Программа "Движение первых"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа является частью патриотического воспитания. В настоящее время необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь служению ей, защите ее завоеваний – все это является одним из основополагающих принципов государственной политики вобласти образования, закрепленных в Законе «Об образовании».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида "Гусельки"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ
«Движение первых»
Авторы разработчики: воспитатель
КОШЕВАРОВА Л.Н.
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Г. Югорск
2025 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Движение первых» |
Разработчик программы | Кошеварова Л.Н. |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Вид программы | модифицированная общеразвивающая программа |
Уровень программы | базовый |
Учредитель | Управление образования администрации г. Югорска |
Название учреждения | МАДОУ «Гусельки» корпус №3 |
Адрес учреждения | ХМАО-Югра Г. Югорск Ул.Уральская 16.а |
Возраст обучающихся | Подготовительная к школе группа, 6-7 лет |
Наполняемость группы | 15-24 человека |
Форма обучения | Очная, с возможностью применения дистанционных форм обучения и электронного обучения |
Цель программы | Формирование познавательного интереса, любви и заботливого отношения к родному краю посредством организации деятельности детей, а также создание условий для развития социальной активности обучающихся. |
Задачи программы | Обучающие:
|
создание партнерских связей с другими образовательными учреждениями. Воспитательные:
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы… 5
|
II. Комплекс организационно – педагогических условий 8
|
III. Рабочая программа воспитания 10
|
IV. Список литературы 16 |
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
базой:
Данная программа разработана в соответствии со следующей нормативно-правовой
– Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12. 2012 г.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20».
- Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты- Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
- Уставом МБДОУ «ДСОВ» «Лесная сказка» и Положением о дополнительной общеразвивающей программе «Движение первых».
Программа «Движение первых» разработана в соответствии с направлениями государственной образовательной политики и современными нормативными документами федерального и регионального уровня в сфере образования, а также локальными актами ДДТ. Программа является частью патриотического воспитания. В настоящее время необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как патриотизм, любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь служению ей, защите ее завоеваний – все это является одним из основополагающих принципов государственной политики в области
образования, закрепленных в Законе «Об образовании».
В целях реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных возможностей программы заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне Отечества.
Актуальность программы.
Актуальность программы связана с развитием Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Сегодня детские объединения включают в себя десятки направлений деятельности, сотни мероприятий, тысячи интересных идей. Пришло время объединяться вместе, быть вместе со страной, быть в движении! На территории - десятки детских общественных объединений. Деятельность детских общественных организаций строится на основах самоуправления. Самоуправление, как способ организации
жизнедеятельности детских школьных объединений позволяет формировать культуру проявления социальной инициативы, включающий в себя целый комплекс демократических процедур, специальных знаний и организаторских умений, соответствующих правовому полю.
Отличительные особенности программы.
Особенность Движения как формы организации воспитания заключается в особой роли детей и молодежи, их уникальной среде. Движение организует социально значимую деятельность детей и молодежи, где самими участниками определены и сформулированы нравственные принципы, гражданские позиции и деятельностные намерения. «Принимая активное участие в создании, организации и работе Движения, мы хотим, чтобы в результате новые поколения граждан России: ценили жизнь и берегли человеческое достоинство. Любили Россию, подтверждая это делами и поступками; обрели настоящих друзей; делали добро и действовали по справедливости; умели мечтать и воплощать мечты в жизнь; приносили своим трудом пользу; действовали как одна команда; уважали друг друга». Содержание социально значимой деятельности ориентировано на реализацию ключевых способов деятельности детей и молодежи в социальной реальности с учетом возрастных особенностей развития личности. Заявленные принципы с учетом научно- педагогического осмысления, поддержки и сопровождения детской инициативы выступают базовой платформой формирования содержания воспитательной работы и планирования ожидаемых результатов: – общественная актуальность деятельности, ориентация на достижение практического результата и значимости вклада детей и молодежи в развитие российского общества; Коллективная социально значимая деятельность детей и взрослых, обеспечивающая межпоколенческое взаимодействие, передачу и обмен социальным опытом; – последовательность и непрерывность воспитания, соответствие возрастным возможностям и уровню освоения социального опыта детей и молодежи на каждом этапе формирования личности; – гуманистическая направленность содержания воспитания, обеспечивающая реализацию ценности личности ребенка и равенство прав участников. Социально значимая деятельность детей реализуется в рамках всех направлений Движения, которые выступают основой созидательной событийности в воспитательном пространстве организации: – образование и знания; – наука и технологии; – труд, профессия и свое дело; – патриотизм и историческая память; – экология и охрана природы; – туризм и путешествия; – культура и искусство; – медиа и коммуникации; – спорт; – здоровый образ жизни. Приобщения к культурно-историческим ценностям; – трудовая деятельность, направленная на профессиональное самоопределение личности, освоение ценностей труда, стремление к достижению профессионализма, подготовка к успешной самореализации в будущей профессии. Содержание социально значимой деятельности ориентировано на реализацию ключевых способов деятельности детей и молодежи в социальной реальности с учетом возрастных особенностей развития личности. Движения основаны на дифференциации целевых возрастных групп детей.
