Проект "В гостях у русской матрёшки"
проект

Гуменюк Татьяна Игоревна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gostyah_u_russkoy_matryoshki.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «В гости к русской матрешке», дети раннего возраста

Разработала: воспитатель Гуменюк Т.И.

История появления русской матрёшки начинается в конце XIX века и связана с деятельностью мастерской художника Сергея Малютина и токаря Василия Звёздочкина. Считается, что прототипом послужила японская игрушка Фукурума, привезённая женой промышленника Саввы Мамонтова из Японии. Эта фигурка представляла собой деревянного мудреца с вложенными друг в друга несколькими фигурами меньшего размера. Сергей Малютин, вдохновившись японской идеей, создал эскиз деревянной куклы, состоящей из восьми частей, каждая последующая помещалась внутрь предыдущей. Первая русская матрёшка была вырезана Василием Звёздочкиным в Абрамцевской мастерской. Кукла изображала девочку в сарафане и платочке, держащую петуха. Внутри находились фигуры мальчиков и девочек, последняя самая маленькая представляла младенца. Название "матрёшка" связано с распространённым русским именем Матрёна, которое ассоциируется с образом доброй матери большого семейства. Впервые матрёшка была представлена широкой публике на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, а позже получила международное признание на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где завоевала бронзовую медаль. Таким образом, русская матрёшка стала символом народного искусства и традиционным сувениром, отражающим культурные особенности России.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту.

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.

Знакомя детей с русской народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями,

Цель проекта: Познакомить детей с русским народным искусством и культурой через игру и творчество, развивая воображение, внимание, координацию движений и чувство прекрасного.

Ожидаемые результаты:

  • Умение различать размеры, цвета и форму предмета.
  • Развитие мелкой моторики и творческих способностей.
  • Улучшение зрительно-двигательной координации и активизация сенсорного восприятия.
  • Формирование интереса к культурному наследию родного края и начало формирования художественного вкуса.
  • Повышение эмоционального отклика и желания взаимодействовать с окружающими предметами, что способствует изучению мира вокруг себя.

Этапы реализации проекта:

 I этап: Подготовительный - создание среды знакомства с матрешкой: выставляем красивые изделия, рассматриваем картинки, слушаем рассказы воспитателя о происхождении игрушки.

  • Игра-знакомство «Кто спрятался?» (матрешка прячется внутри самой большой).
  • Прослушивание музыкальных композиций («Ах вы, сени мои, сени...») и песенок про матрешку.
  • Чтение стихотворений о матрёшках: «Прямо в ладошки», «В одной кукле-много кукол», «Эти русские матрёшки».

II этап: Основной - расширение представлений о матрешке:

  • Матрешка и одежда русских женщин.
  • Деревянные фигурки в быту (игры с разными видами изделий).
  • Маленькие помощники (игра-головоломка с разборкой матрешки).
  • Пальчиковая игра «Матрешки».

Мы – красавицы матрешки,- разжимают кулачки

Разноцветные одежки. шевелим пальчиками.

Раз – Матрена, два – Малаша,- загибаем поочередно пальцы

 Мила – три, четыре – Маша,- на правой руке,

 Маргарита – это пять начиная с большого

Нас нетрудно сосчитать -разжимаем кулачки 2 раза

* Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками» Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами «а-а-ах».

- Творческие задания:

 * Раскрашиваем заготовки матрешек гуашью и акварелью.

*Украшаем сарафан матрёшки.

* Лепим маленьких матрешек из пластилина, создавая сюжетные композиции.

 *Конструирование «Домик для матрешки» Цель: развитие элементарных конструктивных навыков, развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать трудолюбие.

- Физкультурные минутки и игры:

* Танцы с матрешками (повторяем движения героев народного танца).

* Танцевальная игра «Звонкие хлопошки».

 * Подвижная игра «Матрешка спешит домой».

III этап: Заключительный - Итоговая выставка работ воспитанников.

- Организация тематического праздника «Веселая матрешка»: дети демонстрируют свои поделки, играют, танцуют и общаются друг с другом.

Оценка эффективности проекта: оцениваются достижения каждого ребёнка индивидуально: насколько активно ребенок участвует в играх, проявляет интерес к предмету, стремится творчески выразить свои впечатления. Таким образом, проект способствует гармоничному развитию малыша в раннем возрасте, формированию уважения к национальной культуре и народной мудрости, что является мощным стимулом развития многих важных функций организма, способствующим лучшему пониманию и освоению окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "В гостях у русской матрёшки"

Программное содержание: Цель: Формировать интерес к прикладному искусству. Активизировать в речи детей слова: мастер, заплаткаОбразовательные задачи:- совершенствовать диалогическую форму речи;- ...

Конспект музыкального занятия в старшей группе «В гостях у русской матрёшки»

Конспект музыкального занятия в старшей группе «В гостях у русской матрёшки»Развитие музыкального восприятия, музыкальной отзывчивости, музыкальных способностей; накопление музыкальных впе...

Конспект занятия в подготовительной группе "В гостях у русской матрёшки"

нНа занятии дети знакомятся с историей появления русской матрешки, ее авторами. Также узнают о разных видах матрешек в зависимости от области изготовления). Кроме познавательного материала в занятии п...

конспект занятия " В гостях у русской матрёшки"

продолжатьзнакомить с народным   декоративно-прикладным искусством,  развивать эстетическое восприятие,чувство прекрасного через фольклор....

В гости к русской матрёшке.

Интегрированное занятие...

НОД в младшей группе "В гости к русской матрёшке"

Цель: познакомить детей с деревянной игрушкой-матрёшкой.Задачи: образовательные: расширять представления детей о русской народной игрушке, отметить, что матрешка сделана из дерева, украшены ...