Мастер-класс
материал
Мастер-класс посвящен эффективному применению игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Участники познакомятся с разнообразием игр, направленных на развитие познавательных процессов, речи, моторики и социально-коммуникативных навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 902.7 КБ | |
| 331.99 КБ | |
| 18.69 КБ | |
| 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска
Детский сад №86 «Былинушка»
Мастер-класс для педагогов
«Учим стихи по картинкам»
подготовила
воспитатель
Магеррамова С.Г.
г. Нижневартовск
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение, для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.
Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Потому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.
Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребенка предметным восприятием.
У определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Это снижает возможности полноценного овладения навыками письма и чтения. Уделяя достаточно внимания детям, еще с дошкольного возраста занимаемся с детьми, учим детей рассказыванию, заучиванию стихотворений, мы способствуем развитию речи, памяти, внимания, мышления, накоплению словаря.
На мой взгляд, самое главное для развития речи, памяти, внимания, мышления, это заучивание с детьми стихотворений.
Вряд ли кто-то из взрослых не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, речь, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека.
Почему дети плохо запоминают текст?
Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а нет мотивации – нет результативной деятельности.
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные детям слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения рассказать ребенку, кто написал такое замечательное произведение. Такой подход приучает детей к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии.
После покажите ребенку иллюстрации, а пока он будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у ребенка формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по
комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность.
Существуют разные методы заучивания стихотворений, но на мой взгляд самым главным и важным является визуальный метод заучивания стихов.
Этот метод – иллюстрация, нужен абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.
Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится. Ваши изобразительные способности, в общем- то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания, накопление словаря, развитие речи детей.
Как и во всем: повторение – мать учения! Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2-3строчки каждый день.
Заучивание - это замечательный способ и развитие речи, и поддержание объема памяти, и пополнение словарного запаса, и литературный поэтический багаж ребенка. Доказано, что дошкольном возрасте преобладает наглядно образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство - исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром
рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом (или предложением) и картинкой. Картинка помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.
Для примера использования метода иллюстрации возьмем стихотворение Натальи Анишиной «Чем пахнет лето».
Лето пахнет земляникой, Теплым дождиком, клубникой. Пахнет лето огурцами,
И душистыми цветами, Серебристою рыбешкой,
И прохладною окрошкой. Лето пахнет синим морем,
Хвойным лесом, чистым полем, Яблоками и грибами,
И созревшими хлебами. А еще пчелиным медом, Увлекательным походом,
Мятой, клевером, полынью, Ароматом груш и дыни.
Много запахов у лета,
Не расскажешь до рассвета! Лето очень вкусное,
И ничуть не грустное.
В чем секрет легкого запоминания стихотворений по картинкам? Мы даем ребенку образ на каждую строку стихотворения. Символ. Ему есть на что ориентироваться при рассказывании.
Создаем связи между зрительным и слуховым анализатором.
План работы:
- Прочитайте ребенку стихотворение, показывая поочередно картинки.
- Вы читаете, ребенок показывает картинку.
- Разрезать картинки. Вы читаете стихотворение, ребенок выкладывает картинки по порядку.
- Читаете стихотворение, делая паузу в конце каждой второй строки, давая возможность ребенку «договорить» стихотворение.
Через несколько дней ребенок (многое зависит от возраста и уровня развития ребенка) расскажет стихотворение сам.
Предлагаю нарисовать иллюстрации к скороговоркам: Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже.
Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Итог: мастер-класс получился увлекательным и познавательным.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г.Нижневартовска детский сад № 86 «Былинушка»
Мастер-класс для педагогов
«Театрализованные игры в детском саду»
подготовила
воспитатель Магеррамова С.Г.
г.Нижневартовск
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, талантливыми, эрудированными.
Работая с детьми по театрализованной деятельности необходимо решать следующие задачи:
- раскрепощать детей;
- последовательно знакомить детей с разными видами театров;
- развивать речь и интонацию;
- выявлять и совершенствовать артистические навыки.
Решая данные задачи, использую в своей работе следующие приемы:
- упражнения на снятие мышечного напряжения;
- упражнения на развитие воображения;
- упражнения на развитие внимания и памяти;
- этюды на выразительность жестов, движений и мимики. Теперь предлагаю вам рассмотреть все приемы на практике.
