Календарно - тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста "Здравствуй, зимушка - зима"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Егорова Елена Васильевна

Цель: Дети должны знать:

- название времени года, что зима приходит за осенью;

- название зимних месяцев: декабрь (студенец), январь (крыша зимы), февраль (бокогрей). Объяснить, почему в народе  зимние месяцы так назывались;

- основные приметы неживой природы зимой (солнце, небо, осадки, долгота дня, температура воздуха, направление ветра, состояние почвы, воды);

- дни стали короче, ночи длиннее; солнце светит, но не греет; небо серое, низкие облака, идет снег;

- изменение цвета снега от освещения; глубина снега в разных местах детского сада; снегозадержание;

- форма снежинок в разную погоду: в морозный безветренный день, в метель, в оттепель; 

- защитные свойства снега, разные состояния воды (лед, снег, пар);

- появление твердой ледяной корки в феврале – наста;

- зимой бывают морозы, позёмка, метели, вьюги, снегопады; в сильные морозы снег падает крупинками, под ногами скрепит; в тёплую, безветренную погоду снежинки слепляются в хлопья и скрипят под ногами очень тихо;

- показать красоту зимнего пейзажа, причудливые узоры на окнах;

- реки зимой покрываются льдом, толщина ледяного слоя бывает разной, образование полыней;

- изменения, происходящие в живой природе:  

- показать красоту деревьев в разную погоду: в морозный день, в оттепель;    кора деревьев, пробковый слой – это защита деревьев от замерзания;  лиственные деревья стоят голые, а хвойные остаются зелёными; в морозные дни деревья в инее;

- зимующие птицы вблизи жилья человека; помощь людей птицам;

- особенности  жизни дикие животные зимой; помощь егеря (лесника) диким животным;

- подо льдом живут рыбы, земноводные;

- люди меняют одежду на более теплую;

- зимние забавы детей, зимние виды спорта;

- название машин, помогающих людям в уборке снега;

- какие праздники празднуют зимой;

- безопасность жизни зимой детей на реке, на катке, на горке, на прогуле в морозные дни, в метели, вьюги, в оттепели;

Дети должны уметь:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plany_dekabr_i.docx57.35 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование с детьми старшего возраста

Тема: «Здравствуй, зимушка-зима»

Цель: Дети должны знать:

- название времени года, что зима приходит за осенью;

- название зимних месяцев: декабрь (студенец), январь (крыша зимы), февраль (бокогрей). Объяснить, почему в народе  зимние месяцы так назывались;

- основные приметы неживой природы зимой (солнце, небо, осадки, долгота дня, температура воздуха, направление ветра, состояние почвы, воды);

- дни стали короче, ночи длиннее; солнце светит, но не греет; небо серое, низкие облака, идет снег;

- изменение цвета снега от освещения; глубина снега в разных местах детского сада; снегозадержание;

- форма снежинок в разную погоду: в морозный безветренный день, в метель, в оттепель;  

- защитные свойства снега, разные состояния воды (лед, снег, пар);

- появление твердой ледяной корки в феврале – наста;

- зимой бывают морозы, позёмка, метели, вьюги, снегопады; в сильные морозы снег падает крупинками, под ногами скрепит; в тёплую, безветренную погоду снежинки слепляются в хлопья и скрипят под ногами очень тихо;

- показать красоту зимнего пейзажа, причудливые узоры на окнах;

- реки зимой покрываются льдом, толщина ледяного слоя бывает разной, образование полыней;

- изменения, происходящие в живой природе:        

- показать красоту деревьев в разную погоду: в морозный день, в оттепель;    кора деревьев, пробковый слой – это защита деревьев от замерзания;  лиственные деревья стоят голые, а хвойные остаются зелёными; в морозные дни деревья в инее;

- зимующие птицы вблизи жилья человека; помощь людей птицам;

- особенности  жизни дикие животные зимой; помощь егеря (лесника) диким животным;

- подо льдом живут рыбы, земноводные;

- люди меняют одежду на более теплую;

- зимние забавы детей, зимние виды спорта;

- название машин, помогающих людям в уборке снега;

- какие праздники празднуют зимой;

- безопасность жизни зимой детей на реке, на катке, на горке, на прогуле в морозные дни, в метели, вьюги, в оттепели;

Дети должны уметь:

- устанавливать взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы;

- сравнивать зиму с летом и осенью;

- определять следы на снегу: людей (взрослый и ребёнок), птиц, домашних

животных, следов от санок, лыж, машин;

- называть приметы зимы;

- группировать картинки по временам года;

- находить лишний предмет среди группы предметов, объясняя свой выбор;

Режимный момент

Понедельник

02.12.

Вторник

03.12

Среда

04.12

Четверг

05.12

Пятница

06.12

Утро

Совместная деятельность взрослого и детей

ОО «ФР» Двигательная деятельность (утренняя гимнастика)

ОО «СКР» Трудовая деятельность (трудовые поручения, дежурство, совместные действия с педагогом)

КГН: развивать самоконтроль при выполнении правил личной гигиены, учить самостоятельно устранять непорядок, оказывать друг другу помощь.

