Нравственное воспитание: как воспитывать в детях человечность, доброту и ответственность
консультация (средняя группа)

Шипилова Ольга Ивановна
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос не только умным и успешным, но и добрым, отзывчивым, умеющим понимать других людей. Ведь именно эти качества делают человека по-настоящему счастливым и помогают строить тёплые отношения с окружающими. Детей невозможно научить нравственности, они могут только перенять ее у взрослых. Но как воспитать человечность, если этому не научишь по учебнику? Начинаем с личного примера. Дети учатся не на словах, а на поступках взрослых. Если ребёнок видит, что мама говорит «спасибо» и «пожалуйста», помогает соседке донести сумку, а папа уступает место в автобусе, он впитывает это как норму поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oktyabr25_nravstvennoe_vospitanie.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание: как воспитывать в детях человечность, доброту и ответственность

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос не только умным и успешным, но и добрым, отзывчивым, умеющим понимать других людей. Ведь именно эти качества делают человека по-настоящему счастливым и помогают строить тёплые отношения с окружающими.                          Детей невозможно научить нравственности, они могут только перенять ее у взрослых.
Но как воспитать человечность, если этому не научишь по учебнику?
Начинаем с личного примера. Дети учатся не на словах, а на поступках взрослых.
Если ребёнок видит, что мама говорит «спасибо» и «пожалуйста», помогает соседке донести сумку, а папа уступает место в автобусе, он впитывает это как норму поведения.

Пример:
Мальчик Саша в детском саду помог девочке собрать упавшие карандаши. На вопрос воспитателя, почему он это сделал, ответил: «Мама говорит, что помогать - это по-доброму».
Вот и весь секрет - дети повторяют то, что видят. Обязанность нас, взрослых, научить ребенка понимать чувства других. Нравственное воспитание невозможно без эмпатии -  умения почувствовать, что переживает другой человек. Когда ребёнок ссорится с другом, не стоит просто говорить: «Не дерись!». Лучше спросить: «Как ты думаешь, Ваня сейчас расстроился? А тебе было бы приятно, если бы с тобой так поступили?» Такие простые разговоры помогают детям задуматься, почувствовать связь между своими поступками и эмоциями других.

Доброта скрывается в мелочах, это не только большие дела, но и маленькие, ежедневные поступки. В группе можно устраивать «дни добрых дел»:

помочь накрыть на стол;

нарисовать открытку для друга;

Навести порядок  на участке;

сказать комплимент кому-то из ребят.

Когда ребёнок делает добро, пусть и самое простое, он чувствует радость от того, что может быть полезным.

Ответственность -  это не строгость, а уверенность, что ребёнку доверяют.
Можно поручить малышу простые дела: полить цветы, убрать игрушки, помочь накрыть на стол. Главное -  не переделывать за него, а похвалить за старание.

Пример:
Если ребёнок забыл убрать игрушку, не стоит сердиться. Лучше сказать: «Ты у нас обычно очень внимательный, может, просто сегодня устал? Давай вместе закончим».
Так формируется не страх наказания, а чувство личной ответственности.  В детском саду мы стараемся, чтобы каждому ребёнку было комфортно, чтобы он чувствовал себя нужным и любимым. Ведь именно в атмосфере доверия и уважения формируется нравственная основа личности. Дома родители могут поддерживать это, читая вместе добрые книги, обсуждая поступки героев, играя в ролевые игры, где можно потренироваться «быть добрым волшебником» или «помощником». Помните: нравственное воспитание - это не отдельные уроки, а часть повседневной жизни. Каждый день мы вместе с детьми учимся быть людьми -  добрыми, внимательными и ответственными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе Тема: «Уроки Доброты»

Данный материал содержит занятие по формированию нравственных качеств личности детей....

Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию во второй младшей группе «Праздник доброты»

Цель:-закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского участия- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьм...

Конспект НОД по нравственному воспитанию во 2 младшей группе «Уроки доброты»

На этом занятии дети помогают ёжику,из прищепок делают иголочки.Здесь идёт и закрепление времён года....

"Воспитываем в детях человечность"

Рекомендации для родителей дошкольников "Воспитываем в детях человечность"...

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Как важна дружба, внимание и доброта!» для детей средней группы.

Задачи:-Познакомить детей со значением слова «комплимент», учить использовать комплименты в своей речи;-Закрепить понятие слова «друг»;- Воспитывать доброжелательное ...

Как воспитывать в детях человечность

Гуманность — это ключевое качество личности. Без него нельзя представить человека, способного на сострадание и сопереживание. В широком смысле гуманность — это доброе отношение ко всему жи...