Педагогический проект "Детская Метеорологическая станция"
проект (средняя группа)

Баранова Юлия Александровна

Воспитательная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

надо

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…3

  1. Пояснительная записка………………………………………………………4
  2. Паспорт проекта……….……………………………………………………..6
  3. Основные требования к организации метеоплощадки ……………………8
  4. План - схема метеоплощадки. Условные обозначения ……………………9  
  5. Словарик юного метеоролога………………………………………………10
  6. Требования к организации наблюдений в природе……………………….10
  7. Перспективный план работы на метеоплощадке для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет…………………………………………...12
  8. Перспективный план работы на метеоплощадке для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет…………………………………………...17
  9.  Перспективный план работы на метеоплощадке для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет…………………………………………...21
  10.  Перспективный план работы на метеоплощадке для детей подготовительного дошкольного возраста от 6 до 7 лет….………………….25

Список литературы

Введение

 В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.        

  1. Пояснительная записка

Природа является источником добра,

ее красота влияет на человека только тогда,

когда юное сердце облагораживается

высшей человеческой красотой - добром,

правдой, человечностью, сочувствием,

непримиримостью к злу.

В. А. Сухомлинский

Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь, все дети по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому им - то эти наблюдения доставляют целый неописуемый спектр всевозможных эмоций и ярких впечатлений. Именно поэтому многие детки в детских садиках во главе со своими воспитателями изучают метеостанции.

Актуальность проекта:

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно- пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами. Экологическая развивающая среда должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения;

Коллектив ДОУ поставил перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость. Мы надеемся, что проведенная педагогами ДОУ работа даст возможность приобрести свой опыт. Личный опыт постепенно станет для детей движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Новым элементом развивающей среды в нашем ДОУ стала, созданная на территории ДОУ «метеоплощадки». Метеоплощадки выполнена компактно на специально построенной, на территории ДОУ площадке, что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды. Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес.

3. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

База реализации проекта: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский.

Содержание работы над проектом

Проблема:

у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цели проекта:

создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности  детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

- познакомить с профессией метеоролога;

- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

- формировать представления о четырех частях света;

- познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеобудкой  и ее содержимым;

Вид проекта:

информационно – исследовательский.  

Возраст детей, на которых рассчитан проект:

дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Продолжительность проекта:

долгосрочный.

Этапы проекта: Подготовительный:

 

  • обозначение цели проекта;
  •  постановка задачи данного проекта;
  • определение сроков проведения проекта;
  •  составление плана работы над проектом.

 Основной:  

 

 

 

  • изготовление приборов – помощников;  
  • работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

Заключительный:

  • подготовка отчета с презентацией;
  • итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Предполагаемые результаты:

- дети узнают:

  • о значении погоды в жизни человека
  • о метеорологии, как науки;
  • о профессии метеоролога;
  • о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра;
  • о метеоприборах;

- дети смогут:

  • использовать навыки работы с метеоприборами для наблюдения за погодой;
  • делать прогноз погоды, по полученным данным метеоприборов.

Формы организации детей.

- экскурсии в различные биоценозы: на луг, речку;

- целевые прогулки: в парк, сквер, улицу поселка;

- экскурсии на метеостанцию;

- организованная образовательная деятельность в уголках природы;

- организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.

Методы работы:

  1. Беседы.
  2. Наблюдения в природе.
  3. Книга народных примет.
  4. Опыты-эксперименты.
  5. Чтение художественной литературы.
  6. Дидактические игры.
  7. Сюжетно-ролевые игры.
  8. Слушанье музыки.
  9. Работа с родителями.

Блоки работы над проектом:

1. Слушанье музыки – звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру.

2. Опыты-эксперименты:

- опыты с воздухом, с водой.

3. Сюжетно-ролевые игры.

4.Работа с родителями – домашние задания на выходные.

4. Основные требования к организации метеоплощадки.

Метеоплощадка является важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Дает возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.

Метеоплощадка должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовав систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а так же изучение микроклимата территории детского сада.

На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков (замеряют с помощью осадкомера). Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова.

Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса.

Метеоплощадку следует содержать в чистоте и тщательно очищать от всякого мусора. На приборах и оборудовании не должно быть пыли, паутины, грязи.

В местах, где травяной покров сильно разрастается, на метеоплощадке следует скашивать или подстригать траву, не допускается ее разрастания выше 20 см.

