Конспект занятия Тема «Зимнее царство». Старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)
Вид занятия развитие речи (интегрированное).
Краткое описание: Данный конспект представляет собой готовый сценарий увлекательного интегрированного занятия для детей старшей группы. Занятие построенно в формате путешествия в "Зимнее царство" по приглашению снеговика, что обеспечивает высокую мотивацию и вовлеченность детей.
Ключевые активности и методы работы:
Игровой сюжет: путешествие с выполнением заданий.
Развитие речи: Беседа по картине И.Шишкина "Зима" с использованием алгоритма, упражнения на голос и дыхания, обогащения словаря: признаки снег - рыхлый, лед - прозрачный.
Познавательно- исследовательская деятельность: экспериментирование со снегом и льдом для изучения их свойств.
Творчество и движение: "Танец снежинок" под музыку А.Жилина, имитационные игры.
Эмоциональное развитие: Рефлексия с помощью картинок-эмоций.
Итог: Занятие способствует комплексному развитию детей: речевым навыкам, познавательной активности,коммуникации и умении выражать свои эмоции в увлекательной форме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема «Зимнее царство».
Старшая группа
Выполнила Химич Н.П.
Вид занятия: Развитие речи.
Интеграция образовательных областей: речевая, познавательно-исследовательская, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цели деятельности:
«Речевое развитие»: Формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; Развития слухового внимания и восприятия, формирование навыков использование голоса в различных речевых ситуациях; Воспитывать культуру речевого общения.
«Познавательное развитие» : Закрепить умение обобщать и систематизировать представления о зиме, умения определять и сравнивать свойства снег и льда; Уточнить знания детей о названиях зимних месяцев, их последовательность.
«Социально-коммуникативное развитие»: Способствовать развития навыкам общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками
«Художественно-эстетическое развитие»: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре; Создать положительный настрой на восприятие музыкально-художественных произведений.
Физическое развитие: Формировать умение выполнять движения легко и непринужденно.
Планируемые результаты: Может поддерживать беседу о зиме, сопровождая эмоциональной речью; Рассуждает, высказывает свою точку зрения; Выражает положительные эмоции в игре; Интересуется свойствами снега и льда; проявляет активный интерес к исследовательской деятельности.
Словарная работа: Белый, рыхлый, гладкий, скользкий, прозрачный, непрозрачный, твердый.
Материалы и оборудование: Репродукция Шишкина «Зима», запись «Вальс снежинок» А. Жилина, снег и лед, картинки снежинки, картинки с эмоциями.
Тема «Зимнее царство»
Этапы | Задача этапа | Деятельность педагога | Методы и приемы | Предполагаемая деятельность детей | Учебные действия |
1.Организационно-мотивационный мотив | Формирование интереса к теме занятия . Активизация внимания. | В: Дети стоят в кругу, выполняют движение по тексту: «Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно Говорю тебе «Привет» Улыбнись скорей в ответ. Здравствуй правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг. Здравствуй наш веселый круг! | Игровой метод: создание игровой ситуации. Наглядный: имитация движений. Словесный: художественное слово, | Речевая: дети повторяют и выполняют движения Коммуникативная: эмоциональное взаимодействие. Дети улыбаются друг другу и произносят слова приветствия. Физическая активность: дети выполняют движения руками. | Способствует формированию положительного отношения к себе и другим. Выполняют движение в определенной последовательности. Правильно выполнять движение. Воспринимают и анализируют текст |
2.Основной этап 2.1 Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. | В: Стук в дверь. Нам прислали письмо! Это письмо от снеговика. Здравствуйте детишки! Девчонки и мальчишки! Приглашаю в гости всех, в зимнее царство, Но дорога нелегка. Будет трудно детвора. Путь укажут вам снежинки. Всех я буду очень ждать. И с сюрпризом вас встречать. В: ну что дети отправимся в гости? Упражнение - разминка "В лес на лыжах мы пойдём" Лыжи быстро мы берём и по снегу мы идём. В: Ребята прислушайтесь, метелица метет. А за нею вьюга подвывает. Давайте и мы покажем, как вьюга воет: «З-З-З-З» (с усилением звука) А вот и лес застонал от вьюги: «М-М-М-М» ( тихо высоким голосом) А как тяжело стонут дубы: «М-М-М-М» (громко низким голосом) А березы стонут тихо: «м-м-м-м»(тихо высоким голосом) Шумят ели: «Ш-Ш-Ш» Стихает вьюга: «с-с-с». Молодцы ребята. | Словесный метод: Беседа, художественное слово. Описание природы Диалог с детьми Наглядный: имитация, показ. звукоподражание Использование оборудования. Практический метод: упражнение в игровой форме. | Коммуникативная: дети внимательно слушают и отвечают на вопросы. Двигательная : разминка упражнение. Выполняют упражнение за воспитателем. Творческая активность. Игровая деятельность. Дети отправляются в гости, выполняя задания Речевая: Дети выполняют упражнение на развитие речевого дыхания и голоса. Звуковая имитация. Дети тренируют голос меняя его высоту и громкость | Развитие интереса к игровой деятельности, эмоциональное включение. Дети умеют удерживать внимания, контролировать свою речевую деятельность по выполнению упражнений. Планирование действий. Контроль и коррекция своих действий. Проявляют положительные эмоции по выполнению заданий. Развитие воображения. Понимания и воспроизведение текста. |
2.2 Этап ознакомление с материалом | Закрепление и расширения, обобщения, систематизация определенного объема знаний и представлений о зиме | Вот и снежинка к нам прилетела! 1 задание «Отгадайте загадку» Запорошила дорожки, (зима) В: Дети, а теперь посмотрите на эту картину. Докажите, что на ней изображена зима. (выставляется картина «Зима») но давайте договоримся описывать ее по плану, чтобы ничего не упустить. (Алгоритм- схема для детей. 1. Назови, что изображено. Общая картина. -Что мы видим на картине? Лес, поле, городскую улицу, деревню. -Какое время года и почему ты так решил? 2.Опиши природу и погоду. -Какой снег? –белый, пушистый, искристый, рыхлый. -Какое небо? –хмурое, голубое, пасмурное. -Есть ли солнце? -Что чувствуют деревья? –стоят в снежном уборе , спят. 3.Расскажи о живых объектах. -Есть ли на картине люди? -Видны ли животные, птицы? -Какие? 4. Передай свое настроение и чувства. -Какое настроение передает эта картина? – радостное, спокойное, сказочное, холодное. - Что бы ты почувствовал, если бы оказался в этом месте? Что ты бы хотел сделать? Воспитатель: «Ребята, давайте посмотрим на картину великого художника Ивана Шишкина. Что же мы здесь видим? Куда мы с вами попали? Что это за место? (Это лес. Это зимний лес) -Расскажите мне про снег. Он какой? На что похож? (Он белый, пушистый, глубокий, как одеяло). -А деревья, какие они? Они высокие или низкие? -Толстые или тонкие? (высокие, могучие, толстые). -Почему стволы такие темные? (Потому что снег белый, и на его фоне они кажутся темнее). -Что случилось с большим деревом на переднем плане? (Оно упало). -Как вы думаете, почему оно упало? (Его повалил сильный ветер, оно было старое). - Как вы думаете, есть ли в лесу животные? Где они могут прятаться? -Какое настроение у этого леса? -Он веселый или задумчивый? (Он спокойный , тихий, суровый) - Хотели бы вы здесь оказаться? -Что бы вы стали делать? (описание картины детьми 1-2 ребенка) Воспитатель: «Зима не всегда одинаковая. Она как человек, меняет свой характер три раза. Кто знает, как зовут трех братьев – месяцев? Молодцы! Декабрь ,январь и февраль. Дидактическое упражнение «Какой месяц?». Воспитатель показывает символы, а дети определяют месяц. Декабрь – первый снег, еще не очень холодно. «Зима начинается». Январь – морозы, снегопады, вьюги. «Сердце зимы». Февраль – последний месяц, солнце пригревает, появляются сосульки, бывают метели. «Зима кончается». -Как вы думаете, почему февраль называют самым ветреным месяцем?» | Словесный метод: художественное слово, беседа Словесный метод: вопросы. Стихотворение , музыка.
Рассмотрение алгоритма | Речевая: дети внимательно слушают и отвечают на вопросы. Речевая: дети вспоминают, как называются зимние месяцы и их признаки. | Выполняет действия по образцу . самоконтроль Принимают живое, заинтересованное участие в беседе. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Проявляют познавательный интерес к окружающему миру. |
2.3. Этап практического решения проблемы | Овладение способами и действиями решения проблемы. | Звук ветра. В: Появилась новая снежинка. - Скажите, кто знает, из чего состоит снег? Откуда появляются снежинки? (ответы детей) В: Летом из тучи из облаков идет дождь, а зимой из всех облаков и туч идет снег! Закройте и глаза и представьте что вы снежное облако. А какое вы облако расскажите. ( мягкое, пушистое, белоснежное) Облако стало тяжелым и из него посыпались снежинки. Я буду читать вам стихотворение, а вы под музыку (Звучит «Вальс снежинок» А. Жилина) изображайте снежинки, кто как хочет: У меня перинка есть, Перьев в ней не перечесть, Есть в периночке снежинки – Непоседы и смешинки. Ну-ка, милые снежинки, Вылетайте из перинки. Заметелит, завьюжит. Дружно в танце закружит. Снежиночки-пушиночки, Устали на лету, Кружиться перестали, Присели отдохнуть. В: Как красиво танцевали снежинки. Было очень красиво! Дети, давайте поиграем! Игра называется «Подбери слово» Я буду называть слова, а вы будете подбирать признаки к этим словам. Снег (какой?) – белый, как сахар; пушистый, как перина. Еще какой? В: А еще снег бывает