Мастер-класс по теме ««Нейроигры в режимных моментах в ДОУ»
материал (старшая группа)
мастер-класс по теме ««Нейроигры в режимных моментах в ДОУ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад «РОМАШКА»
Мастер-класс по теме
««Нейроигры в режимных моментах в ДОУ»
Подготовила: воспитатель
Климова Наталья Владимировна
2024г
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы и провести мастер-класс по теме ««Нейроигры в режимных моментах в ДОУ»
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется. Игра – это естественное состояние и потребность любого ребенка.
И так, что же такое нейроигры?
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга.
Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный настрой.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук, ног, согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности.
В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников к выполнению заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и усовершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания.
Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие развитие психических процессов.
Нейропсихологические игры и приёмы, мы используем в работе с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах: автоматизируем и дифференцируем звуки, обогащаем словарный запас, совершенствуем грамматический строй, слоговую структуру речи; развиваем память, внимание, мышление; улучшаем физические показатели.
Нейропсихологические упражнения – это практически волшебный эликсир, который раскрывает супервозможности каждого ребенка. Этот эликсир может использоваться детьми всех возрастных групп, а также взрослыми всех возрастов.
А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?
Для этого мы предлагаем вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить (или записать) определенную последовательность букв.
Тест № 1. Необходимо сцепить (сплести) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П.
Тест № 2. Представьте, что вы целитесь в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, при закрытом правом глазе запоминаем букву П.
Тест № 3. Сложите руки на груди, в так называемой позе «Наполеона». Обратите внимание, кисть какой руки находится сверху? Запоминаем!
Тест № 4. Поаплодируйте друг другу. Вы все молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.
Что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П, то активнее правое полушарие, если Л, то левое.
Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры.
Существует много нейроигр и упражнений, я поделюсь опытом применения их в режимных моментах:
- На зарядке и физкультурном занятии
В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания, например, менять ведущую руку при выполнении упражнения.
И так организуя утреннюю гимнастику, я добавляю 2-3 упражнения из я нейробики. Выполняем с ребятами перекрестные шаги и разнонаправленные движения, упражнения «Пояс-плечо», «Капитан-класс». Нейробику по праву можно считать аэробикой для человеческого мозга. Для поддержания высокой работоспособности головному мозгу, как и мышцам тела необходима зарядка, и нейробика как раз и призвана стать такой зарядкой. Главный принцип нейробики - постоянно изменять шаблонные действия.
Приглашаю желающих поучаствовать.
1.упр. «Скалолаз». Одновременно переставить сначала правую ногу и правую руку. Затем левую ногу и правую руку. Смена задания. Спиной к стене, одновременно переставляем правую ногу и руку. (рука в согнутом положении и у пояса, после шага поднимается наверх), то же самое с левой ногой.
2. упр. «Плечо – пояс» и «Капитан».
2.В совместной деятельности.
В совместной деятельности также важно использовать игры, в которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов игры двумя руками одновременно является « Игра с мячиками Су-джоку ». Ребенок сосредоточенно повторяет движения воспитателя, играет в паре, учится подстраиваться и координирует свои движения в зависимости от партнера. Всё это развивает концентрацию и произвольное внимание.
Для следующих упражнений мне нужно 6 человек
1 упражнение «стаканы»
Слева, справа и по дну.
Хлоп, и вправо отдаю.
Хлоп, и левой поверну,
Правой вправо отдаю.
Крестик, крестик, стук по дну,
Вам стакан передаю.
2 упражнение «Кулак – ребро – ладонь» под музыку.
3.Для ориентировки в пространстве.
Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений является одной из наиболее сложных форм психического отражения. При этом мир, в котором мы живем, представляет собой упорядоченные в пространстве предметы.
Сложнейший механизм развития пространственных представлений запускается еще в младенчестве и формируется постепенно.
Для следующих упражнений мне нужно 2 человека.
1 упр. «Ходьба по листам с закрытыми глазами»
Ребенку завязывают глаза. Воспитатель жестами указывает направление. Голова – шаг вперед, левое плечо / правое плечо – шаг в право/лево.
2 упр. «Поп-ит»
Разноимённые движения: левая рука движется сверху вниз, а правая снизу вверх. Движения могут начинаться как с первых столбцов, так и от центра к периферии и наоборот.
Двигательные диктанты. Хлопнуть 2 пупырку в 3 строке, 5 пупырку в 4 строке... и т.д. Аналогично выполнять со столбцами.
4.На занятиях
Приглашаю двух желающих.
1 упр. Подходит для занятия по развитию речи.
Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, например на звук «Л». И под каждой картинкой кинезиопозу для правой и левой руки.
2 упр. Подходит для занятий по математике.
Перед ребенком 2 ряда картинок с изображением цифр и точек, обозначающих число. Руки меняются крест-накрест показывая числа на пальцах.
5. Для динамических пауз.
1 упр. «Классики»
На полу разложены картинки с изображением рук и ног. Ребенку необходим соотнести свои руки и ноги с картинкой.
2 упр. «Смятый листок»
