Обобщение опыта работы на тему: «Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ».
методическая разработка

Гейченко Наталья Павловна

Каждый ребёнок от рождения по-своему талантлив, задача же педагогов – создать оптимальные условия для развития этих талантов, сделать окружающую ребёнка среду максимально разнообразной.

Мы живём в обществе преимущественно «левополушарном», поэтому в нём ценится логическое мышление, т.е. не «художественный», а «мыслительный» тип людей. Традиционная школа, от дошкольного до высшего звена, ориентирована на развитие левого полушария, а правополушарное, образное, творческое мышление в процессе обучения постепенно угнетается, и изначально талантливые дети впоследствии становятся самыми обыкновенными взрослыми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нягани «Детский сад №8 «Росинка»

        

Обобщение опыта работы на тему:

«Метод интеллект-карт

 в образовательном процессе ДОУ»

Подготовила:

Гейченко

Наталья Павловна

воспитатель МАДОУ г.Нягани «Д/с №8 «Росинка»

Нягань

Каждый ребёнок от рождения по-своему талантлив, задача же педагогов – создать оптимальные условия для развития этих талантов, сделать окружающую ребёнка среду максимально разнообразной.

Мы живём в обществе преимущественно «левополушарном», поэтому в нём ценится логическое мышление, т.е. не «художественный», а «мыслительный» тип людей. Традиционная школа, от дошкольного до высшего звена, ориентирована на развитие левого полушария, а правополушарное, образное, творческое мышление в процессе обучения постепенно угнетается, и изначально талантливые дети впоследствии становятся самыми обыкновенными взрослыми.

Левое и правое полушария головного мозга значительно различаются по своим задачам и имеют особенности взаимодействия. Главное отличие левого полушария от правого состоит в том, что только в нём расположены речевые центры. Левополушарное мышление считается абстрактно логическим, прогнозируемым, рациональным и двухмерным (плоскостным). Оно как бы дробит картину мира на детали, поэтому спецификой левого полушария является аналитическая функция восприятия мира, способность к логическому, последовательному, ступенчатому познанию.

Мышление детей является наглядно образным, спонтанным, интуитивным, эмоциональным и трёхмерным (пространственным). Правое полушарие охватывает картину мира целостно, синтезируя единый образ во всей совокупности проявлений, улавливая множество деталей и связей между ними. Известно, что примерно до десяти лет у детей доминирует преимущественно правое полушарие.

Очевидно, что необходимо одновременное развитие обоих полушарий, ведь каждое из них обеспечивает различные стороны единого психического процесса. 

Сейчас, когда точно доказано, что полноценная работа правого полушария чрезвычайно важна для становления и развития творческой личности, ситуация изменилась. В связи с широким освещением достижений в области нейропедагогики, появляются новые методы развития творческих способностей детей.

Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт. Английское название «mind - maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «карты памяти», «ментальные карты» или «карты мышления». 

Идею об интеллект-картах развил и популяризировал Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта. Он доказал, что благодаря своей структуре, подобные карты способны раскрывать интеллектуальный потенциал человека. В мир дошкольных технологий интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллект карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала. 

Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными.

Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию. 

Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения. 

Интеллектуальная карта − это графический способ представления идей, информации в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, инструмент для структурирования идей.
       Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал. 

При построении интеллект карт представления становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

Составление интеллект - карты предполагает использование графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (например, название новой темы). С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности.

Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.

Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.

Связное устное высказывание может состояться при наличии у ребёнка словаря, внутреннего плана высказывания и желания высказаться.

Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно.

В результате В. М. Акименко предлагает такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1. Выделение основных (ключевых) понятий по теме.

2. Называние картинок, изображённых на карте для уточнения и закрепления словарного запаса.

3. Составление и распространение предложений по каждой «ветке» дерева.

4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Радиантная структура карт отражает реальное мышление человека, именно поэтому информация, представленная в виде подобной схемы, лучше усваивается человеком.

Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок приклеивает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала.

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учится различать видовые понятия.
       Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально-волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.
        В начале модуля перед детьми ставится проблемная ситуация. Чтобы её решить, необходим план действий, наглядный и рабочий материал. Когда я начала осваивать работу с интеллект – картой, помогала детям наводящими вопросами, подбором картинок. Затем ребята освоили правила и стали самостоятельно подбирать материал. В центре ставится проблемная ситуация, связанная с темой модуля. Подбираем соответствующую картинку. Затем каждый ребёнок высказывает своё мнение в решении проблемы. Решаем коллективно, что подходит нам, подбираем материал. От центральной идеи расходятся стрелки – направления решения данной ситуации. Но каждое направление может иметь и своё направление.
 

Вместе с детьми мы составляем интеллект-карту по тематике недели, для детей это ориентир, настраивающий их на поиск новых знаний. А нам воспитателям, карта помогает предусмотреть смену материала для экспериментирования, творчества, игры и другой детской деятельности.

