Формирование основ естественнонаучных представлений дошкольников при взаимодействии субъектов образовательного процесса
статья
В статье представлен опыт работы по формированию основ естественнонаучных представлений дошкольников младшего и старшего дошкольного возраста при организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (социальные партнёры) в дошкольных образовательных организациях сельского поселения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ естественнонаучных представлений дошкольников при взаимодействии субъектов образовательного процесса
Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию основ естественнонаучных представлений дошкольников младшего и старшего дошкольного возраста при организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (социальные партнёры) в дошкольных образовательных организациях сельского поселения.
Ключевые слова: формирование, познавательное развитие, естественно- научные представления, наставничество
Развитие познавательной сферы в работе с детьми дошкольного возраста является одним из важнейших направлений. Этому вопросу уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников.
На сегодняшний день одной из основных задач дошкольного образования является формирование личностных качеств ребенка, способствующих его успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию. Особенно актуальным является формирование естественно - научных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.
При формировании естественно - научных представлений наиболее целесообразно строить работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (эксперименты, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения). Обязательно следует учесть, что воспитательно-образовательный процесс не может быть осуществлен без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь.
Приоритетным направлением в работе нашего детского сада является формирование элементарных естественно - научных представлений и умений познавать мир. Именно содержание этого раздела в наибольшей степени закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания.
В нашем детском саду реализуется парциальная программа по формированию основ естественно - научных представлений «Прошлое и настоящее животного мира», которое структурировано по двум основным направлениям «Мир динозавров» и «Мир удивительных созданий: лошади».
Программа отражает историческую, культурную, географическую специфику региона. Реализация программы успешно осуществляется благодаря взаимодействию педагогического коллектива ДОУ с представителями Ундоровского палеонтологического музея и Ишеевского конно - спортивного комплекса.
Реализация образовательной деятельности педагога с детьми по формированию у дошкольников естественно - научных представлений осуществляется через организацию комплекса наблюдений, бесед, экскурсий, выставок, специально созданных в ДОУ музейных пространств «Палеонтология», «Конно – спортивная школа», которые предполагают ознакомление дошкольников с миром древних (динозавры) и современных животных (лошади).
В процесс работы над программой нами разработана серия игр для детей каждой возрастной группы по теме «Палеонтологическая экспедиция»: дидактические игры с предметами, настольно-печатные игры, игры - конструирование, игровые упражнения, конструирование из прищепок, игры художественного цикла, сюжетно-дидактические, которые поддерживают интерес детей к исчезнувшим животным – динозаврам.
Во второй младшей группе это сюжетно – дидактическая игра «Путешествие к динозаврам», в средней группе – игровая деятельность в Палеонтологическом музее, в старшей группе - палеонтологическая экспедиция, а в подготовительной к школе группе образовательная деятельность вместе с родителями «Палеонтологическая экспедиция на берег реки Свияги».
Содержание деятельности детей было отобрано и структурировано в процессе взаимодействия нашего детского сада с социальным партнером – Ундоровским палеонтологическим музеем. В музее собраны уникальные находки – фрагменты динозавров Юрского периода, представлены макеты исчезнувших животных.
Для формирования представлений о внешнем виде древних животных педагоги оборудовали палеонтологическую лабораторию «Юный палеонтолог», где дети в свободном доступе могут рассматривать, изучать, сравнивать окаменелости вымерших животных (аммониты, белемниты), вести дневники наблюдений. [2]
Лошадь — это сильное и большое животное, которое намного сильнее человека. И характер у лошадок бывает разный, есть добрые и злые, смелые и пугливые, работящие и ленивые, спокойные и игривые, в общем, все они разные, как и люди. Лошади бывают дикие и домашние. Дикие живут в дикой природе. Приручив лошадей в глубокой древности, люди до настоящего времени не перестают их использовать в самых различных областях своей жизни. Несмотря на всеобщую механизацию и применение новых технологий, лошади не забыты.
Чтобы больше узнать о мире лошади, была организована экскурсия на
конно – спортивный комплекс. Видя интерес детей к этому удивительному животному, мы решили не останавливаться на экскурсии, стали предлагать решить некоторые проблемные ситуации, которые дают возможность выдвигать различные варианты решения ситуации. Все это способствовало расширению представлений о мире лошадей (кличка лошади, порода, масть, питание и т.д.)
Ни одно из животных не увековечено во всех жанрах искусства так, как лошадь. Живопись, архитектура, скульптура, литература, театр и кинематограф – везде есть информация о лошадях. Однако и этого мало, чтобы познать весь мир удивительного животного.
Парциальная образовательная программа «Прошлое и настоящее животного мира» в полной мере отражает актуальные тенденции современной системы дошкольного образования и ориентирует педагогов на разработку нового содержания и внедрение в образовательную деятельность ресурсов игровой деятельности, обеспечивающее достижение качества дошкольного образования.
