Использование якутской сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» (Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами) в воспитательной работе с дошкольниками
план-конспект занятия (средняя группа)
Использование якутской сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» (Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами) в воспитательной работе с дошкольниками
Афанасьева Матрена Борисовна, воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС № 75 «Ивушка»
Аннотация
В статье представлен опыт использования якутской народной сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. Описана система работы по знакомству детей с культурным наследием якутского народа через театрализованную деятельность.
Раскрыты методы и приёмы, способствующие формированию у детей интереса к родному языку и традициям, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков.
Ключевые слова
Дошкольное образование, якутская сказка, театрализованная деятельность, воспитание, культурное наследие, развитие детей.
Введение
В современных условиях важно сохранять и приумножать культурное наследие каждого народа. Знакомство детей с национальными традициями и фольклором способствует формированию у них любви к родному краю, уважения к традициям других народов.
Сказка «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» — яркий пример якутского фольклора, который может быть использован в воспитательной работе с дошкольниками.
Новизна подхода
Новизна нашего подхода заключается в интеграции традиционных методов работы с инновационными формами, которые делают процесс приобщения детей к культурному наследию более увлекательным и эффективным. В частности, мы используем следующие интересные формы и приёмы:
1. Включение музыкального инструмента хомус, кырыымпа, чуораанчык и т.д.: Дети знакомятся с традиционным якутским инструментом хомус или кырыымпа и учатся играть на нём простые мелодии во время инсценировки сказки. Это помогает им глубже понять и почувствовать культуру своего народа.
2. Импровизационные сценки: Включение элементов импровизации позволяет детям проявлять свою творческую инициативу и развивать навыки спонтанного выступления.
3. Коллаборативное творчество: Совместное создание декораций и костюмов с участием родителей и детей, что способствует укреплению семейных связей и развитию креативности.
4. Использование мультимедийных технологий: Презентации с элементами анимации и интерактивными заданиями делают занятия более современными и увлекательными.
Основная часть
Теоретическое обоснование
В основу работы положены идеи:
- о важности приобщения детей к культурному наследию (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец);
- о роли сказки в воспитании детей (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова);
- о значении театрализованной деятельности в развитии дошкольников (Н. Ф. Сорокина, Л. В. Артёмова).
Описание педагогического опыта
Цель работы — приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию якутского народа через театрализованную деятельность.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- познакомить детей с содержанием сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»;
- создать условия для развития творческих способностей детей;
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- вовлечь родителей в воспитательный процесс.
Этапы работы:
1. Знакомство с текстом сказки.
2. Обсуждение персонажей и событий.
3. Инсценировка отдельных эпизодов с использованием хомуса.
4. Создание кукол и декораций совместно с родителями.
5. Репетиции и показ спектакля с элементами мультимедийного сопровождения.
Методы и приёмы:
- чтение сказки с комментариями;
- рассматривание иллюстраций;
- обсуждение характеров персонажей;
- изготовление кукол и декораций;
- разучивание реплик;
- инсценировка эпизодов с музыкальным сопровождением;
- рефлексия после показа спектакля.
Результаты и их анализ
В результате проведённой работы:
- дети познакомились с содержанием сказки;
- научились передавать характеры персонажей через речь и движения;
- проявили интерес к якутскому фольклору;
- улучшились коммуникативные навыки;
- повысилась творческая активность;
- родители стали более активными участниками воспитательного процесса.
Заключение
Использование якутской сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» в воспитательной работе способствует:
- приобщению детей к культурному наследию;
- развитию творческих способностей;
- формированию коммуникативных навыков;
- укреплению связи между поколениями.
Перспективы дальнейшей работы
- создание цикла занятий по мотивам якутских сказок;
- организация театрализованных представлений для родителей;
- разработка методических рекомендаций для педагогов.
Практическая значимость
Опыт может быть использован педагогами дошкольных учреждений для приобщения детей к культурному наследию своего народа через театрализованную деятельность.
Список использованной литературы
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
2. Запорожец А. В. Психология обучения дошкольников / А. В. Запорожец. — М.: Знание, 1963. — 128 с.
3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К. Д. Ушинский. — М.: Учпедгиз, 1950. — Т. 2. — 628 с.
4. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозова. — СПб.: Типография А.М. Котомина, 1871. — 368 с.
5. Сорокина Н. Ф., Артёмова Л. В. Современные подходы к дошкольному образованию / Н. Ф. Сорокина, Л. В. Артёмова. — М.: Сфера, 2019. — 128 с.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование якутской сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» (Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами) в воспитательной работе с дошкольниками
Афанасьева Матрена Борисовна, воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС № 75 «Ивушка»
Аннотация
В статье представлен опыт использования якутской народной сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. Описана система работы по знакомству детей с культурным наследием якутского народа через театрализованную деятельность.
Раскрыты методы и приёмы, способствующие формированию у детей интереса к родному языку и традициям, развитию творческих способностей и коммуникативных навыков.
Ключевые слова
Дошкольное образование, якутская сказка, театрализованная деятельность, воспитание, культурное наследие, развитие детей.
Введение
В современных условиях важно сохранять и приумножать культурное наследие каждого народа. Знакомство детей с национальными традициями и фольклором способствует формированию у них любви к родному краю, уважения к традициям других народов.
Сказка «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» — яркий пример якутского фольклора, который может быть использован в воспитательной работе с дошкольниками.
Новизна подхода
Новизна нашего подхода заключается в интеграции традиционных методов работы с инновационными формами, которые делают процесс приобщения детей к культурному наследию более увлекательным и эффективным. В частности, мы используем следующие интересные формы и приёмы:
1. Включение музыкального инструмента хомус, кырыымпа, чуораанчык и т.д.: Дети знакомятся с традиционным якутским инструментом хомус или кырыымпа и учатся играть на нём простые мелодии во время инсценировки сказки. Это помогает им глубже понять и почувствовать культуру своего народа.
2. Импровизационные сценки: Включение элементов импровизации позволяет детям проявлять свою творческую инициативу и развивать навыки спонтанного выступления.
3. Коллаборативное творчество: Совместное создание декораций и костюмов с участием родителей и детей, что способствует укреплению семейных связей и развитию креативности.
4. Использование мультимедийных технологий: Презентации с элементами анимации и интерактивными заданиями делают занятия более современными и увлекательными.
Основная часть
Теоретическое обоснование
В основу работы положены идеи:
- о важности приобщения детей к культурному наследию (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец);
- о роли сказки в воспитании детей (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова);
- о значении театрализованной деятельности в развитии дошкольников (Н. Ф. Сорокина, Л. В. Артёмова).
Описание педагогического опыта
Цель работы — приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию якутского народа через театрализованную деятельность.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- познакомить детей с содержанием сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»;
- создать условия для развития творческих способностей детей;
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- вовлечь родителей в воспитательный процесс.
Этапы работы:
1. Знакомство с текстом сказки.
2. Обсуждение персонажей и событий.
3. Инсценировка отдельных эпизодов с использованием хомуса.
4. Создание кукол и декораций совместно с родителями.
5. Репетиции и показ спектакля с элементами мультимедийного сопровождения.
Методы и приёмы:
- чтение сказки с комментариями;
- рассматривание иллюстраций;
- обсуждение характеров персонажей;
- изготовление кукол и декораций;
- разучивание реплик;
- инсценировка эпизодов с музыкальным сопровождением;
- рефлексия после показа спектакля.
Результаты и их анализ
В результате проведённой работы:
- дети познакомились с содержанием сказки;
- научились передавать характеры персонажей через речь и движения;
- проявили интерес к якутскому фольклору;
- улучшились коммуникативные навыки;
- повысилась творческая активность;
- родители стали более активными участниками воспитательного процесса.
Заключение
Использование якутской сказки «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» в воспитательной работе способствует:
- приобщению детей к культурному наследию;
- развитию творческих способностей;
- формированию коммуникативных навыков;
- укреплению связи между поколениями.
Перспективы дальнейшей работы
- создание цикла занятий по мотивам якутских сказок;
- организация театрализованных представлений для родителей;
- разработка методических рекомендаций для педагогов.
Практическая значимость
Опыт может быть использован педагогами дошкольных учреждений для приобщения детей к культурному наследию своего народа через театрализованную деятельность.
Список использованной литературы
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
2. Запорожец А. В. Психология обучения дошкольников / А. В. Запорожец. — М.: Знание, 1963. — 128 с.
3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К. Д. Ушинский. — М.: Учпедгиз, 1950. — Т. 2. — 628 с.
4. Водовозова Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста / Е. Н. Водовозова. — СПб.: Типография А.М. Котомина, 1871. — 368 с.
5. Сорокина Н. Ф., Артёмова Л. В. Современные подходы к дошкольному образованию / Н. Ф. Сорокина, Л. В. Артёмова. — М.: Сфера, 2019. — 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы.Применение блочного планирования в воспитательной работе с дошкольниками.
Педагогическим коллективом разработана система блочного планирования в работе с дошкольниками. На каждой неделе рассматривается определенная тема, с учетом этой темы планируется орга...

Театрализованные игры-представления в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья
В материалах выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей представлен опыт работы по развитию дошкольников в театрализованной деятельности....

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ
консультация для воспитателей...

«Использование технических средств обучения в учебно-воспитательной работе с дошкольниками»
Использование технических средств обучения в учебно-воспитательной работе с дошкольниками :являются источником информации;рационализируют формы преподнесения информации;повышают степень на...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬ...

Консультация «Реализация ФГОС при организации воспитательной работы с дошкольниками»
Консультация для выступления на педсовете ДОУ...

Консультация для воспитателей «Формы и методы организации воспитательной работы с дошкольниками»
Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность.В своей работе с детьми я использую групповые, индивидуальные, фронтальные, формы орг...
