Мастер - класс педагога наставника в рамках Дней специальности "Технология "Детский совет" как ступенька для мотивации дошкольников к самостоятельности и инициативности"
методическая разработка (средняя группа)

Петухова Татьяна Сергеевна

"Наличие компетентностиу ребенка можно определить по фактампроявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий втипично детских видах деятельности"

Л.В. Свирская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_ped_kolledzh_22.09.25.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс педагога-наставника в рамках Дней специальности

Технология «Детский совет» как ступенька для мотивации дошкольников к самостоятельности и инициативности.

Петухова Т.С.

Хочется начать свое выступление с  цитаты  Л. В. Свирской из работы «Утро радостных встреч»: «Наличие компетентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности».

Сегодня на нашей встречи хотелось бы обратить ваше внимание, на технологию Л.В. Свирской «План – Дело – Анализ». А именно на один из основных элементов данной технологии «Детский совет». Это важный элемент в технологии Л.В. Свирской. Он настраивает детей на положительные эмоции, помогает им раскрепоститься, учит объяснять свое эмоциональное состояние, развивает культуру общения (приветствие), учит отстаивать свою точку зрения, развивает навыки общения, планирование своей деятельности. «Детский совет» — технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, где детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых.

Цель мастер – класса: представление опыта работы,  через реализацию технологии «Детский совет»

 Как сказал Константин Сергеевич Станиславский — русский театральный деятель, актёр, режиссёр, педагог и теоретик театра «Театр начинается с вешалки». А технология «План - Дело – Анализ» начинается с «Детского совета». Сейчас я вам предлагаю  окунуться в данную технологию.

«Колокольчик зазвенел,

Заниматься нам велел.

Чтобы мы умнее стали

И другим все рассказали!»

Колокольчик, это ежедневный ритуал для начала «Детского совета».

Следующий этап «Детского совета» - это приветствие. На этом этапе можно использовать словесные игры, игры с предметами, например: - поскольку мы с вами еще не знакомы, нам подойдет игра с предметами «Приветствие знакомство». Мы приветствуем друг друга и высказываем свое внутреннее эмоциональное состояние, ощущения, которые в нас сейчас происходят.                                                «Лист в корзинку опускаем,

                                                                                    Познакомиться желаем!»

«Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Сергеевна. Меня переполняют положительные эмоции от встречи с вами. Надеюсь, наша встреча будет для вас полезной». Листик кладем в корзинку, передаем ее следующему. Также можно использовать словесные игры для эмоционального раскрепощения и развитие речи детей, например: «Здравствуй, солнышко дружок»

Здравствуй носик – пяточек.

Здравствуйте губки.

Здравствуйте зубки.

Губками чмокали.

Зубками пощелкали.

Руки вверх подняли,

Ими помахали.

А теперь все вместе

Здравствуйте, сказали.

«Здравствуйте!»

Так же на этом этапе можно использовать игры – тренинги, например: «Давайте поздороваемся»-  у каждого из вас под стулом лежат карточки с картинками, вам необходимо найти пару по картинке. Встаем со своим дружком друг к другу лицом. Поздоровайся с дружком: правым локтями, лбом, коленями, спиной, правой рукой, левой рукой, а теперь всем телом. Тактильные ощущения больше расслабляют как детей, так и взрослых, располагают к окружающим, ребенок успокаивается и становится спокойнее.

Игры на ассоциации – вам предлагается выбрать картинку, которая соответствует вашему характеру или настроению (например: я сегодня сильный как ветер).

«Волшебный клубочек»

 Передаём по кругу клубок ниток, наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени  или произносит «волшебное вежливое слово» или говорим комплемент рядом сидящему и т.п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.

«Комплименты»

Сидя в кругу, положите руки рядом сидящему. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить, кладет свою руку, на руку говорящему. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.

«Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие. Начинает педагог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше… (и снова возвращается ко мне). Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».

 «Кубик настроения»

Давайте поприветствуем друг друга с разным настроением. Поможет нам в этом «кубик настроений». Вы крутите кубик, произнося слова: «Кручу, верчу, настроение показать хочу»

Здороваемся, стараясь передать то настроение, которое соответствует картинке. Какое приветствие вызвало у вас приятные чувства?

