КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ
консультация по логопедии на тему

Романова Ирина Геннадьевна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ

Известно, что всем детям нравятся « пальчиковая гимнастика» и

«пальчиковые игры». Но, кроме того, что они забавляют малыша, они помогают взрослым развивать у ребенка мелкую моторику и координацию движений, активизировать речевые навыки, память и мышление, пробудить

творческое воображение и внимание.

Приступая к занятиям, рекомендуется прочитать понравившееся стихотворение вслух и проделать упражнение как бы для себя, но проявить при этом максимум заинтересованности, эмоциональности и артистизма. Затем изобразить, что такое простое движение не получается. Ребенок наверняка захочет помочь, возможно, «научить» вас. Так начнется совместная деятельность.

Выполняя задания, обращается внимание на ритм и характер движений.

Они должны соответствовать темпу и смыслу произносимых стихов. Только

так действия и текст воспримутся малышом как единое целое, а упражнение

вызовет наибольший интерес. Не нужно забывать, что в первую очередь ребенок стремиться не к выполнению поз, а к игре, инсценировке, преставлению.        

Длительность занятий сначала по 2-3 минуты в день, а затем столько, сколько ребенок пожелает. Когда у детей появляются любимые упражнения, они выполняют их самостоятельно, без напоминания. У детей с нарушениями интеллекта отсутствуют необходимые предпосылки для формирования речи: действия с предметами, эмоциональное общение со взрослыми, готовность артикуляционного аппарата и фонематического слуха.

У таких детей совсем не сформировано подражание, поскольку у них меньше

собственных и совместных со взрослыми действий. Поэтому речь взрослого

“повисает” в воздухе, не соединяется с тем опытом, который служит ей опорой

при нормальном развитии. Дети не обращают внимания на многие предметы, а, значит, не запоминают их названий; еще хуже овладевают названиями

действий. Не происходит и противоположный процесс: потребность в общении так или иначе появляется, этого требует социальная среда. Кроме того, воспитывая ребенка со сниженным интеллектом, взрослые опираются на возрастные нормы ( в режиме дня, самообслуживании, речи). Первое, на что они обращают внимание, это отставание речи и своими силами и средствами стимулируют ее развитие. Дети повторяют вслед за воспитателями (медсестрами) слова и фразы, хотя за ними нет никаких представлений, слушают непонятные им рассказы, сказки. Иногда они запоминают слова и даже фразы, которые для них не наполнены конкретным содержанием. Часть детей начинают понимать часто повторяющиеся задания, но только в определенной, привычной ситуации. Например, если привести ребенка в ванную комнату и сказать ему: “Вымой руки”, он выполняет просьбу. Если же сказать ему то же в столовой, ребенок не понимает, чего от него хотят.

У большинства детей с нарушениями интеллекта первые слова в активной

речи появляются после двух лет. Фраза до трех лет, как правило, не появляется.

Главное заключается в том, что речь ребенка раннего возраста с нарушением

интеллекта не может служить ни средством общения, ни средством передачи

ребенку общественного опыта. Она также не может принять на себя функцию регуляции его действий.

Дети с нарушением интеллекта овладевают прямохождением в разное время:

у небольшой части детей оно развивается по срокам в пределах нормы, у

другой части наблюдается существенное отставание, которое компенсируется, как правило, в пределах раннего возраста. Вместе с ем у всех длительно сохраняется неуверенность, шаткость походки, неустойчивость.

Развитие предметных действий у детей с нарушениями интеллекта в раннем

возрасте фактически только начинается, в основном, в виде манипуляций. У

части детей возникают некоторые стандартные предметные действия (только

при самообслуживании) или стремление к овладению ими. Предметная

деятельность в раннем возрасте не возникает.

Развитие речи и общения также задерживается. У большинства детей

активная речь не возникает. Пассивная речь развивается лучше.

Многократное повторение упражнений каждый день ведет к тому, что

 движения приобретают размеренный, ритмичный характер; соблюдается

заданное направление движения (вперед, назад, в стороны, вверх, вниз).

Воспитатель предъявляет некоторые требования к качеству движения детей.

Следит,чтобы ребенок, по возможности, принимал необходимое исходное

положение, добивается сходства движений с образцом хотя бы в основном. Так,

если в упражнении надо поднять руки вверх над головой, а многие дети

поднимают только в стороны, воспитатель говорит: “Выше, выше поднимаем ручки над головой, дотянемся до солнышка”. В то же время, он не

подчеркивает необходимость поднять руки вверх определенным способом:

через стороны, вперед-вверх.

При выполнении упражнений утренней гимнастики детям этого возраста

характерна динамичность и наличие чрезвычайно малого количества

законченных фиксированных положений, почти все движения производятся

последовательно. Этим определяются особенности объяснения и показа

упражнений воспитателем, который является соучастником развертывающегося игрового сюжета.

Игровое поведение комплекса вызывает у детей желание участвовать в нем.

Комплекс проходит весело, содействует развитию самостоятельности,

координированности и ритмичности движений.

Чтобы не надоедал сюжет комплекса, воспитатель проявляет

изобретательность, творчество, вводит новые образы (птички, бабочки и т. д.)

Действия останутся те же.. Не надо остерегаться частого повторения одних и

тех же движений. Известна склонность детей 3-го года жизни к многократным повторениям однообразных движений. Усвоение движения, сопровождающееся свободой, легкость его воспроизведения, доставляет маленькому ребенку большое удовлетворение. Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать  физические упражнения. Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей.

Перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно:

“разбудить” организм ребенка, настроить его на действенный лад;

разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему; активизировать

действие сердечной, дыхательной и других функций организма; стимулировать работу внутренних органов и органов чувств; способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки; предупреждать возникновение плоскостопия.

Общеразвивающие упражнения подбираются в следующем порядке:

упражнения для мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища и ног(наклоны, повороты, приседания, взмахи ногами вперед, назад, в стороны).

После общеразвивающих упражнений проводится легкий спокойный бег или

подскоки на месте. (Они могут быть заменены несложной игрой).

 

ПОДАРОК ДЛЯ ЛЯЛИ

Цель

Развивать мелкую моторику рук, вырабатывать согласованность действий

обеих рук. Вызвать у ребенка положительное эмоциональное отношение к

игрушке. Побуждать интерес к игрушке.

Материалы

Леска или длинный шнурок, бусы разной величины и разного цвета; кукла

большая.

Ход занятия

Дети сидят за столом. Раздается стук в дверь. Воспитатель предлагает детям

встать и пройти к двери - посмотреть, кто стучит. Воспитатель вносит куклу:

“Посмотрите, дети, к нам в гости Маша пришла”. Садится за стол: “Маша, ты

почему такая печальная?”. Наклоняет куклу, как бы вслушиваясь, что она

говорит. “Дети, ляля говорит, что хочет такие же бусы, как у меня”.

Воспитатель снимает бусы и с детьми рассматривает их. “Давайте вместе ляле сделаем (для детей трудное слово “изготовим”) бусы. Смотрите, как я делаю: я беру бусинку и одеваю на шнурок...” Дети нанизывают бусы, подражая(следить при этом, чтобы ребенок держал в правой руке шнурок, а в левой -бусинку).

Занятие повторяется многократно с разным количеством бус, разной формы

(круглые длинные и т. д.).

“Посмотрите, сколько бус мы ляле подарили! Давайте попляшем с лялей.

Становитесь в хоровод!”

Мы на луг ходили,

Хоровод водили.

Вот так, вот так.

Хоровод водили.

Ножки пляшут.

Не стоят,

Каблуками стучат: топ,топ,топ...

Бей в ладоши, не зевай.

Громко, громко ударяй: хлоп, хлоп.

Каблуками топ, топ, топ.

ЛАДУШКИ

Цель

Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действия со словами

потешки, отвечать на вопросы.

Ход игры

Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение,

чтобы его видели все дети, и говорит: “Дети, сейчас мы поиграем в игру

“Ладушки”. Давайте похлопаем в ладоши. Хлоп! Хлоп! Хлопают ладошки”.

Слова:

Движения:

Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки.

Что ели? - Кашку.

Что пили? - Бражку.

Кашка масленька.

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели

Шу-у-у - полетели.

На голову сели.

Сели, посидели.

Прочь улетели.

Воспитатель и дети тихонько

хлопают в ладоши в такт

словам потешки.

Поднимают руки, машут ими и

кладут на голову.

На слова “Прочь улетели”

разводят руки в стороны и

опускают на колени.

Играя повторно, воспитатель после слов “Где были?” делает паузу и ждет

ответов детей: “У бабушки”; “Что ели?”- “Кашку”; “Что пили?” - “Бражку”.

В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

 

Слова:

Движения:

Ну-ка, братцы, за работу.

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить.

Печи все тебе топить,

А тебе вводу носить,

А тебе обед варить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать

Родных братьев забавлять.

Обращаясь ко всем пальцам,

дотрагивается до большого пальца.

Дотрагивается до указательного

пальца, делая логическое ударение

на слове “тебе”.

Показывает на средний палец.

Обращается к безымянному

пальцу.

Мизинец “пляшет” и “поет” любимую знакомую детям песенку.

«Пальчики»

Цель: Приучать слушать речь; понимать, о чем говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев. Развивать моторику рук.

Ход игры

Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: “Это большой палец, этот поменьше, а вот совсем маленький - мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья”.

Слова:

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Движения:

Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы.

“Какую песенку пел он с маленьким братцем?”- спрашивает воспитатель,

обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку (“Серенькая

кошечка”), а пальчики “пляшут” (дети поднимают руки шевелят пальчиками).

Воспитатель может использовать и другую потешку о пальчиках.

Поочередно загибая свои пальцы, он говорит:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчику ж уснул.

Остается один большой палец. Воспитатель, обращаясь к нему, говорит:

Тише, пальчик, не шуми, братиков не разбуди.

После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая руку вверх, весело

заканчивает:

Встали пальчики. Ура! .

В детский сад идти пора.

Игру с пальцами можно провести еще и так:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»

«Применение  здоровьесберегающих  технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»...

Коррекционная работа с дошкольниками , имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительной деятельности.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительеой деятельности....

Музыкально-дидактические игры в системе коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта.

Представляю опыт работы музыкального руководителя с детьми имеющиеми ограниченные возможности здоровья. В раммках данной работы расскрываю  теоретические положения, систему работы с музыкальной-д...

Горелкова Т.В. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе (для детей с нарушением интеллекта).

С первых лет жизни у детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения не только в психическом, но и в физическом развитии. При этом явно прослеживается закономерность: чем серьёзнее нарушение...

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Нравственное воспитание в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками с нарушением речи посредством пословиц и поговорок

Современный уровень развития общества требует воспитания человека с высоким чувством ответственности, с возрастающим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания....