Картотека по сенсорики. Первая младшая группа
план-конспект занятия (младшая группа)
Предварительный просмотр:
.
Карточка №1 Развитие зрительного восприятия Свет Тема: Пляшущие тени Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. Эта игра проводится на прогулке. В солнечную погоду обратите внимание малышей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблюдать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения. Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные. | Карточка №2 Развитие зрительного восприятия Свет Тема: Гуляем в темноте Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о темноте. Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий. Когда стемнеет, предложите детям погулять (по комнате, на площадке): «Давайте погуляем в темноте! Это не страшно». Пусть малыши возьмутся за руки и начнут свое путешествие. Когда глаза детей привыкнут к темноте, попросите их рассказать, что они видят. По окончании игры предложите малышам рассказать о том, когда и где бывает темно (светло). | |
Карточка №3 Развитие зрительного восприятия Свет Тема: День и ночь. Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий. Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, бегать, танцевать, играть, А когда я выключу свет и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать». В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей не пропадет к ней интерес. | Карточка №4 Развитие зрительного восприятия Свет Тема: Солнечный зайчик. Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. Материалы. Зеркальце. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малышей на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, стульям и т. д. Затем предложите детям дотронуться до светового пятна — поймать солнечного зайчика. При этом сначала передвигайте луч плавно, затем быстрее. Проводите игру в безопасном месте, чтобы дети не наталкивались на мебель и другие предметы. Если малышам понравится игра, предложите кому-нибудь из детей роль ведущего, а сами вместе с ребятами ловите солнечного зайчика. | |
Карточка №5 Развитие зрительного восприятия Свет Тема: Тени на стене. Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. Материалы. Настольная лампа. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу, направьте ее свет на стену (лучше светлой однотонной окраски) и покажите малышам несколько простых фигур. Например:«Дерево». Поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону («подул ветер, и дерево закачалось»). «Собака». Соедините вместе выпрямленные пальцы. Сдвигая и раздвигая средний и безымянный пальцы (или мизинец), изобразите, как лает собачка. «Птица». Выпрямленные ладони рук скрестите в районе запястий — получится птица с расправленными крыльями. Двигая руками вверх и вниз, изобразите, как летит птица. «Птица». Выпрямленные ладони рук скрестите в районе запястий — получится птица с расправленными крыльями. Двигая руками вверх и вниз, изобразите, как летит птица. | Карточка №6 Развитие зрительного восприятия Свет Тема: Фонарик. Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. Материалы. Электрический фонарик. Когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной комнате, освещая ее лучом фонарика. Путешествуя с детьми по группе, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей. Карточка №5.1 Развитие зрительного восприятия Свет Тема: Тени на стене. Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. Материалы. Настольная лампа. «Гусь». Соедините вместе выпрямленные пальцы, большой палеи должен быть противопоставлен остальным. Сдвигая и раздвигая пальцы, изобразите, как гусь открывает и закрывает клюв, щиплется. Можно показать двумя руками, как дерутся гуси. «Заяц». Сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими («заяц шевелит ушками»). Изобразите, как зайчик скачет, танцует. Можно предложить детям поэкспериментировать и придумать свои собственные фигуры. Даже если полученная фигура не очень узнаваема, все равно похвалите ребенка за старание и попросите пояснить, что именно у него получилось. В процессе игры можно использовать различные знакомые детям предметы и игрушки. А можно придумать несложный сюжет и организовать театр теней, используя для этого приготовленные заранее бумажные фигурки. | |
Карточка №7 Развитие зрительного восприятия Свет Тема Свеча. Цели. Развивать зрительные ощущения. Формировать представления о свете, темноте, полумраке. Материалы. Свеча. Когда стемнеет, установите на столе длинную свечу и зажгите ее. Предложите детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно походить с зажженной свечой по группе, освещая путь. Обратите внимание малышей на то, что со свечой в комнате стало светлее. Затем предложите всем вместе (или по очереди) задуть свечу. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей на то, что свет лампочки ярче, чем свет свечи. Игру можно повторить несколько раз. | Карточка №8 Развитие зрительного восприятия Цвет Тема: Цветная вода. Цели. Знакомить детей с цветами. Материалы. Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода. В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски. Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (сначала по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведут их воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску. На следующих занятиях можно давать малышам по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать две-три краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одной краски | |
Карточка №8.1 Развитие зрительного восприятия Цвет Тема. Цветные кубики. Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Материалы. Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые). Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадет. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». Затем раздайте нескольким детям кубики разных цветов и предложите найти им пары. В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти вес кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета, например, оранжевый. | Карточка №9 Развитие зрительного восприятия Цвет Тема: Цветные парочки. Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Материалы. Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка. Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные (например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные пары своим предметам. В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по цвету Количество цветных кар следует увеличивать постепенно. | |
Карточка №10 Развитие зрительного восприятия Цвет Тема: Разноцветные палочки. Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету. Материалы. Счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета). Высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай, разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай». Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодей, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые». Постепенно количество палочек можно увеличить. | Карточка №11 Развитие зрительного восприятия Цвет Тема: Ниточки для шариков. Цели. Учить детей различать цвета по принципу «такой — не такой»; знакомить с названиями цветов. Материалы. Воздушные шары и узкие ленточки зеленого, красною, синего и желтого цветов. Перед началом занятия надуйте воздушные шары и приготовьте тонкие ленточки. Покажите детям шары и скажите: «Видите, какие замечательные воздушные шары я принесла. Они большие и круглые. Хотите поиграть с шарами? Но сначала надо привязать к шарам ленточки, чтобы удобнее было играть. У каждого шарика должна быть ленточка такого же цвета». Дайте четырем детям ленточки и попросите их подобрать шарики такого же цвета. Помогите малышам сравнить цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой». Затем привяжите ленточки. Предложите детям поиграть с шарами. При этом называйте цвета шариков, не требуя от малышей повторения | |
Карточка №12 Развитие зрительного восприятия Цвет Тема: Построим башню. Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой». Материалы. Крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов, например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые). Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!» В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям но одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. | Карточка №13 Развитие зрительного восприятия Цвет Тема: Бегите ко мне! Цели. Учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание. Материалы. Флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов (желательно двухсторонние). Раздайте детям флажки трех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и громко скажите: «Бегите ко мне!» Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх. В следующий раз поднимите флажок другого цвета. Эту игру можно усложнить, постепенно увеличивая количество флажков (до 4-6 цветов) или поднимая два флажка одновременно. | |
Карточка №14 Развитие зрительного восприятия Цвет Тема: Наряжаем кукол Цели. Учить подбирать цвета по принципу «такой — не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов. Материалы. Куклы и наборы одежды к ним (кофточки и юбочки (штанишки) основных цветов); коробка. Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы юбочки и кофточки совпадали по цвету. Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают наряды для своих кукол, подбирая юбочки и кофточки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания. В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом занятия наденьте на кукол штанишки (или юбочки), а кофточки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения, подходя к коробке с одеждой без куклы. В следующий раз попросите малышей подобрать куклам одежду заданных цветов. | Карточка №15 Развитие зрительного восприятия Цвет Тема: Разложи по коробочкам Цели. Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов. Материалы. Небольшие предметы разных цветов (шарики, бусины, пуговицы, детали мозаики или конструктора «Лего» и др.); Маленькие коробочки или мисочки, коробка побольше.. Поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу "разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов можно увеличить. | |
Карточка №16 Развитие зрительного восприятия Цвет Тема: Четвертый лишний. Цели. Закреплять знание цветов. Материалы. Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в отдельных рамках): желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;
Можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и различные игрушки. Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру. Такую же игру можно провести с использованием карточек. Раздайте детям карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету. | Карточка № 17 Форма Тема: Разложи фигуры по местам! Цели. Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами. Материалы. Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет. | |
Карточка №18 Форма Тема: Катится — не катится Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом. Материалы, Кубики и шарики разного размера и цвета. Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их», Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол), друг на друга, покатить и т, д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку | Карточка №19 Форма Тема: Веселый поезд Цели. Познакомить с плоскими геометрическими формами—квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами. Материалы. Рамки Монтессори (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник). Покажите детям квадратные рамки Монтессори, вынув из них формы. Затем разложите их в ряд на столе или на полу (на гладкой поверхности) и скажите: «Вот поезд, а это — вагончики. В этом необычном поезде отправятся в путешествие фигурки. Фигурки должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд». Раздайте детям фигурки, предложите найти нужный вагончик и посадить фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь: подталкивая пальцем последнюю фигурку, медленно передвиньте рамки вперед. Можно продолжить игру, устроив остановку поезда, на которой фигурки выходят из вагонов и идут за мороженым и лимонадом, а затем снова садятся на свои места. По ходу игры называйте фигурки, не требуя от детей повторения названий. Эту игру можно повторять многократно, постепенно увеличивая количество рамок. | |
Карточка №20 Форма Тема: Фигуры играют в прятки Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы. Материалы. Картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями: кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета). Покажите детям коробку и научите их проталкивать игрушки в прорези — сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давайте поможем им спрятаться в коробку». Раздайте детям кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно. Можно сделать прорези в двух коробках: в одной (в форме круга, а в другой — в форме квадрата) и предложить детям спрятать фигурки в домики. Когда дети выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малышей на то, что в одном домике живут шарики, а в другом — кубики. | Карточка №21 Форма Тема: Почтовый ящик Цели. Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы. Материалы. Пластмассовая или деревянная коробка с отверстиями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки. Покажите детям коробку с прорезями (3-4 прорези) и геометрические фигуры. Обыграйте ситуацию: «Это почтовый ящик. А это посылки. Нужно опустить посылки в почтовый ящик». Объясните малышам, что для каждой посылки в ящике есть свое отверстие. Раздайте детям по одной фигурке и предложите протолкнуть их внутрь почтового ящика. Эту игру можно проводить многократно, по-разному обыгрывая ее сюжет. Можно собрать чемодан для путешествия, проталкивая «вещи» (фигуры) в соответствующие отверстия. В дальнейшем используйте игрушки с большим количеством прорезей и фигур (до 5-6). | |