Эту часть детского совета можно исключить, если дети без напоминаний утром приветствуют взрослых и сверстников и если у вас не стоит цель окультурить  детей, можно обойтись улыбкой и коротким приветственной фразой «Я рада вас видеть сегодня» и т.д. Особое внимание может быть уделено тему ребенку (детям), которые долго отсутствовали (болезнь, отпуск) – «Как здорово, что  Глеб снова снами. Мы очень ждали тебя».

После приветствия наступает этап обмен новостями.

Новости:

не регламентируются (только по одной короткой новости),

 не селекционируются (только хорошие новости),

не вытягиваются насильно («Сережа, мы еще не слышали твоих

новостей»),

не запрещаются («Нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно,

маленькие дети не должны об этом думать и говорить»).

Новости принимаются как факт.  

Есть дети, которые по какой – то причинам отказываются говорить. Как правило, проблема не в том, как «разговорить», а в том, как удержать разговоры в приемлемых рамках.

 - Внимание к повседневным разговорам (наблюдения);

-  Волшебный сундучок (мешочек) (от каждого молчуна по 1 вещице);

- «Секретик» (взрослый кооперируется с ребенком);

 - Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка.

Стоит ли всеми силами «побуждать» молчащих детей к «публичным

выступлениям»?

-  Нет.

Понимание индивидуальных особенностей ребенка и

внимание к ним, терпение и терпеливость подскажут, когда не следует

торопить и торопиться.

У некоторых под стулом вместе с листиками лежали карточки, посмотрите и поделитесь с нами, что на них изображено  и что за новости или события у вас произошли. Новостями делятся только те, у кого на карточке изображены осенние признаки. (начинаю я)

Если время ограниченно можно использовать некоторые хитрости, например: - сегодня новостями поделятся только мальчики;

- или, те,  у кого имена начинаются с гласной буквы;

- в старшем дошкольном возрасте, дети сами решают, кто сегодня будет делиться новостями. 

Игры используются как игры, для общей радости и удовольствия, а не

учебно-тренировочных действий. Что это может быть? Любые игры, не

требующие,  большой подвижности.

После новостей подходит этап планирования. Планирование — одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного

события, взрослые поддерживают их инициативу и креативность,

демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный

эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности

совместных действий.  определения темы проекта, если он еще не запущен. Здесь мы погружаемся в саму технологию «План – Дело – Анализ». Определяем тему проекта, в этом нам помогает «модель трех вопросов». Здесь мы отвечаем на вопросы: что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать? В ходе совместного обсуждения идей  детей и взрослого, вырабатывается совместный  план действий, заполняя паутинку, которая состоит из центров активности. Если проект запущен, педагог сам, или привлекая детей, напоминает о теме, о том, что уже сделано, что дети узнали, рассказывает о том, какие материалы он подготовил на этот день в центрах активности и предлагает детям подумать и принять решение о том, где, с кем, чем дети будут заняты.

В заключение детской деятельности в центрах. Звучит колокольчик: «Колокольчик зазвенел,

 Хочет вас послушать!

Что узнали вы сейчас,

 Поделитесь сей же час!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности" -мастер-класс и презентация в рамках областных курсов повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Логоритмика - это методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.Логоритмика  полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления  речевой функции, двигательной активности, з...

Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Интересный материал по использованию различных современных технологий в детском саду. Самое главное, что эффективный в работе и деткам очень нравится....

Мастер-класс "Волшебные краски" в рамках конкурса "Педагог года - 2020 г."

Цель мастер класса: Ознакомление педагогов с техникой рисования жидким, цветным, солёным тестом, как одним из эффективных видов формирования художественно - творческих способностей у детей дошкол...

Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не...

Мастер-класс для родителей в рамках семейного клуба «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»

Мастер- класс направлен на то, чтобы показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, предоставить практические рекомендации по использованию игр и упр...

Оптимизация материалов работы педагогов-наставников в рамках проведения педагогической практики студентов педагогических ВУЗов

   Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в да...