Опыт работы по приобщению к чтению детей дошкольного возраста
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Любимое время в детском саду!
Хочу рассказать о самых любимых, совместных минутках с детьми в группе детского сада. В течение дня у нас много различных интересных игр, познавательных действий, радостных моментов, но для меня и моих сорванцов самими дорогими и любимыми являются минутки свободного чтения перед дневным сном.
Я уверенна, что чтение книг перед дневным сном для детей дошкольного возраста жизненно необходимо. Во-первых, это способствует развитию воображения и креативности, так как дети погружаются в увлекательные истории. Во-вторых, чтение обогащает словарный запас, позволяя малышам учиться новым словам и фразам в контексте. В-третьих, этот ритуал создает атмосферу спокойствия, что помогает детям расслабиться и легче засыпать. Совместное чтение укрепляет эмоциональную связь между воспитателем и ребенком, создавая уютные моменты общения. Таким образом, чтение перед сном не только развивает, но и укрепляет взаимоотношения, создавая традицию, которая будет цениться на протяжении всей жизни.
Читать детям начала со второй младшей группы. Пока дети совсем маленькие, надо чтобы процесс чтения был активным, т.е. дети помогали и участвовали в чтении. Например в сказке «Репка» мы часто на помощь звали различную технику и друзей в группе. Читать одну и ту же сказку, но на разный лад это любимое занятие у малышей. Так они чувствуют себя создателями чего- то нового, необычного, учатся думать шире, выходить за рамки написанного. В любимейшей сказке Любовь Федоровны Воронкой «Маша- растеряша» в роли Маши побывали все дети. Мы рассказывали сказку про «Захара- растеряшу», про «Мишу-растеряшу», про «Инессу-растеряшу» и т.д. Таким образом, дети сами того не замечая, легко учатся вставать на место персонажей, обдумывать поступки и оценивать действия героев.
Читая детям книгу, я объясняю незнакомые слова и даже спрашиваю их мнение. У меня цель не усыпить детей чтением, а немного побудить их думать, анализировать поступки героев. Несмотря на то, что процесс чтения достаточно может быть активный и смешной (зависит от книги), детям даже легче засыпать после таких минуток, у них есть пища для ума, есть о чем подумать. Просыпаясь, некоторые дети даже могут рассказать предполагаемое продолжение истории. Например, читая «Волшебник Изумрудного города», дети поражали меня своей фантазией, предлагая разнообразнейшие выходы из ситуаций главным героям истории. Наши с коллегой дети сами очень просят почитать им перед сном и прекрасно запоминают на каком моменте мы остановились, могут пересказать события, произошедшие в книге, что, конечно же, развивает память и мышление.
В подготовительной группе детям очень откликнулись рассказы Ирины Михайловны Пивоваровой про школьниц Люську Синицыну и Люську Косицыну. Некоторые рассказы были прочитаны нами по несколько раз.
Опираясь на собственный опыт, хочу отметить, что в любой группе ясельного возраста дети с удовольствием слушают простые истории и смотрят картинки, у малышей еще есть безусловное доверие к книге, к тому, что книга может развлечь, заинтересовать. Но чем старше дети, тем сложнее побудить их слушать, книга большинству детей кажется слишком скучной и пресной, т.к. читать всегда сложнее, чем смотреть. В течение дня мы тоже часто читаем детям по программе, но в эти минуты ребятишкам не хватает желания и возможности слушать, слишком часто и для большего числа детей, это чтение навязанная активность. Поэтому, мне нравится знакомить детей с разными книгами перед дневным сном. Трачу я на эти минутки 10-15 минут не больше. Сотрудничаю с ближайшей библиотекой, там всегда много замечательных произведений с яркими картинками. Благодаря этому дополнительному чтению дети в моей группе прекрасно знакомы с Буратино и Мальвиной, Карандашом и Самоделкиным, Страшилой и Элли, Крокодилом Геной и Чебурашкой, Доктором Айболитом и Пентой, с Праздником Непослушания и его последствиями, и, конечно же, с Незнайкой и его друзьями…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста"
В данной статье представлены тезисы из опыта работы воспитателя по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста....
опыт работы РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
· Актуальность проблемы развития детского творчества, взгляды философов, психологов на данную проблему· Условия, необходимые для...

Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)
Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...

Презентация. Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)
Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются нами как в образовательном процессе, так и в вос...

Опыт работы "Виртуальное путешествие- эффективная форма работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре Пензенского края»
Виртуальное путешествие является одним из вариантов применения новых информационных технологий в образовательной деятельности. И здесь компьютер и интернет выступают в роли непосредственного пом...

Презентация "Обобщенный педагогический опыт по теме "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
Обобщение опыта в виде презентации....

