Предметно-развивающая среда по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха в соответствии с ФГОС ДО.
презентация

Алиярова Елена Андреевна

Преметно-развивающая среда по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила: воспитатель Алиярова Е.А. МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик»

г. Ханты-Мансийск, 2021

Речевая развивающая среда

- это организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Цель

насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка.

Задачи

  • обеспечить возможность исследования и экспериментирования в языковой системе;
  • обеспечить возможность восприятия и наблюдения за правильной речью;
  • обеспечить возможность самостоятельной индивидуальной речевой деятельности

ребенка;

  • обеспечить комфортное состояние ребенка в проявлении речевых реакций.

Направления речевого развития

  •         воспитание звуковой культуры: формирование правильного произношения звуков путем развития восприятия звуков родной речи и произношения;
  •         развитие связной речи: развитие диалогической (разговорной) и монологической (рассказывание) речи у дошкольников;
  • формирование элементарного осознания явлений языка и речи: формирование творческого характера речи, раскрытие перед детьми различных явлений и отношений в области лексики для подготовки к обучению грамоте;

Направления речевого развития

  • формирование грамматического строя: у дошкольников закладывается умение оперировать лексическими единицами, обеспечивая выбор языковых средств для общения;
  • воспитание любви и интереса к художественному слову: привитие навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности, формирование умения видения образа за текстом и речевая передача в беседе;
  • развитие словаря: освоением значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, непосредственно в которой происходит общение.

Наполняемость речевого уголка

- оборудование и наполнение речевой зоны необходимое для закрепление правильного речевого выдоха:«Листочки»; «Бабочки»;

«Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики;

бумажные снежинки; вертушки-карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»;

«Загони мяч в ворота» и др.;

Наполняемость речевого уголка

- для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки;

предметные, сюжетные картинки для произношения звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки:Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные

пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»;

«Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»;

«Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.;

Наполняемость речевого уголка

- для развития артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы;

артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный

звук; схема характеристики артикуляции звуков;

артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой; схема для

характеристики звука в соответствии с возрастом воспитанников;

- для закрепления навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в

предложениях, в связной речи).Мелкие игрушки;

предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,

чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема слова; зеркала; лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Веселая

гимнастика»;

Наполняемость речевого уголка

- для закрепления навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте: магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звукобуквенного анализа, кубики

«Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики»,

«Слоговые кубики» и т.д.; альбом «Изучаем буквы»; пособие

«Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки; «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры»,

ребусы;

Наполняемость речевого уголка

- для активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий: предметные картинки по лексическим темам; «Большие и

маленькие» (употребление в уменьшительно- ласкательной форме); «Что из чего сделано»;

«Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.;

Наполняемость речевого уголка

  • для развития связной речи: серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; стихи; потешки; скороговорки и др.;
  • для развития мелкой моторики: массажные валики, мячики, прищепки, трафареты;

пальчиковые игры; «Мир твоих фантазий»

(различный материал для составления букв); игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Требования, предъявляемые к речевому уголку

  • дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их

индивидуальным и возрастным особенностям;

  • наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме;
  • речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком;
  • оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности;
  • игровой материал должен быть доступным для ребенка;
  • не следует перегружать уголок оборудованием.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы и методы партнёрского взаимодействия ДОО и семьи по вопросу формирования звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у дошкольников »

В презентации представлены определения понятий по образовательной Области"Речевое Развитие" в соответствии с ФГОС,конкретизированы формы и методы работы  с семьёй по данному направлению (из лично...

“Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха в образовательной деятельности”

Цель игрового занятия: - расширять представление детей об окружающем мире.-формировать фонематический слух.- развивать творческие способности детей и вовлекать их в игровую деятельность.Задачи игровог...

Обучающие компьютерные игры для развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

АктуальностьРечевое развитие детей в дошкольном возрасте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подб...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой, интонационной культуры речи. фонематического слуха"

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха"...

Консультация по теме: "Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха"

Консультация по теме: "Развитие звуковой, интонационной культуры речи, фонематического слуха"...

Презентация "Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Цель: Повысить уровень компетентности педагогов и специалистов ДОУ с целью эффективности педагогического воздействия при воспитании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольник...