Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по родной стране: Открой Звезду Знаний!»
материал (старшая группа)

Булгачева Анна Михайловна

Цель: Формирование основ нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_-igra.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

 на тему: «Путешествие по родной стране: Открой Звезду Знаний!»

Цель: Формирование основ нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

1.  Образовательные:

  • Расширить представления детей о своей семье, ее традициях и ценностях.
  • Закрепить знания о родном городе/селе, его достопримечательностях.
  • Уточнить и систематизировать знания о символике России (флаг, герб, гимн).
  • Познакомить с героями и защитниками Отечества.
  • Расширить представления о многообразии природы родного края и России.
  • Познакомить с элементами народных промыслов и традиций.

2.  Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, любознательность, инициативу.
  • Развивать связную речь, умение рассуждать, выражать свои мысли.
  • Формировать умение работать в команде, договариваться, помогать друг другу.
  • Развивать физические качества (ловкость, быстроту, координацию).

3.  Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к своей семье, малой Родине, стране.
  • Формировать чувство гордости за свой народ, его историю и культуру.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, рукотворным памятникам.

Возраст: Старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Количество участников: 8-12 детей (можно разделить на 2 команды).

Продолжительность: 40-50 минут

  Оборудование и материалы:

•   Карта-схема с обозначением станций (можно нарисовать упрощенно).

• Конверты с заданиями и подсказками (схематичные рисунки следующих станций).

•   Большая объемная или нарисованная звезда, разделенная на 5-6 лучей (частей).

•  Для станции 1: Пазлы с семейными фотографиями, карточки "Что мы делаем вместе?" (совместный досуг семьи).

•  Для станции 2: Фотографии достопримечательностей родного города/села, набор картинок "Что есть в моем городе?" (школа, магазин, парк, река).

•  Для станции 3: Разрезанные части флага и герба России, карточки с цветами (белый, синий, красный).

• Для станции 4: Мягкие "мечи" (палки), обручи или веревочки для "препятствий", картинки с богатырями (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец).

  • Для станции 5: Картинки с изображениями растений и животных России (береза, ель, медведь, лиса, волк, ромашка), карточки с условными обозначениями леса/реки.

•   Для станции 6: Заготовки-раскраски (дымковская игрушка, хохлома, гжель), карандаши/фломастеры, образцы узоров.

•   Для финала: Сундук с "сокровищами" (небольшие сувениры, раскраски, памятные медали).

•   Костюм "Хранителя Знаний" для ведущего (воспитателя).

Предварительная работа:

•  Беседы о семье, малой Родине, России.

• Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями города/страны.

•  Знакомство с символикой России.

•  Чтение русских народных сказок, былин о богатырях.

• Знакомство с народными промыслами (рассматривание картинок, игрушек).

•  Игры на развитие логики, внимания, памяти.

Ход квест- игры:

I. Вводная часть (5 мин)

Ведущий: (в костюме Хранителя Знаний): "Здравствуйте, ребята! Я – Хранитель Знаний о Родине. Я живу в нашем детском саду и бережно храню волшебную Звезду Знаний, которая помогает нам любить и ценить нашу прекрасную страну. Но сегодня утром случилось беда – злой волшебник Разделяйка заколдовал мою звезду и разбросал все ее лучики по нашему саду! Теперь она не светит, и мы не можем делиться знаниями о нашей Родине. Поможете мне собрать все лучики и вернуть звезде ее сияние?"

Дети: "Да!"

Ведущий: "Отлично! Но чтобы найти лучики, нам предстоит отправиться в увлекательное путешествие по нашей родной стране. Каждая станция этого путешествия таит в себе задание. Выполните задание – получите лучик и подсказку, куда идти дальше. Готовы к приключениям?"

Дети: "Готовы!"

Ведущий: "Тогда в путь! Вот вам первая подсказка!" (Показывает карту-схему и дает первый конверт с заданием и рисунком-подсказкой следующей станции).

II. Основная часть: Путешествие по станциям (35 мин)

(Дети передвигаются от станции к станции, руководствуясь подсказками из конвертов.)

Станция 1: «Моя семья – моя опора»

Место: Уголок семьи или зона для сюжетно-ролевых игр.

Задание: «Семейный альбом». Дети получают разрезанные на части фотографии семей (заранее подготовленные с родителями или обобщенные картинки).

Задание 1.1: Собрать пазлы из семейных фотографий.

Задание 1.2: Рассказать, что делают вместе в семье (показать карточки и выбрать подходящие, или рассказать о своих традициях).

Ведущий: "Молодцы! Ваша семья – это ваша самая главная опора. Любите и уважайте своих близких! Забирайте первый лучик звезды! А вот и подсказка, куда идти дальше." (Выдает первый лучик и конверт с рисунком детского сада или здания города.)

Станция 2: «Мой город/село – моя малая Родина»

Место: Уголок краеведения.

Задание: «Узнай свой город».

Задание 2.1: Ведущий показывает фотографии достопримечательностей родного города/села. Дети должны узнать и назвать их. (Если сложно, можно просто рассказать, что изображено.)

Задание 2.2: Игра "Что есть в моем городе?". Дети выбирают из набора картинок те, которые изображают объекты, встречающиеся в их населенном пункте (школа, река, парк, магазин, детская площадка и т.д.).

Ведущий: "Как много интересного и красивого в вашем родном городе! Вы настоящие знатоки! Вот вам второй лучик! А эта картинка покажет вам, куда отправиться дальше." (Выдает лучик и конверт с рисунком флага России.)

Станция 3: «Символы великой страны»

Место: Уголок государственной символики.

Задание: «Собери символы России».

Задание 3.1: Дети собирают из частей флаг России и называют цвета, объясняя, что они обозначают (белый – мир, чистота; синий – небо, верность; красный – огонь, отвага).

 Задание 3.2: Собирают из частей герб России. (Можно просто рассказать про изображение орла, его смысл).

Ведущий: "Отлично! Вы знаете главные символы нашей страны – России! Эти символы объединяют всех, кто живет в нашей великой стране. Вот третий лучик! А следующая подсказка очень необычная..." (Выдает лучик и конверт с рисунком богатыря или щита.)

Станция 4: «Богатырская застава»

Место: Физкультурный зал или спортивный уголок.

Задание: «Силачи земли русской».

Задание 4.1 (физическое): «Переправа богатырей». Дети должны проползти "под низким деревом" (под веревочкой), перепрыгнуть "через кочку" (через обруч) и метнуть "копье" (мягкий "меч" или мешочек в корзину).

 Задание 4.2 (интеллектуальное): Отгадать загадки про богатырей или назвать имена известных богатырей.

Ведущий: "Молодцы, будущие защитники нашей Родины! Вы сильные, ловкие, смелые, как настоящие богатыри! Держите четвертый лучик! А куда же ведет нас следующая подсказка?" (Выдает лучик и конверт с рисунком березы или медведя.)

Станция 5: «Родные просторы»

Место: Уголок природы или зона с дидактическими играми по экологии.

Задание: «Край родной, навек любимый».

Задание 5.1: Игра «Кто (что) где живет?». Дети распределяют картинки с животными и растениями России (медведь, лиса, волк, береза, ель, ромашка) по "местам обитания" (например, лес/река, или просто называют, где их можно встретить).

Задание 5.2: Беседа о бережном отношении к природе. "Как мы должны заботиться о нашей природе, чтобы она всегда была такой красивой?"

Ведущий: "Какая же красивая и богатая природа в нашей стране! И мы должны беречь ее, ведь это наш общий дом. Вот ваш пятый лучик! И последний путь к нашей звезде!" (Выдает лучик и конверт с рисунком народной игрушки или узора.)

Станция 6: «Мастерская народных умельцев»

Место: Уголок творчества.

Задание: «Узор России».

Задание 6.1: Дети раскрашивают или дорисовывают элементы народных узоров (дымковская игрушка, хохлома, гжель) на заранее подготовленных заготовках (рыбка, птичка, лошадка, чашка).

Задание 6.2: Рассказать, какие русские народные игрушки или промыслы они знают.

Ведущий: "Какие красивые работы у вас получились! Наши мастера-умельцы прославили Россию на весь мир. И вы сегодня тоже прикоснулись к народному искусству. Вы собрали все лучики! Скорее, пора возвращать их нашей Звезде Знаний!"

III. Заключительная часть (5-7 мин)

Возвращение к месту с Звездой Знаний.

Ведущий: "Посмотрите, ребята! Вы собрали все лучики! Давайте вернем их на место, чтобы Звезда Знаний вновь засияла!" (Дети по очереди прикрепляют лучики к звезде.)

Звезда сияет!

Ведущий: "Вот она, наша Звезда Знаний о Родине! Она вновь светит ярко-ярко, благодаря вашим знаниям, смелости и дружбе! Сегодня вы доказали, что любите свою Родину, знаете ее историю и культуру, и готовы защищать ее!

   Рефлексия: Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

    Что значит быть патриотом?"

Клятва маленьких патриотов (повторяют за ведущим):

    "Обещаем Родину любить!"

    "Добрыми и честными быть!"

    "Старших уважать!"

    "Малышей защищать!"

    "Природу беречь!"

    "Дружбу хранить!"

Ведущий открывает "сундук сокровищ" и вручает детям небольшие памятные сувениры (медальки "Юный патриот", раскраски с символикой России или народными узорами) и благодарит за участие.

Ведущий: "Спасибо вам, мои юные друзья! Я верю, что из вас вырастут настоящие граждане нашей великой страны!"

Рекомендации: Дополнительно можно включить музыкальное сопровождение на каждой станции (например, русские народные мелодии, песни о Родине).

Если детей много, можно разделить их на две команды и устроить небольшое соревнование, кто быстрее соберет лучи звезды.

Важно, чтобы воспитатель сам проявлял искренний интерес и любовь к теме, тогда это чувство передастся и детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие по Радужной стране"

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие по Радужной стране"Подготовила воспттатель высшей квалификационной категории МБ...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».

Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: " Семейные обычаи на Руси"

Цель данного занятия -воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору.Развивать чувство патриотизма и любви к малой Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях....

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Быт казака"

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Быт казака"...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Традиции и быт Кубанского казачества"

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Традиции и быт Кубанского казачества"...

конспекта занятия по краеведению для детей старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие по родному посёлку».

ЦЕЛЬ: расширять представления детей о родном посёлке, его достопримечательностях.      ...

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в сказочную страну»

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в сказочную страну»...