Использование якутской сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» (Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами) в воспитательной работе с дошкольниками
план-конспект занятия (средняя группа)

Афанасьева Матрена Борисовна

Использование якутской сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» (Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами) в воспитательной работе с дошкольниками

 

Афанасьева Матрена Борисовна, воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС № 75 «Ивушка»

 

Аннотация

В статье представлен опыт использования якутской народной сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. Описана система работы по знакомству детей с культурным наследием якутского народа через театрализованную деятельность.

Раскрыты методы и приёмы, способствующие формированию у детей интереса к родному языку и традициям, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков.

 

Ключевые слова

Дошкольное образование, якутская сказка, театрализованная деятельность, воспитание, культурное наследие, развитие детей.

 

Введение

В современных условиях важно сохранять и приумножать культурное наследие каждого народа. Знакомство детей с национальными традициями и фольклором способствует формированию у них любви к родному краю, уважения к традициям других народов.

Сказка «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» — яркий пример якутского фольклора, который может быть использован в воспитательной работе с дошкольниками.

 

Новизна подхода

Новизна нашего подхода заключается в интеграции традиционных методов работы с инновационными формами, которые делают процесс приобщения детей к культурному наследию более увлекательным и эффективным. В частности, мы используем следующие интересные формы и приёмы:

1. Включение музыкального инструмента хомус, кырыымпа, чуораанчык и т.д.: Дети знакомятся с традиционным якутским инструментом хомус или кырыымпа и учатся играть на нём простые мелодии во время инсценировки сказки. Это помогает им глубже понять и почувствовать культуру своего народа.

2. Импровизационные сценки: Включение элементов импровизации позволяет детям проявлять свою творческую инициативу и развивать навыки спонтанного выступления.

3. Коллаборативное творчество: Совместное создание декораций и костюмов с участием родителей и детей, что способствует укреплению семейных связей и развитию креативности.

4. Использование мультимедийных технологий: Презентации с элементами анимации и интерактивными заданиями делают занятия более современными и увлекательными.

 

Основная часть

Теоретическое обоснование

В основу работы положены идеи:

- о важности приобщения детей к культурному наследию (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец);

- о роли сказки в воспитании детей (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова);

- о значении театрализованной деятельности в развитии дошкольников (Н. Ф. Сорокина, Л. В. Артёмова).

 

Описание педагогического опыта

Цель работы — приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию якутского народа через театрализованную деятельность.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- познакомить детей с содержанием сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»;

- создать условия для развития творческих способностей детей;

- способствовать формированию коммуникативных навыков;

- вовлечь родителей в воспитательный процесс.

 

Этапы работы:

1. Знакомство с текстом сказки.

2. Обсуждение персонажей и событий.

3. Инсценировка отдельных эпизодов с использованием хомуса.

4. Создание кукол и декораций совместно с родителями.

5. Репетиции и показ спектакля с элементами мультимедийного сопровождения.

 

Методы и приёмы:

- чтение сказки с комментариями;

- рассматривание иллюстраций;

- обсуждение характеров персонажей;

- изготовление кукол и декораций;

- разучивание реплик;

- инсценировка эпизодов с музыкальным сопровождением;

- рефлексия после показа спектакля.

 

Результаты и их анализ

В результате проведённой работы:

- дети познакомились с содержанием сказки;

- научились передавать характеры персонажей через речь и движения;

- проявили интерес к якутскому фольклору;

- улучшились коммуникативные навыки;

- повысилась творческая активность;

- родители стали более активными участниками воспитательного процесса.

 

Заключение

Использование якутской сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» в воспитательной работе способствует:

- приобщению детей к культурному наследию;

- развитию творческих способностей;

- формированию коммуникативных навыков;

- укреплению связи между поколениями.

 

Перспективы дальнейшей работы

- создание цикла занятий по мотивам якутских сказок;

- организация театрализованных представлений для родителей;

- разработка методических рекомендаций для педагогов.

 

Практическая значимость

Опыт может быть использован педагогами дошкольных учреждений для приобщения детей к культурному наследию своего народа через театрализованную деятельность.

 

Список использованной литературы

 

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

2. Запорожец А. В. Психология обучения дошкольников / А. В. Запорожец. — М.: Знание, 1963. — 128 с.

3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К. Д. Ушинский. — М.: Учпедгиз, 1950. — Т. 2. — 628 с.

4. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозова. — СПб.: Типография А.М. Котомина, 1871. — 368 с.

5. Сорокина Н. Ф., Артёмова Л. В. Современные подходы к дошкольному образованию / Н. Ф. Сорокина, Л. В. Артёмова. — М.: Сфера, 2019. — 128 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование якутской сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» (Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами) в воспитательной работе с дошкольниками

Афанасьева Матрена Борисовна, воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС № 75 «Ивушка»

Аннотация

В статье представлен опыт использования якутской народной сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. Описана система работы по знакомству детей с культурным наследием якутского народа через театрализованную деятельность.