В зимнее время нельзя разрушать естественного состояния снежного покрова на площадке. С крыши и со стенок будки, а также с планки осадкомера снег необходимо удалять до наблюдений, во время предварительного обхода площадки.

Таким образом, воспитатели смогут не только в теории рассказывать об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные знания на практике. Метеостанция в ДОУ — это часть обязательного экологического воспитание, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы. Такая метеостанция в детском саду, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытии.

5. План - схема метеоплощадки.7b25e9c56d07c7109d6727934f34bf25

 Условные обозначения.

- Метеобудка

- Подиум для метеобудки

- Флюгер

- Ветровой рукав

- Осадкомер 

- Солнечные часы 

- Кормушка для птиц.

6. Словарик юного метеоролога.

Метеоплощадка – это площадка, на которой установлено специальное оборудование для элементарного прогнозирования погоды.

Метеобудка - служит для размещения метеоприборов.

Флюгер – прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра.

Солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движение по циферблату.

Ветряной рукав – определяет силу ветра.

Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

Кормушка для птиц – предназначена для подкормки птиц.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей.

7. Требования к организации наблюдений в природе.

Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, что бы все находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Воспитатель словесно обозначает все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием – только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение – это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3 – 10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.

Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю:

Призыв вместе смотреть что – то интересное; Ласковая интригующая интонация; Загадка – описание, загадка – действие о предмете наблюдения. Вторая часть – основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2 – 3 секунды. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, облегчают получение информации. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте. Необходима специальная подготовка к наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать с взрослыми (мамой, папой, бабушкой и др.)

8. Перспективный план работы на метеоплощадке

для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет.

Месяц

Неделя

Название мероприятия

Цель мероприятия

Сентябрь

1 неделя

Экскурсия на метеостанцию.

Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений.

2 неделя

Как определить скорость ветра?

Учить детей понимать понятие «ветер». По каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака, крутятся вертушки.

3 неделя

Наблюдение за погодой

Обратить внимание детей на то, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко. Отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом.

4 неделя

Знакомство с термометром

Познакомить детей с прибором-помощником и его назначением. Сравнить температуру воздуха в тени и открытой местности.

Октябрь

1 неделя

Наблюдение за облаками

Учить устанавливать причинно-следственную связь. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный – быстро; сравнить по цвету в солнечный и пасмурный дни; предложить представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.

2 неделя

Наблюдение за опавшими листьями

Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие «листопад».

3 неделя

Наблюдение за дождем

Способствовать закреплению знаний о сезонных признаках (что такое дождь, какие бывают дожди). Знакомство с прибором для измерения осадков –дождемером.

4 неделя

Наблюдение за птицами

Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».

Ноябрь

1 неделя

Наблюдение за тучами.

Пояснить детям, что осенью тучи висят низко над землёй.

Из туч идёт дождь, чаще снег.
Небо серого цвета, мрачное.

2 неделя

Наблюдение за погодой.

Пояснить детям, что осенью погода часто меняется, на улице холодно. Бывает дождь и снег.
Осенняя погода пасмурная, хмурая, холодная. Лужи по утрам покрываются льдом.

3 неделя

Наблюдение за деревьями.

Деревья стоят голые, листочки опали. Отметить,   что они сбросили листву на зиму. Объяснить, что в морозные дни  ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу.

4 неделя

Наблюдение за выпавшим снегом.

Пояснить детям, что первый  снег быстро тает. Иногда  идет  снег с дождем, а   иногда и град.

Декабрь

1 неделя

Наблюдение за погодой.

Учить  самостоятельно, называть  изменения в природе зимой. Сравнить, как были одеты люди осенью.

2 неделя

Наблюдение за солнцем.

Пояснить детям, что зимой солнышко выходит позже, а прячется раньше. Светит, но  не  греет.

3 неделя

Наблюдение за ветерком.

Объяснить детям, что ветра стали холодные, воздух морозным. Учить детей описывать характеристики ветра(слабый, сильный и.т.д.).

4 неделя

Наблюдение за птицами.

Углублять знания о жизни птиц зимой. Назвать птиц, прилетевших на участок.

Январь

1 неделя

Каникулы

Каникулы

2 неделя

Наблюдение за инеем.

Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега.

3 неделя

Следы  на снегу.

  Рассмотреть на снегу различные следы, учить различать их.

4 неделя

Что  такое  снегопад?

Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит на солнце. Продолжать знакомить детей с природным явлением как снегопад..

Февраль

1 неделя

Наблюдение за ветром.

Предложить детям охарактеризовать февральский ветер: злой, ледяной, колючий. Продолжать знакомить детей с такими явлениями как метель

2 неделя

Наблюдение за зимующими птицами.

С наступлением холодов   для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Поэтому птицы прилетают, поближе к людям, надеясь, что они покормят их.  

3 неделя

Наблюдение за погодой.

Учить замечать изменения в природе.

4 неделя

Что такое снегомер?

Познакомить детей с прибором. Предложить детям измерить сугроб палочкой.

Март

1 неделя

Наблюдение за погодой.

Солнце. Отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит,  но уже греет. Отметить прибавление дня. Вспомнить, как было зимой

Небо. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось?

2 неделя

Наблюдаем за ветром.

Ветер. Ветер становится все теплее (ласковее), сравнить его с зимним, холодным ветром. Предложить определить направление при помощи вертушки.

3 неделя

Наблюдение за таянием снега

Показать детям места, где снег и лед тают быстрее, предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают?

4 неделя

Капель.

Расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями. Предложить послушать капель. Обратить внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет.

Апрель

1 неделя

Наблюдение за перелетными птицами.

 Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет, ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц.

2 неделя

Что такое гигрометр?

На примере сосновой шишки определяем воздух. Если он сухой - она раскрывается, если влажный- закрывается.

3 неделя

Наблюдение за деревьями.

 Какие изменения произошли с деревьями? (Стали набухать почки.) Почему зимой почки не набухают? (Дерево, как и медведь, зимой спит, а как солнышко начнет пригревать, оно просыпается, начинает питаться талой водой.).

4 неделя

Наблюдение за небом.

Наблюдение за небом. Есть ли на небе тучи. Какая погода, пасмурная или ясная. Какого цвета небо, облака. Загадать загадки о небе, тучах.  Наблюдение за погодой. Тепло на улице или холодно.

Май

1 неделя

Наблюдение за погодой.

Солнце.  Солнце светит ярко, ослепительно, пригревает землю.

Ветер.  Обратить внимание детей, что ветры дуют реже и стали теплее.

2 неделя

Наблюдение

 за  деревьями.

Закрепить представления о деревьях   ( ствол, ветки, появились листочки). 

3 неделя

Наблюдение за весенним дождём

Отметить состояние погоды. Чем майский  дождь отличается от осеннего.

4 неделя

Наблюдение за цветником 

Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью растений (потребность в тепле, воде, свете);

Июнь

1 неделя

Наблюдение за небом, облаками

Обратить внимание детей на красоту летнего неба; - учить замечать изменения, которые происходят на небе с изменением времени суток (утром, днём, вечером, ночью).

2 неделя

Наблюдение за солнцем

Дать детям представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды. Отметить, что солнце летом греет сильнее, потому дети гуляют в легкой одежде.

3 неделя

«Откуда дует ветер?»:

Учить вести наблюдения за действием ветра, вынести детям вертушки и уточнить, с какой стороны дует ветер, какой он по силе.

4 неделя

Наблюдение за живой природой.

Сформировать представления детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных, птиц и насекомых;

Июль

1 неделя

Наблюдение за дождём

Формировать знания детей о дожде; - учить вести наблюдение за дождем, объяснить значение дождя в природе и жизни человека;

2 неделя

Наблюдение за  росой

Знакомить детей с природными явлениями; - дать детям представление о том, как появляется  роса на траве.  Роса выпадает вечером и лежит на траве всю ночь. Днём капельки росы высыхают от тёплых солнечных лучей.

3 неделя

Наблюдаем за птицами

Продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков. Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса.

4 неделя

Наблюдение за погодой.

Июль – самый жаркий месяц. Иногда по утрам бывает прохладно, а днем очень жарко. Солнышко так припекает, что без головного убора нельзя.

Август

1 неделя

Наблюдение за насекомыми

Познакомить с их образом жизни, условиями для жизни.   Учить различать их.

2 неделя

Наблюдение за тенью.

Разобрать понятие «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени. 
Ход наблюдения. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

3 неделя

Наблюдение за продолжительностью дня.

Дать представление о продолжительности дня, о том, какие изменения произошли с солнцем летом
Ход наблюдения. Почему летом так поздно темнеет? Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно? Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Объяснить, что и жаркая погода, и долгий день 
летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла. 