Коммуникативная деятельность: познавательная беседа:Проговорить с детьми

-название времени года, что зима приходит за осенью;

- название зимних месяцев: декабрь (студенец), январь (крыша зимы), февраль (бокогрей). Объяснить, почему в народе  зимние месяцы так называют.

«Какой?Какая?Какое?». Учить подбирать прилагательные к существительному, согласовывая их в роде, числе, падеже. (Снег, лёд, праздник, лес, узоры, ветер, сугробы, снежинка, мороз, сосульки, ёлка, ёлочные игрушки, Дед Мороз, Снегурочка, ребята, подарки, погода)

Зима – снежная, морозная, холодная, вьюжная, метельная, суровая, лютая, студёная, весёлая, длинная.

есяцы так назывались;

 

 

Коммуникативная деятельность:

- основные приметы неживой природы зимой (солнце, небо, осадки, долгота дня, температура воздуха, направление ветра, состояние почвы, воды);

- дни стали короче, ночи длиннее; солнце светит, но не греет; небо серое, низкие облака, идет снег;

- изменение цвета снега от освещения; глубина снега в разных местах детского сада; снегозадержание;

 «Что делает?»  Учить подбирать глаголы  к существительному.

Снег – падает, кружится, лежит, хрустит, скрипит, блестит, сверкает, серебриться, темнеет, тает.

«Один и много». Учить образовывать существительные единственного и множественного числа, именительного падежа

Снежинка – снежинки;                            Метель – метели;

Сугроб – сугробы;                                     Ветер – ветра;

Снеговик – снеговики;                              Снегопад – снегопады;

Коммуникативная деятельность: 

- зимой бывают морозы, позёмка, метели, вьюги, снегопады; в сильные морозы снег падает крупинками, под ногами скрепит; в тёплую, безветренную погоду снежинки слепляются в хлопья и скрипят под ногами очень тихо;

- показать красоту зимнего пейзажа, причудливые узоры на окнах;

- реки зимой покрываются льдом, толщина ледяного слоя бывает разной, образование полыней.

«Чего много?». Учить образовывать существительные множественного числа, родительного падежа.

Снежинка – много снежинок;                 Зима – много зим;              

Снеговик – много снеговиков;                  Вьюга – много вьюг;            

Сугроб – много сугробов;                         Санки – много санок;

Коммуникативная деятельность: составление и отгадывание / работа по обогащению словаря)

Повторить и закрепить: - зимующие птицы вблизи жилья человека; помощь людей птицам;

- особенности  жизни дикие животные зимой; помощь егеря (лесника) диким животным;

- подо льдом живут рыбы, земноводные;

Составление предложений по опорным словам (дети, снеговик, лепили).

Составление рассказов из личного опыта «Как я лепил снежную бабу»

Коммуникативная деятельность:   беседа по итогам тематической недели

Выучить стих

Снеговик                                                   

Давай, дружок, смелей, дружок,                    Кати по снегу свой снежок –                          Он превратится в толстый ком,                      

И станет ком снеговиком.                               Его улыбка так светла!                                    Два глаза… шляпа… нос… метла…             Но солнце припечёт слегла –                          

Увы! – и нет снеговика.                                  

         (Е.Благинина)                                                 

Игровая деятельность: д/и на развитие творческого воображения

Выложить из спичек ёлку, лыжи, санки, снежинку, ёлочную игрушку.

Игровая: д/и по ознакомлению с окружающим

«Что сначала, что потом?»

Игровая деятельность:  д/и  экологического содержания / игры – экспериментирования / игры и упражнения на развитие эмоций

Свойства воды.

Свойства снега и льда.

Вода – лёд – пар.

Какие ёлочные украшения лучше? (свойства стекла и пластмассы)

Почему Дед Мороз носит шубу?  Почему Снегурочка растаяла? (свойства снега, льда при комнатной температуре; свойство снега и льда в тех же условиях, но укрытого мехом)

Игровая деятельность: д/и на ФЭМП

Д/и «Четвертый лишний»,

Ц: развивать логическое мышление, внимание, умение выделять из группы лишний предмет, объяснять почему. 

 

Игровая деятельность: д/и на развитие внимания и памяти «Чего не стало?»,                                   «Что мы видели,  не скажем…»    

Игровая деятельность: д/и по ПДД 

«Три цвета есть у светофора»

Игровая деятельность: д/и по речевому развитию

«Что дальше?» - закреплять знания детей о частях суток, о деятельности  в разной время дня.

 «Кому что нужно».  Учить ставить существительные в винительный  и дательный падежи.

Лыжнику нужны (что?) – лыжи.             Лыжи нужны (кому?) – лыжнику.

Саночнику нужны (что?) – санки.           Санки нужны (кому?) – саночнику.

