Взаимодействие с родителями в вопросах воспитания гражданственности и межкультурного взаимодействия, учёт и поддержка семейных традиций
статья

Лютая Ирина Юрьевна

Одной из ключевых задач современной системы образования является формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, патриотизма, готовности к диалогу с представителями различных культур и народов. В условиях глобализации и многообразия национальных и культурных традиций особенно важным становится воспитание толерантности, уважения к иным культурным ценностям и в то же время бережного отношения к собственному культурному наследию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_irooo.docx55.05 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с родителями в вопросах воспитания гражданственности и межкультурного взаимодействия, учёт и поддержка семейных традиций

Написала: воспитатель 1 категории Лютая Ирина Юрьевна                                МБДОУ «Детский сад №2», г. Калачинска

Введение

Одной из ключевых задач современной системы образования является формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности, патриотизма, готовности к диалогу с представителями различных культур и народов. В условиях глобализации и многообразия национальных и культурных традиций особенно важным становится воспитание толерантности, уважения к иным культурным ценностям и в то же время бережного отношения к собственному культурному наследию.

Формирование гражданственности и межкультурного взаимодействия не может рассматриваться только как задача детского сада. Семья является первой и основной средой социализации ребёнка. Именно родители формируют первичные представления о ценностях, традициях, нормах поведения. В этом контексте взаимодействие образовательной организации и семьи выступает важнейшим условием воспитания гармоничной личности, способной к жизни в многонациональном обществе.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью поиска эффективных форм сотрудничества педагогов и родителей, направленных на воспитание гражданских качеств, поддержку семейных традиций и формирование уважения к культурному многообразию.

Основная часть

Семья как первичная среда гражданского воспитания

Семья является первой школой жизни ребёнка. Здесь формируются базовые навыки общения, представления о добре и зле, справедливости, ответственности. Родители на собственном примере демонстрируют модели поведения, транслируют ценности и отношение к обществу, государству, культурным нормам.

Формирование гражданственности в семье проявляется в следующих аспектах:
- уважение к старшему поколению и авторитету родителей;
- приобщение ребёнка к семейным и государственным праздникам;
- обсуждение событий общественной жизни, участие в выборах, благотворительности;
- развитие у ребёнка чувства ответственности за свои поступки и за общее дело.

Таким образом, родители закладывают фундамент для дальнейшей работы педагогов. Если в семье отсутствует воспитание гражданских качеств, то  детскому саду  приходится восполнять этот пробел, что значительно осложняет процесс.

Роль детского сада в формировании гражданственности

Детский сад  систематизирует и развивает те основы, которые ребёнок получает в семье. Педагоги организуют деятельность, направленную на формирование гражданских и патриотических качеств: клубные часы в детском саду,  встречи с представителями общественных организаций, участие в детсадовских и городских мероприятиях.

Однако без согласованности с семьёй воспитательный эффект снижается. Родители должны быть вовлечены в детсадовские проекты  чтобы ребёнок видел единство требований и ценностей.

Воспитание межкультурной толерантности

Современное общество характеризуется многонациональностью и культурным разнообразием. В группу могут ходить  дети разных национальностей, конфессий и культурных традиций. Важно, чтобы ребёнок научился не только уважать свою культуру, но и принимать чужую.

Роль семьи в этом процессе заключается в расширении кругозора ребёнка, знакомстве с многообразием традиций, развитии уважительного отношения к другим народам. Детский сад, в свою очередь, может предложить следующие формы работы:
- проведение «Дней национальных культур» с участием родителей;
- организация выставок, где семьи представляют национальные костюмы, кухню, традиции;
- проведение дискуссий и клубных часов, посвящённых вопросам толерантности и дружбы народов;
- проектная деятельность, связанная с исследованием культурных особенностей региона.

Важно подчеркнуть, что межкультурное воспитание помогает не только снизить уровень конфликтности, но и развивает у детей умение вести диалог, находить общие ценности.

Учёт и поддержка семейных традиций

Семейные традиции играют огромную роль в воспитании личности. Они формируют у ребёнка чувство принадлежности к своей семье, народу, истории. Совместные праздники, семейные обычаи, памятные даты становятся частью культурного опыта ребёнка.

Поддержка семейных традиций в образовательном процессе может выражаться в:
- организации  проектов «История моей семьи», «Семейные традиции в культуре народа»;
- проведении конкурсов семейных фотографий, рассказов о реликвиях и династиях;
- мастер-классах, где родители учат детей традиционным ремёслам, кулинарии.

Учет семейных традиций не только усиливает воспитательный эффект, но и укрепляет связь между поколениями, формирует уважение к семейным ценностям.

Пути эффективного взаимодействия детского сада и родителей

Для достижения поставленных задач необходима система сотрудничества семьи и детского сада. Наиболее эффективными формами такого взаимодействия являются:
- регулярные родительские собрания, посвящённые вопросам гражданского и межкультурного воспитания;
- консультации педагогов и психологов для родителей;
- родительские клубы и кружки по интересам;
- совместные акции, благотворительные мероприятия, спортивные праздники;
- вовлечение родителей в подготовку и проведение воспитательных проектов.
Только в условиях партнёрства семьи и детского сада возможно комплексное и системное воспитание гражданственности и уважения к культурному многообразию.

Заключение

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи в воспитании гражданственности и межкультурного взаимодействия является необходимым условием формирования гармоничной личности ребёнка. Родители, являясь первыми воспитателями, закладывают фундамент духовно-нравственного развития, формируют у ребёнка любовь к своей семье и уважение к культурным традициям. Детский сад же обеспечивает системность и направленность воспитательного процесса, создаёт условия для межкультурного диалога и формирования гражданских качеств.

Совместные усилия педагогов и родителей позволяют воспитать поколение, способное ценить и сохранять семейные традиции, уважать культурное многообразие, активно участвовать в жизни общества и ответственно относиться к будущему своей страны.

Список литературы

1. Валеева Р. А. Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребёнка. — Казань: Казанский университет, 2015.                                                                                          2. Громыко Ю. В. Педагогика сотрудничества: теория и практика. — М.: Академкнига, 2012.                                                                                                                        3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009.                                                                                               4. Харламов И. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 2019.                                                                    5. Шиянов Е. Н., Крылова Н. Б. Педагогика: теория и практика воспитания. — Ростов н/Д: Феникс, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста"

Игровые упражнения для педагогов. Функции семьи и ДОУ в современных условиях. Формы работы с родителями. Анкета для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи"....

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в вопросах воспитания

Данная работа направлена на раскрытие нетрадиционных вариативных  возможностей при организации совместной деятельности родителей и воспитателей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста....

Сообщение на педагогическом совете на тему «Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания и оздоровления в летний период» (из личного опыта)

Одним из требований ФГОС ДО является «взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством со...

Взаимодействие с родителями в вопросах воспитания культуры здорового образа жизни у дошкольников

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоров...

«Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста»

альность проблемы.     Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от со...

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...