сверкающим, легким. Лед (какой?) –твердый как камень, прозрачный, как стекло; гладкий, холодный. Метель (Что делает?) – завывает, как волк; кружиться, как в танце. Молодцы! | Словесный метод: вопросы. Словесный: вопросы, указание, художественное слово. Игровой метод: Создание игровых проблемных ситуаций. игра Практический: творческие движения. Имитация Практический метод: дидактическая игра | Речевая: беседа, ответы на вопросы. Визуализация. дети закрывают глаза и представляют Музыкальная: слушание и реакция Двигательная: Дети выразительно передают в движение игровые образы игра «Подбери признак» Речевая: Дети подбирают прилагательные к именам существительным | Дети владеют невербальными и вербальными средствами общения. Проявляют интерес к совместным играм. Дети умеют устанавливать аналогии, выделять существенные признаки предметов. Формирование умения работать в группе и выражать свои эмоции . Расширение словарного запаса умение описывать предметы. |
3.Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение опыта. Формирование навыков самооценки. | В: Ребята посмотрите мы с вами пришли к ледяному домику снеговика. А вот и сам снеговик. Давайте с ним поздороваемся! Снеговик: Здравствуйте детишки, а я вас ждал. Теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом. Посмотрите, что у меня лежит в чашке. Это снег. Кто хочет мне помочь? Подходите сюда. Дайте ладошки. Вот вам снег. Возьмите комочек снега посмотрите на свет, прозрачный или нет? Смотрите, что с ним происходит. –Что произошло? Почему? (ответы детей) -Почему руки замерзли? Поэтому на прогулке мы играем со снегом в варежках. В: А что у меня в этой чашке? А тут лед. Посмотрите на свет, прозрачный или нет? Положите на цветную бумагу. Поменял цвет? Почему? (потому что лед прозрачный) Попробуйте раскрошить, сломать. Почему не ломается? Какой он? (хрупкий или прочный). Лед – это твердая вода. (тоже положить кому-нибудь на ладонь) Обратите внимание, дети, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Снеговик: дети, талую воду можно пить? Ребята, поиграем в игру. Я буду говорить стихотворные строки, а вы будете изображать их. «Как зимой нам поиграть? (имитация движений) Будем мы снежки кидать, Бабу снежную лепить. И на горку воду лить. Будем мы на лыжах мчаться, На коньках по льду кататься. Мы на санках понесемся. А потом домой вернемся. Воспитатель: Вот и настало время прощаться со снеговиком. Снеговик: Ребята мне очень понравилось с вами играть и веселиться и вам? В: Давайте мы изобразим наши чувства и эмоции при помощи картинок. Снеговик: Я выбираю вот такую картинку с веселым лицом, потому что я очень рад. А вы. В: Дети скажем снеговику до свидания. Нам пора возвращаться. (возвращение так же в стихотворной форме «Лыжи быстро мы берем»). | Игровой метод: создание игровой ситуации. Практический метод: эксперимент Словесный метод: объяснение происходящего и стихотворные строки, повтор. Наглядный: использование снега, льда Практический метод: имитационная игра | Познавательно-исследовательская: дети эксперимен-тируют, Наблюдают, делают выводы. интересуются свойствами снега и льда Коммуникативная общаются со снеговиком, отвечают на вопросы. игровая: имитируют движения по содержанию стихотворения, играют со снегом и льдом. Творческая: дети выражают свои эмоции через выбор картинок с изображением настроения | Проявляют познавательный интерес к окружающему миру. Учатся наблюдать анализировать и делать выводы. Формируется понимание свойств веществ Учатся следовать инструкциям. Контролировать свои действия. Учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, отвечать на вопросы. Выражать свои эмоции. Формируют положительное отношение к обучению через игру и эксперименты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Зимние забавы» средняя группа
Целью занятия является уточнение знаний детей о зимнем времени года и зимних забавах...
Конспект развлечения "Зимняя прогулка" средняя группа
Конспект развлечения "Зимняя прогулка" средняя группа...
Конспект занятия "Зимние забавы" в группе раннего возраста
Конспект занятия "Зимние забавы"...

Конспект НОД "Зимний пейзаж" (средняя группа)
развивать эстетическое восприятие изобразительного искусства; воспитывать любовь и внимательное отношение к природе....

Конспект занятия: «Зимние чудеса» (средняя группа)
Конспект занятия: «Зимние чудеса» (средняя группа)...

Конспект развлечения «Зимние забавы» (старшая группа) (интеграция: речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие)
Цель: физическое развитие и укрепление здоровья детей в зимний период.Задачи:Образовательные: закрепить представления детей о признаках зимы; совершенствовать двигательные умения и навыки пр...
Конспект занятия «Зимние явления» (Старшая группа)
Конспект занятия «Зимние явления» (Старшая группа)...