Фигуристу нужны (что?) – коньки.         Коньки нужны (кому?) – фигуристу.

Хоккеисту нужна (что?) – клюшка.         Шайба нужна (кому?) –хоккеисту.

Разучить мирилки и  научить мириться

Тёплый лучик

Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.

Чтобы солнце улыбалось

Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!

Восприятие художественной литературы и фольклора – Объяснить и выучить народные приметы:

Дым столбом – к морозу.

Если ночью был  иней, днем снег не выпадет.

Вороны и галки сидят на вершине деревьев – к морозу.

Вороны и галки сидят на нижних ветках деревьев – к ветру.

Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

Зима снежная – лето дождливое.

Познавательно – исследовательская деятельность:

«Что спряталось в комочке?» Разглаживание скомканных в шарик листов бумаги с силуэтом ёлочных игрушек, ёлки, снеговика, Снегурочки, Деда Мороза …

Разгадывание загадок о зиме. (см. приложение)

Продуктивная деятельность: рисование, раскрашивание картинок Обвести и заштриховать силуэты: ёлочная игрушка, ёлка, снеговик, Дед Мороз, снежный ком …

.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа по ОО «РР»

Повторить с детьми зимние  месяцы, дни недели, время суток

Индивидуальная работа по ОО «ФР»

«По узенькой дорожке..» - развивать координацию движений

Индивидуальная работа по ОО «ПР»

закреплять умение правильно называть «соседей числа», указывать их пространственное расположение.

Индивидуальная работа по ОО «СКР»

Учить мириться с помощью «мирилок»

Индивидуальная работа по ОО «ХЭР»

Продолжать учить раскрашивать по образцу, не выходя за контур, используя характерные линии и узоры.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах

Мнемотаблицы со скороговорками, мирилками

Иллюстрации по теме «Зима», «Зимние забавы»

Иллюстрации по теме «Снежинки»

  • картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации;

.

Раскраски по теме «Зима», «Зимние забавы»

НОД

По плану педагогов группы и специалистов ДОУ

По плану педагогов группы и специалистов ДОУ

По плану педагогов группы и специалистов ДОУ

По плану педагогов группы и специалистов ДОУ

По плану педагогов группы и специалистов ДОУ

Прогулка

Совместная деятельность взрослого и детей

Наблюдение: целевая прогулка (1 раз в месяц):

Наблюдение за погодой: предложить найти и перечислить признаки зимы. Подвести к пониманию связи между сезонными явлениями и выбором одежды для прогулки.

д/и экологического содержания:

«Что сначала, что потом?» (времена года, времена суток)

Трудовые поручения: Делать снежные постройки.  

п/и, упражнения:

«Хоккей»

«Самый меткий»

Наблюдение: за явлениями природы – гололёд – рассказать о причинах появления, познакомить с правилами передвижения во время гололёда

Элементарный бытовой труд

Уборка выносного материала;

Учить просушивать вещи после прогулки, помогать товарищам.

п/и, упражнения:

«Жмурки»

«Хоккей»

Наблюдение: за живой природой – птицами.

Вспомнить и повторить с детьми  название кочующих и оседлых птиц; обсудить важность и необходимость изготовления кормушек.

Опытная деятельность:

«Может ли что-то прорасти в холодной, мёрзлой почве?»

п/и, упражнения:

«Жмурки»

«Хоккей»

Наблюдение: за деревьями – продолжать наблюдать, учить узнавать и называть, отмечать изменения.

Трудовые поручения:

Сгребание снега к деревьям (объяснить, почему это важно для деревьев)

п/и, упражнения:

«Выше ноги от земли», «Что назову, к тому беги»

Наблюдение: за явлениями общественной жизни – подготовка людей к похолоданию, к сезонным работам.

Опытная деятельность (труд на огороде):

«Где тает, где не тает?»

(сравнить таяние снега на ладошке, и на варежке)

п/и, упражнения:

«День-ночь»

«Самый меткий»

Индивидуальная работа

Закрепить последовательность времён года и суток

Продолжать учить наводить порядок в шкафу

Выполнять действия в игре согласно тексту и по сигналу

Проговаривать слова игры

Отрабатывать правильный взмах руки при метании шаров

Создание условий для сам.деятельности детей

Выносной материал,

Работа перед сном

Воспитание навыков самообслуживания, гигиенические процедуры: продолжать учить наводить порядок в шкафчиках после улицы и на стульях перед сном. Ознакомление с  художественной литературой: С.Я Маршак  «12 месяцев»,

К.Д.Ушинский  «Проказы старухи зимы»

Г.-Х.Андерсен  «Снежная королева»

Заполнение календаря природы: отмечаем время года, состояние погоды, время суток

Постепенный подъем. Закаливающие мероприятия:

Комплекс гимнастики после сна, хождение по массажным коврикам, босохождение

Вечер

Совместная деятельность взрослого и детей

Игровая: д/и на развитие речи и мышления

«Подскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,                            

Падает на землю … (снег).                      

С неба всё скользят пушинки –              

Серебристые … (снежинки).                  

Кружатся над головою                            

Каруселью … (снеговою)                        

На посёлки, на лужок                                

Всё снижается … (снежок).                      

Землю белой, чистой, нежной                  

Застелил постелью … (снежной).            Вот веселье для ребят –                            Всё сильнее … (снегопад).                                                                                                        

Игровая: сюжетно – ролевая игра. «Семья»

 Сюжет: Мы идем в магазин за зимней одеждой

Игровая: д/и на ЗКР

 «Подбери слово». Учить подбирать существительные к прилагательному,  согласуя их по родам, падежам.  (Снежный, ледяной)

Зимний – лес, день, месяц, парк, сквер, вечер.

Зимняя – погода, песня, одежда, ночь, куртка.

Зимнее – небо, настроение, дерево, солнце, утро, пальто.

Конструктивно - строительная деятельность:

Учить строить по образцу, подбирать соответствующий строительный материал, обыгрывать.

Коммуникативная: 

Пересказ рассказа

Игровая: д/и на развитие ПППр

«Преврати геометрические фигуры в предметы» - учить дорисовывать до предметов.

«Чего не хватает?»

Игровая: сюжетно – ролевая игра. «Семья» Сюжет одеваемся на прогулку

Трудовая

Вытрем пыль на полке, где стоят игрушки

Коммуникативная:

беседа по безопасности 

Закрепить правила безопасного передвижения в гололёд

Игровая: русские народные игры

« Ручеёк», «Гори, гори ясно»

Музыкально – игровая: игры – драматизации, театрализованные игры

 «Теремок»

Продуктивная деятельность:

Снежинки (оригами или из салфеток).

Игровая: настольно – печатные игры

«Лото» - учить подбирать картинки, соотносить изображения.

«Геометрическое лото»

Игровая, музыкальная: Вечер развлечений/ игры - забавы

Дискотека

Итоговое мероприятие по тематической недели:

«Загадки на ладошке»

Отгадывание загадок о зиме

Индивидуальная работа

Учить работать по мнемотаблицам (мирилки, скороговорки)

Продолжать закреплять умение пересказывать текст без опоры на иллюстрации

Закреплять название объемных геометрических фигур

Продолжать формировать умение конструировать из бумаги.

Повторить название зимней одежды

Работа с родителями

Составить рассказ вместе с ребёнком «Пришла зима»

Погулять в парке, вспомнить признаки зимы

Повторить выученное стихотворение

Вспомнить и заучить загадки о зиме

Повторить с детьми части суток, названия зимних месяцев

Прогулка

Совместная деятельность взрослого и детей

Наблюдение: вечернее небо – предложить рассмотреть луну и звёзды, рассказать, как .меняется форма луны с течением времени, научить определять растущую и убывающую луну.

Наблюдение за изменениями в погоде: морозно, холодно, снежно и т.д..

Предложить охарактеризовать погоду, составить рассказ «Погода вчера и сегодня»

  • Какой снег в теплую погоду, какой в морозную.
  • Из чего состоит лед?
  • Как образуются снежинки?

«Исправь ошибку».  Развивать логическое мышление.

     Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

     Зимой лыжнику нужны санки, а хоккеисту – лыжи. Саночнику нужны  коньки, а конькобежцу – клюшка.

Режимный момент

Понедельник

09.12

Вторник

10.12

Среда

11.12

Четверг

12.12

Пятница

13.12

Утро

Совместная деятельность взрослого и детей

ОО «ФР» Двигательная деятельность (утренняя гимнастика)

ОО «СКР» Трудовая деятельность (трудовые поручения, дежурство)

КГН

Коммуникативная деятельность: Беседа «Какие признаки зимы ты знаешь?»

- зимние забавы детей, зимние виды спорта?

Коммуникативная деятельность: беседа (/ формирование КГН Беседа «Каждой вещи свое место» Учить бережному отношению к вещам, напомнить, что все вещи должны лежать на своих местах. Чтение ст. З. Александровой «Что взяла – клади на место». Развивать стремление к порядку, чувство юмора.

Коммуникативная деятельность: беседа по ПДД «Безопасность жизни зимой» детей на реке, на катке, на горке, на прогуле в морозные дни, в метели, вьюги, в оттепели;

Коммуникативная деятельность: составление и отгадывание / работа по обогащению словаря)

- Повторить и закрепить название машин, помогающих людям в уборке снега;

Коммуникативная деятельность:   беседа по итогам тематической недели 

Презентация  «Что мы знаем о зиме?»

Игровая деятельность: д/и на развитие творческого воображения

«Что сначала что потом?»

Игровая: д/и по ознакомлению с окружающим

«Какая погода?». Учить образовывать прилагательные от существительных и наречий.

