Выступление на стажировочной площадке или РМО "Роль народных традиций в семейном воспитании"
консультация
Выступление на стажировочной площадке или РМО с исполнением р.н.п, частушек, русского хоровода. Видео русского хоровода, колыбельной песни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль народных традиций
в семейном воспитании»
Музыкальный руководитель
Дубко Наталья Владимировна
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным,
должно быть народным…Воспитание, созданное самим
народом, основанное на народных началах, имеет ту
воспитательную силу, которой нет в самых лучших
системах, основанных на абстрактных идеях…»
К. Ушинский
Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось, часть канули в небытие, ну и, конечно же появились новые.
А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.
Становление и развитие человека начинается в семье. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.
Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Как вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что вы ему читаете, даже звук вашего голоса будет ему полезен или пение колыбельной. Существовавшие в русских семьях богатейшие традиции музыкального воспитания, в настоящее время практически отсутствуют в большинстве современных семей. Тем не менее некоторые музыкальные традиции из прошлых веков существуют в современных семьях.
Одна из таких традиций – исполнение колыбельных песен.
«Баюшки-баю…баю милую, баю, славную, баю дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая малыша. Сколько нежности, любви в ее песне, обращенной к ребенку! Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ (видео).
Дедушки и бабушки считались в народе лучшими педагогами, хранителями многовековых педагогических традиций. Народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. Люди вновь стали отмечать народные праздники. Каждый праздник обязательно предполагал словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы.
Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Исполнение песен занимает особое место в воспитании детей в семье. Ребёнок любит петь песни. Из них он узнаёт о хороших людях, об их делах, о животных и растениях. Исполняя песню, ребёнок не остаётся равнодушным: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к песне. Если песня нравится, то она становится достоянием ребенка. Жаль, что мало родителей исполняют песни вместе с детьми в кругу семьи.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ (видео)
Исполнение р. н. п. «Во поле береза стояла» (каноном)
Соблюдение музыкальных традиций – это путь к единению семьи. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к музыкальной истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей страны.
Задача родителей — суметь грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга. Хорошие семейные традиции положительным образом действуют на детей и формируют у них жизненные представления.
Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются.
Музыкальные традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками и гордиться своей семьей. Традиции своими корнями уходят в далекую древность, они так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с её бытом. Песни сопровождали русского человека всю жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребёнок, и его появление встречали родильными песнями – начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили – устраивался праздничный крестильный обряд. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя частушки, потешки, прибаутки.
Частушки – удивительный фольклорный жанр, в котором объединились стишки и поговорки с песней. Частушками в русском народе называют веселые короткие песенки, которые чаще всего состоят из 4 строчек. Как и другое устное народное творчество, частушки быстро запоминаются детьми. Кстати, слово «частушка» придумал русский писатель Глеб Успенский, до этого. как только не называли эти смешные короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «матаня», «причудка». Большинство частушек очень весёлые, недаром частушку прозвали - музыкальная шутка. Остаются частушки в репертуаре праздников у дошкольников и школьников. В возрасте от 3 до 5 лет малыши легко и быстро запоминают короткие веселые частушки-песенки и с радостью их исполняют.
ИСПОЛНЕНИЕ ДЕТСКИХ ЧАСТУШЕК
Народные календарные праздники – это способ знакомства детей с традициями русских праздников, взглянуть на них глазами современного человека. Это могут быть игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок с участием персонажей легенд и сказок, с использованием народных игр и песен. Участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества, музицирования на народных музыкальных инструментах, исполнения игровых действий, плясок и хороводов - все это позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Хоровод позволяет ребёнку почувствовать себя актёром и плясуном, увидеть красоту окружающего мира. Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. В хороводных песнях любовно воспеваются широкие луга, «травушка-муравушка», покрывающая их, кудрявая берёзка, цветущая калина, рябина красная, цветы лазоревые…
Хоровод учит каждое отдельное, собственное движение подчинять общему настроению, он заставляет радоваться или грустить сообща, развивает чувство ритма и музыкального слуха, способствует совершенствованию двигательных навыков, раскрепощает детей.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОРОВОД «ПРЯЛИЦА» (видео)
Исполнение педагогами русского народного хоровода
Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни и частушки. А песнями, играми, хороводами счастье копится и полнится.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные традиции в семейном воспитании
Семья – часть общества, в которой есть условия для самореализации ребенка, для его полноценного развития.Семейное воспитание – система, включающая в себя усилия по воспитанию,...

Консультация для родителей "Роль народных традиций в семейном воспитании"
В данной консультации говориться о том, что в настоящее время, в период нестабильности в обществе, возникла необходимасть вернуться к лучщим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечн...

Выступление на онлайн-семинаре в рамках работы региональной стажировочной площадки "Развивающая среда полиэтнической направленности как фактор воспитания основ этнокультурной компетентности воспитанников ДОУ"
приказ о проведении онлайн-семинара, план- программа онлайн-семинара...
Выступление на стажировочной площадке «Развивающий потенциал образовательного продукта, созданного в ходе функционирования РСП»
приказ о проведении, план-программа...
Выступление на онлайн-семинаре в рамках работы региональной стажировочной площадки "Развивающая среда полиэтнической направленности как фактор воспитания основ этнокультурной компетентности воспитанников ДОУ"
приказ о проведении, план-программа онлайн-семинара...

Консультация для родителей "Народные традиции в семейном воспитании"
laquo;Народные традиции в семейном воспитании» Семья – часть общества, в которой есть условия для самореализацииребенка, для его полноценного раз...

Семинар-практикум «Возрождение народных традиций в семейном воспитании через декоративно-прикладное искусство»
Цель: повысить интерес педагогов ДОУ к разнообразию форм работы с родителями воспитанников по художественно-эстетическому развитию дошкольников.Задачи:- закреплять знания педагогов об элементах разных...