Карточка №22 Форма Тема: Башни Цели. Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм. Материалы. Пластмассовые или деревянные вкладыши-пирамидки квадратной и круглой формы. Сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком. Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни-пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы — круглые и квадратные. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их. | Карточка №23 Форма Тема: Башни Цели. Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм. Материалы. Пластмассовые или деревянные вкладыши-пирамидки квадратной и круглой формы. Сначала эту игру лучше проводить индивидуально с каждым ребенком. Попросите малыша разобрать вкладыши и перемешать их. Предложите ему собрать две башни-пирамиды. Для того чтобы ребенку было легче справиться с задачей, помогите ему разделить вкладыши на две группы — круглые и квадратные. Потом башни можно разрушить, перевернуть вкладыши и собрать их. | |
Карточка № 35 Величина Тема: Вкладыши и башенки Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием самый большой. Материалы. Вкладыши-пирамидки. 1-й вариант игры «Башенка-пирамидка». Игра проводится индивидуально. Покажите ребенку игрушку, попросите разобрать ее и построить высокую башню пирамидку. Пусть малыш использует доступный ему способ действия — метод проб и ошибок, практическое примеривание или зрительное соотнесение. Если ребенок не может справиться с задачей или долго действует методом проб и ошибок, не переходя на следующий уровень действий, не понимает, что следует учитывать величину деталей, объясните ему, что все фигурки нужно поставить донышком вверх, и каждый раз выбирать самый большой вкладыш, ставя его на предыдущий. 2-й вариант игры — «Вкладыши». Когда ребенок построит башню несколько раз, попросите его собрать вкладыши — вложить их друг в друга. Если малыш не понял словесную инструкцию, объясните ему, что сначала надо перевернуть вес детали донышком вниз, затем выбрать самый большой вкладыш и вложить его в предыдущий. Сначала малышам следует предлагать 2-4 вкладыша, постепенно увеличивая их количество. | Карточка №24 Форма Тема: Найди пару по форме Цели. Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения Материалы. Пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники), коробка или шляпа. Перед началом занятия подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться). Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной фигурке из коробки или шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары — ребенка с такой же фигуркой. Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов. | |
Карточка № 25 Форма Тема: Найди такую же фигуру Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения. Материалы. Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, Сначала это занятие лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета и размера. Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги». Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям. | ||
Карточка №26 Форма Тема: Найди лишнюю фигурку Цели. Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения. Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники; по 5—10 шт. каждой формы). Это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей. Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру; которая отличается от других по форме». Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера. | Карточка №27 Форма Тема: Разложи фигурки по домикам Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения. Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5-10 шт. каждой формы); небольшие коробочки. Это занятие проводится индивидуально. Разложите перед ребенком разноцветные фигурки и расставьте в ряд коробочки, количество которых соответствует количеству фигур, предлагаемых для сортировки. Предложите малышу разложить по коробкам-домикам фигурки. Начните выполнять задание: «Давай разложим фигурки по коробочкам. В эту коробку складывай все квадраты. А в эту коробку складывай все круги. Вот так». Пусть ребенок продолжит раскладывать фигуры. Сначала лучше предлагать ребенку фигурки одного размера. Количество фигур можно увеличивать, постепенно добавляя треугольник, прямоугольник, овал. В конце игры проверьте содержимое каждой коробочки. При необходимости помогите ребенку исправить ошибки: «В этой коробке все квадраты. А в этой коробке все круги. А что здесь делает квадратик? Наверно, он заблудился... Давай переложим его в другую коробочку». | |
Карточка №28 Величина Тема: Спрячь в ладошке! Цели. Познакомить с понятием величины. Материалы. Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей). Сначала раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины, разложенные на подносе (каждый ребенок берет по одному предмету). Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет». | Карточка №29 Величина Тема: Накрой платком! Цели. Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький. Материалы. Предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки. Сначала в игре используются две игрушки и один платок. Подберите две игрушки таким образом, чтобы маленький предмет помешался под платком, а большой — нет. Предложите детям поиграть в прятки — накрыть игрушки платком. Затем подведите итог игры: та игрушка, которая не видна из-под платка, — маленькая, а та, которая не поместилась под платком, — большая. Для этой игры можно придумать разные сюжеты: подготовить сюрприз на день рождения, спрятать кукол от Бабы-яги. В следующий раз используйте два платка разной величины. В конце игры подведите итог: «Маленькую игрушку мы спрятали под маленьким платком, а большую под большим платком. А можно спрятать большую игрушку под маленьким платком? Попробуйте! Нет, не получается. А можно спрятать маленькую игрушку под большим платком? Можно! Маленькие игрушки прятать легче». | |
Карточка №30 Величина Тема:. Накрой шляпой! Цели. Знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький. Материалы. Шляпа; предметы и игрушки разной величины. Предложите ребенку по очереди спрятать под волшебную шляпу игрушки разной величины. Отметьте, что под шляпу помешаются только маленькие предметы. | Карточка №31 Величина Тема:. Покормим кукол Цели. Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине. Материалы. Миски-вкладыши одного цвета; большая и маленькая ложки; большая и маленькая куклы. Возьмите два вкладыша, резко различающиеся по величине, и предложите ребенку накормить большую и маленькую кукол. Подберите к куклам тарелки и ложки подходящей величины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давай покормим кукол. Теперь пошли гулять». Усложняя игру, можно предложить ребенку три вкладыша-миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера. | |
Карточка №32 Величина Тема: Большие и маленькие кубики Цели. Обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине. Материалы. Разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру; большое и маленькое ведерки. Перед началом занятия положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки. Покажите малышам ведро с большими кубиками, предложите достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики — вот такие». Затем покажите детям маленькое ведерко, пусть они достанут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот маленькое ведерко. В нем лежат маленькие кубики — вот такие. Поиграйте с кубиками. Сравните маленький кубик с большим. Поставьте их рядом». Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в ведерки соответствующей величины. Раздайте малышам по одному или по два (большой и маленький) кубика и попросите положить их в нужное ведерко. Подобную игру можно организовать и с другими игрушками: большим и маленьким грузовиками, большими и маленькими брусками, шариками и т. п. | Карточка №33 Величина Тема: Две коробки Цели. Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. Материалы. Две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая); большие и маленькие предметы (по 3—6 шт. каждого размера), соответствующие по размеру прорезям. Приведем пример игры с использованием шариков. Раздайте детям большие и маленькие шарики одного цвета и предложите протолкнуть их в соответствующие прорези в коробках: «У вас есть большие и маленькие шары. Сейчас мы их спрячем в коробки. Опустите шары в прорези!» Обратите внимание детей, что большие шары проталкиваются только в большие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в любое отверстие. В следующий раз дайте детям более детальную инструкцию: «Спрячьте шары в коробки. Только будьте внимательны: размер шарика и отверстия должны быть одинаковыми. Большой шар проталкивайте в большое отверстие, а маленький — в маленькое». Когда все шары окажутся в коробках, откройте их и вместе с детьми проверьте результат. Возможно, кто-то из детей ошибся и в коробке с большим отверстием оказался маленький шарик. В этом случае проведите игру еще раз: «Ой, кажется, кто-то заблудился! Давайте поможем маленькому шарику добраться до дома!» | |
Карточка № 34 Величина Тема: Где мое место? Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками. Материалы. Доска с углублений ми-трафаретами (по типу доски Сегена), в которые вставляются детали-вкладыши, различающиеся только размером (фигурки располагаются в ряд по возрастанию или убыванию величины (5-7 шт.)). Покажите ребенку игрушку и предложите достать все фигурки: «Утята пошли погулять. А теперь хотят вернуться домой. Найди каждой фигурке свой домик». Для того чтобы ребенок научился действовать не хаотически, а методом практических проб или зрительного соотнесения, необходимо повторить игру несколько раз. | Карточка №38 Величина Тема: Две башни Цели. Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые па высоте. Материалы. Кубики, маленькие игрушки. Постройте из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни стали разные — высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем отличаются башни? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни!» Предложите детям построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни. Можно обыграть сюжет, посадив на верхушки башен маленькие игрушки. | |
Карточки №36 Величина Тема: Пирамидки Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения. Материалы. Различные пирамидки. 1-й вариант игры — «Красная пирамидка». Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт.), чтобы ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребенку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень. 2-й вариант игры — «Разноцветная пирамидка». Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным количеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины. Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки одно на другое (это удобно делать с большими пластмассовыми пирамидками. В этом случае хорошо видно, что если пирамидка сложена неверно, то она получается неустойчивой и может рассыпаться. Карточки №37.1 Величина Тема: Веселые матрешки Цели. Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения). Материалы. Матрешки разной величины (состоящие из 2-5 деталей). 2-й вариант игры — «Строим ряды». Предложите детям разобрать трехсоставную матрешку и построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. В случае затруднений помогите малышам. Попросите детей показать, где самая большая матрешка, а где самая маленькая. Затем закройте матрешек ширмой и уберите одну матрешку. Пусть дети поставят убежавшую матрешку на место: «Вот как много матрешек получилось! Построй матрешек в ряд по росту: вот самая большая матрешка, эта матрешка поменьше, а эта самая маленькая. А теперь закрой глаза. Открывай! Одна непослушная сестричка убежала... Поставь ее на место!» Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в определенном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем попросите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажи, где маленькая матрешка. Вот она. А где большая матрешка?» В дальнейшем можно предлагать детям для игры трехсоставных матрешек. | Карточки №37 Величина Тема: Веселые матрешки Цели. Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения). Материалы. Матрешки разной величины (состоящие из 2-5 деталей). «Собираем и разбираем». Покажите малышам двухсоставную матрешку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давайте посмотрим. Вот матрешка и вот матрешка. Это большая матрешка. А это какая матрешка? Маленькая. Давайте спрячем маленькую матрешку в большую. Вот так». Покажите детям, как разобрать и собрать матрешку. Затем раздайте детям матрешек и попросите разобрать и собрать их самостоятельно: «Разберите матрешку и сделайте так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки-подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь соберите их в одну. Будьте внимательны: должна остаться только одна, самая большая матрешка». В случае затруднения объясните и покажите малышам, что, собирая матрешек, следует подбирать платочек к фартучку (верхнюю часть матрешки к нижней), поочередно прикладывая верхнюю часть матрешки к нижним частям (метод практического примеривания), пока не найдется часть такого же размера. В дальнейшем дети могут действовать методом зрительного соотнесения. Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в определенном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем попросите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажи, где маленькая матрешка. Вот она. А где большая матрешка?» В дальнейшем можно предлагать детям для игры трехсоставных матрешек. Карточка №43 Количество Тема: Грибы на поляне Цели. Учить детей различать количество предметов, обозначать количество словами: один, мало, много, ни одного. Материалы. Деревянные или картонные грибы, лист картона зеленого цвета, корзинка, игрушечные ежик, белочка. 1-й вариант игры — за столом. Поставьте грибочки на лист картона и предложите детям поиграть: «Выросли на полянке грибочки. Много грибов на поляне. Пробега.! мимо ежик, сорвал несколько грибов и унес их с собой. Осталось на поляне мало грибов. Пришел на поляну мальчик с корзинкой и собрал оставшиеся грибы. Не осталось на поляне ни одного гриба. Когда мальчик нес грибы домой, один гриб выпад из корзинки и его подобрала белочка». По ходу рассказа выполняйте соответствующие действия. В следующий раз вы можете попросить ребенка помочь вам — в процессе рассказа показывать игрушки, переставлять и убирать грибы. 2-й вариант игры — подвижная игра. Расставьте грибочки на полу в разных местах комнаты (одни на видных местах, а другие спрячьте) и предложите детям поиграть: «Давайте сварим куклам грибной суп. Только вот нет у нас ни одного гриба... Пойдите в лес, найдите там грибы и принесите мне». Дети холят по группе и собирают грибы. Скажите малышам: «Здесь мало грибов, на суп не хватит. Принесите еще грибов!» Дети снова отправляются за грибами.«Теперь грибов много, — говорите вы,— Давайте варить суп!» | |