На улице солнце – солнечная погода;

На улице ветер – ветреная погода;

На улице мороз – морозная погода;

На улице  холодно – холодная погода;

Игровая деятельность:  д/и  экологического содержания / игры – экспериментирования / игры и упражнения на развитие эмоций

«Покажи свое настроение» - учить распознавать эмоции, обсудить, из-за чего может человек так реагировать, вспомнить ситуации из своего опыта личного.

Игровая деятельность: д/и на ФЭМП

«Считай дальше». Учить согласовывать  числительные с существительными по родам, по числам, считая до 10.

Одна снежинка, две снежинки,…, пять снежинок,  ….

Один зимний  день, два зимних дня…, пять зимних дней, ….

«Назови соседей числа».

Цель: Учить детей использовать в игре порядковый счет. Закрепить в сознании детей понятия «следующее за числом...», «стоящее перед числом...». Учить называть смежные числа.

Игровая деятельность: д/и на развитие внимания и памяти 

«Что напутал художник?»

«Найди отличия»

Игровая деятельность: д/и по ПДД  «Жёлтый, зелёный, красный»

Игровая деятельность: д/и по речевому развитию 

«Ещё».  Учить образовывать сравнительную степень прилагательных.

Осень холодная, а зима ещё …(холоднее).

«Скажи наоборот». Учить подбирать антонимы.

Снег грязный – снег чистый;              

Зима весёлая – зима грустная;            

Погода холодная – погода теплая;    

Погода солнечная – погода хмурая;    

Погода ветреная – погода тихая;      

День длинный – день короткий;

Восприятие фольклора - / заучивание загадок, пословиц, поговорок,

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

Январь – году начало, зиме середина.

Январю – большие морозы, февралю – метели.

Новый год – к весне поворот.

В феврале два друга – мороз и вьюга.

Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Познавательно – исследовательская деятельность:

«Какой художник окна расписал?»

Выяснить с детьми откуда берутся рисунки на окнах

Продуктивная деятельность: рисование, раскрашивание картинок, СХД

По теме «Зима»

Рисование. Дерево в инее. Зимний пейзаж.  Опушка зимнего леса. Новогодняя ёлка. Зимние забавы.

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа по ОО «РР»

Скороговорки и чистоговорки

Ма-Ма-Ма – к нам пришла зима,

Юсь-ЮсьЮсь – я мороза не боюсь,

Ять-Ять-Ять-мы идем гулять

Индивидуальная работа по ОО «ФР»

Игра «Белые медведи»

Хождение на 4-х конечностях

Индивидуальная работа по ОО «ПР»

Какие ёлочные украшения лучше? (свойства стекла и пластмассы)

Индивидуальная работа по ОО «СКР»

Учить находить общее и различия, развивать внимание

Индивидуальная работа по ОО «ХЭР»

Графический диктант – работа по клеточкам

Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах

Иллюстрации по теме недели

Иллюстрации по теме недели:

Иллюстрации по теме недели

Иллюстрации по теме недели

Иллюстрации по теме недели

НОД

По плану педагогов группы и специалистов ДОУ

По плану педагогов группы и специалистов ДОУ

По плану педагогов группы и специалистов ДОУ

 По плану педагогов группы и специалистов ДОУ

По плану педагогов группы и специалистов ДОУ

Прогулка

Совместная деятельность взрослого и детей

Наблюдение: целевая прогулка (1 раз в месяц):

Прогулка по территории ДОУ, отметить общие сезонные изменения.

Закрепить знания о сезонных изменениях (Бессолнечный месяц- «Хмурень», дни короткие ,ночи длинные, по ночам трещит мороз)

д/и экологического содержания:

«Найди ошибку» (по признакам времён года)

Трудовые поручения: уборка выносного материала

п/и, упражнения:

 «Волк во рву», «Горелки».

Наблюдение: «Гололед» правилах безопасного поведения.

Элементарный бытовой труд

Расчистить дорожки от снега

п/и, упражнения:

«Хоккей», «День-ночь»,

«Жмурки»

Наблюдение: за живой природой. Птицы на территории ДОУ, учить узнавать и называть птиц, их особенности.

Опытная деятельность:

Сделать срез снега лопатой. Почему не можем сделать срез почвы?

п/и, упражнения:

«Кот и мыши»

Задачи: Развивать умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, приседании,

«Эстафета» - закрепить умение играть в командные игры, понимать и выполнять общие правила; формировать и развивать  командный дух.

Наблюдение: за неживой природой – за деревьями – продолжать наблюдать, учить узнавать и называть, отмечать изменения.

Трудовые поручения:

Присыпать стволы деревьев снегом, подкормка птиц.

п/и, упражнения:

«Эстафета»

«Салки»

«Жмурки»

Наблюдение: за явлениями общественной жизни 

Наблюдение: за общественным транспортом.

Ц.: воспитывать интерес к технике и труду взрослых. Повторить правила проезда в общественном транспорте.