4 неделя

Наблюдение за погодой.

 Продолжать обогащать и закреплять «погодный» словарь. Учить детей точно описывать погоду. Почему летом так жарко, а зимой

наоборот - холодно?

9. Перспективный план работы на метеоплощадке

для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Месяцы

Неделя

Название мероприятия

Цель мероприятия

Сентябрь

1 неделя

Экскурсия на

Метеоплощадку.

Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений.

2 неделя

Знакомство с термометром. Систематические наблюдения на метеоплощадке.

Познакомить детей со строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха.

3 неделя

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром.

4 неделя

Наблюдение за погодой.

Обратить внимание детей на то, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко. Отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом.

Октябрь

1 неделя

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить детей с анемометром, с определением скорости ветра.

2 неделя

Какой бывает ветер? (изготовление султанчиков, вертушек).

Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч).

3 неделя

«Откуда дует ветер?»

Учить вести наблюдения за действием ветра, вынести детям вертушки и уточнить, с какой стороны дует ветер, какой он по силе.

4 неделя

Занятие на метеоплощадке «Что такое ветер?»

Знакомство с причиной возникновения ветра движение

воздушных масс.

Ноябрь

1 неделя

Что такое дождемер?

Познакомить детей с дождемером, научить работать с дождемером.

2 неделя

Наблюдение за погодой.

Учить  самостоятельно, называть  изменения в природе глубокой осенью. Сравнить, как были одеты люди летом, а как осенью.

3 неделя

Наблюдение за тучами.

Пояснить детям, что осенью тучи висят низко над землёй. Из туч идёт дождь, чаще снег.
Небо серого цвета, мрачное.

 4 неделя

Наблюдение за солнцем.

Дать детям представление о состоянии погоды осенью. Закрепить названия сезонной одежды. Отметить, что солнце осенью греет меньше, потому, что приближается зима.

Декабрь

1 неделя

Знакомство детей с прибором «анемометр»

Познакомить детей с прибором для определения скорости ветра – анемометром.

2 неделя

Изготовление анемометра.

Учить детей изготавливать анемометр.

3 неделя

Какой бывает ветер?

Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч).

4 неделя

Наблюдение за снежным покровом.

Учить измерять толщину сугробов на открытых участках. Учить делать выводы.

Январь

1 неделя

Каникулы

Каникулы

2 неделя

Что такое осадки и как их измерить?

Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями.

3 неделя

Рассматривание облаков.

 Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми.

4 неделя

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре (водный, почвенный термометр).

Февраль

1 неделя

Для чего нужен барометр?

Познакомить детей с барометром, учить работать с ним.

2 неделя

Наблюдение за погодой.

Учить детей наблюдать и рассказывать о состоянии погоды (произошло понижение температуры, стало холодно).

3 неделя

Знакомство с компасом.

Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами;

Упражняться в определении сторон света и определении направления движения ветра.

4 неделя

Части света и солнце.

Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т.к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу.

Март

1 неделя

Организация систематического наблюдения на метеоплощадке.

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование  наблюдений и результатов.

2 неделя

Наблюдение «Взаимосвязь  таяния снега и солнечной погоды».

Обобщать представления о типичных весенних явлениях в природе, формировать умение устанавливать взаимосвязи в природе, расширять знания о свойствах воды.

3 неделя

Что такое солнечные часы?

Познакомить с принципами работы солнечных часов.

4 неделя

Наблюдение за погодой.

Солнце. Отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит,  но уже греет. Отметить прибавление дня. Вспомнить, как было зимой

Небо. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось?

Апрель

1 неделя

Изготовление флюгера

Учить изготавливать флюгер

2 неделя

Что такое дождемер?

Познакомить детей с дождемером, учить работать с ним.

3 неделя

Наблюдение за перелетными птицами.

 Предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет, ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц.

4 неделя

Наблюдение за деревьями.

 Какие изменения произошли с деревьями? (Стали набухать почки.) Почему зимой почки не набухают? (Дерево, как и медведь, зимой спит, а как солнышко начнет пригревать, оно просыпается, начинает питаться талой водой.).

Май

1 неделя

Что такое компас.

Формировать у детей представление о частях света, познакомить воспитанников с компасом.

2 неделя

Наблюдение за весенним дождём.

Отметить состояние погоды. Чем майский  дождь отличается от осеннего.

3 неделя

Наблюдение за воздухом.