Карточка №39 Величина. Тема: Две башни Цели. Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые па высоте. Материалы. Кубики, маленькие игрушки. Постройте из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни стали разные — высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем отличаются башни? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни!» Предложите детям построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни. Можно обыграть сюжет, посадив на верхушки башен маленькие игрушки. | Карточка №40 Величина Тема: Построй ворота Цели. Учить детей использовать знания о величине (высоте, ширине) предметов в ходе практической деятельности. Материалы. Строительные наборы; машины различной величины {высокая, низкая, широкая, узкая). Дайте двум малышам по машине и попросите построить ворота для каждой из них. Сначала предлагайте детям машины, отличающиеся только одним параметром: широкая и узкая или высокая и низкая. Впоследствии можно одновременно строить четыре и более ворот для разных машин. Если у кого-то из детей параметры ворот не соответствуют параметрам машины, то нужно предложить малышам попытаться построить ворота еще раз. В случае необходимости помогите детям построить ворота. Обязательно обыграйте результат. | |
Карточка №41 Количество Тема: Зайцы и лиса Цели. Учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание. Материалы. Шапочка лисы (или маска), хвост лисы, бубен. Наденьте рыжую шапочку (маску) и прицепите хвост. Объясните детям правила игры: «Много маленьких пушистых зайчиков скачет по полянке. Но вот зазвучал бубен. Это приближается лиса. Все зайцы быстро разбегаются и прячутся кто куда. Кто не успеет спрятаться, того лиса поймает и унесет с собой в лес». Дети прыгают, изображая зайцев. Через некоторое время ударьте в бубен. Дети прячутся, а лиса приходит на полянку и ищет зайцев: «Куда же подевались зайцы? Было много, а теперь ни одного...» Лиса уходит, и игра повторяется. По окончании игры подведите итог: «Хотя зайцев много, а лиса одна, им с ней не справиться, потому что лиса — хитрая охотница. Поэтому лучше от лисы спрятаться. Было много зайцев, а теперь ни одного». В следующий раз роль водящего можно предложить кому-нибудь из детей. | Карточка №42 Количество Тема: Собираем шишки Цели. Учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало. Материалы. Две корзинки или две коробки; шишки. Обратите внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог; «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько у меня шишек? Мало». | |
Карточка №43 Количество Тема: Грибы на поляне Цели. Учить детей различать количество предметов, обозначать количество словами: один, мало, много, ни одного. Материалы. Деревянные или картонные грибы, лист картона зеленого цвета, корзинка, игрушечные ежик, белочка. 1-й вариант игры — за столом. Поставьте грибочки на лист картона и предложите детям поиграть: «Выросли на полянке грибочки. Много грибов на поляне. Пробега.! мимо ежик, сорвал несколько грибов и унес их с собой. Осталось на поляне мало грибов. Пришел на поляну мальчик с корзинкой и собрал оставшиеся грибы. Не осталось на поляне ни одного гриба. Когда мальчик нес грибы домой, один гриб выпад из корзинки и его подобрала белочка». По ходу рассказа выполняйте соответствующие действия. В следующий раз вы можете попросить ребенка помочь вам — в процессе рассказа показывать игрушки, переставлять и убирать грибы. 2-й вариант игры — подвижная игра. Расставьте грибочки на полу в разных местах комнаты (одни на видных местах, а другие спрячьте) и предложите детям поиграть: «Давайте сварим куклам грибной суп. Только вот нет у нас ни одного гриба... Пойдите в лес, найдите там грибы и принесите мне». Дети холят по группе и собирают грибы. Скажите малышам: «Здесь мало грибов, на суп не хватит. Принесите еще грибов!» Дети снова отправляются за грибами. «Теперь грибов много, — говорите вы,— Давайте варить суп!» | Карточка №44 Количество Тема: Песочница Цели. Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько же (одинаково). Материалы. Песок, ведерки (одинакового и разного размера), совки. Эту игру можно проводить во время прогулки. Дайте детям два ведерка одинаковой величины и совки. Предложите малышам наполнить ведерки песком, а затем сравнить количество песка в них (больше, меньше, одинаково). Игру можно продолжить, предложив детям добавить или отсыпать песок при помощи совка и вновь сравнить количество песка. Затем дайте ребятам два ведра разной величины и попросите наполнить их песком до краев. Вместе с детьми сравните количество песка в ведрах: «В большом ведре много песка, а в маленьком мало. Здесь больше, а тут меньше песка». Можно высыпать песок из ведер на ровную поверхность и сравнить кучи песка. | |
Карточка №45 Количество Тема: Наполни кувшин Цели. Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями много, мало. Материалы. Два пустых прозрачных кувшина, фасоль (или горох, семечки, гречка) в мешочке, кружка. Игра проводится индивидуально. Покажите ребенку пустой кувшин, Затем зачерпните фасоль кружкой и пересыпьте в кувшин. Предложите ребенку наполнить кувшин фасолью. Когда малыш справится с заданием, скажите: «Кувшин был пустой, а теперь полный. Здесь много фасоли». Попросите малыша пересыпать оставшуюся в мешочке фасоль в другой кувшин, Затем скажите: «Закончилась фасоль. Сколько здесь фасоли? Мало. В этом кувшине много, а в этом мало». Такую игру можно проводить, используя различные емкости (миски, банки) и материалы (крупы, семечки, песок, воду). Игру можно усложнить, предложив ребенку наполнить крупой 3—5 одинаковых емкостей, а затем сравнить количество крупы в них. | Карточка №46 Количество Тема: Наполни кувшин Цели. Учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями много, мало. Материалы. Два пустых прозрачных кувшина, фасоль (или горох, семечки, гречка) в мешочке, кружка. Игра проводится индивидуально. Покажите ребенку пустой кувшин, Затем зачерпните фасоль кружкой и пересыпьте в кувшин. Предложите ребенку наполнить кувшин фасолью. Когда малыш справится с заданием, скажите: «Кувшин был пустой, а теперь полный. Здесь много фасоли». Попросите малыша пересыпать оставшуюся в мешочке фасоль в другой кувшин, Затем скажите: «Закончилась фасоль. Сколько здесь фасоли? Мало. В этом кувшине много, а в этом мало». Такую игру можно проводить, используя различные емкости (миски, банки) и материалы (крупы, семечки, песок, воду). Игру можно усложнить, предложив ребенку наполнить крупой 3—5 одинаковых емкостей, а затем сравнить количество крупы в них. | |
