Проект "В гостях у русской матрёшки"
проект
Предварительный просмотр:
Проект «В гости к русской матрешке», дети раннего возраста
Разработала: воспитатель Гуменюк Т.И.
История появления русской матрёшки начинается в конце XIX века и связана с деятельностью мастерской художника Сергея Малютина и токаря Василия Звёздочкина. Считается, что прототипом послужила японская игрушка Фукурума, привезённая женой промышленника Саввы Мамонтова из Японии. Эта фигурка представляла собой деревянного мудреца с вложенными друг в друга несколькими фигурами меньшего размера. Сергей Малютин, вдохновившись японской идеей, создал эскиз деревянной куклы, состоящей из восьми частей, каждая последующая помещалась внутрь предыдущей. Первая русская матрёшка была вырезана Василием Звёздочкиным в Абрамцевской мастерской. Кукла изображала девочку в сарафане и платочке, держащую петуха. Внутри находились фигуры мальчиков и девочек, последняя самая маленькая представляла младенца. Название "матрёшка" связано с распространённым русским именем Матрёна, которое ассоциируется с образом доброй матери большого семейства. Впервые матрёшка была представлена широкой публике на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, а позже получила международное признание на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, где завоевала бронзовую медаль. Таким образом, русская матрёшка стала символом народного искусства и традиционным сувениром, отражающим культурные особенности России.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций русского народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Такие игрушки согреты теплом человеческих рук, красочно расписаны мастерами и умельцами, издавна дарят людям любовь и доброту.
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, народной игрушкой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Народная игрушка – Матрешка при всей простоте, несет в себе очень много для развития малыша. Способствует развитию связной речи, моторики пальцев, концентрации внимания, формирует первые математические навыки, знакомит с основами сюжетной игры.
Знакомя детей с русской народной игрушкой-матрешкой, мы уделяем внимание духовному воспитанию, воспитанию патриотизма, формируем творчески развитую личность, знакомим ребёнка с русскими народными традициями,
Цель проекта: Познакомить детей с русским народным искусством и культурой через игру и творчество, развивая воображение, внимание, координацию движений и чувство прекрасного.
Ожидаемые результаты:
- Умение различать размеры, цвета и форму предмета.
- Развитие мелкой моторики и творческих способностей.
- Улучшение зрительно-двигательной координации и активизация сенсорного восприятия.
- Формирование интереса к культурному наследию родного края и начало формирования художественного вкуса.
- Повышение эмоционального отклика и желания взаимодействовать с окружающими предметами, что способствует изучению мира вокруг себя.
Этапы реализации проекта:
I этап: Подготовительный - создание среды знакомства с матрешкой: выставляем красивые изделия, рассматриваем картинки, слушаем рассказы воспитателя о происхождении игрушки.
- Игра-знакомство «Кто спрятался?» (матрешка прячется внутри самой большой).
- Прослушивание музыкальных композиций («Ах вы, сени мои, сени...») и песенок про матрешку.
- Чтение стихотворений о матрёшках: «Прямо в ладошки», «В одной кукле-много кукол», «Эти русские матрёшки».
II этап: Основной - расширение представлений о матрешке:
- Матрешка и одежда русских женщин.
- Деревянные фигурки в быту (игры с разными видами изделий).
- Маленькие помощники (игра-головоломка с разборкой матрешки).
- Пальчиковая игра «Матрешки».
Мы – красавицы матрешки,- разжимают кулачки
Разноцветные одежки. шевелим пальчиками.
Раз – Матрена, два – Малаша,- загибаем поочередно пальцы
Мила – три, четыре – Маша,- на правой руке,
Маргарита – это пять начиная с большого
Нас нетрудно сосчитать -разжимаем кулачки 2 раза
* Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками» Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами «а-а-ах».
- Творческие задания:
* Раскрашиваем заготовки матрешек гуашью и акварелью.
*Украшаем сарафан матрёшки.
* Лепим маленьких матрешек из пластилина, создавая сюжетные композиции.
*Конструирование «Домик для матрешки» Цель: развитие элементарных конструктивных навыков, развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению, воспитывать трудолюбие.
- Физкультурные минутки и игры:
* Танцы с матрешками (повторяем движения героев народного танца).
* Танцевальная игра «Звонкие хлопошки».
* Подвижная игра «Матрешка спешит домой».
III этап: Заключительный - Итоговая выставка работ воспитанников.
- Организация тематического праздника «Веселая матрешка»: дети демонстрируют свои поделки, играют, танцуют и общаются друг с другом.
Оценка эффективности проекта: оцениваются достижения каждого ребёнка индивидуально: насколько активно ребенок участвует в играх, проявляет интерес к предмету, стремится творчески выразить свои впечатления. Таким образом, проект способствует гармоничному развитию малыша в раннем возрасте, формированию уважения к национальной культуре и народной мудрости, что является мощным стимулом развития многих важных функций организма, способствующим лучшему пониманию и освоению окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "В гостях у русской матрёшки"
Программное содержание: Цель: Формировать интерес к прикладному искусству. Активизировать в речи детей слова: мастер, заплаткаОбразовательные задачи:- совершенствовать диалогическую форму речи;- ...
Организованная образовательная деятельность по формированию у воспитанников нравственно-патриотических чувств на тему: «В гостях у русской Матрёшки» (средняя группа)
Формирование у детей представления о русской матрешке, как символе России и русской культуры....
Конспект музыкального занятия в старшей группе «В гостях у русской матрёшки»
Конспект музыкального занятия в старшей группе «В гостях у русской матрёшки»Развитие музыкального восприятия, музыкальной отзывчивости, музыкальных способностей; накопление музыкальных впе...

Конспект занятия в подготовительной группе "В гостях у русской матрёшки"
нНа занятии дети знакомятся с историей появления русской матрешки, ее авторами. Также узнают о разных видах матрешек в зависимости от области изготовления). Кроме познавательного материала в занятии п...

конспект занятия " В гостях у русской матрёшки"
продолжатьзнакомить с народным декоративно-прикладным искусством, развивать эстетическое восприятие,чувство прекрасного через фольклор....

НОД в младшей группе "В гости к русской матрёшке"
Цель: познакомить детей с деревянной игрушкой-матрёшкой.Задачи: образовательные: расширять представления детей о русской народной игрушке, отметить, что матрешка сделана из дерева, украшены ...

