Развитие наблюдательности у дошкольников посредством выполнения пейзажа
статья

Знакомство дошкольников с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает чувство любви к родному краю. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности. Дети учатся понимать и чувствовать цвет, улавливать малейшие изменения цвета, что влияет на развитие наблюдательности и способности замечать всё новое и интересное в природе и в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zyatkova_t.n.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад № 12 «Звездочка» г. Новоалтайска

РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА

Подготовила: Зятькова Татьяна Николаевна, воспитатель

Новоалтайск 2025


В суете современного мира способность внимательно смотреть и действительно видеть становится настоящей суперсилой. Наблюдательность — это не просто умение подмечать детали, это ключ к познанию окружающего мира, основа критического мышления и успешного обучения. И закладывается этот фундамент в самом раннем возрасте. Как же развить этот ценный навык? Один из самых эффективных и красивых способов — рисование пейзажа.

Зачем дошкольнику быть наблюдательным?

Наблюдательность — это «мышца», которую нужно тренировать. Для ребенка-дошкольника она является основным каналом получения информации об окружающем мире. Развивая ее, мы помогаем ребенку:

Успешно учиться. В школе многие предметы (от чтения до естествознания) требуют умения анализировать, сравнивать, выделять главное.

Развивать речь. Богатый словарный запас формируется через связь слова и образа. Чем больше деталей видит ребенок, тем точнее и образнее он может выразить свою мысль.

Стать усидчивым и сосредоточенным. Процесс наблюдения тренирует произвольное внимание, что критически важно для любой продуктивной деятельности.

Безопасно ориентироваться в пространстве. Наблюдательный ребенок быстрее заметит потенциальную опасность и запомнит дорогу.

Развивать эмоциональный интеллект. Умение «считывать» эмоции по мимике и жестам сверстников и взрослых — тоже производная наблюдательности.

Какая бывает наблюдательность? Виды и их роль

Принято выделять несколько аспектов наблюдательности, которые тесно переплетены:

1. Воспринимающая наблюдательность. Отвечает за простое фиксирование фактов: «дерево высокое», «трава зеленая». Это база, на которую надстраиваются другие виды.

2. Аналитическая наблюдательность. Позволяет устанавливать связи: «листья желтеют, потому что наступила осень», «тучи набежали, значит, будет дождь». Это основа логического мышления.

3. Эмоциональная наблюдательность. Помогает улавливать настроение и атмосферу: «грустный дождь», «веселое солнце», «сумрачный лес». Развивает эмпатию и образное мышление.

Пейзаж как тренажер для наблюдательности

Рисование пейзажа — это не просто копирование вида из окна. Это сложная аналитическая и творческая работа, которая идеально подходит для развития всех видов наблюдательности.

Учит видеть целое и части. Ребенок понимает, что пейзаж состоит из неба, земли, деревьев, а те, в свою очередь, — из стволов, веток, листьев.

Тренирует восприятие цвета и света. Почему снег не просто белый, а бывает голубым, розовым или сиреневым? Почему тень от дерева длинная утром и короткая в полдень? Пейзаж заставляет задавать эти вопросы.

Развивает чувство пространства. Дети учатся передавать перспективу: что ближе — больше, что дальше — меньше.

Обогащает эмоциональный мир. Передача настроения природы (радостного, спокойного, тревожного) через цвет и композицию — прямое развитие эмоциональной наблюдательности.

Особенности работы с разными возрастными группами

Воспитатель по изобразительной деятельности (ИЗО) может выстроить работу с пейзажем, учитывая возрастные возможности детей.

Младшая группа (2-4 года)

Особенности возраста: Дети воспринимают мир фрагментарно, обращают внимание на яркие, отдельные объекты. Мелкая моторика только развивается.

Как развивать наблюдательность через пейзаж:

Задача: Учить видеть и называть основные объекты природы (дерево, солнце, трава, цветок).

Методы:

Наблюдение: Рассматривание картинок или вида из окна. Воспитатель задает простые вопросы: «Где солнышко?», «Какого цвета травка?».

Рисование: Создание коллективных пейзажей. Воспитатель рисует основу (небо и землю), а дети дополняют ее готовыми формами (наклеивают желтые кружки-солнышки, зеленые полоски-травку) или рисуют «пальчиковыми» красками листочки на заранее нарисованном деревце.

Акцент: Называние объектов и их основных цветов.

Средняя группа (4-5 лет)

Особенности возраста: Дети начинают видеть простые связи, их восприятие становится более детализированным. Появляется интерес к смене времен года.

Как развивать наблюдательность через пейзаж:

Задача: Учить видеть характерные признаки разных времен года и простые связи (опадают листья — осень, идет снег — зима).

Методы:

Наблюдение: Целевые прогулки в парк. Сравнение деревьев летом и осенью. Воспитатель обращает внимание на детали: «Посмотрите, у елки иголки, а у березы — листочки».

Рисование: Создание пейзажей на тему времени года. Дети учатся рисовать деревья (ствол, ветки), солнце, тучки. Воспитатель учит смешивать краски, чтобы получить нужный оттенок (например, зеленый + желтый для молодой травки).

Акцент: Сезонные изменения, разнообразие форм в природе (круглое солнце, пушистое облако, высокий ствол).

Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)

Особенности возраста: Дети способны к целенаправленному наблюдению, анализу и обобщению. Их интересует не только «что», но и «почему».

Как развивать наблюдательность через пейзаж:

Задача: Учить видеть пространственные отношения (ближе-дальше), светотень, богатство цветовых оттенков и передавать настроение природы.

Методы:

Наблюдение: Этюды на пленэре (на улице). Дети рассматривают один и тот же пейзаж при разном освещении (солнечно/пасмурно). Воспитатель учит их «входить» в картину: «Что вы чувствуете? Какое сегодня настроение у леса?».

Рисование: Создание сюжетных пейзажей («Зимние забавы», «Осень в парке»). Активное использование разных техник: акварель по-мокрому для передачи неба, отпечатки листьев, рисование тычком для листвы. Дети учатся передавать перспективу.

Акцент: Композиция, цвет как средство передачи настроения, многообразие деталей (кора дерева шершавая, на небе разные оттенки, у воды есть блики).

Заключение

Развитие наблюдательности через рисование пейзажа — это долгая и увлекательная прогулка, полная открытий. Это инвестиция в будущее ребенка, которая подарит ему не только хорошие оценки, но и куда более ценное — умение видеть красоту в обыденном, мыслить глубоко и творчески подходить к решению любых жизненных задач. Помогите детям открыть их глаза по-настоящему, и мир заиграет для них новыми, яркими красками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание)   Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению...

«Мастер – класс» Тема: «Развитие эмоционального мира дошкольника посредством творческого самовыражения»

Мастер-класс по развитию и закреплению эмоций через самовыражение в творчестве.(Для педагогов дошкольных учреждений)Цель: освоение и последующее активное применение арт-технологии, техники монот...

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей...

Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе

Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе...