Доклад на педсовете "Использование игрового комплекса "Пертра"
учебно-методическое пособие
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на педсовете ДОУ на тему
"Опыт работы
по использованию игрового комплекта "Пертра".
Притча: "Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Всё в твоих руках".
В наших руках, коллеги, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным.
В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимание уделяется профилактической и развивающей работе. Дети испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них, как правило, является лишь один из сенсорных каналов. Важно обучить ребенка многосенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения
Незаменимым помощником в работе с детьми дошкольного возвраста в нашем детском саду стал игровой комплект "ПЕРТРА".
Актуальность применения игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг обоснована тем, что возможности данного игрового комплекта обеспечивают развитие познавательной сферы у дошкольников. Возможности данного игрового комплекта помогают формировать предпосылки кинестетических и тактильных ощущений, обуславливают развитие внимания, улучшение зрительной, тактильной кинестетической памяти.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Ребенок овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.
В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимание уделяется профилактической и развивающей работе. Дети испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них, как правило, является лишь один из сенсорных каналов. Важно обучить ребенка многосенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения .
Незаменимым помощником в работе с дошкольниками старшего возраста для меня стал игровой комплект «Пертра» М. Фростиг – интересное пособие для проведения развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяют педагогу решать множество задач всестороннего развития ребенка: его органов чувств, познавательных психических процессов, личностных проблем.
Комплект разработан Марианной Фростиг, немецким педагогом, основателем Центра педагогической терапии. Главной идеей концепции М. Фростиг является то, что движение и восприятие являются основными механизмами развития ребенка.
Основная цель работы с использованием игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг - это активизация и развитие познавательных процессов дошкольников.
Игровой комплект «Пертра» М. Фростиг позволяет развивать все познавательные психические функции детей:
- произвольное внимание (его объем, концентрацию, распределение, переключение и устойчивость);
- все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную, двигательную).
Ребенок, которому трудно было запомнить одно задание, пройдя цикл игр и упражнений, может удержать в памяти инструкцию из 3–4 заданий, поскольку она включена в игровую деятельность. А как известно: лучше запоминается то, с чем действует ребенок;
- восприятие (цвета, формы, величины, пространства и времени) – при этом восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Быстрое выделение информативных свойств предмета способствует его опознанию, применению для новых целей;
- мышление – наглядно-образное, логическое и творческое.
Ребенок учится обобщать, классифицировать, исключать, анализировать, сравнивать, проводить аналогии, чередовать. Учится понимать мыслительную операцию отрицания. После проведения цикла игр ребенок выделяет существенные признаки предмета, сравнивает детали не только по внешнему виду, но и по функциональным возможностям, с легкостью выявляет различия.
Благодаря тому, что на каждой встрече дети воплощают новые замыслы, развиваются воображение и оригинальность мышления.
В течение учебного года с детьми старшего дошкольного возраста я реализовывала занятия в игровой форме. Работа строилась по принципу «От простого к сложному», задания усложнялись по мере усвоения материала детьми. С воспитанниками, у которых возникали трудности, проводила индивидуальную работу, которая позволяла каждому ребенку в полной мере усвоить новые навыки и знания.
Основными формами работы стали игры и упражнения, объединенные одной тематикой, которые характеризовались смысловой законченностью, взаимосвязанностью начала и окончания, что позволяло обращать внимание детей на их собственные результаты и достижения.
Структуру занятий с игровым комплектом «Пертра» М. Фростиг я выстроила в следующим порядке:
1. Ритуал приветствие и прощание.
2. Разминка.
3. Использование набора «Пертра».
4. Рефлексия.
Работа c каждым набором игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг проводится поэтапно:
1. Изучение каждой детали набора:
- Выделение формы предмета.
- Выделение поверхности предмета.
- Рассмотреть элементы каждой детали.
2. Исследование совместимости деталей из одного набора:
- Сравнение деталей-фигур по сенсорным признакам.
- Классификация деталей-фигур по различным основаниям.
- Задание на отбор деталей-фигур с определёнными признаками.
- Определение принципа работы с комплектом.
3. Исследование совместимости деталей из разных наборов:
- Использование полученного опыта, целенаправленная работа с комплектом.
С целью наблюдения динамики познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста перед проведением мероприятий с использованием игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг был проведен психолого-педагогический мониторинг. В качестве основных диагностических методов я использовала:
- индивидуальные и групповые игры и беседы с детьми;
- давала специальные задания диагностического характера;
проводила наблюдения с целью выявления особенностей поведения и общения детей в процессе регламентированной и нерегламентированной деятельности;
- проводила беседы с родителями детей.
По результатам проведённого мониторинга мной был составлен календарно-тематический план занятий, разработаны планы-конспекты для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с учетом индивидуальных особенностей.
После проведения всех мероприятий по результатам исследования в моей группе наблюдалась положительная динамика.
В результате реализации мероприятий с детьми с использованием игрового комплекта «Пертра» произошла динамика в развитии познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, улучшилась мелкая моторика рук и пальцев, сформировались математические представления и графические навыки.
Кроме того, среди результатов следует отметить развитие возможностей ребенка в выполнении точных, ловких движений с деталями, т. е. развитие двигательной памяти и координации движений в системе «глаз – рука».
В совместных играх воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к постройкам друзей. Дети учатся принимать варианты других, позитивно их оценивать, воздерживаться от отрицательных оценок, оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях. В свою очередь это приводит к формированию нравственно-этических норм поведения.
Развивается волевая сфера: формируются умения заканчивать начатое, исправлять неточно выполненное задание, проверять свой результат. С развитием воли развиваются произвольность психических процессов, саморегуляция.
Проводимые мероприятия с использованием игрового комплекта помогали детям избавиться от плохого настроения. Способствовали решению их индивидуальных проблем: будь то развитие внимания, пространственного мышления и логики воспитанников или умение концентрироваться, тренировка мелкой моторики или развитие координации движений и т.д. А некоторым детям помогали получить возможность избавиться от «лишней» энергии и агрессии.
Опыт работы показал, что игровой комплект «Пертра» М. Фростинг является полезным инструментом для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Из входящих в набор деталей можно составлять бесконечное множество упражнений и заданий. Методические материалы по внедрению игрового комплекта «Пертра» М. Фростиг могут быть адресованы педагогам – психологам, логопедам – дефектологам для организации познавательно-исследовательской, как совместной деятельности взрослого и детей, так и для самостоятельной игровой и продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Интреграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях реализации ФГОС ДО"
В работе показана интеграция образовательных областей на основе физического развития....

Доклад "Влияние театрально-игровой деятельности на развитие детей дошкольного возраста"
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи развития детей в детском саду; от ознакомления с общественными явлениями, развития речи; формирования элементарных математических представлений до ...

Стендовый доклад "Математическое содержание игровой деятельности"
Математическое содержание игровой деятельности...

Доклад "Презентация центров игровой поддержки дошкольников в ДОУ"
Выступление на педагогическом совете 27.11.2018г....

Доклад Игры и игровые упражнения малой подвижности для детей дошкольного возраста
Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию....

Доклад на тему:"Игровые технологии:сюжетно-ролевые игры"
Доклад к педсовету "Итоги года" в котором рассказывается об использовании игровых технологий для детей дошкольного возраста....
