Горелкова Т.В. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе (для детей с нарушением интеллекта).
статья по музыке (младшая группа) на тему

Горелкова Татьяна Васильевна

С первых лет жизни у детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения не только в психическом, но и в физическом развитии. При этом явно прослеживается закономерность: чем серьёзнее нарушение интеллекта, тем ярче проявляются нарушения в физическом развитии. Многие дети с первых месяцев жизни отстают от возрастной нормы в росте и весе. Позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, они начинают удерживать голову, сидеть, ползать, ходить; а в дошкольном возрасте практически у всех детей наблюдаются нарушения в координации движений.

Весьма важным моментом является помощь в воспитании этически грамотного общения детей друг с другом и со взрослыми, в процессе снятия эмоционального напряжения и формирования способов их самовыражения. Посредством музыкальной терапии и элементарной арттерапии необходимо научить ребёнка выражать свои эмоциональные состояния. Весьма эффективным и действенным средством являются совместные согласованные усилия музыкального руководителя и дефектолога.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

     МУЗЫКА  И  ДВИЖЕНИЕ

        В  КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЕ

(для детей с нарушением интеллекта)

Горелкова Татьяна Васильевна,

музыкальный руководитель,

ГБДОУ Детский сад № 19

комбинированного вида

Кировского района

                                  Санкт-Петербург, 2014

Горелкова Т.В.  Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе

      (для детей с нарушением интеллекта)

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории,

ГБДОУ Детский сад № 19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

С первых лет жизни у детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения не только в психическом, но и в физическом развитии. При этом явно прослеживается закономерность: чем серьёзнее нарушение интеллекта, тем ярче проявляются нарушения в физическом развитии. Многие дети с первых месяцев жизни отстают от возрастной нормы в росте и весе. Позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, они начинают удерживать голову, сидеть, ползать, ходить; а в дошкольном возрасте практически у всех детей наблюдаются нарушения в координации движений. При ходьбе и беге они излишне напрягают мускулатуру тела, чрезмерно размахивают руками, плохо координируют движения рук и ног. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках; именно поэтому дети долго не могут научиться прыгать на одной ноге и перепрыгивать с места на место на двух ногах. Прыжки у них вызывают излишние сосредоточенность и напряжение.

Дети испытывают затруднения в воспроизведении последовательных действий и в выполнении более сложных видов движения. Из-за несформированности речи и пространственных ориентировок в работе с детьми нецелесообразно использовать словесную инструкцию самостоятельно, а лишь в сочетании с показом или совместными действиями.

У детей с нарушением интеллекта слабо сформирован самоконтроль: они не замечают за собой неправильного выполнения действий. В связи с этим необходимо помочь им, и путём совместных действий формировать правильный двигательный образ, который в дальнейшем необходимо закреплять.

Дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта также, как и их нормально развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку. Музыка повышает их эмоциональный тонус, создаёт у них бодрое, радостное настроение. Во время прослушивания музыки у ребёнка возникает желание двигаться. Под влиянием впечатлений, вызванных музыкой, раскрываются даже замкнутые дети. Такое естественное стремление к движению под музыку следует поддерживать и использовать в процессе коррекционно-воспитательной работы. Песни и музыку целесообразно использовать и на занятиях физкультурой, где задаётся темп и ритм движения, а также и на занятиях изодеятельностью, и на занятиях дефектолога  для снятия напряжения, предупреждения переутомления.

Музыка позволяет создавать яркие образы, и ребёнка нужно научить вслушиваться, сравнивать и оценивать доступные для его понимания музыкальные образы. Привлекая внимание к жестам, осанке, позе, мимике, необходимо научить дошкольников с нарушением интеллекта сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в музыкальных произведениях.

Создание образов – процесс очень сложный: он предполагает изменение ребёнком «самого себя». Поэтому лишь научившись целенаправленно сочетать мимику, позу, жесты, движения тела и голос, ребёнок сможет создавать игровые образы знакомых ему людей и животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях.

В процессе коррекционных музыкально-игровых занятий осуществляется закрепление представлений у детей об окружающем мире, развитие внимания, памяти, речи, мышления и прочее. В связи с этим, планируя систему занятий, целесообразно соединять занятия одной темой и общим сюжетом, например: времена года (осень, зима, весна, лето); дикие животные; домашние животные; птичий двор; цирк; сказка «Теремок» и т.д.

Общий сюжет в этом случае создаёт игровую ситуацию, развивает интерес ребёнка, вызывает желание играть, принимать активное участие в занятиях. Присутствие на занятиях необходимого количества атрибутов, костюмов, натуральных предметов помогает создать именно такого рода игровую ситуацию.

Чтобы научить детей с нарушением интеллекта создавать какие-либо образы, необходимо решить целый ряд задач:

Научить ребёнка выражать основные эмоции. На это направлены следующие упражнения: «как мы удивляемся», «я устал», «поссорились-помирились», «вкусная конфетка», «заболел животик» и другое.

Научить ребёнка управлять мышцами туловища, рук и ног. Навыкам движений на музыкально-игровых занятиях предаётся образный характер, например:

ходьба на полупальцах – «как мышки»;

на внешней стороне стопы – «как медведи»;

друг за другом – «как змейка»;

наклоны туловища, движения рук и ног– «как деревья качаются», «ходьба на лыжах», «катание на коньках».

Формирование жестов: «Это – Я!», «Это – моё!», «Тише!», «Уходи!», «Иди ко мне!». Используемая жестикуляция помогает детям лучше адаптироваться в группе, наладить контакты с другими детьми и взрослыми.

Научить управлять пальцами. Большое значение в этой работе имеет пальчиковая гимнастика. Пальчиковые упражнения и игры, сопровождаемые устной речью, постоянно должны использоваться на музыкально-игровых занятиях.

Научить выполнять движения под музыку, развивая и совершенствуя чувство ритма.

Обучение начинается с простых упражнений типа:

барабаны стучат – «бам-бам», «бом-бом», «бум-бум»;

капельки падают – «кап-кап»;

часы ходят – «тик-так»;

шаги – «топ-топ» и многое другое.

Научить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса, ознакомить детей с звуковысотным строем языка. Решению данной задачи способствует включение в занятия простых распевок, например: «Ау!», поезд – «У-у-у!!, лягушка – «Ква-ква», корова – «Му-у-у.» и другое.

Весьма важным моментом является помощь в воспитании этически грамотного общения детей друг с другом и со взрослыми, в процессе снятия эмоционального напряжения и формирования способов их самовыражения. Посредством музыкальной терапии и элементарной арттерапии необходимо научить ребёнка выражать свои эмоциональные состояния. Весьма эффективным и действенным средством являются совместные согласованные усилия музыкального руководителя и дефектолога.

Каждое занятие должно приносить ребёнку истинное удовольствие и радость, служить стимулом к формированию его собственного желания к активному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры в системе коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта.

Представляю опыт работы музыкального руководителя с детьми имеющиеми ограниченные возможности здоровья. В раммках данной работы расскрываю  теоретические положения, систему работы с музыкальной-д...

План индивидуальной работы для детей с нарушением интеллекта, инструктора по физической культуре

Планирование индивидуальной работы для детей с нарушением интеллекта по месяцам...

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Работа в коррекционных группах по развитию движений детей....

Современные подходы к организации коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных организациях для детей с нарушениями интеллекта.

В работе педагог будет использовать современные подходы к организации коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных организациях для детей с нарушениями интеллекта;Будут учтены особеннос...