Мастер-класс по теме ««Нейроигры в режимных моментах в ДОУ»
материал (старшая группа)

Климова Наталья Владимировна

мастер-класс по теме ««Нейроигры в режимных моментах в ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад «РОМАШКА»

Мастер-класс по теме

««Нейроигры в режимных моментах в ДОУ»

Подготовила: воспитатель

Климова Наталья Владимировна

2024г

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы и провести  мастер-класс по теме ««Нейроигры в режимных моментах в ДОУ»

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется. Игра – это естественное состояние и потребность любого ребенка. 

И так, что же такое нейроигры?

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга.

Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный настрой.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук, ног, согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности.

В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников к выполнению заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и усовершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания.

Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие развитие психических процессов.

Нейропсихологические игры и приёмы, мы используем в работе с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах: автоматизируем и дифференцируем звуки, обогащаем словарный запас, совершенствуем грамматический строй, слоговую структуру речи; развиваем память, внимание, мышление; улучшаем физические показатели.

Нейропсихологические упражнения – это практически волшебный эликсир, который раскрывает супервозможности каждого ребенка. Этот эликсир может использоваться детьми всех возрастных группа также взрослыми всех возрастов. 

А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?

Для этого мы предлагаем вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить (или записать) определенную последовательность букв.

Тест № 1. Необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.

Тест № 2. Представьте, что вы целитесь в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.

Тест № 3. Сложите руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!

Тест № 4. Поаплодируйте друг другу. Вы все молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.

Что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.

Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры.

Существует много нейроигр и упражнений, я поделюсь опытом применения их в режимных моментах:

  1. На зарядке и физкультурном занятии

В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания, например, менять ведущую руку при выполнении упражнения.

И так организуя утреннюю гимнастику, я добавляю 2-3 упражнения из я нейробики. Выполняем с ребятами перекрестные шаги и разнонаправленные движения, упражнения «Пояс-плечо», «Капитан-класс». Нейробику по праву можно считать аэробикой для человеческого мозга. Для поддержания высокой работоспособности головному мозгу, как и мышцам тела необходима зарядка, и нейробика как раз и призвана стать такой зарядкой. Главный принцип нейробики - постоянно изменять шаблонные действия.

Приглашаю желающих поучаствовать.

1.упр. «Скалолаз». Одновременно переставить сначала правую ногу и правую руку. Затем левую ногу и правую руку.  Смена задания. Спиной к стене, одновременно переставляем правую ногу и руку. (рука в согнутом положении и у пояса, после шага поднимается наверх), то же самое с левой ногой.

2. упр. «Плечо – пояс» и «Капитан».

2.В совместной деятельности.

В совместной деятельности также важно использовать игры, в которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов игры двумя руками одновременно является « Игра с мячиками Су-джоку ». Ребенок сосредоточенно повторяет движения воспитателя, играет в паре, учится подстраиваться и координирует свои движения в зависимости от партнера. Всё это развивает концентрацию и произвольное внимание.

Для следующих упражнений мне нужно 6 человек

1 упражнение «стаканы»

Слева, справа и по дну.

Хлоп, и вправо отдаю.

Хлоп, и левой поверну,

Правой вправо отдаю.

Крестик, крестик, стук по дну,

Вам стакан передаю.

2 упражнение «Кулак – ребро – ладонь» под музыку.

3.Для ориентировки в пространстве.

Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения. При этом мир, в котором мы живем, представляет собой упорядоченные в пространстве предметы.

Сложнейший механизм развития пространственных представлений запускается еще в младенчестве и формируется постепенно.

Для следующих упражнений мне нужно 2 человека.

1 упр. «Ходьба по листам с закрытыми глазами»

Ребенку завязывают глаза. Воспитатель жестами указывает направление. Голова – шаг вперед, левое плечо / правое плечо – шаг в право/лево.

2 упр. «Поп-ит»

 Разноимённые движения: левая рука движется сверху вниз, а правая снизу вверх. Движения могут начинаться как с первых столбцов, так и от центра к периферии и наоборот.

Двигательные диктанты. Хлопнуть 2 пупырку в 3 строке, 5 пупырку в 4 строке... и т.д. Аналогично выполнять со столбцами.

4.На занятиях

Приглашаю двух желающих.

1 упр. Подходит для занятия по развитию речи.

Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, например на звук «Л». И под каждой картинкой кинезиопозу для правой и левой руки.

2 упр. Подходит для занятий по математике.

Перед ребенком 2 ряда картинок с изображением цифр и точек, обозначающих число. Руки меняются крест-накрест показывая числа на пальцах.

5. Для динамических пауз.

