Семинар — практикум «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Представлен опыт работы с детьми с использованием игрового набора "Дары Фребеля"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №
Семинар — практикум
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Подготовила и провела: Дураева В.С.,
старший воспитатель
Добрый день, уважаемые коллеги!
Теоретическая часть
В связи с ФГОС ДО особое внимание уделяется созданию условий для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Обновление содержания образования требует от нас, педагогов, поиска методов, приемов, эффективных педагогических технологий, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому мы, педагоги, должны четко знать: как гарантировать достижение результатов воспитания, обучения; как повысить эффективность образовательного процесса.
Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должны быть, эффективными, поэтому педагоги, стремящиеся повысить качество обучения и воспитания, все настойчивее говорят об использовании в педагогическом процессе эффективных образовательных технологий.
Сегодня, мы, поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Какие образовательные технологии вы знаете?
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Вашему вниманию, мы, представляем технологию «Дары Фрёбеля».
Цель:
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Задачи:
- Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
- Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
- Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс, должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая технология «Дары Фрёбеля», в основе которой лежит игра:
- Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;
- Используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;
- Игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.
Первым, кто рассмотрел игру, как ведущий вид деятельности в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста
«Дары Ф.Фрёбеля» – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
«Дары Ф.Фрёбеля» – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
Технология «Дары Фрёбеля» – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.
Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фрёбеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта — дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности детей.
Фрёбель верил, что все эти игровые материалы наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности. Первоначально он разработал только несколько видов образовательных материалов, позднее их количество возросло до 20. Сегодня встречается четырнадцать видов материалов Фрёбеля с точно такими же образовательными функциями.
«Шесть даров Фридриха Фрёбеля»:
Первый дар: «Шерстяные мячики» мячи разного цвета на ниточках,
Второй дар: «Основные тела» небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
Третий дар: «Куб из кубиков» кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.
Четвертый дар: «Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
Пятый дар: «Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар: «Кубики, столбики, кирпичики» кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.
При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, развивается пространственное мышление, сенсорное восприятие, творческие способности, развитие речи.
Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
Использование «Даров Фрёбеля» помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах.
Кроме приведенных шести даров в дальнейшей работе можно использовать дополнительный строительный материал (арки и т. д.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми используют для:
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития мелкой моторики;
- развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
- развитие художественно – эстетической деятельности.
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам отправиться в путешествие, в игровую страну «Даров Фребеля».
- Игра «Автобус».
Мы отправляемся в путешествие на автобусе.
Улыбается водитель:
- Проходите! Проходите!
У окошка место есть,
Не желаете присесть?
На нашем автобусе
Полоски, как на глобусе!
Мы объедем целый свет!
Вы садитесь или нет?
На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными.
Задание: каждая команда, сидящая за столом вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки - в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку - рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист горизонтально — это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний.
Инструкция: пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).
- Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……
- Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……
- Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……
- Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……
- Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……
- Все справились?
- А эта игра что развивает?
(сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками).
- Какими предметами можно дома заменить геометрические фигурки? (цветными пуговицами, нитками, безопасными скрепками…)
- Вы замечательно рассадили всех «пассажиров»!
- Игра «БОЛЬШАЯ СТИРКА»
- Постираем в ванночке Рубашечку для Анечки,
Платьице для Олечки,
Трусики для Колечки,
Кофточку Мариночке,
Платочек для Ириночки. (Г. Лагздынь)
Предлагаю поделиться на команды:
1. «Старушки-постирушки»
2 . «Еноты-полоскуны» — кто больше «постирает белья» (выстроит цепочку длиннее.
Описание игры:
Педагог выкладывает на столе несколько веревок, на которых будет сушиться «белье». Затем он выкладывает «рубашку» из четырех фигур (наборы № 7, 8, 9, 10) и говорит, что все последующие «вещи» должны отличаться от предыдущей одной деталью (по форме, размеру или цвету). Например, синий «рукав рубашки» меняется на рукав другого цвета, или размера, или формы. Педагогам предлагается «вывесить свое белье».