Карточка № 47 Количество. Тема: Картинки Цели. Учить умению различать количество предметов на картинках; закреплять понятия, служащие для обозначения количества: мало, много, один, ни одного, поровну. Материалы. Картинки. Примеры картинок: яблоки в ящиках; шишки на елках; котята в корзинке; автобусы с людьми; звезды и луна; тарелки с едой; банки с жидкостью и т. п. Рассмотрите вместе с детьми картинки: «Посмотрите, на этих картинках котята. Сколько здесь котят? Правильно, один котенок. А в этой корзинке сколько котят? Много котят!» «Давайте порисуем! Что будем рисовать? Можно нарисовать звездное небо. Сколько сейчас звезд на небе? (Покажите картинку.) Ни одной. А теперь? Одна звездочка. А сейчас? Много звезд!» «Посмотрите, на этой картинке малыши пьют лимонад. Сколько лимонада в этих стаканах? Много лимонада. А в этом стакане мало лимонада. А в этом стакане? Пусто, выпили весь лимонад. А теперь найдите и покажите стаканы, в которых лимонада поровну». | ||
Карточка №48 Расположение в пространстве Тема: Тут и там Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко. Материалы. Веревка. 1-й вариант. При помощи длинной веревки сделайте на полу большой круг (в случае проведения игры на улице можно мелом нарисовать круг на асфальте или начертить палочкой на земле). Объясните детям правила игры: «Если я скажу: „Тут",— скорее забегайте в круг. А если скажу: „Там", — выбегайте из круга и бегайте вокруг него. Слушайте внимательно!» 2-й вариант. Встаньте в центр комнаты и произносите команды: «Далеко», «Близко», в соответствии с которыми дети будут то подбегать к вам, то разбегаться в разные стороны. Для усложнения игры можно увеличить скорость смены команд. Подобную игру можно провести и с использованием других предметов, например, мячей, которые дети будут собирать в корзину и раскидывать вокруг, или различных игрушек, которые малыши будут сначала складывать на столе, а потом располагать в разных местах комнаты. | Карточка №49 Расположение в пространстве Тема: Возьми игрушку Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет. Материалы. Различные предметы и игрушки. Предложите двум малышам сесть за стол и дайте им по игрушке. Дайте им возможность поиграть с игрушками. Затем попросите детей закрыть глаза и положите игрушки на стол в пределах досягаемости. Пусть малыши откроют глаза и возьмут игрушки, не вставая со стульев. В следующий раз сначала положите одну игрушку в пределах досягаемости, а другую чуть дальше, затем обе игрушки расположите так, чтобы их было не просто достать. В конце игры подведите итог: «Игрушки лежат далеко, поэтому их трудно достать. Я подвинула игрушки — теперь они близко и можно легко дотянуться до них». | |
Карточка №50 Расположение в пространстве Тема: Прячьтесь в домик! Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: внутри, снаружи. Материалы. Игрушечный домик. Домик для игры можно сделать самостоятельно из предметов мебели и покрывал. Для индивидуальной игры можно использовать большую коробку или шкаф. По вашей команде: «Внутрь», «Наружу» — дети прячутся в игрушечный домик или вылезают из него. | Карточка № 51 Расположение в пространстве Тема: Вверх и вниз Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз. Материалы. Различные предметы и игрушки, скамейка. По вашей команде: «Вверх», «Вниз» — дети взбираются на скамейку (бордюр тротуара, турник) или слезают с нее. Можно также предложить детям по команде: «Вверх». «Вниз» — располагать игрушки соответственно высоко или низко. | |
Карточка №52 Расположение в пространстве Тема: Возьми в руку! Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами правый, левый, справа, слева. Материалы. Различные предметы и игрушки. Разложите на столе различные предметы и предложите ребенку по команде взять их в определенную руку, например: «Возьми ложку в правую руку, а книжку в левую». Существуют распространенные приемы, помогающие детям различать правую и левую руки:
| Карточка №53 Расположение в пространстве Тема: Где же мишка? Цели. Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. Материалы. Стулья (два маленьких и один большой), два больших игрушечных медведя и другие игрушки. Предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом. Усложняя игру, попросите ребенка повторить положение игрушки, изменяя собственное положение относительно большого стула. | |
Карточка №54 Расположение в пространстве Тема: Построй, как я. Цели. Продолжать учить различать пространственные направления; развивать внимание. Материалы. Строительные наборы, ширма. Изучать расположение объектов в пространстве можно в ходе занятий конструированием. Эти игры проводятся как индивидуально, так и с группой детей. Раздайте детям одинаковые строительные наборы и сядьте напротив. Сделайте из своего набора какую-нибудь конструкцию, предлагая малышам повторить ее. Дети поэтапно повторяют ваши действия. Более сложный вариант игры — постройка по образцу. Соорудите за ширмой постройку из 2—4 деталей. Затем покажите ее детям и предложите сделать такую же. Со временем количество деталей можно увеличить до 5—6. | Карточка №55 Расположение в пространстве Тема: Лист бумаги. Цели. Учить детей ориентироваться на листе бумаги. Материалы. Листы бумаги, картонные фигурки с изображениями различных предметов. Покажите детям лист бумаги, объясните, где у него верх, низ, правая, левая стороны, центр. Затем раздайте ребятам листы бумаги и картонные изображения предметов и игрушек и попросите разложить их в определенных местах листа, например: «Представьте, что лист бумаги — это белая полянка. Посадите игрушки на полянку так, как я скажу: положите утенка посередине, а зайчика внизу, вверху посадите птичку». Инструкции можно уточнять и усложнять: «Поставьте утенка наверху справа. Лягушку посадите внизу посередине». | |
Карточка №56 Целостный образ предмета Тема: Найди свою игрушку Цели. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память. Материалы. Разнообразные игрушки. Раздайте детям по игрушке и предложите поиграть с ними (меняться игрушками в этой игре нельзя). Затем попросите малышей поставить игрушки на стол, добавьте к ним несколько новых предметов, перемешайте их и накройте салфеткой. Через минуту откройте игрушки и предложите детям найти среди них свои: кто найдет игрушку, может поиграть с ней (чужую игрушку брать нельзя). Дети по одному подходят к столу и берут свои игрушки. При необходимости с помощью наводящих вопросов помогите малышам вспомнить, с какими игрушками они играли. Можно также предложить детям найти свои игрушки в куче других на полу среди расставленных на стеллаже игрушек, в шкафу, в большой коробке. Развивая память, можно отсрочить поиск игрушек и попросить детей найти их через 5-10 минут. | Карточка №57 Целостный образ предмета Тема: Найди свое место Цели. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание и память. Материалы. Разнообразные игрушки или предметы. Предложите детям сесть на стулья, расставленные в ряд, и дайте каждому малышу по игрушке. Пусть ребята рассмотрят игрушки, поиграют с ними. Затем предложите детям по сигналу разбежаться по комнате, оставив игрушки на стульях, и так же по сигналу вернуться на свои места, ориентируясь на игрушки. Дети, которые остались без места, выбывают из игры. Игра повторяется 2—3 раза. Со временем игру можно усложнить: пока дети бегают, поменяйте местами 2-3 игрушки. | |
Карточка №58 Целостный образ предмета Тема: Предметы и картинки Цели. Учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание. Материалы. Игрушки и картинки с их изображениями. Игру можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Расставьте на столе игрушки, а детям раздайте карточки с их изображениями. Затем предложите малышам подобрать картинки к соответствующим игрушкам. Дети по очереди выбирают игрушки, кладут рядом картинки. В конце игры вместе с детьми проверьте правильность выполнения задания. | Карточка №59 Целостный образ предмета Тема: Парные картинки Цели. Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание. Материалы. Два набора карточек с изображениями знакомых детям игрушек или предметов. Игра проводится индивидуально. На столе перед ребенком разложите в ряд набор картинок. Покажите ему карточку из другого комплекта и попросите подобрать картинке пару. В случае затруднения продемонстрируйте малышу, как можно подобрать картинку, подкладывая ее поочередно к каждой карточке в ряду, пока не найдет такую же. Затем предложите ребенку другую картинку. Количество картинок можно постепенно увеличить с 2—3 до 4-6 пар. При игре с группой детей дайте каждому ребенку картинку и попросите подобрать ей пару среди карточек, перемешанных на столе. | |
Карточка №60 Целостный образ предмета Тема: Собери целое Цели. Учить собирать целый предмет из отдельных частей; развивать мышление. Материалы. Сборно-разборные игрушки и картинки с их изображениями. Разложите на столе детали сборно-разборной игрушки. Предложите детям рассмотреть картинку с ее изображением, назвать игрушку, найти на картинке и показать ее части. Затем попросите малышей найти эти детали на столе и собрать игрушку. Обязательно обыграйте задание. Подобрав несколько простых сборно-разборных игрушек, можно предложить детям сначала разобрать, а затем снова собрать их. В случае затруднения покажите малышам, как это сделать. | Карточка №61 Целостный образ предмета Тема: Разрезные картинки Цели. Учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание. Материалы. Два набора разрезных картинок (10x10 см) с разным количеством деталей (2-5) и конфигурацией разрезов. Перед началом занятия подготовьте разрезные картинки. Для этого можно использовать подходящие иллюстрации из книг или открытки, на которых изображены знакомые детям предметы (картинки должны быть простыми и четкими). Дайте каждому ребенку целую предметную (в дальнейшем сюжетную) картинку и такую же картинку, разрезанную на части. Попросите малышей собрать картинку по образцу. В дальнейшем можно предлагать детям собирать картинки без образца. | |
Карточка №62 Целостный образ предмета Тема: Собери картинку из пазлов. Цели. Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета; развивать внимание. Материалы. Наборы крупныхпазлов (деревянных, поролоновых, картонных) с простыми предметными изображениями. Для этой игры используйте пазлы, состоящие из небольшого количества деталей. Дайте ребенку набор пазлов и предложите собрать из них целую картинку. В случае необходимости покажите, каким образом следует подбирать и соединять детали. | Карточка № 63 Целостный образ предмета Тема: Собери картинку из кубиков. Цели. Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание. Материалы. Наборы кубиков, из которых можно составлять простые предметные и сюжетные картинки (4—6 кубиков в наборе). Игра проводится индивидуально. Предложите ребенку набор кубиков, состоящий из 4 штук. Покажите образец картинки и попросите собрать такую же картинку из кубиков. Если ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, помогите ему. | |
Карточка №64 Развитие слухового восприятия Тема: Постучим, погремим! Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы. Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.). Игра проводится на полу или за столом. Познакомьте детей с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошуршите газетой, пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п. Через некоторое время предложите малышам послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Можно производить звуки за ширмой.) Можно пригласить ребенка в центр комнаты и производить звуки у него за спиной. Ребенок должен показать предмет — источник звука. Остальные дети внимательно следят за ходом игры и проверяют правильность ответа. Затем приглашают следующего игрока. Сначала нужно договориться с детьми о том, какие предметы будут использоваться в игре. В дальнейшем можно использовать любые предметы, находящиеся в комнате. Время от времени меняйтесь с детьми ролями, предлагая кому-нибудь из малышей роль ведущего. | Карточка №65 Развитие слухового восприятия Тема: Тук-тук! Цели. Развивать слуховое внимание. Материалы. Кукла и другие игрушки. Сядьте вместе с детьми за стол, предварительно спрятав под него игрушки. Незаметно постучите пальцем о край стола и скажите: «Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости». Скажите детям, что должны прийти еще и другие гости, поэтому надо внимательно слушать, когда раздастся стук в дверь: «Я буду готовить угощение, а вы внимательно слушайте: когда раздастся стук в дверь, спросите: „Кто там?"» Расстояние от источника звука до детей, а также силу стука можно постепенно менять. Эту игру можно провести и с участием второго взрослого или ребенка постарше. В этом варианте игры взрослый или ребенок стучит в дверь и приводит с собой игрушку. | |
Карточка №66 Развитие слухового восприятия Тема: Узнай по звуку Цели. Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки. Материалы. Звучащие игрушки (погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.), ширма. Покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки, пока не научатся четко дифференцировать их на слух. Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у малышей или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать ее. В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей. | Карточка №67 Развитие слухового восприятия Тема: Мишка и зайчик Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов. Материалы. Барабан или бубен. Объясните детям правила игры: «Давайте поиграем! Мишка ходит медленно — вот так, а зайчик прыгает быстро — вот как! Когда я буду ударять по барабану медленно, ходите, как мишка, когда буду стучать быстро, прыгайте быстро, как зайчик». Повторите игру несколько раз. Можно предложить детям попробовать постучать в барабан в разном темпе, а затем выбрать на роль ведущего кого-нибудь из детей.
