и памяти защитникам Отечества. Это место особо значимо для нашего народа, который помнит, какой ценой завоевано спокойствие, счастье жить под мирным небом. И мы с вами тоже должны помнить о героях нашей огромной страны! Это они ценой своей жизни завоевали мир для нас. Мы все должны знать, что свою Родину надо любить и охранять! Поэтому, слава тем людям, которые смело встают на защиту своей страны и своего народа!

   И в заключение нашего занятия мы рассмотрим стенд –газету ,которую сделали ваши родители ! И рассмотрим какие еще военные памятники есть в нашем городе и вспомним их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению с обороной Москвы в годы Великой Отечественной Войны детей старшего дошкольного возраста.

Познавательно-поисковый  проект по патриотическому воспитанию: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомс...

"Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста, на примере героизма русского народа в годы Великой Отечественной войны".

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего " М. Горький. Дошкольный возраст – период, в котором закладываются основы, стержень личности человека. Без развития в ре...

«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»

Нравственное воспитание  - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая про...

День памяти и скорби начала Великой Отечественной войны для старшего дошкольного возраста

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста...

«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»

Современный дошкольник живет в то время, когда изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции и праздники. Традиция охватывает объекты социального на...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему : "Великая Отечественная война.Никто не забыт, ничто не забыто".

Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему : "Великая Отечественная война.Никто не забыт, ничто не забыто"....