1 упр. «Классики»

На полу разложены картинки с изображением рук и ног. Ребенку необходим соотнести свои руки и ноги с картинкой.

2 упр. «Смятый листок»

Возьмем в каждую руку по листочку бумаги и одновременно двумя руками нужно смять оба листа, стараясь поместить его в полностью в кулак. Упражнение выполняется на весу. После того, как лист спрятан в кулаке, необходимо его расправить, одновременно работая каждой рукой, без какой-либо помощи. Дети стараются максимально его расправить. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Теперь руки ставим крест – накрест, и рукой находящийся сверху подкидываем комок, меняем положение рук и ловим комок.

6. В театрализованной деятельности.

Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения.

Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «Гусь — курица- петух», то можно повторить 3 раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками. При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений. А при выполнении упражнений по ходу сказки выполняем только движения указанные в слайдах.

 «Дерево».

руки вверх, пальцы растопырены в стороны, немного покачивать руками.

«Лес»

руки вверх, пальцы растопырены в стороны

«Фонарики»

фонарик зажегся -пальцы выпрямить, потух- пальцы сжать.

«Дом»

пальцы рук соединить под углом друг с другом.

«Дом с трубой»

пальцы рук соединить под углом друг с другом. указательный палец одной руки выпрямить –это труба.

«Солнышко»

пальцы расставлены от себя

«Окошко»

большой палец правой с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим левой, попеременно меняют положение рук

«Бутон»

руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу- «бутон закрыт». Развести ладони в сторону и пальцы развести в сторону

«Колечки»

поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.

«Лодочка»

обе ладони поставлены на ребро и соединены ковшиком, большие пальцы прижаты к ладоням.

«Рыбка»

пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец.

«Замок»

ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести.

«Олень»

1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие выпрямлены

«Ежик»

поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой.

 «Зайчик»

2 пальца (указательный и средний вверх)

 «Кулачок-ладошка»

левая рука кулачок, правая –ладошка, одновременная смена рук

«Оладушки»

правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»

«Кулак» — «ладонь» — «ребро»)

поочередная смена

«Лезгинка»

левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

«Кошка»

последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»

«Кольцо»

поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»

«Лягушка»

последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»

«Дождик»:

встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз

«Улитка с домиком»

исходная позиция – «зайчик» и наклон вперёд + кулачок сзади

«Ухо — нос»

левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот

«Шипы»

руки – горизонтально, пальцы широко разведены в стороны

«Гости»

 «шагают» пальчиками по коленям или по столу

«Бабочка»

руки перед собой, перекрестить ладони, помахать ими как крыльями бабочки

Сказка «Городской парк»

В одном городе был красивый парк, там росли большие деревья. («деревья»)

Каждый вечер в парке зажигались фонари, а утром их гасил смотритель парка, который жил в домике на окраине этого парка. («фонарики»)

Когда рано утром вставало солнышко, смотритель открывал окошко и шел гасить фонари. («солнышко»)

Все жители города любили этот парк, там росли очень красивые розы, утром они раскрывали свои бутоны, а вечером закрывали. («бутоны»)

Дети очень любили этот парк, потому, что там продавали вкусные баранки – большие, средние и маленькие. («колечки»)

А еще в этом парке был красивый пруд, где все желающие могли покататься на лодке («лодочка»)

и увидеть серебристых рыбок, которые выныривали из воды, как – будто здороваясь с людьми. («рыбки»)

Вечером все люди уходили домой, смотритель закрывал парк на замок и ложился спать. («замок»)

Уважаемые коллеги, сегодня мы вместе с вами просмотрели, где-то сами попробовали, варианты использования в своей работе нейропсихологических игр и упражнений .

Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.

Уважаемые коллеги, сегодня я продемонстрировала вам нейроигры, которые  использую в своей работе.

Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно, и вы будете использовать в своей практике.

Жест - раскрытая ладонь– если вы уже используете данные методы и приёмы в своей практике.

Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было недостаточно информативно.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс " Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей"

laquo;Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных...

Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей

Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей...

Мастер-класс Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов

Цель: Создание условий для  повышения познавательной активности дошкольников. Способствовать повышению уровня знаний участников в  организации образовательных ситуаций в ходе режимных момент...

«Образовательный коворкинг» Использование подвижных нейроигр и нейроупражнений на занятиях физической культуры в ДОУ Тема: «Нейроупражнения и нейроигры в режимных моментах».

Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, «...

Мастер-класс «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей»

Цель: Создание условий для  повышения познавательной активности дошкольников. Способствовать повышению уровня знаний участников в  организации образовательных ситуаций в ходе режимных момент...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Нейроигры как средство развития речевых навыков у детей дошкольного возраста»

Нейроигры как средство развития речевых навыков у детей дошкольного возраста...