| |
Карточка №68 Развитие слухового восприятия Тема: Кто позвал? Цели. Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание. Пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза). Дети по очереди обычным голосом называют имя ребенка. Малыш должен слушать внимательно и стараться угадать, кто его зовет (указать на ребенка или назвать его имя). Если ребенок угадал, кто его позвал, он меняется с этим игроком ролями. Если не отгадал, продолжает водить. Можно усложнить задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию. | Карточка №69 Развитие слухового восприятия Тема: Кто там? Цели. Развивать речевой слух. Материалы. Игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка, мышка, курочка и другие животные; картинки с их изображениями. В этой игре участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой проводит игру. За дверью раздается крик животного (мяу, ав-ав, пи-пи, ко-ко, чик-чирик, и-го-го, му-му, ква-ква и др.). Предложите детям прислушаться и отгадать, кто так кричит: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там?» Дети могут показать картинку с изображением соответствующего животного или назвать его словом. Откройте дверь и возьмите игрушку: «Молодцы, угадали. Послушайте, кто еще кричит за дверью». Игра продолжается с другими игрушками. Если нет второго ведущего, то можно проводить игру, пряча игрушки за ширмой. | |
Карточка №70 Развитие слухового восприятия Тема: Найди картинку! Цели. Развивать речевой слух. Материалы. Парные картинки из лото с изображением различных игрушек и предметов. Сначала игра проводится индивидуально. Положите на столе перед ребенком несколько картинок. Парные картинки возьмите себе. Достаньте из своего набора одну картинку, положите на стол изображением вниз и назовите ее. Попросите ребенка найти такую же картинку у себя, показать ее и по мере возможности повторить название. Затем предложите малышу перевернуть картинку и сравнить изображения. Количество картинок постепенно можно увеличивать. При этом можно называть одновременно 2-3 слова. Игру можно провести и с группой детей. Раздайте им по 1-3 картинки. Затем достаньте из своего набора одну картинку и, не показывая, назовите ее. Если кто-нибудь из детей найдет среди своих картинок такую же, он поднимает руку и получает вторую карточку. Не узнанные карточки откладываются в сторону и разыгрываются в конце игры. Выигрывает тот игрок, который первым соберет пары картинок. | Карточка №71 Развитие осязания Тема: Круглое и квадратное Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы. Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; кубики и шарики. В начале игры предложите детям внимательно ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами. Затем сложите предметы в коробку и предложите ребятам поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д. В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов. | |
Карточка №72 Развитие осязания Тема: Угадай, что в ящике Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы. Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов. Предложите детям внимательно изучить все предметы и игрушки, ощупав их. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами. Затем спрячьте предметы и предложите ребятам поиграть: «Я спрячу в коробку предмет, а кто-то из вас просунет внутрь коробки руки и угадает, что там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать». Незаметно для детей положите в коробку один предмет и предложите ребенку ощупать его и угадать, как он называется. Затем пусть ребенок достанет предмет и проверит правильность ответа. Таким образом, дети по очереди угадывают предметы. | Карточка №73 Развитие осязания Тема: Переливание воды Цели. Развивать осязание: знакомить со свойствами жидкости. Материалы. Лейка, воронка, емкости разного объема (банки, чашки, бутылки и др.), вода, большой таз, тряпки. Предложите детям поиграть с водой: по очереди опустить руки в воду и поводить ими из стороны в сторону. Затем попросите малышей рассказать, какая, по их мнению, вода (мокрая, подвижная, прохладная, журчащая и т. п.). Дайте детям различные емкости, воронку и лейку. Предложите малышам перелить воду из таза в емкости. | |
Карточка №74 Развитие осязания Тема: Ледяное царство Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами льда. Материалы. Лед в кубиках, стакан. Заранее приготовьте лед. Если есть возможность, приготовьте лед вместе с детьми: заполните водой форму для льда и поставьте ее в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите его из формы в миску: «Смотрите: вода замерзла. Она стала холодная и твердая». Предложите детям потрогать кусочки (кубики) льда, подержать их в руках: «Ой, какая холодная льдинка, а рука теплая. Давайте зажмем лед в ладошках. Смотрите, водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду». Затем в прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (можно подкрашенную), опустите в нее кусочек льда и понаблюдайте вместе с детьми, как быстро он тает. | Карточка№74 Тема: Прячем руки Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп. Материалы. Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка. Это занятие лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей. В начале занятия объясните ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?» Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка. | |
Карточка № 75 Развитие осязания Тема: Помяли, пощипали! Цели. Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами. Материалы. Тесто, пластилин, глина. Знакомить детей с пластичными материалами удобно в ходе занятий лепкой. Раздайте детям по кусочку теста, предложите подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких и больших кусочков. Эти действия познакомят детей с мягкой и пластичной фактурой материала. В следующий раз предложите детям для изучения кусочки пластилина, затем — глину. Обратите внимание малышей на то, что разные материалы непохожи на ощупь и обладают различными свойствами. При проведении занятия следует соблюдать меры предосторожности: на стол постелите клеенку, закатайте детям рукава и наденьте фартуки. Если кто-то из малышей не хочет брать в руки тесто или глину, потому что боится испачкаться, объясните ему, что потом руки можно помыть. | Карточка №76 Развитие осязания Тема: Горячо — холодно Цели. Развивать осязание. Материалы. Вода разной температуры, ведерки или миски. В миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она — холодная или горячая. Сначала предлагайте малышам для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теплая). Можно также сравнивать воду трех температур — холодную, теплую и горячую. | |
МБДОУ «Детский сад № 90» КАРТОЧКИ ПО СЕНСОРИКИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ г. Курган | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр. Первая младшая группа
картотека содержит перечень подвижных игр для детей раннего возраста...

Картотека прогулок для первой младшей группы
Картотека прогулок для воспитателей на все времена года...
Конспект по сенсорике первой младшей группы " Ребятишки в гостях у Мишки"
Материал будет полезен воспитателям младших групп и родителям....

игровой тренинг "Путешествие в страну Сенсорику" (первая младшая группа)
Нетрадиционные формы работы с родителями позволяют мне вовлекать их в образовательный процесс...

Конспект занятия по сенсорике первая младшая группа Тема: «Веселые матрешки»
Тема: «Веселые матрешки»Доминирующая образовательная область : Социально-коммуникативноеИнтеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое ра...

План конспект занятия по теме «Путешествие в книгу сенсорики» (первая младшая группа).
Цель: Закрепление у детей раннего возраста знаний основных цветов (зеленый, красный, желтый)Задачи:Образовательная: закрепить знания детей об основных цветах, и умение использовать их названий в речи ...

«Волшебный мир сенсорики» (первая младшая группа №2)
Формирование у детей представлений о цвете, форме, величине предметов через дидактические игры. Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей ранн...


