Конспект занятия в старшей группе "Наш великий русский язык"
план-конспект занятия (старшая группа)
Воспитывать у детей любовь к своей Родине
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»
Конспект занятия в старшей группе
«Наш великий русский язык»
Воспитатель: Старостина Анна Вадимовна
высшая квалификационная категория
Программное содержание:
- воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству;
- закреплять знание детей о русском фольклоре, познакомить детей с понятием «устное народное творчество»;
- активизировать словарь детей потешками, пословицами, поговорками;
- закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге;
- развивать вербальные, невербальные средства общения.
Материал: карта России, выставка книг устного народного творчества, портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина. Аудиозапись М.Матусовского «С чего начинается Родина», фрагмент сказки «Сивка - бурка», рисунки детей к русским народным сказкам.
Предварительная работа: рассматривание карты России, беседа о ее многонациональности, заучивание стихотворения С. Баруздина «Слова..»,заучивание пословиц о Родине, знакомство с потешками, прибаутками, песенками, рассказывание русских народных сказок, рисование детьми и родителями рисунков к русским народным сказкам.
Ход занятия.
Дети стоят около карты России. Звучит музыка М.Матусовского «С чего начинается Родина?» (1 куплет)
Дети, вам знакома эта песня, о чем говорится в ней? (Ответы детей)
В песне спрашивают «С чего начинается Родина?»
Дети, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?
(Ответы детей)
- Наша Родина Россия.
- Родина - это место, где человек родился?
-Родина - это наша страна Россия.
-Родина — это наш город, где мы живем,
- Родина — это моя семья, наш детский сад.
Воспитатель: Вы правильно говорили о Родине.
Мы живем в России. Россия - это большая страна (показ на карте), ее населяют много народов, но все мы Россияне. Люди каждой национальности говорят на своем языке, но большинство говорят на русском языке. На каком языке говорим мы с вами?
(На русском). Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?
Да, о нашем русском языке. Красив и богат русский язык.
Дети садятся на свои места.
-Дети, вспомните стихотворение С. Баруздина «Про слова».
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело,
Стоит за каждым словом.
- А чем мы произносим слова?
Губами.
-Вы знаете, давным-давно в древние времена губы называли устами.
Покажите вы свои уста в улыбке, удивлении, злости, грусти.
В древние времена, когда русские люди не знали букв (их еще не придумали), и поэтому не умели писать. Они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые из них.
Бабушка рассказывала сказку своей внучке, внучка вырастала и рассказывала своей дочке, а та - своей. Никто не помнил авторов этих сочинений, и творчество стали называть - народным творчеством.
Если народное творчество передавали из уст в уста, люди рассказывали друг другу, то называют еще каким?
Устным, народным творчеством.
К устному народному творчеству относятся сказки, загадки, поговорки, небылицы, потешки, песенки, пословицы.
Пословица-это народная мудрость. «Нет в мире краше, Родины нашей», «Жить - Родине служить». Чему учат нас эти слова, эта пословица?
Любить Родину.
А какие пословицы о Родине вы знаете?
(Дети называют пословицы)
Вот сколько пословиц о Родине, все они учат нас любить и беречь нашу Родину.
А еще чему учат пословицы?
Трудолюбию, смелости, дружбе, правдивости, терпению, честности.
(игра с мячом). Ребенку бросают мяч, он называет пословицу о дружбе, о семье, о Родине.
- К устному народному творчеству относятся и загадки. Есть загадки о природе, о людях, животных, одним словом, обо всем, что мы видим, слышим, знаем.
Кто знает загадки?
Дети загадывают загадки, объясняя ответы.
- Поэтичны и красивы народные песни.
В песенках - закличках, кричалках люди показывали свое отношение к природе. Кричалки кричали вместе.
Вспомним русскую народную песенку «Ты мороз, мороз, мороз...».Покажите мимикой, движением, что вы чувствуете когда просите мороза.
А как бы вы позвали весну?
Дети читают потешку «Весна-красна...».
Показ иллюстрации Васнецова к потешке «Ходит конь по бережку»