Опытная деятельность:

«Тает, не тает»

п/и, упражнения: 

«Гори, гори ясно»

« Кот и мыши»

Индивидуальная работа

Учить безопасному передвижению в игре

Прыжки с места, отталкиваясь двумя ногами

Учить командной игре

Закрепить правила командных игр

Произнести правильно, закрепить название общественного транспорта.

Создание условий для сам.деятельности детей

Выносной материал

Работа перед сном

Воспитание навыков самообслуживания, гигиенические процедуры:

Продолжать  прививать  детям привычку приводить себя в порядок, аккуратно раскладывать вещи на стульчике.

Ознакомление с  художественной литературой: Чтение произведений пред сном по теме недели

Постепенный подъем. Закаливающие мероприятия:

Гимнастика пробуждения, босохождение по массажным коврикам.

Вечер

Совместная деятельность взрослого и детей

Игровая: д/и на развитие речи и мышления

«Исправь ошибку».  Развивать логическое мышление.

     Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

     Зимой лыжнику нужны санки, а хоккеисту – лыжи. Саночнику нужны  коньки, а конькобежцу – клюшка.

Игровая: с/р игра «Строители» -расширять игровой опыт детей, учить по –новому предавать содержание игровых ролей (шофер. строитель, новосёл)

Познавательно – исследовательская деятельность:

Игровая: д/и на ЗКР

речевая игра с мячом «Скажи иначе». Учить детей подбирать синонимы.

Холодная зима – лютая, морозная, студёная, суровая.

Снег блестит – сверкает, сияет, серебрится, искрится, светится.

Конструктивно - строительная деятельность:

«Строим скворечник для птиц…» - учить создавать прочные конструкции из разного конструктора и обыгрывать постройки.

Коммуникативная: Литературный час (проза/ поэзия/сказки/ вариативная часть ООП/ работа в книжном уголке

Составление сюжетных рассказов по картинкам.

 Составление рассказов из личного опыта «Как я лепил снежную бабу», «Как я играл зимой».

Игровая: д/и на развитие ПППр

«Закончи предложение». Закрепить умение подбирать соответствующие понятия.

Наступила зима (какая?)…. Небо стало (каким?)…. Часто идёт снег (какой?)…. Земля (какая?)…. Ветер стал (каким?)…. Речка покрылась льдом (каким?) …. Деревья (какие?)…. Люди зимой одели (что?)….  Дети из снега делают (что?)….

Игровая: сюжетно – ролевая игра

«Строители» -расширять игровой опыт детей

Трудовая : 

Наведение порядка в группе

Игровая: русские народные игры «Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: 

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

Музыкально – игровая: игры – драматизации, театрализованные игры

Продуктивная деятельность: мастерская «Умелые ручки» - Лепка. Снеговик. Я катаю снежный ком.  

Игровая: настольно – печатные игры

«Времена года», по выбору детей

Игровая, музыкальная: Вечер развлечений/ игры – забавы

Дискотека

Итоговое мероприятие по тематической недели:

Индивидуальная работа

Дидактические игры по теме недели

Иллюстрации сюжетные и единичные по профессиям

Пластилин, дощечки, образцы.

Раскраски и трафареты по теме недели

Работа с родителми

На прогулке понаблюдайте с ребёнком за зимними изменениями в природе. Помогите ребёнку запомнить приметы зимы

Приметы зимы:

1) Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.

2) Стало холодно, на улице мороз.

3) Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.

4) Ночи стоят длинные, а дни  — короткие.

5) Люди  надели тёплую зимнюю одежду.

6) Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.

Предложите ребенку выполнить упражнение «Перед – между – после». Какой месяц перед январем? Какой месяц после января? Какой месяц между февралем и декабрем?

 Поиграйте с ребенком в игру 

«Скажи ласково»

Санки -…(саночки)                         снежинка -…(снежиночка)

сосулька –… (сосулечка)               

зима -…(зимушка)

горка — …(горочка)                         снег -…(снежок)

снеговик -…(снеговичок)

лед - …(ледок)

 

Выучите с ребёнком любую загадку о зиме:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год.

(декабрь)

 

Поиграйте в игру «Какой? Какая?»

Зима какая?         (холодная, морозная, снежная, долгая, волшебная и т.д.)

Снег какой?         (белый, пушистый, легкий, чистый, серебристый, мокрый, липкий, рассыпчатый и т.д.)

Лед какой? (холодный, прозрачный, твердый, блестящий, гладкий и т.д.)

Мороз какой?      (зимний, крепкий, суровый)

Снежинки какие? (белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие, нежные, кружевные и т.д.)

Совместная деятельность взрослого и детей

Прогулка

Наблюдение за погодой: составить рассказ «Погода вчера и сегодня» с использованием сравнительных характеристик (облачность, ветер, осадки, температура)

Наблюдение: за птицами за окном. Вспомнить и закрепить название кочующих и оседлых птиц.

Наблюдение за снегопадом, вспомнить загадки, стихи.

«Нужен ли снег и для чего?»

Наблюдение: за работой дворника, сравнить его работу осенью и зимой, отметить важность его работы.