Цель программы: создание условий для развития социальной активности воспитанников.
Задачи программы: Обучающие:
- познакомить воспитанников с историей развития мирового и отечественного
детского общественного движения;
- подготовка детей к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, достижений российской и мировой культуры, а также развитие у них общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Развивающие:
- развивать организаторские и лидерские способности, коммуникативные умения и навыки делового общения;
- развитие различных форм детского и молодежного самоуправления, социальной и гражданской активности и включение детей в общественную жизнь;
создание партнерских связей с другими образовательными учреждениями.
Воспитательные:
- формировать основы социально ответственного поведения, активную жизненную позицию;
- воспитывать чувство коллективизма: навыков взаимопомощи, совместных действий в организации общественной деятельности внутри детского объединения;
- формировать потребность и способность к улучшению окружающей жизни. Адресат программы.
Программа ориентирована на обучающихся 4-7лет, имеющих стремление к социальной активности, не обладающих специальными знаниями.
Срок и объем реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа).
Формы организации учебной деятельности и виды занятий:
- Формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- групповая (фронтальная).
- Виды занятий:
- теоретическое занятие;
- практическое занятие;
- презентация работ;
- конкурсы;
- анализ творческих работ.
Место проведения занятий - МАДОУ «Гусельки»
1.2 Планируемые результаты освоения учащимися программы
В результате освоения программы у дошкольников будет формироваться активная жизненная позиция, знания о деятельности детских общественных организаций, навыки конструктивного общения, планирования, создания коллективно-творческих дел и организации мероприятий.
Личностные результаты:
- стремление к дальнейшему совершенствованию;
- приобретут опыт ценностно-смыслового самоопределения в социально ориентированной деятельности, деловых и межличностных отношениях.
Метапредметные результаты:
- коммуникативные
- умение конструктивно взаимодействовать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
- регулятивные
- умение самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них;
- познавательные
- умение извлекать необходимую информацию о детском общественном движении в историческом контексте и на современном этапе из разных источников информации.
Предметные результаты:
- знания
- знание о детском общественном движении в историческом контексте и на современном этапе;
- коммуникативные навыки в командной работе.
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Содержание | Возрастная группа |
Средний дошкольный возраст-от 4 до 5 лет Старший дошкольный возраст - от 6 до 7 лет; | |
Учебный период | |
Календарная продолжительность учебного периода, в том числе | 01.09.2025 г. – 30.05.2026г. I год обучения – 34 учебные недели |
Сроки проведения мониторинга реализации программы ДОП | 23.09.2025 г. - 27.09.2025 г. 23.12.2025 г. – 27.12.20-25 г. 19.05.2026 г. – 23.05.2026 г. |
- Условия реализации программы
Язык реализации: программа реализуется на государственном языке РФ (русском) Форма обучения: программа реализуется в очной форме.
Условия набора: набираются все желающие -7 лет на основании письменного заявления родителей (законных представителей ребенка).
Условия формирования групп: для реализации программы может осуществляться формирование как одновозрастных, так и разновозрастных групп.
Количество обучающихся в группах: 15–24 человек.
Особенности организации образовательного процесса: занятия могут проводиться как в аудитории - группе так и в дистанционном режиме, с использованием дистанционного обучения, и внеаудиторных занятий, а также в ходе самостоятельной работы дошкольников. Формы организации деятельности на занятии:
- Фронтальная (проведение беседы и видео материалов со всеми воспитанниками)
- Групповая (проведение занятий в малых группах)
- Индивидуальная (проведение индивидуальных консультаций) и коллективная (проведение общих мероприятий)
- Проектная деятельность
- Социально ориентирующие игры
- Марафоны, мастер-классы, творческие площадки, практикумы
- Акции, спектакли, концерты, походы, турслеты
- Спортивные соревнования, фестивали, конкурсы. Материально-техническое оснащение программы:
Учебные занятия проводятся в групповой комнате, где есть столы и стулья на 24 человек. Группа оснащена мультимедийным оборудованием, многофункциональным устройством (принтер, копир).
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
3.1. Пояснительная записка
Программа воспитательной работы общероссийского общественно- государственного движения детей и молодежи «Движение первых» разработана Правлением Движения совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральным агентством по делам молодежи на основании.
Данная программа Движения является основным документом, определяющим деятельность Движения по реализации задач государственной политики в области воспитания, защиты и обеспечения интересов детей и молодежи во всех сферах жизнедеятельности с целью формирования гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно -нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций.