Определить какими свойствами обладает воздух (бесцветный, прозрачный, без запаха).

4 неделя

Наблюдение за почвой.

Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.

Июнь

Июль

Август

Работа на метеоплощадке.

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать знания их использования.

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке,

фиксация результатов наблюдений. Подведение итога работы за год.

10. Перспективный план работы на метеоплощадке

для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6лет.

Месяц

Неделя

Название мероприятия

Цель мероприятия

Сентябрь

1 неделя

Экскурсия на метеоплощадку

Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных условий.

2 неделя

Знакомство с календарём погоды.

Познакомить детей с календарём погоды, условными обозначениями.

3 неделя

«Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде»

Познакомить детей с работой метеорологов (работой метеостанций, спутников).

4 неделя

Сентябрь – первый месяц осени.

Сентябрь - златоцвет

Познакомить детей с народными названиями месяца, народными приметами (В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало – сухая).

Октябрь

1 неделя

Как измерить температуру воздуха:

Опыт с термометром;

Правила пользования термометром

Дать детям представление о температуре воздуха. Познакомить с термометром, его устройством и применением.

Научить отсчитывать температуру воздуха по термометру и записывать её в дневнике наблюдений.

2 неделя

Ходят капельки по кругу

Дать знания о дожде, как о природном явлении. Познакомить с условиями дождя, его характером в зависимости от сезона.

3 неделя

Знакомство с оборудованием метеоплощадки.

Познакомить с оборудованием, его назначением

(флюгер – направление ветра, осадкомер  – количество осадков, гигрометр – влажность воздуха).

4 неделя

Октябрь – грязник, листопад.

Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами (Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы).

Ноябрь

1 неделя

Как рождается дождь. Измерение, количества выпавших осадков (осадкомер).

Дать детям представление о количестве воды на земле; её состоянии в разные времена года. Познакомить с образованием дождя, его характером, в зависимости от сезона. Значение дождя для животных и растений.

2 неделя

Ветер – это движение воздуха. Что такое флюгер?

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека

3 неделя

Ноябрь – ворота зимы, полузимник.

Познакомить с народным названием месяца, приметами (Синица к избе – Зима на дворе. Появились поздней осенью комары – будет мягкая зима).

4 неделя

Итоговое «Осень проходит» - работа с календарем погоды.

Формировать умение анализировать, сравнивать: изменения в растительном и животном мире; как изменился световой день, как меняется покров земли

Декабрь

1 неделя

В мастерские снега. Работа в календаре «Времена года»

Дать представление о том, как образуется снег; показать зависимость формы, величины снежинок от температурных условий: в мороз - отдельные снежинки, в теплую погоду-хлопья, при ветре -в виде крупы.

2 неделя

Пернатые синоптики.

Познакомить детей, как по поведению птиц, можно предсказывать погоду: перед морозом вороны и галки садятся на верхушки деревьев;

на снег - к оттепели.

3 неделя

Снег и лед

Измерение снежного покрова – снегомер.

Познакомить детей с такими явлениями как снег, лед, сосульки, морозные узоры, иней.

Объяснить, почему снежинка имеет шестиконечную форму.

Познакомить с прибором для измерения снега – снегомер.

4 неделя

Декабрь – студень.

Познакомить с народным названием месяца, приметами (солнце - на лето, зима - на мороз. Снегирь поет зимой - к снегу, вьюге, слякоти).

Январь

1 неделя

Каникулы

Каникулы

2 неделя

Стали звёздочки кружиться

Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, позёмка, вьюга, иней. Находить сходство и различие.

3 неделя

Времена года:

«Не зевай, времена года называй».

Закреплять названия месяцев, времен года и их последовательность.

4 неделя

Январь – просинец.

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами (растет день, растет и холод).

Февраль

1 неделя

Наблюдение за поведением домашних животных.

Продолжать знакомить детей с животными – синоптиками: собаки валяются в снегу - к метели; кошка закрывает нос – к морозу.

2 неделя

Погода и человек.

Для чего нужен барометр.

Дать представление детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность.

Познакомить с барометром, как работать с ним.

3 неделя

Февраль – бокогрей.

Познакомить детей с народными названиями месяца, приметами

(У февраля два друга – метель да вьюга; февраль зима с весной встречаются впервой).

4 неделя

Прошла зима холодная.

Уточнить представления детей о зимних явлениях природы.