«Для чего посыпают дорожки песком?»

Наблюдение за передвижением транспорта. Вспомнить, какие группы транспорта известны детям. Предложить составить рассказ.

Приложение:

Пересказ рассказов: Летят снежные пушинки

   Пришла зима. С севера подул холодный, студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю. Слой за слоем ложится снег. Идёт зима, растут сугробы, и снег становится плотным.

                                                                             В.Архангельский

Зима

     Прошло осеннее ненастье. На дворе зима. Стоит хорошая погода. Кругом светло от снега. Пришла зимушка и в лесную чащу. Запушила деревья. Красивый наряд лежит на ветках. На снегу можно заметить следы зверей. Вот бежал через полянку заяц. Под сосной пустые шишки. Чья это работа? Белки или дятла?

                                                                                            И.Соколов-Микитов

Про снежный колобок

     Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки – сделал глаза; нашёл палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёши колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.

    Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алёша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое?

    Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает.

    Поглядел Алёша в карман, а там нет колобка.

    Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

    А колобок где? Как вы думаете?

                                                                                                            Н.Калинина

Забавы зимой

     Пришла зима. Мороз на улице! Летит пушистый снег. Все кругом белым-бело. Сережа и Саша взяли коньки. Они пошли на каток. Мальчики катались по гладкому льду. Маша и Марина быстро мчались на санках с крутой горы. Малыши играли в снежки. Мальчишки и девчонки дружно строили снеговика. Школьники играли в хоккей.  Как весело зимой!

                                                                                                        Т.И.Подрезова

Снежная баба

     Мы слепили во дворе два огромных кома. Положили ком на ком. Прилепили снежной бабе руки.  Воткнули в них метлу.

     Мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову снежной бабе надели шапку.

                                                                                                       З.Г.Агранович

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,                  Загибают пальчики, начиная с большого.           

Мы с тобой снежок слепили.     «Лепят» снежки.

Круглый, крепкий,                      Показывают круг, сжимают ладони вместе, 

Очень гладкий                             гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.     Грозят пальчиком.

Раз – подбросим.                         «Подбрасывают»  снежок.

Два – подбросим.                         Приседают,  «ловят» снежок.

Три – уроним                                Встают, «роняют» снежок.

И …  сломаем.                              Топают.

        (Н.Нищева)

                          Художественная литература

В.Г.Сутеев «Ёлка»

С.Я Маршак  «12 месяцев»

К.Д.Ушинский  «Проказы старухи зимы»

Г.-Х.Андерсен  «Снежная королева»

Н.Н.Носов  «На горке»

С.Покровский  «Когда наступает зима»

Н.Сладков  «Суд над декабрём»

И.Полуянов  «Шёпот снегов»

В.Архангельский «Летят снежные пушинки»

А.Клыков  «Зимой под водой»

О.Иваненко «Сосулька»

Сказки: «Снегурочка», «В гостях у дедушки Мороза», «Два Мороза»

                                   Выучить наизусть

                 Зима                                         Улицей гуляет дедушка Мороз

Мороз в окно глядит и дышит                         Улицей гуляет

И на стекле узоры пишет,                                 Дедушка Мороз,

А против мерзлого окна,                                   Иней рассыпает

Дыханьем дедушки Мороза                              По ветвям берёз.

В парчу и жемчуг убрана,                                 Ходит бородою

Стоит кудрявая берёза.                                      Белою трясёт,

          (С.Дрожжин)                                            Топает ногою,

                                                                             Только треск идёт.

                                                                                  (С.Дрожжин)

        Зимняя песенка                                                   Метель

Вот пришла зима серебристая,                        Кружится и хохочет

Белым снегом замела                                       Метель на Новый год:

Поле чистое.                                                     Снег опуститься хочет,

Днём с детьми на коньках                               А ветер не дает.

Всё катается.                                                     И весело деревьям

Ночью в снежных огоньках                            И каждому кусту:

Рассыпается.                                                     Снежинки, как смешинки,

В окнах пишет узор                                         Танцуют на лету!

Льдом-иголочкой                                                  (В.Кондратьев)

И стучится к нам во двор

Со свежей ёлочкой.

     (Р.Кудашева)

                  Загадки

  Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,

  А побелила все крыши вокруг.   (Зима)

  Снег на полях,

  Лёд на реках,

  Вьюга гуляет…

  Когда это бывает?   (Зима)

  Назовите-ка, ребятки,

  Месяц в этой вот загадке:

  Дни его – всех дней короче,

  Всех ночей длиннее ночи.

  На полях и на лугах

  До весны легли снега.

  Только месяц наш пройдёт,

  Мы встречаем Новый год!     (Декабрь)

  Щиплет уши, щиплет нос,

  Лезет в валенки мороз.

  Брызнешь воду – упадёт

  Не вода уже, а лёд.

  Даже птице не летится,

  От мороза стынет птица.

