ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (подготовительная группа)

Баранова Юлия Александровна

Воспитательная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_meropriyatiy_po_ekologicheskou_vospitaniyu_dou.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

на 2021 – 2022 год

                                                                                                               

                                                                                                                Выполнила:

                                                                                                                          Воспитатель 1к.к.

                                                                                                                     Баранова Ю.А.

го. Рефтинский

2021 г.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Целью экологического воспитания является, развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды.

Цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

  • Познакомить детей с элементарными знаниями о природе и  помощь в формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
  • Развивать умение бережно относиться к растениям и животным.
  • Воспитывать у детей чувство любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту,  хрупкость.

Методы и приемы обучения:

  • наглядные (презентации, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, дидактические игры, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин, показ сказок, просмотр фильмов о природе);
  • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснения);

Формы проведения совместной деятельности с детьми:

игра-путешествие, исследования, сюжетно-ролевая игра, творческая мастерская, оформительская работа, опыты.

Формы работы с семьёй:

беседы, консультации,  анкетирование, выставки, конкурсы, праздничные мероприятия, презентации, наглядная агитация.

Форма подведения итогов реализации:

- участие в экологических проектах, тематических выставках, акциях.

Педагогические условия для реализации:

  • комплексный подход к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребенка;
  • внедрение новых форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребенка культуры природолюбия;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, решению экологических проблем.

Прогнозируемые результаты:

  • формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
  • повышение общей культуры ребенка;
  • формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей среде;
  • развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
  • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Тематический план мероприятий по экологическому воспитанию детей

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Октябрь

4 октября – «Всемирный день защиты животных»

Беседы, просмотр мультфильмов о животных, дидактические игры, оформление творческих работ по теме.

Проведение акции посвященной дню защиты животных.

Выставка поделок «Дары осени – 2021»

  • Ежедневное ведение дневника природы.
  • Посещение метеоплощадки

(еженедельно)

  • Смотр - конкурса на лучший уголок

природы (Сентябрь-Октябрь)

Воспитатели всех возрастных групп

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Сентябрь

11 сентября  -  «День рождения Всемирного фонда дикой природы» (оформление творческих работ)

Последняя неделя сентября - Всемирная акция « Очистим планету от мусора»

  • Ежедневное ведение дневника природы.
  • Посещение метеоплощадки

(еженедельно)

  • Смотр - конкурса на лучший уголок

природы (Сентябрь-Октябрь)

Воспитатели всех возрастных групп

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Ноябрь

12 ноября  - Синичкин день (Исконно русский праздник - День встречи зимующих птиц)

Наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Подвижные игры: «Птички и автомобиль», «Воробышки и кот», «Птички в гнездах». Рисование и лепка «зернышки для птичек».

  • Ежедневное ведение дневника природы.
  • Посещение метеоплощадки

(еженедельно)

Воспитатели всех возрастных групп

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Декабрь

Творческий отчет педагогов по экологическому воспитанию и обучению дошкольников.

  • Ежедневное ведение дневника природы.
  • Посещение метеоплощадки

(еженедельно)

Воспитатели всех возрастных групп

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Январь

Спортивные мероприятия  «Эколята - спортивные ребята»

  • Ежедневное ведение дневника природы.
  • Посещение метеоплощадки

(еженедельно)

Воспитатели

Инструктор по физической культуре

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Февраль

Выращивание рассады овощей, цветочно-декоративных культур (ведение записей в дневниках наблюдений, начиная со средней группы) в рамках проведения акций:    

 - «Огород круглый год»

- «Цветник на подоконнике»

  • Ежедневное ведение дневника природы.
  • Посещение метеоплощадки

(еженедельно)

Воспитатели всех возрастных групп

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Март

1 Марта – «Всемирный день кошек».

Выставка рисунков, фото с любимым питомцем.

Конкурсы:

- на лучшую экологическую сказку

- конкурс чтецов (стихи о природе)

  •  Ежедневное ведение дневника природы.
  • Посещение метеоплощадки

(еженедельно)

Воспитатели

Музыкальные руководители

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Апрель

1 апреля – «Всемирный день птиц»

Проведение акции «Всемирный день птиц»

Подготовка и установка с воспитанниками кормушек, организация подкормки пернатых в рамках проведения акции - «Птицы на нашем участке»

  • Ежедневное ведение дневника природы.
  • Посещение метеоплощадки

(еженедельно)

Воспитатели всех возрастных групп

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Май

Июнь

Природоохранная акция на тему:

«Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада).

