Проект по гендерному воспитанию детей подготовительной к школе группы
проект (подготовительная группа)
Проект по гендерному воспитанию детей подготовительной к школе группы "Рыцари и принцессы". Приложены консультации для родителей, конспект итогового мероприятия, стихотворения,игры, беседы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ДЕЛЬФИНЁНОК» Р. П. СРЕДНЯЯ АХТУБА СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект
«Рыцари и принцессы»
(гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в подготовительной к школе группе № 9 «Золотая рыбка»)
Руководители:
Семенова И.В. - воспитатель
2020 г.
Тема проекта: «Рыцари и принцессы»
Вид проекта: Познавательно - творческий.
Цель: создание условий в группе для формирования гендерных различий детей
Задачи проекта:
Социально-коммуникативное развитие:
Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Содействовать развитию умения понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола, формировать уважительное отношение к детям противоположного пола
Художественно-эстетическое развитие:
Развитие творческих способностей детей при рисовании человека (рыцаря и принцессы).
Закреплять умение композиционно располагать изображение на листе бумаги, выполняя предварительный набросок карандашом.
Развивать творчество, мышление, воображение
Речевое развитие:
Расширить у детей интерес к культуре своего народа, формировать представление о традициях воспитания мальчиков и девочек через художественную литературу;
Воспитать положительные нравственно – волевые черты личности ребенка в процессе изучения сказок, описывающих достижения и геройские поступки главных героев.
Формировать интерес к художественной литературе.
Познавательное развитие:
Расширить гендерные представления детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с образами рыцарей и принцесс.
Развитие любознательности и познавательной мотивации детей.
Работа с родителями:
Формировать у родителей гендерную компетентность, приобретение необходимых знаний по воспитанию ребенка;
Привлекать к активному участию в жизни ребенка, осведомленности о его знаниях, умениях и опыте, приобретенных в дошкольном учреждении.
Сроки реализации проекта: средней продолжительности (11.10.2020 – 22.11.2020)
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.
Актуальность.
Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п. В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников. Проведя анкетирование родителей, было выявлено, что родители недостаточно компетентны в вопросах гендерного воспитания. Не придают данной теме важности. Женщины берут на себя большой функционал семейных обязанностей. Например, все мамы работают,80% из них в основном берут заботу по уходу за детьми на себя, только 30% пап ежедневно играют с детьми, читают им книги, занимаются. Мамы иногда берут на себя традиционно свойственные мужчинам функции: водят машину, делают ремонты и т. д. Пример взрослого имеет большое значение для формирования у детей гендерных представлений, различий и соответствующего поведения.
Предполагаемые результаты
У детей старшего дошкольного возраста будут сформированы:
1. Гендерно — ориентированное поведение.
2. Навыки гендерной идентичности и гендерной социализации.
3. Нравственные качества, принятые в обществе.
4. Коммуникативно-речевые навыки.
5. Мышление, память воображение.
6. Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
7. Проявление традиционных свойств личности: мужественности – у мальчиков, женственности - у девочек.
8. Увеличение объема знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
Формы представления результатов проекта: результаты проекта планируется представить в форме дидактических материалов для реализации в группе, пополнение предметно-пространственной среды, итоговое мероприятие «Юные рыцари и принцессы»
Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:
I этап - подготовительный этап:
- Подбор и изучение научной и методической литературы, интернет – сайтов по данной проблеме
- Диагностика детей для выявления знаний ребенка о полоролевых особенностях, гендерном поведении, знаний детьми сказок с историческим содержанием.
- Подбор художественной литературы, дидактических игр, наглядного материала для детей и консультаций для родителей.
II этап - Основной этап:
Формы работы с детьми: игры, беседы, чтение сказок и др.
Формы работы с родителями: беседы, консультации, папки – передвижки, домашние задания (создание герба семьи, создание костюмов рыцарей и принцесс) и др.
1 неделя «Какие же наши Принцессы?»
- Чтение сказок: «Дикие лебеди», «О маленькой принцессе», «Морозко»,
-Рассматривание иллюстраций
-С/Р игры «Салон красоты», «Семья».
2 неделя «Как стать принцессой?»
- Беседы по теме: «Какая я девочка?», «Чем отличается девочка от мальчика?»
-Д/И «Одень принцессу», «Благородные поступки»
-Сказки: «Рукодельница и ленивица», «Крошечка - Хаврошечка», «Золушка»,
-Рисование корон, шлемов, щитов. Совместная деятельность детей родителей по созданию гербов семьи.
3 неделя «Какие же наши рыцари?»
-Чтение сказок «Храбрый рыцарь», «Царевна лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», о богатырях: «Добрыня Никитич и змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин змей», рассматривание иллюстраций, беседы по теме. Изготовление костюмов рыцарей и принцесс с помощью родителей.
- Д/И «Найди правильно»
4 неделя «Как становились рыцарями?»
- Беседы по теме: «Какой я мальчик?»
- Д/И «Подбери рыцарю одежду», «Вежливые слова»
- Чтение былины (отрывок) «Илья Муромец», «Финист – ясный сокол» (отрывок, «Иван - царевич»)
- Конструирование замка из конструктора «Лего»
- С/Р игра «Охотники», Рыцарский турнир» Изготовление костюмов рыцарей и принцесс с помощью родителей.