Ценностно-смысловое содержание Программы Движения отвечает требованиям государственных стратегических ориентиров по формированию детского и молодежного движения как общественно-государственного института воспитания детей и молодежи с учетом действующего законодательства в сфере образования и молодежной политики.
Программа Движения - примерная программа воспитания в общеобразовательных организациях и преемственные федеральные рабочие программы воспитания основаны на государственных стратегических ориентирах, единстве ценностно-смысловых, методологических, базовых научно-педагогических подходов.
Программа Движения направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Программа Движения
- учитывает традиции народов России, достижения российской и мировой культуры;
- предусматривает приобщение подрастающего поколения к этнокультурным ценностям многонационального российского государства;
- обеспечивает организацию противодействия распространению идеологий терроризма и экстремизма среди детей и молодежи.
Сфера применения Программы Движения – в деятельности Движения как общественно-государственного института воспитания детей и молодежи вне образовательного процесса в образовательных организациях,
Программа воспитательной работы в организациях культуры, физической культуры и спорта, а также в области молодежной политики, социальной защиты и др.
Программа Движения выступает основным документом для организации воспитательной работы в первичных, местных, региональных отделениях Движения и в деятельности коллективных участников Движения.
3.2 Планируемые результаты:
Планируемые результаты раскрытие потенциала детей, их подготовку к выбору профессии как главному социальному выбору;
- сформированность социально значимых личностных качеств детей и молодежи: социальной активности, инициативности, деятельностного патриотизма, самостоятельности и ответственности в социально значимой общественной деятельности в интересах Отечества;
- зрелость внутренней позиции личности как ценностного отношения человека к себе, собственному жизненному пути, окружающим людям, культурному наследию России и человечества;
- сформированность мировоззрения, присвоение традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, гражданской идентичности; стремление к самореализации в России, работе в интересах развития российского общества и государства;
- сформированность навыков просоциального поведения, направленных на способы оказания помощи другим людям, содействия и сотрудничества ради общего блага;
- увеличение вовлеченности детей в деятельность Движения;
- увеличение информированности и узнаваемости Движения как организации, предоставляющей широкие возможности для развития общественной активности детей.
- Воспитательная деятельность. Основой воспитательного пространства выступает воспитательный коллектив, в котором создаются условия для личностного развития каждого ребенка. Соавторами воспитательного пространства Движения выступают дети, молодежь, наставники, коллективные участники Движения, родители (законные представители), общество и государство, социальные партнеры. Воспитательная среда – совокупность окружающих человека социально ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Воспитательное событие – форма взаимодействия детей и взрослых для создания и реализации детских и молодежных инициатив, формирования ответственного выбора, занятия субъектной позиции по отношению к себе и результатам своей деятельности. Воспитательный коллектив – детско- взрослое сообщество, которое объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Программа Движения включает следующие разделы: общие положения, цели программы, содержание программы и механизмы ее реализации, кадровый потенциал, ожидаемые результаты, заключение, приложение
3.4 Система работы с родителями
№ | Форма работы | Содержание работы | Сроки |
1 | День открытых дверей | Встреча за круглым столом. Принятие детей в «Движение первых» | Октябрь |
2 | Родительское собрание | Консультация «Что такое РДДМ?». | Февраль |
3 | Мастер-класс для родителей и детей | Изготовление сердечек из соленого теста. | Январь |
4 | Консультирование | «Взрослые и Движение Первых» | Апрель |
План работы: Отряда «Движение первых»
№ 3 на 2025 – 2026 уч. г.
Воспитатели: Кошеварова Л.Н. Шибитова А.А.