Продолжать учить пользоваться календарем погоды, рассказывать о явлениях зимы по знакам и символам.

.Март

1 неделя

На что похоже облако.

Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые.

Показать зависимость количества облаков от таяния снега.

2 неделя

Март – протальник.

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами (Грач на горе – весна на дворе. Длинные сосульки к долгой весне).

3 неделя

Природа – дарит чудеса.

Увеличение светового дня.

Закрепить умение работать с календарем природы, фиксировать результаты наблюдения за солнцем.

4 неделя

Что такое компас.

Формировать у детей представление о частях света; познакомить с компасом.

Апрель

1 неделя

Удивительные часы.

Продолжать знакомить детей с растениями – барометрами.

2 неделя

Праздник ветерка.

Закрепить представление о природном явлении – ветер. Определить направление ветра.

3 неделя

Апрель – снегогон.

Познакомить с народным названием месяца. Апрельские ручьи землю будят

4 неделя

Солнечные часы.

Познакомить детей с прибором для измерения времени.

Май

1 неделя

Май – травень.

Познакомить с народным названием, приметами. «Май леса наряжает – лето в гости ожидает».

2 неделя

Дождь.

Закрепить представление о дожде, как о природном явлении. Измерить количество осадков – осадкомер.

3 неделя

Насекомые – предсказатели погоды.

Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду; паук плетет паутину – к ясной погоде; муравьи закрывают ходы в муравейник – к дождю.

4 неделя

Весна – красна.

Сформировать представления о весенних явлениях, рассказывать по знакам и символам.

Июнь

Июль

Август

Работа на метеоплощадке

Ежедневные наблюдения на метеоплощадке; Фиксация результатов.

Подведение итогов работы.

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать знания их использования.

11. Перспективный план работы на метеоплощадке

для детей подготовительного дошкольного возраста от 6 до 7лет.

Месяц

Неделя

Название мероприятия

Цель мероприятия

Сентябрь

1 неделя

Беседа» Что такое погода».

Объяснить детям, что такое погода. Дать представление о понятии «климат».

2 неделя

Что такое погода?

Объяснить детям, что такое погода, как она может изменяться и влиять на образ жизни людей и животных. Дать представление о понятии «климат»

3 неделя

Дидактическая игра «Когда это бывает».

Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы.

4 неделя

Словесные игры «Подбери слова, противоположные по смыслу».

Закрепление времени года, расширение словарного запаса.

Октябрь

1 неделя

Проведение опыта» пусть пойдёт дождь».

Дать детям знания о дожде, как о природном явлении.

2 неделя

Знакомство с оборудованием на метеоплощадке.

Познакомить с оборудованием метеоплощадки, его назначении.

3 неделя

Дидактические игры «Когда это бывает» «Что сначала, что потом».

Познакомить детей с народным названием месяца, народными приметами.

4 неделя

Рисование на участке на тему « Унылая пора».

Учить отражать в рисунке осенние явления.

Ноябрь

1 неделя

Беседа «Как рождается дождь».

Дать детям представление о количестве воды на земле, её состоянии в разные времена года.

2 неделя

Проведение опыта «Ветер- это движение воздуха».

Познакомить детей с таким природным явлением, как, ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

3 неделя

Экскурсия на метеостанцию.

Продолжать знакомить детей с работой метеостанции.

4 неделя

Итоговое мероприятие «Осень проходит».

Закрепить представление детей об осенних явлениях природы. Формировать умение пользоваться календарём погоды, формировать умение анализировать, сравнивать.

Декабрь

1 неделя

Беседа « Первые синоптики».

Познакомить детей , как по поведению птиц можно предсказать погоду.

2 неделя

Игровое занятие «Декабрь-студень».

Познакомить с народным названием месяца, приметами.

3 неделя

Рисование снежинок палочками на снегу.

Закрепление образа снежинки.

4 неделя

Знакомство детей с термометром.

Познакомить детей с термометром, объяснить принцип его работы.

Январь

1 неделя

Каникулы

Каникулы

2 неделя

1. Игровое занятие «Январь -просинец».

2. Рисование « Дым столбом -мороз за окном».

1. Познакомить детей с народным названием месяца, его приметами.

2. Учить детей отображать в рисунке погодные явления, приметы. Развивать творчество.

3 неделя

Беседа» Снежная шуба».

Познакомить детей с зимними явлениями природы: снегопад, позёмка, пороша, вьюга.

4 неделя

Опыты с водой.