Первый прием – это упражнения на снятие мышечного напряжения. Дети в большинстве своем от природы скованны, сжаты. Это сказывается на их характере поведения. Для снятия мышечного тонуса предлагаю следующие упражнения:
- «Цветок» (потянулись вверх всем телом, руками – «цветок радуется солнцу», сбросить кисти рук вниз – «солнце пряталось, цветок поник», согнули руки в локтях – «цветок сломался»; весь корпус, руки и голова наклонились - «цветок завял»);
- «Веревочка» (руки в стороны - «веревки упали», руки сбросить и болтаются пока не остановятся);
- «Земля, вода, воздух, огонь» (земля - руки вниз, воздух – вверх, вода - вперед огонь – вращение).
Второй прием - упражнение на развитие внимания, памяти. Память имеет важное значение для театрализованной деятельности.
- «Хлопки в ладоши» Дети хлопают в ладони, когда воспитатель говорит слово, о котором договорились в начале игры.
- «Лови - не лови» Воспитатель кидает мяч и дети ловят, если слово подходит под признак («рыба - не рыба», «съедобное - не съедобное»,
«летает - не летает»…)
- «Выполни движение» Воспитатель дает задание на память выполнить ряд движений 1-руки вверх, 2-хлопок над головой, 3-руки вниз.
- «Кто ушел» Дети стоят в шеренге, водящий ребёнок отворачивается. Кто-то уходи. Водящий говорит кто.
«Чего не стало».
Третий прием - на развитие воображения. Его цель: развитие фантазии, творческой активности. Ребёнок не должен мыслить односторонне.
- «Закорючки» Рисуем друг для друга закорючки. Меняемся листочками и превращаем закорючки в рисунок.
- «Небылицы» Предложить ребёнку нарисовать предмет, или животное, или растение, которого не существует, и рассказать про него.
- «Смешинки» Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет какой-либо предмет напр. кастрюля. Нужно быстро ему придумать смешное название (напр. варилка) (ложка, телевизор, фен, мясорубка, веник).
Четвертый прием - известная нам всем пальчиковая гимнастика. Чем активнее мы заставляем работать наши пальцы, тем лучше работает мозг.
«Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму и снег, и снежинки люблю (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки).
Но где же снежинки? (сжать кулаки)
В ладошке – вода (разжать).
Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки)
Куда? (разжать).
Растаяли хрупкие льдинки-лучи (мелкие потряхивания)
Как видно ладошки мои горячи (потереть ладони друг об друга).
А теперь переходим к приемам, которые непосредственно связанны с театральной деятельностью. Это упражнения на развитие пантомимы, жестов и мимики.
Что такое мимика? Это выражение лица, выражающее эмоциональное состояние (радость, грусть). Цель этого упражнения - развитие выразительного движения мышц лица.
- «Эмоции» (показать, как грустите, злитесь, удивляетесь);
- «Фрукты» (показать «кислый лимон», «сладкое яблоко»);
- «Игрушка» (показать, как обрадовались новой игрушке, сломалась игрушка, огорчились).
Что такое пантомима? Это передача чувств и мыслей всем лицом и всем телом. Цель: развитие выразительности движения тела и лица. Эти упражнения нужны, чтобы дети не выполняли движения как роботы.
- «Разговор через стекло» (объяснить «иди сюда», «уходи»,
«благодарю», «согласен», «несогласен»).
«Стихи без слов»
Воспитатель читает стих, ребёнок изображает
Белка в тележке Везет орешки.
Кудрявый барашек С букетом ромашек. Катит медвежонок Мёду бочонок,
А кот полосатый Принес двух мышей.
- «Зверята» (изображать зверей движениями).
Специфическим примером театрализованной деятельности являются театрализованные игры. В театрализованных играх сюжет берется из литературного произведения и есть конечный результат сценка. Сюда же относится театрализованные этюды, в которых уже используются элемент костюма.
- «Хвастливый заяц» (из сказки «Заяц-хваста»)
- «Хитрая лиса» (из сказки «Колобок»)
- «Злой медведь» (из сказки «Три медведя»)
И последним элементом театрализованной деятельности является сценка, спектакль.
Главным в работе по театрализованной деятельности является личный пример и показ воспитателя, поэтому воспитатель всегда должен быть эмоционален и энергичен.
Воспитатель: Сейчас прошу присутствующих коллег представить по одному виду театра и коротко рассказать о нем. (Педагоги показывают разные виды театров, выполненных своими руками)
Итог: В заключение можно сказать, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «учить, играя».
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста: инновационные методики и практическое применение
Цель: Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста, ознакомление с инновационными методиками и техниками, демонстрация практического применения.