Педагог сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью.
Начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
В результате, как показывает анализ дошкольной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого педагога может протекать длительно и сложно.
Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы с молодыми педагогами, как вовлечение в инновационную деятельность. В процессе такого общения воспитатели отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, предлагают новые идеи. Вот тут и возможно объединение опытных педагогов - наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу. С приходом в доу новых молодых сотрудников было принято решение вовлечь их в работу творческой группы по разработке и реализации парциальной образовательной программы по формированию основ естественно - научных представлений «Прошлое и настоящее животного мира». Более опытные педагоги, которые разрабатывали и реализовывали программу, старались в силу своего опыта заинтересовать молодых педагогов, делились своими наработками. И это нам удалось. Отрадно видеть заинтересованность молодых педагогов, желание перенять опыт старших товарищей.
Молодые воспитатели с увлечением влились в инновационную деятельность, внося свои интересные идеи.
В процессе взаимодействия педагогов-наставников и молодых педагогов образовался особый психологический климат общения, что создало благоприятные условия для более лёгкой адаптации молодых специалистов.
Задача наставника – помочь молодому воспитателю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные умения. Педагоги наставники всячески стараются личным примером, содействовать развитию профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он помогает развивать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Следующей ступенью для молодых специалистов стала возможность представить свои достижения в процессе участия в методических объединениях, семинарах, в конкурсных мероприятиях различного уровня. Они проводят открытые мероприятия как для педагогов ДОУ, так и для воспитателей других детских садов нашего района. Младшие дошкольники вместе с воспитателями увлечены темой «Динозавры». Ребята с интересом ищут маму малышу-динозаврику, помогают найти ему новых друзей, путешествуют на машине-времени и т.д.
Старшие дошколята с удовольствием отправляются в страну Лошадей. Вместе с педагогом решают такие проблемные ситуации как определение роста и веса животного, зависит ли скорость лошади от внешних данных и т.д. Осваивают такой вид спорта как хобихорсинг – это имитация движений всадника и лошади в выездке и конкуре. Эти движения должны быть красивыми, чёткими, повторять настоящую манежную езду и при этом должна учитываться скорость.
Успешность деятельности наставника определяется появлением у подопечных способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации в новом коллективе.
В результате приобщения молодых специалистов к инновационной деятельности педагогами-наставниками, молодые воспитатели приобрели достаточный опыт и уверенность в общении со старшими коллегами, с коллегами из других детских садов нашего района. Имея хороший фундамент в начале своей профессиональной деятельности, молодые педагоги уже легко и уверенно двигаются дальше.
Спустя три года наши молодые специалисты смогли с лёгкостью получить первую квалификационную категорию.
Результатом внедрения наставничества в реализацию парциальной образовательной программы по формированию естественно- научных представлений у детей дошкольного возраста является улучшение личных показателей эффективности начинающих молодых педагогов, а также опытных специалистов, которые впоследствии делятся своим опытом работы, участвуя в мероприятиях различных уровней.
Список литературы
1. Войди в мир игры: формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А.Гора, Н.Ю. Майданкина, Л.В.Мартышкина [и др.] под ред. Н.Ю. Майданкиной.- Ульяновск: УИПКПРО, 2013.- 142с.
2. Трубачёва Е.С., Тузова Н.А., Формирование естественно - научных представлений у детей в процессе приобщения к истории развития животного мира // «Управление ДОУ» - 2020,- № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)
Авторы: Михайлова Елена ВикторовнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района Медведева Елена ГеоргиевнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского районаг. Санкт-ПетербургЦелевым ...

"Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательной деятельности" (обобщение опыта)
Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.Поэтому особе...

Формирование основ естественнонаучных знаний у дошкольников через организацию экологических акций как элемента функциональной грамотности
Сохранение бережного отношения и приумножения зеленых и цветущих насаждений, вовлечение детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц, первоцветов, зимних...

Мастер-класс "Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности детей среднего дошкольного возраста через кейс-технологии"
Цель: Создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи: ...

Перспективно тематический план Тема: «Формирование Элементарных естественнонаучных представлений в процессе совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста».
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность на предметы живой и не живой природы через использование опытов и экспериментов.Экспериментирование осуществляется во всех сфер...

«Формирование основ естественнонаучной грамотности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности» (консультация для родителей)
Автором представлен материал о формировании основ естественнонаучной грамотности дошкольников....