Раскрыты методы и приёмы, способствующие формированию у детей интереса к родному языку и традициям, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков.

Ключевые слова

Дошкольное образование, якутская сказка, театрализованная деятельность, воспитание, культурное наследие, развитие детей.

Введение

В современных условиях важно сохранять и приумножать культурное наследие каждого народа. Знакомство детей с национальными традициями и фольклором способствует формированию у них любви к родному краю, уважения к традициям других народов.

Сказка «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» — яркий пример якутского фольклора, который может быть использован в воспитательной работе с дошкольниками.

Новизна подхода

Новизна нашего подхода заключается в интеграции традиционных методов работы с инновационными формами, которые делают процесс приобщения детей к культурному наследию более увлекательным и эффективным. В частности, мы используем следующие интересные формы и приёмы:

1. Включение музыкального инструмента хомус, кырыымпа, чуораанчык и т.д.: Дети знакомятся с традиционным якутским инструментом хомус или кырыымпа и учатся играть на нём простые мелодии во время инсценировки сказки. Это помогает им глубже понять и почувствовать культуру своего народа.

2. Импровизационные сценки: Включение элементов импровизации позволяет детям проявлять свою творческую инициативу и развивать навыки спонтанного выступления.

3. Коллаборативное творчество: Совместное создание декораций и костюмов с участием родителей и детей, что способствует укреплению семейных связей и развитию креативности.

4. Использование мультимедийных технологий: Презентации с элементами анимации и интерактивными заданиями делают занятия более современными и увлекательными.

Основная часть

Теоретическое обоснование

В основу работы положены идеи:

- о важности приобщения детей к культурному наследию (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец);

- о роли сказки в воспитании детей (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова);

- о значении театрализованной деятельности в развитии дошкольников (Н. Ф. Сорокина, Л. В. Артёмова).

Описание педагогического опыта

Цель работы — приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию якутского народа через театрализованную деятельность.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- познакомить детей с содержанием сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»;

- создать условия для развития творческих способностей детей;

- способствовать формированию коммуникативных навыков;

- вовлечь родителей в воспитательный процесс.

Этапы работы:

1. Знакомство с текстом сказки.

2. Обсуждение персонажей и событий.

3. Инсценировка отдельных эпизодов с использованием хомуса.

4. Создание кукол и декораций совместно с родителями.

5. Репетиции и показ спектакля с элементами мультимедийного сопровождения.

Методы и приёмы:

- чтение сказки с комментариями;

- рассматривание иллюстраций;

- обсуждение характеров персонажей;

- изготовление кукол и декораций;

- разучивание реплик;

- инсценировка эпизодов с музыкальным сопровождением;

- рефлексия после показа спектакля.

Результаты и их анализ

В результате проведённой работы:

- дети познакомились с содержанием сказки;

- научились передавать характеры персонажей через речь и движения;

- проявили интерес к якутскому фольклору;

- улучшились коммуникативные навыки;

- повысилась творческая активность;

- родители стали более активными участниками воспитательного процесса.

Заключение

Использование якутской сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» в воспитательной работе способствует:

- приобщению детей к культурному наследию;

- развитию творческих способностей;

- формированию коммуникативных навыков;

- укреплению связи между поколениями.

Перспективы дальнейшей работы

- создание цикла занятий по мотивам якутских сказок;

- организация театрализованных представлений для родителей;

- разработка методических рекомендаций для педагогов.

Практическая значимость

Опыт может быть использован педагогами дошкольных учреждений для приобщения детей к культурному наследию своего народа через театрализованную деятельность.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.

2. Запорожец А. В. Психология обучения дошкольников / А. В. Запорожец. — М.: Знание, 1963. — 128 с.

3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К. Д. Ушинский. — М.: Учпедгиз, 1950. — Т. 2. — 628 с.

4. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозова. — СПб.: Типография А.М. Котомина, 1871. — 368 с.

5. Сорокина Н. Ф., Артёмова Л. В. Современные подходы к дошкольному образованию / Н. Ф. Сорокина, Л. В. Артёмова. — М.: Сфера, 2019. — 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы.Применение блочного планирования в воспитательной работе с дошкольниками.

Педагогическим коллективом  разработана система  блочного планирования в работе с дошкольниками. На каждой неделе рассматривается определенная тема, с учетом этой темы планируется  орга...

Театрализованные игры-представления в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

В материалах выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей представлен опыт работы по развитию дошкольников в театрализованной деятельности....

«Использование технических средств обучения в учебно-воспитательной работе с дошкольниками»

Использование технических средств обучения  в учебно-воспитательной работе с дошкольниками :являются источником информации;рационализируют формы преподнесения  информации;повышают степень на...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ  И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬ...

Консультация для воспитателей «Формы и методы организации воспитательной работы с дошкольниками»

Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность.В своей работе с детьми я  использую групповые, индивидуальные, фронтальные, формы орг...