  Повернулось солнце к лету,

  Что, скажи, за месяц это?    (Январь)

  Снег мешками валит с неба,

  С дом стоят сугробы снега.

  То бураны и метели

  На деревню налетели.

  По ночам мороз силён,

  Днём капели слышен звон.

  День прибавился заметно.

  Ну, так что за месяц это?   (Февраль)

  Гуляю в поле,

  Летаю на воле,

  Кручу, бурчу,

  Знать ничего не хочу,

  Вдоль села пробегаю,

  Сугробы наметаю.  (Метель)

  Кто бросает снег в лицо,

  Наметает на крыльцо?

  Кто в трубе печной завыл?

  Кто ворота отворил?   (Ветер)

  Белая звёздочка с неба упала,

  Мне на ладошку  легла –

  И пропала.    (Снежинка)

  Покружилась звёздочка

  В воздухе немножко,

  Села и растаяла

  На моей ладошке.    (Снежинка)

  По снегу покатите –

  Я подрасту.

  На костре согрейте –

  Я пропаду.  (Снежный ком)

  За окошком двор исчез,

  А на стеклах вырос лес.   (Морозные узоры)

  Одеяло белое

  Не руками сделано,

  Не ткалось и не кроилось,

  С неба на землю спустилось.   (Снег)

  Он пушистый, серебристый,

  Но рукой его не тронь,

  Станет капелькою чистой,

  Как поймаешь на ладонь.   (Снег)

  Рыбам зиму жить тепло:

  Крыша – толстое стекло.    (Лёд)

  Прозрачен, как стекло,

  А не вставишь в окно.   (Лёд)

  Какой это мастер

  На стёкла нанёс

  И листья, и травы,

  И заросли роз?   (Мороз)

  У избы побывал –

  Всё окно разрисовал,

  У реки погостил –

  Во всю реку мост мостил.   (Мороз)

  Не снег и не лёд,

  А серебром деревья уберёт.   (Иней)

  Меня хлопали лопатой,

  Меня сделали горбатой,

  Меня били, колотили,

  Ледяной водой облили.

  И скатились все потом

  С моего горба гуртом.   (Ледяная горка)

  Что за нелепый человек

  Пробрался в двадцать первый век?

  Морковка – нос, в руке - метла,

  Боится солнца и тепла.  (Снеговик)

  Всё лето стояли,

  Зимы ожидали,

  Дождались поры –

  Помчались с горы.   (Санки)

  Два коня у меня,

  По льду они возят меня.   (Коньки)

  Есть, ребята, у меня

  Два серебряных коня.

  Езжу сразу на обоих.

  Что за кони у меня?   (Коньки)

  Деревянные кони

  По снегу скачут,

  А в снег не проваливаются.   (Лыжи)

  Две полоски на снегу

  Оставляю на бегу.

  Я лечу от них стрелой,

  А они опять за мной.  (Лыжи)

  На маленькой площадке крик:

  К воротам рвётся ученик.

  Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!»

  Весёлая игра!   (Хоккей)

  Растёт она вниз головою,

  Не летом растёт, а зимою.

  Но солнце её припечёт –

  Заплачет она и умрёт.   (Сосулька)

  Висит за окошком

  Кулёк ледяной.

  Он полон капели

  И пахнет весной.  (Сосулька)

             Физкультурная минутка  «Здравствуй, зима!»

А сегодня у зимы – новоселье,               Дети маршируют на месте.

Мы с  тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба.                        Поднимают руки вверх.

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.                           Разводят руки в стороны.

Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные                Смотрят вверх.

Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем,                         Ходьба с высоким подниманием

Выше ноги поднимаем.                           колен.

Двери комнат отворяем,                          Правую руку отводят в сторону.

Справа – хлоп, слева – хлоп.                   Делают хлопок справа, слева.

- Здравствуй, зима!                                    

Ты хозяйке поклонись-ка:                       Поклон.

- Здравствуй, зима!

                      Физкультурная минутка  «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах,        Дети изображают ходьбу на лыжах.

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,                    Изображают бег на коньках.

Но упали мы. Ах!                            Падают.

А потом снежки лепили,                 «Лепят»  снежки.

А потом снежки катили,                 Катят воображаемый ком.

А потом без сил упали                    Падают.

И домой мы побежали.                   Бегут по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование. Средний и старший дошкольный возраст

Календарно – тематическое планирование.Средний и старший дошкольный возраст...

Календарно-тематическое планирование по ФЭМП, старший дошкольный возраст

Календарно-тематическое планирование по ФЭМП, старший дошкольный возраст...

Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на тему: "Зимушка-зима", в старшей группе (на неделю, декабрь)

Примерное календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы на тему: "Зимушка-зима" в старшей группе (на неделю, декабрь), работающих по примерной основной образовате...

Календарно-тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое  планирование  для  детей  старшего   дошкольного возраста...

Методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по грамоте старшего дошкольного возраста".

Подготовка  детей старшего дошкольного возраста к овладению элементарными навыками чтения и письма....