Задача: составить длинную цепочку и не ошибиться, при этом запрещено менять только, что измененную деталь.
- Игра «Капризная принцесса».
- Наш автобус привёз нас в королевство капризной Принцессы.
- «Жила-была Принцесса. Очень капризная. Захотелось ей подснежников. Но зимой подснежников не было. И объявила Принцесса: «Кто соберёт для меня больше всех цветов, того щедро награжу. Но цветы должны быть собраны в специальные букеты».
Задание: Каждая команда составит специальный букет из трёх «цветков» — фигур. Все три фигуры должны быть одинаковыми или разными по двум признакам, по цвету и форме.
- Как только вы составите специальный букет, скажите вслух «букет», и я подойду к вам.
- Кто желает, расскажите про свой специальный букет?
- Что развивает эта игра?
(сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; восприятие, мышление, воображение, внимание, память, самостоятельную творческую деятельность).
- По какому ещё признаку можно сложить букет? (размер).
- Какие красивые букеты вы сделали! Подарите их Принцессе.
- Игра «Волшебная змея».
Положить на первый стол наборы для нанизывания.
- К сожалению, наше путешествие подходит к завершению, и пора отправляться в обратный путь. Для того, чтобы вернуться в детский сад, нам предстоит преодолеть небольшое препятствие – встретиться с волшебной змеёй.
- Я, держу длинную верёвку с узелком на конце с одной любой нанизанной деталью.
- Начну я, а вы запоминайте слова и действия: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! – Я, отдаю верёвку с деталью (головой) следующему игроку (показ) и спрашиваю: «Хочешь стать моим хвостом?» — игрок отвечает: «Да хочу». « Я хочу стать хвостом».
(добавляет любое слово, не связанное ни с цветом, ни с фигурой, которое обозначает признак — длинной, прекрасной, хитрой, прочной, тяжелой, невесомой, пахучей, ароматной, теплой, прохладной, и. т. д. змеи, при этом, надевает любую другую деталь).
- Игрок после нанизывания детали обращается к следующему игроку со словами: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! – отдаёт верёвку с деталью следующему игроку и спрашивает: «Хочешь стать моим хвостом?» — игрок отвечает: «Да хочу». «Я, хочу стать хвостом». (добавляет 2 слова, сказанное ранее и новоё своё, обозначающее признак…и. т. д. пока не закончатся слова.
Начали «Я змея…. .
Перемещать набор с предметами для нанизывания.
- Чем эта игра полезна?
(Обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи; развитие фантазии, коммуникативных навыков, навыков работы в группе).
Заключительная часть.
«Обратная связь»
Наше путешествие в игровую страну «Даров Фрёбеля» подходит к концу. Сейчас, я вам предлагаю подумать, что же дало вам это путешествие и построить башню:
- Красная — будет означать, что вам было интересно, познавательно, будете использовать в своей работе.
- Синяя — будет означать, что вам было не интересно, услышанная информация вам знакома.
- Желтая – информацию необходимо переработать, принять к сведению.
Система воспитания по Ф. Фрёбелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна.
Дары Фрёбеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!
Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.
Чарльз Диккенс
«Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов».
Материал взят из интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Хочу представить вашему вниманию семинар: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста". Семинар был проведен 20.03.20...

Семинар для педагогов Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Добрый день! Предлагаю вам методическую разработку по "Дарам Фребеля"....

Мастер-класс для педагогов " Использование игрового набора Дары Фребеля в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс проведен в рамках профессионального конкурса "Воспитатель года 2020"...
"Использование игрового набора "Дары Фребеля" в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Цель: .Способствовать повышению уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса. Задачи: 1Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творчески...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Цель: Повышение компетентности педагогов в применении игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.Задачи: ...
Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Методическая разработка«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля»в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»...