Показать на опыте , что при замерзании вода превращается в лёд.

Февраль

1 неделя

Игровое занятие «Февраль -бокогрей».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Развлечение «Весёлые снежинки».

Создать приятную атмосферу, вызвать весёлое настроение.

3 неделя

Наблюдение за домашними животными.

Продолжать знакомить детей с животными - синоптиками.

4 неделя

Итоговое занятие «Прошла зима холодная».

Закрепление знаний детей о зимних явлениях природы, последовательных изменениях в жизни растений и животных. Продолжать учить пользоваться календарём погоды.

Март

1 неделя

Игровое занятие «Март - протальник».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Беседа « Погода и человек».

Дать представление детям о том, как погода влияет на человека, его деятельность.

3 неделя

Дидактическая игра «На что похоже облако».

Познакомить детей с облаками: перистые, кучевые, слоистые.

4 неделя

Работа с календарём природы.

Закреплять умение работать с календарём природы, фиксировать результаты наблюдений и впечатлений в рисунках.

Апрель

1 неделя

Игровое занятие «Апрель -снегогон».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Дидактическая игра «Найди нужный цветок».

Познакомить детей с растениями-барометрами.

3 неделя

Развлечение «Праздник ветерка».

Создать весёлое ,бодрое настроение. В увлекательной форме закрепить представление о природном явлении. Развивать творчество, воображение.

4 неделя

Рисование «Грач на горе-весна на дворе».

Продолжать учить детей отображать в рисунках погодные явления , приметы.

Май

1 неделя

Игровое занятие «Май - травень».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Развлечение «Дождик».

Закрепить представление о дожде, как природном явлении. Развивать наблюдательность, Любознательность. Создать хорошее настроение у детей.

3 неделя

Беседа « Насекомые –предсказатели погоды».

Продолжать знакомить детей с работой метеостанции. Познакомить детей, как насекомые могут предсказать погоду.

4 неделя

Итоговое мероприятие на тему «Весна - красна».

Уточнить представление детей о весенних явлениях природы. Сформировать представление о сезоне, о меняющихся условиях жизни для растений и животных.

Июнь

1 неделя

Игровое занятие «Июнь -Червень».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Наблюдение за шишками на метеостанции.

Показать детям, как меняется форма шишек от погодных условий.

3 неделя

Опыты с водой.

Познакомить детей с понятием – испарение.

4 неделя

Наблюдение за птицами.

Закрепить название птиц, прилетающие на участок.

Июль

1 неделя

Игровое занятие «Июль-липец».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Рисование мелом на асфальте «Моё любимое время года».

Развивать воображение, чувство цвета.

3 неделя

Наблюдение за деревьями на территории детского сада.

Закрепить название деревьев и кустарниках.

4 неделя

Хороводная игра «Кукушка».

Создать радостное настроение, атмосферу праздника.

Август

1 неделя

Игровое занятие «Август -серпень».

Познакомить детей с народным названием месяца, приметами.

2 неделя

Дидактическая игра «Чего не стало».

Закрепить зрительную память, названия животных, растений.

3 неделя

Наблюдение за облаками.

Закрепить виды облаков. Учить отображать их в рисунках.

4 неделя

Итоговое мероприятие « Вот и лето прошло».

Закрепить представления детей о летних явлениях природы.

Список литературы

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке

детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.

2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании

дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис- пресс, 2008. -208 с.

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.  №6. – с.54-57

5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003

6. Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М.:ЛИНКА - ПРЕСС, 2006.- 288с.

7. Справочник СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ дошкольного учреждения.

8. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогноз и погода или экспериментальная работа в метеорологической станции

В представленной работе рассказывается о там как была создана метеорологическая станция для наблюдений с детьми раннего возраста и как ей пользоваться....

Познавательно-исследовательская деятельность " От чего и Почему?" Метеорологическая станция.

Цель занятия познакомить с метеостанцией , с приборами, с помощью которых составляют прогнозы погоды, а также с природными барометрами...

Педагогический проект «Детская метеорологическая станция как средство познавательных действий у детей среднего возраста»

Педагогический проект «Детская метеорологическая станция как средство познавательных действий у детей среднего возраста»...

Открытое занятие "Метеорологическая станция"

Открытое занятие по теме: «Метеорологическая станция»Цель: Создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции.Задачи:Образовательные:...

Проект по созданию метеорологической станции

Проект по созданию метеорологической станции на прогулочном участке...