Очень помогают ментальные карты при закреплении речевого материала по временам года. В центре листа большой круг определённого цвета, в зависимости от времени года («белый»-зима, «зелёный»-весна, «красный»-лето, «оранжевый»-осень). От центра разноцветные толстые ветви и тонкие, так называемые подветви («зелёная»-растительный мир, подветви - деревья, цветы, трава, ягоды; «голубая» - природные явления, подветви - небо, солнце, осадки, ветер; «коричневая»-живой мир, подветви - животные, птицы, насекомые; «красная»-мир людей, подветви - одежда, занятия).

Мы создали такие карты по временам года, но можно выбирать любую тему, вплоть до создания интеллект - карты как итогового продукта каждой тематической недели.

Уникальность интеллект - карты в том, что, в отличие от таких средств, как тематические альбомы, вся информация не спрятана, а постоянно находится на виду и легко запоминается, а совместное её создание добавляет ценности в глазах детей. 

Дети с огромным интересом принимают участие в создании интеллект- карт, яркие картинки и сочетание аппликации (коллажа) и рисования привлекают к работе всех, не зависимо от уровня успешности в различных видах изобразительной деятельности, что позволяет пережить каждому ребёнку ситуацию успеха. В ходе реализации проекта интеллект-карта находится на тематической стене, ребята имеют возможность постоянно возвращаться к тому, что им нужно еще узнать и отметить на карте звездочками, то, что они уже узнали.     На этапе рефлексии интеллект-карта помогает определить детям, смогли ли они ответить на те вопросы, которые были при разработке проекта.

Дети приобрели определенные умения по заполнению интеллект-карты, появились зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни. Совершенствуются коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи.

Как использовать карты в дальнейшем?

Готовая интеллект-карта в дальнейшем может быть использована следующим образом:

1) Карта может помещаться в родительском уголке для обозрения, чтобы привлечь внимание родителей и активизировать их деятельность в решении совместных воспитательно-образовательных задач.

2) Так же карту используем для актуализации имеющихся у детей знаний в ходе занятий или свободной деятельности.

3) Интеллект – карту можно использовать при составлении и защите детско- родительского проекта на определенную тему.

4) По желанию детей, интеллект - карту можно передать в другую группу для аналогичного использования.

5) Самостоятельно составленную ребенком карту можно предложить поместить в его личное портфолио.

6) Изготовленные «семейные» или «командные» интеллект - карты могут принять участие в выставках или конкурсах на лучшую карту.

Начинать использовать интеллект - карты можно в любом возрасте и в разных видах детской деятельности. Главное, чтобы материал был доступен для его понимания. Например, выбрав тему осени, можно помочь ребенку выбрать атрибутику осени – дождь, желтые листики, зонтик, резиновые сапожки и т.д.

Алгоритм создания интеллект карт:

-Постановка цели – рождение идеи.

-«Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.

-Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода «детского исследования».

-«Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования».

Семья является основным источником воспитания и обучения ребенка, поэтому к знакомству с составлением, а также со способами применения интеллект - карт я приобщаю и родителей. Для них был организован и проведен мастер-класс по созданию интеллект-карт. И он принес свои результаты: родители с детьми вместе стали выполнять и потом презентовать интересные интеллект-карты. Ментальную карту также можно использовать и в работе с родителями.

В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, содействует реализации целевых ориентиров – любознательности, активности, овладении средствами общения и способами взаимодействия.

Эффективность этого метода в работе с дошкольниками неоспорима, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность, что исключает формальную передачу знаний детям. А непосредственное участие воспитанников в составлении интеллект-карт способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи.

Итак, в завершение хочу сказать, что в результате использования метода ментальной карты, мною была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность, проявление творчества. На мой взгляд, метод применения интеллект - карт является достаточно результативным, и я думаю, что эта работа станет одним из направлений деятельности в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В рамках городского методического объединения представление опыта работы на тему: "Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ"

Правильная организация обучения детей это сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми методами,  приемами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффектив...

Обобщение опыта работы по теме" Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Использование иновационных технологий - необходимость для повышения педагогической компетенции педагога, повышения качества образовательного процесса, повышение заинтересованности,активности и успешно...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование интеллект-карт по патриотическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста»...

Обобщение опыта работы по теме: "Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепление здоровья детей"

Обоснование темыОсновной задачей работы моей группы является укрепление здоровья, охрана нервной системы, гармоничное физическое развитие, двига­тельная активность и развитие движений.Считаю работ...

Обобщение опыта работы по теме « Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей

laquo; Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей» Работа с детьми младшего возраста....

Сообщение из опыта работы на тему «Использование цифровых технологий в образовательном процессе»

В соответствии с профессиональным стандартом педагога одной из компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности является владение ИКТ-компетенциями, или же использование инноваци...