Возьмем в каждую руку по листочку бумаги и одновременно двумя руками нужно смять оба листа, стараясь поместить его в полностью в кулак. Упражнение выполняется на весу. После того, как лист спрятан в кулаке, необходимо его расправить, одновременно работая каждой рукой, без какой-либо помощи. Дети стараются максимально его расправить. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Теперь руки ставим крест – накрест, и рукой находящийся сверху подкидываем комок, меняем положение рук и ловим комок.
6. В театрализованной деятельности.
Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения.
Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «Гусь — курица- петух», то можно повторить 3 раза. Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками. При разучивании упражнений выполняем полностью связку движений. А при выполнении упражнений по ходу сказки выполняем только движения указанные в слайдах.
«Дерево». | руки вверх, пальцы растопырены в стороны, немного покачивать руками. |
«Лес» | руки вверх, пальцы растопырены в стороны |
«Фонарики» | фонарик зажегся -пальцы выпрямить, потух- пальцы сжать. |
«Дом» | пальцы рук соединить под углом друг с другом. |
«Дом с трубой» | пальцы рук соединить под углом друг с другом. указательный палец одной руки выпрямить –это труба. |
«Солнышко» | пальцы расставлены от себя |
«Окошко» | большой палец правой с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим левой, попеременно меняют положение рук |
«Бутон» | руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу- «бутон закрыт». Развести ладони в сторону и пальцы развести в сторону |
«Колечки» | поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. |
«Лодочка» | обе ладони поставлены на ребро и соединены ковшиком, большие пальцы прижаты к ладоням. |
«Рыбка» | пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец. |
«Замок» | ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести. |
«Олень» | 1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие выпрямлены |
«Ежик» | поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. |
«Зайчик» | 2 пальца (указательный и средний вверх) |
«Кулачок-ладошка» | левая рука кулачок, правая –ладошка, одновременная смена рук |
«Оладушки» | правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки» |
«Кулак» — «ладонь» — «ребро») | поочередная смена |
«Лезгинка» | левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость). |
«Кошка» | последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка» |
«Кольцо» | поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!» |
«Лягушка» | последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!» |
«Дождик»: | встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз |
«Улитка с домиком» | исходная позиция – «зайчик» и наклон вперёд + кулачок сзади |
«Ухо — нос» | левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот |
«Шипы» | руки – горизонтально, пальцы широко разведены в стороны |
«Гости» | «шагают» пальчиками по коленям или по столу |
«Бабочка» | руки перед собой, перекрестить ладони, помахать ими как крыльями бабочки |
Сказка «Городской парк»
В одном городе был красивый парк, там росли большие деревья. («деревья»)
Каждый вечер в парке зажигались фонари, а утром их гасил смотритель парка, который жил в домике на окраине этого парка. («фонарики»)
Когда рано утром вставало солнышко, смотритель открывал окошко и шел гасить фонари. («солнышко»)
Все жители города любили этот парк, там росли очень красивые розы, утром они раскрывали свои бутоны, а вечером закрывали. («бутоны»)
Дети очень любили этот парк, потому, что там продавали вкусные баранки – большие, средние и маленькие. («колечки»)
А еще в этом парке был красивый пруд, где все желающие могли покататься на лодке («лодочка»)
и увидеть серебристых рыбок, которые выныривали из воды, как – будто здороваясь с людьми. («рыбки»)
Вечером все люди уходили домой, смотритель закрывал парк на замок и ложился спать. («замок»)
Уважаемые коллеги, сегодня мы вместе с вами просмотрели, где-то сами попробовали, варианты использования в своей работе нейропсихологических игр и упражнений .
Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.
Уважаемые коллеги, сегодня я продемонстрировала вам нейроигры, которые использую в своей работе.
Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно, и вы будете использовать в своей практике.
Жест - раскрытая ладонь– если вы уже используете данные методы и приёмы в своей практике.
Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было недостаточно информативно.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс " Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей"
laquo;Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных...

Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей
Мастер - класс : Решение образовательной ситуациии в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей...

Мастер-класс Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов
Цель: Создание условий для повышения познавательной активности дошкольников. Способствовать повышению уровня знаний участников в организации образовательных ситуаций в ходе режимных момент...
«Образовательный коворкинг» Использование подвижных нейроигр и нейроупражнений на занятиях физической культуры в ДОУ Тема: «Нейроупражнения и нейроигры в режимных моментах».
Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, «...

Мастер-класс «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности детей»
Цель: Создание условий для повышения познавательной активности дошкольников. Способствовать повышению уровня знаний участников в организации образовательных ситуаций в ходе режимных момент...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Нейроигры как средство развития речевых навыков у детей дошкольного возраста»
Нейроигры как средство развития речевых навыков у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс Использование лого – ритмических упражнений в режимных моментах
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