М-ц | Праздничные даты. Акции. | Совместная деятельность | Пометка о выполнении |
\ Сентябрь | День знаний | -беседа «Кто такой первоклашка?» | |
«День солидарности в борьбе с Терроризмом» -3 сентября | - Беседа «Что такое терроризм» - Изготовление журавлей - Рисунки «Нет терроризму» | ||
Акция «Знаю-помогаю» | -Беседа: «Первая помощь и как ее оказывать» -Экскурсия в медицинский кабинет и практике попробовать оказать первую помощь. -Видеоролик- отчет | ||
«Вектор дружбы» | - разучивание стихов о дружбе. -Беседа о ребятах Донецкой и Луганской области. - изготовление открыток. -Видеоролик-отчет | ||
Работа с родителями. | Консультация для родителей "3 сентября -День солидарности в борьбе с терроризмом" | ||
«День дошкольного работника» | - Беседа «Кто работает в детском саду» -Разучивание стихов для поздравления. - изготовление открыток для сотрудников доу. | ||
Октябрь | «Международный день пожилого человека» -1 октября | - Беседа о празднике -Разучивание стихотворения о бабушках и дедушках - изготовление открыток -Видеоролик -отчет | |
«День защиты животных»- 4 октября | - Беседа «Красная книга» - Просмотр презентации « | ||
Акция «День отца в России» | - Разучивание стихов, песен. - Изготовление открыток. - Спортивные соревнования | ||
«День белых журавлей»-«22октября» | Видеоролик | ||
Мероприятие совместное с «Юными Патриотами» | Патриотическое мероприятие «Дружба народов» | ||
«День отца» | |||
Мероприятие совместное с «ЮПИД» | День рождения пешеходного перехода. 31 октября | ||
Мероприятие совместное с родителями. | Экскурсия в конный клуб КСК «Аллюр» | ||
Ноябрь | «День народного единства»-4 ноября | - Беседа о празднике. - Изготовление стенгазеты. | |
«День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России» | - Беседа о празднике. - Просмотр презентаций. - | ||
«День матери в России» | - Разучивание стихов и песен к празднику. - Праздник для мам. | ||
«День государственного герба Российской Федерации» 30 ноября | - Беседа о празднике. - Изготовление стенгазеты. | ||
Мероприятие совместное с «Юными Патриотами» | Всемирный день доброты и вежливости-13 ноября Международный день защиты прав ребенка-20 ноября День Герба Российской Федерации-30 ноября | ||
Мероприятие совместное с «Юными пожарными» | |||
Мероприятие совместное с «ЮПИД» | Всемирный день памяти жертв ДТП-16 ноября | ||
Мероприятие совместное с родителями. | Поход в театр «Норд» | ||
Работа с родителями. | Праздник для мам. Стенгазета «День матери» |
Декабрь | День неизвестного солдата | - Беседа о празднике. - Просмотр презентаций - Видеоролик -отчет | |
«День рождения ХМАО-Югры»-10 декабря | -Беседа о празднике. -Разучивание стихов - Видеоролик | ||
Международный день инвалидов | - Беседа о празднике. - Изготовление стенгазеты - Видеоролик -отчет | ||
День добровольца (волонтера) в России | - Беседа о празднике. - Изготовление стенгазеты. | ||
День героев Отечества | - Изготовление открыток для участников СВО - - Видеоролик -отчет. - Оформление выставки в рекреации детского | ||
Мероприятие совместное с родителями. | Экскурсия в музей | ||
Работа с родителями. | |||
Праздник для мам | |||
Январь | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | - Беседа о празднике. - Изготовление стенгазеты. - Просмотр презентаций | |
Февраль | 2 февраля: «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве»; | -Театрализованное представление «Блокадный хлеб» - Просмотр презентаций | |
15 февраля: «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»; | - Просмотр презентаций - Беседа | ||
23 февраля: «День защитника Отечества». | - Разучивание стихов и песен к празднику. - Спортивные соревнования - Оформление выставки в рекреации детского | ||
Работа с родителями. | Спортивные соревнования | ||
Март | 8 марта: Международный женский день; | - Разучивание стихов и песен к празднику. - Праздник для мам. - Видеоролик -отчет | |
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией | - Беседа о празднике. - Изготовление стенгазеты. - Просмотр презентаций | ||
Апрель | 12 апреля: День космонавтики. | - Беседа о празднике. - Изготовление стенгазеты. - Просмотр презентаций | |
Мероприятие совместное с родителями. | Поход в театр «Югра-презент» Праздник для мам | ||
Работа с родителями. | |||
Май | 1 мая: Праздник Весны и Труда; | - Беседа о празднике. - Изготовление стенгазеты. - Просмотр презентаций | |
9 мая: День Победы; Всероссийская акция «Окна Победы», «Георгиевская ленточка» | - Разучивание стихов и песен к празднику. - Просмотр презентаций - Изготовление открыток для участников СВО - - Видеоролик -отчет. - Оформление выставки в рекреации детского
| ||
19 мая: День детских общественных организаций России; | - Беседа о празднике. - Просмотр презентаций | ||
24 мая: День славянской письменности и культуры. | - Беседа о празднике. - Просмотр презентаций | ||
Мероприятие совместное с родителями. | Посещение парада. Участие «Бессмертный полк» | ||
Работа с родителями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Первый раз в первый класс"
Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости, которая предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: волевой, мотивационной, умственной, а также соц...

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Что же нужно делать, чтобы первая дорога в школу стала действительно праздником?...
Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
Цель: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участникам...
Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
Цель: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей....
Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!
Сейчас все уже, наверное, хорошо знают, что основной деятельностью, в которой развивается ребенок дошкольного возраста, является игра. Именно в игре наш малыш учится управлять своим поведением и эмоци...

Презентация для родителей "Первый раз в первый класс"
Консультация для родителей об адаптации первоклассников к школе...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