Смотр – конкурса «На лучшее оформление участка к летнему сезону»

  • Ежедневное ведение дневника природы.
  • Посещение метеоплощадки

(еженедельно)

Заведующий ДОУ

Зам. зав по УВР

Ст. Воспитатель

Воспитатели всех возрастных групп

Родители

        

Месяц

Мероприятие

Ответственные

Июль

Август

 Конкурсы на тему:

- «Лучший уголок по опытно – экспериментальной деятельности»

 - «Огород у нас хорош, все, что хочешь здесь найдешь!»

-  «Конкурс экологических плакатов  на тему: «Человек природе друг – пусть узнают все вокруг!»

  • Ежедневное ведение дневника природы.
  • Посещение метеоплощадки

(еженедельно)

Зам. зав по УВР

Ст. Воспитатель

Воспитатели всех возрастных групп

Родители

Сентябрь

1.Фотовыставка «Отдыхаем не вредя».

Цель: Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

2.Консультация «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»

Цель: Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей.

Октябрь

Создание фотовыставки «Мой четвероногий друг»

Ноябрь

Консультация для родителей «Не причиняй вред природе».

Цель: Ознакомление родителей с правилами поведения в природе.

Декабрь

Создание фотоальбома «Рефтинский зимой».

Цель: Дать возможность родителям поделиться с другими своей любовью к природе родного поселка.

Январь

Акция «Снежное одеяло для деревьев».

Цель: Познакомить родителей с природоохранной деятельностью детей на прогулке

Февраль

Фотовыставка «Зимние забавы»

Март

Консультация: «Как познакомить ребенка дошкольника с Красной книгой»

Цель: Приучать родителей и детей не рвать растения, занесённые в Красную книгу.

Апрель

1.Проект «Непридуманная история»

Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым».

2. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.

3. Выставка рисунков ко Дню Земли: «Сохраним землю нашу»

Май

1.Консультация «Ребенок на даче»

Цель: Продолжать напоминать родителям о безопасности детей.

2. Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри….»

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей

Приложение 1.

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

- Как называется животное (птица, насекомое)?

- Что ты можешь рассказать о нем?

- Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

•  Соотносит представителей фауны со средой обитания.

•  Знает характерные признаки.

•  Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

•  Не всегда аргументирует свой выбор.

•  В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

•  Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

•  На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

•  Не всегда аргументирует свой выбор.

•  Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

•  Затрудняется назвать характерные признаки.

•  На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.

•  Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

- Для чего людям нужны комнатные растения?

- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

•  Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

•  Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

•  Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.

•  В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.

•  Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.

•  Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

•  Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

•  Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

•  Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.

•  Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

•  Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

•  В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

- Какие свойства песка ты знаешь?

- Где и для чего человек использует песок?

- Какие свойства камней ты знаешь?

- Где и для чего человек использует камни?

- Какие свойства воды ты знаешь?

- Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

•  Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.

•  При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

•  Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.

•  Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

•  Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель: Определить уровень знания времен года.

Оборудование: Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":

- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.

•  Знает характерные признаки каждого времени года.

•  Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"

•  По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

•  Комментирует свой рисунок.

•  Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

•  В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.

•  На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.

•  В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

•  Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

•  Не знает характерных признаков разных времен года.

•  Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.

•  В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.

•  Не выражает эстетического отношения к природе.

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам

Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?

- Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?

- Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

•  Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

•  Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

•  Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

•  Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

•  Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

•  В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

•  Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

•  Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

•  Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

•  Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.

•  Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.

•  Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию в группе раннего возраста.

Перспективный план по экологическому воспитанию в группе раннего возраста.Очень удобно планировать непосредственно-образовательную деятельность- занятия по окружающему миру на весь год....

Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по экологическому воспитанию пождготовительная группа...

План самообразования «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

План самообразования «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

2018-2019г. Перспективный план по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в подготовительной группе.

Цель:Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы....

План самообразования "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

План самообразования "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Цель: расширять представления детей об окружающем мире...