Продолжительность: 1.5 - 2 часа (можно варьировать в зависимости от задач)
План:
- Введение (15 минут):
- Приветствие и знакомство с участниками (можно провести небольшую разминку-знакомство).
- Актуальность темы: обоснование важности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте (связь с речью, интеллектом, подготовкой к школе, нейропсихологические аспекты). Краткий обзор современных исследований в этой области.
- Цели и задачи мастер-класса. Формулирование ожиданий участников.
- Обзор нормативно-правовой базы (ФГОС ДО и требования к развитию мелкой моторики).
- Теоретический блок (30 минут):
- Мелкая моторика: структурные компоненты (зрительно-моторная координация, дифференцированные движения пальцев, сила и точность захвата, двуручная координация).
- Возрастные особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Этапы и сензитивные периоды.
- Обзор современных методик и технологий развития мелкой моторики:
- Метод Монтессори.
- Игры с кинетическим песком.
- Техника "Эбру" (рисование на воде).
- Различные виды рукоделия (вязание, вышивка, макраме в упрощенном варианте).
- Нейрогимнастика для развития моторики и межполушарного взаимодействия.
- Факторы, влияющие на развитие мелкой моторики (как положительные, так и отрицательные). Разбор типичных ошибок воспитателей.
- Диагностика уровня развития мелкой моторики: обзор доступных и эффективных методик, критерии оценки. Демонстрация нескольких простых тестов.
- Практический блок (50-60 минут):
- Разминка для рук: комплексы упражнений для пальцев и кистей рук (использование нейрогимнастических техник).
- Практическое освоение техник (выбор зависит от наличия материалов и времени, например):
- Работа с кинетическим песком: создание фигур, развитие тактильных ощущений, снятие напряжения.
- Рисование "Эбру": демонстрация техники, создание простых узоров.
- Изготовление простых поделок из бумаги и других материалов (оригами, аппликация, создание объемных фигур).
- Игры с прищепками: усложненные варианты (создание сюжетных композиций, сортировка по цветам и размерам).
- Создание картотеки игр и упражнений для развития мелкой моторики с учетом возраста детей (работа в группах). Обмен опытом между воспитателями.
- Анализ эффективности различных игр и упражнений. Критерии выбора игр для конкретных детей.
- Рефлексия и заключение (15 минут):
- Подведение итогов мастер-класса.
- Ответы на вопросы участников.
- Обсуждение возможностей применения полученных знаний и навыков в практической деятельности.
- Обратная связь от участников (что было полезно, что можно улучшить, какие вопросы остались).
- Раздача методических материалов (подборка игр и упражнений, ссылки на полезные ресурсы, список литературы).
Методы и формы работы:
- Мини-лекция с мультимедийной презентацией.
- Практическая работа в группах.
- Индивидуальная работа.
- Дискуссия и обмен опытом.
- Использование интерактивных методов обучения (мозговой штурм, кейс-стади).
Материалы и оборудование:
- Мультимедийный проектор и экран.
- Презентация.
- Раздаточные материалы (памятки, карточки с играми, методические рекомендации).
- Материалы для практических занятий:
- Кинетический песок.
- Материалы для рисования Эбру (емкость с водой, краски, кисти, палочки).
- Бумага, картон, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры.
- Прищепки.
- Природные материалы (шишки, желуди, листья).
- Пластилин, тесто для лепки.
- Бусины, шнурки.
- Диагностический инструментарий (тесты для оценки мелкой моторики).
Важные акценты:
- Научная обоснованность методик: важно, чтобы воспитатели понимали, почему та или иная игра эффективна с точки зрения нейрофизиологии.
- Индивидуальный подход: подчеркнуть необходимость учитывать особенности каждого ребенка при выборе игр и упражнений.
- Интеграция в образовательный процесс: показать, как можно интегрировать развитие мелкой моторики в различные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, подготовка к письму).
- Создание развивающей среды: обратить внимание на то, как можно организовать пространство в группе, чтобы стимулировать развитие мелкой моторики (использование развивающих игрушек, организация уголков творчества).
- Работа с родителями: дать рекомендации по взаимодействию с родителями в вопросах развития мелкой моторики (консультации, мастер-классы, домашние задания).
Предварительный просмотр:
Тема: Сенсорное развитие детей дошкольного возраста: от теории к практике
Цель: Повышение компетентности воспитателей в вопросах сенсорного развития детей дошкольного возраста, ознакомление с современными методами и приемами стимулирования сенсорного восприятия, создание развивающей среды.