- Ваня, расскажи потешку про коня (ребенок читает потешку)
Ходит конь по бережку,
Вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает,
Все колечки- то – бряк! Бряк! Бряк!
Золотые они – звяк! Звяк! Звяк!
-Красиво.
Потешки, песенки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. Забавляли малышей, играя пальчиками. Покажите свои пальчики. У каждого пальчика есть свое название. А в народной потешке есть еще и душа.
-Поиграем. «Ивану - большаку дрова рубить...»
-Какую работу дали, а Тимошке?
Песни петь, да плясать, родных потешать
- Посмотрите на эти предметы (воротник, два рукава). Какую народную потешку с забавным вопросом вы вспомнили?
Федул, чего губы надул?
-Кто хочет ее рассказать? Покажите, как вы понимаете выражение «губы надул»
Чтение детьми потешки «Федул, что губы надул».
-Потешались и небылицами. Небылицы - это маленькое смешное стихотворение. Чтение небылицы «По поднебесью, братцы, медведь летит...»
-Так бывает или нет?
Воспитатель показывает куклу младенца. -Кукла Танечка не может уснуть, как ей помочь?
Спеть колыбельную песенку.
Ребенок поет колыбельную « Люленьки - люленьки..»
-Сейчас пела песню куколке, а когда вырастешь, станешь мамой, кому будешь петь? (Ответ ребенка)
-Как справедливо выбрать водящего в игре?
По считалке.
-Считалка - тоже устное народное творчество.
-Давайте поиграем в песенку - игру - прибаутку «Шел козел по лесу».
Роль водящего выбираем по считалке. Только помните правило «В считалке каждому человечку по словечку, большому или маленькому». Дети встают в круг. Считалкой «Конь ретивый с длинной гривой» выбирают водящего.
^ Физминутка. Прибаутка - игра «Шел козел по лесу».
-А теперь поговорим о сказках. Сказка тоже относится к устному народному творчеству. Русский народ сложил много сказок. Они интересны как своим сюжетом, так и красочным, выразительным словом.
-Послушайте, из какой сказки этот отрывок. (Сивка - бурка.)
-Представьте, что вы забыли слова и покажите мимикой, жестом, движением часть сказки.
Пантомима эпизодов к русским народным сказкам.
-Вам была понятна сказка, когда ее рассказывают или молча показывают? Вот как важны слова.
-Вы рисовали дома картинки к русским народным сказкам, назовите их.
-Положите свои рисунки на стол.
- Вот какое богатство слова у русского народа, сколько потешек, сказок, прибауток.
-Посмотрите, чей это портрет? (А. С. Пушкина).
-Пушкин, когда был маленьким, тоже любил слушать сказки, песенки своей няни. Когда он вырос, то первым из русских поэтов заговорил в своих произведениях простым народным языком.
^ Показ выставки книг А.С. Пушкина.
-Мы будем продолжать знакомиться с его сказками, стихотворениями. Произведения А.С.Пушкина знают во многих странах. Он прославил нашу Россию своим творчеством.
-А вы, когда вырастете, кем будете? (Ответы детей.)
-Кем бы вы ни стали, берегите и любите свою Родину. Учитесь красиво и правильно говорить. Если вы будете хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет вам радость. Поэтому любите и изучайте свой родной русский язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Великая Победа»
Воспитывать гордость и уважение к солдатам, выигравшим страшную войну, подарившим нам всем мир. Продолжать расширять знания детей о ВОВ....

Конспект занятия «Знакомство с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина» (средняя группа)
Цель: Познакомить детей с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина. Задачи:1. Совершенствовать выразительность речи.2. Развивать память и творческое воображение.3. Испытат...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"
Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"
Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в средней группе "День русского языка"
Конспект занятия в средней группе "День русского языка"...

Конспект занятия «Знакомство с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина» (средняя группа)
Конспект занятия «Знакомство с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина» (средняя группа) Цель: Познакомить детей с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкин...

Конспект занятия "Д. В. Суворов – великий русский полководец"
В рамках исторического просвещения старших дошкольников, знакомство с историческими фктами из биографии Д.В.Сворова...