Продолжительность: 1.5 - 2 часа
План:
- Введение (15 минут):
- Приветствие, знакомство и создание позитивной атмосферы.
- Актуальность темы: обоснование важности сенсорного развития в дошкольном детстве (влияние на когнитивные процессы, эмоциональную сферу, социальную адаптацию, развитие речи, подготовку к школе).
- Цели и задачи мастер-класса.
- Определение понятий: сенсорное развитие, сенсорные эталоны, сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление).
- Теоретический блок (30 минут):
- Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста:
- Возрастная периодизация (от 3 до 7 лет).
- Основные задачи сенсорного воспитания на каждом возрастном этапе.
- Сензитивные периоды в развитии различных анализаторов.
- Структура сенсорной сферы:
- Визуальное восприятие (цвет, форма, размер, пространственные отношения).
- Слуховое восприятие (высота, громкость, тембр, ритм).
- Тактильное восприятие (тектура, температура, вес).
- Обонятельное восприятие (запахи).
- Вкусовое восприятие (сладкий, кислый, соленый, горький).
- Вестибулярное восприятие (равновесие, движение).
- Проприоцептивное восприятие (ощущение положения тела в пространстве).
- Методы и приемы сенсорного воспитания:
- Дидактические игры и упражнения.
- Сенсорные коробки и уголки.
- Использование природных материалов.
- Музыкальные игры и ритмические упражнения.
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
- Сенсорная интеграция (краткий обзор).
- Практический блок (50-60 минут):
- Разминка: упражнения на развитие внимания и концентрации, активацию сенсорных каналов (например, "Угадай звук", "Определи предмет на ощупь").
- Игры и упражнения на развитие визуального восприятия:
- Игры на классификацию предметов по цвету, форме, размеру (например, "Собери бусы по цвету", "Найди предмет такой же формы").
- Игры на развитие зрительного внимания и памяти (например, "Что изменилось?", "Запомни и нарисуй").
- Использование сенсорных таблиц и карточек (например, карточки Домана, таблицы Сегена).
- Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:
- Игры на различение звуков (например, "Угадай, что звучит?", "Повтори ритм").
- Игры на развитие фонематического слуха (например, "Найди картинку на заданный звук").
- Использование музыкальных инструментов и звуковых игрушек.
- Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия:
- Использование сенсорных коробок с различными наполнителями (крупы, песок, камешки, ткани).
- Игры на определение текстуры предметов на ощупь (например, "Чудесный мешочек").
- Использование массажных мячиков и тактильных дорожек.
- Создание сенсорного уголка в группе (работа в мини-группах): разработка плана, подбор материалов и оборудования.
- Рефлексия и заключение (15 минут):
- Подведение итогов мастер-класса.
- Ответы на вопросы участников.
- Обсуждение возможностей применения полученных знаний и навыков в практической деятельности.
- Обмен опытом между воспитателями.
- Обратная связь от участников.
- Раздача методических материалов (список игр и упражнений, рекомендации по организации сенсорной среды, список литературы, ссылки на полезные ресурсы).
Методы и формы работы:
- Интерактивная лекция с использованием мультимедийной презентации.
- Практическая работа в группах и индивидуально.
- Дискуссия и обмен опытом.
- Проблемные вопросы и кейс-стади.
- Использование игровых технологий.
Материалы и оборудование:
- Мультимедийный проектор и экран.
- Презентация.
- Раздаточные материалы.
- Игрушки и предметы различных цветов, форм и размеров.
- Сенсорные таблицы и карточки.
- Музыкальные инструменты и звуковые игрушки.
- Сенсорные коробки с различными наполнителями.
- Массажные мячики и тактильные дорожки.
- Природные материалы.
- Емкости и материалы для создания сенсорного уголка.
Важные аспекты:
- Комплексный подход: подчеркнуть важность развития всех сенсорных каналов.
- Индивидуализация: учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
- Интеграция: сенсорное развитие должно быть интегрировано во все виды деятельности.
- Безопасность: все материалы и оборудование должны быть безопасными для детей.
- Роль воспитателя: воспитатель – не только организатор, но и партнер ребенка в процессе сенсорного познания.
- Связь с родителями: вовлечение родителей в процесс сенсорного развития (консультации, рекомендации по организации сенсорной среды дома).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...
