-Проведение мероприятия «Мальчики и девочки — маленькие рыцари и принцессы»
III этап - заключительный этап:
-Итоговая диагностика (в беседах)
Заключительной частью проекта было проведение мероприятия «Юные рыцари и принцессы», где дети показали свои знания, характерные для мальчика и девочки.
Результат:
-Сценарий мероприятия;
-конспекты занятий;
-дидактические игры;
- совместное творчество родителей и детей по изготовлению герба семьи;
-костюмы;
-создана копилка – «Стишки о мальчиках и девочках»;
- «Консультации для мам и пап».
Приложение к проекту
«Рыцари и принцессы»
Консультации для родителей
Консультация для родителей
«Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье».
От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.
Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".
Рекомендации по воспитанию девочек:
Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.
У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.
Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.
Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.
Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.
Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
Рекомендации по воспитанию мальчиков:
Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.
Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.
Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).
Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.
Формировать в мальчиках чувство ответственности.
Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЁНКА»
Все люди рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, добрых и злых ложится на воспитание. Любой ребёнок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером. Важно развивать в ребёнке его безграничные потенциальные возможности, делая это так, чтобы в его жизни было как можно больше радости.
Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что необходимо ребёнку, что ему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо заботится о том, чтобы это влияние было благотворным. Учёные доказали, что если для роста ребёнка с самого рождения созданы разнообразные условия, это даёт значительный эффект в формировании его интеллекта.
Окружайте детей лучшим, что у вас есть. Знакомьте ребёнка с картинами великих художников (Пикассо, Левитана, Шишкина, Айвазовскова, и других), получайте удовольствие, слушая вместе с ребёнком классическую музыку, тогда в подростковом возрасте не придётся журить ребёнка за попсу, которая запечатлеется в мозгу с раннего детства. Сила воздействия музыки и живописи, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания, и если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребёнку дальнейшую жизнь.
Родители, которые много разговаривают с ребёнком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные языковые навыки не сформируются. Не сюсюкайтесь с ребенком, он быстро подрастёт и ему придётся понимать общепринятый язык. Очень хорошо, если ребёнок слушает литературные сказки на аудиокассетах, по радио. Ему совершенно не обязательно все понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоминать слова с правильными ударением, интонацией и акцентом. Для ребёнка полезно слушать и музыку, которая делает человека возвышенным и красивым.
Очень важно для ребёнка развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Это важно для развития связей, формирующихся в мозгу ребёнка, которые впоследствии определяют всю его интеллектуальную жизнь. При этом следует помнить, что заучивание стихов тренирует память. Важно повторение одной и той же сказки или песенки, так как повторение – лучший способ развития интереса ребёнка.
Интеллект ребёнка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память «ржавеет», если её не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше функционирует и развивается. Способности ребёнка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. При этом вызвать у ребёнка интерес, а не принуждать его к учению, так как это худший способ обучения. Задача родителей – подготовить ребёнка к обучению. Для этого необходимо создать определённые условия, например, чтобы ребёнок захотел рисовать, вокруг него должны быть и карандаши с красками, и бумага.
Конечно, интерес – это лучший стимулятор в воспитании ребёнка. Однако здесь следует помнить о том, что интерес к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство ребёнка безгранично. А любопытство ребёнка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю. Воля к действию не появляется на пустом месте, она стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Младенец слушает сказку, позже он интересуется картинками, затем буквами и наконец, хочет научиться читать.
В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход за ребёнком, кормление, когда ребёнок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать, - ребёнок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В то же время чрезмерная забота может сделать ребёнка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются к обществу, они более уравновешенны и добры. Черты лица передаются ребёнку по наследству, а выражение его лица – это- то зеркало, в котором отражаются отношения в семье. Всё хорошее и плохое в детях – результат воспитания с самого их рождения. Совсем не обязательно делать что – то особенное, чтобы способствовать развитию ребёнка. Самое лучшее для начала – это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома.
На формирование личности оказывает влияние, как ведут себя родители друг с другом и с ребёнком, что они делают и чувствуют, как разговаривают. В присутствии ребёнка обращайте внимание на своё поведение, ведь дети любят подражать взрослым, они имитируют жесты, манеру говорить, походку и т. д. Эта склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребёнка. Ребёнок, поиграв с нервным ребёнком, сам может стать нервным. Подражая, ребёнок не просто обезьянничает – он проявляет своё творчество. Не ругайте его за это, чтобы не убить в зародыше творческую личность. Важно разумно направлять поступки ребёнка, так как от этого зависит его будущая способность к творчеству.
Все мы заняты, забот невпроворот и не хватает времени на общение с ребёнком. Однако перед сном найдите возможность пообщаться с ребёнком, спойте ему песенку, расскажите добрую сказку. Хотя ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит маме, отцы не должны передоверять воспитание детей жёнам. Мужчина должен быть настоящим другом и помощником в домашнем воспитании. Гармоничной атмосферы в семье нельзя достичь только материнским усилиями. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должна мешать папам как можно больше общаться со своими детьми. Воспитание ребёнка – это не вопрос времени и денег. Важно для себя уяснить, что нет ничего важнее воспитания детей.
При этом не следует передоверять воспитание ребёнка другому лицу. Только родители могут сделать это успешно. При этом всё время следует учится у своего ребёнка. «Все мы родом из детства». Можно даже сказать, «ребёнок – учитель взрослого». Каждому взрослому есть чему поучиться у ребёнка.
Родители должны помнить, что дети – это не собственность родителей. Не родители, а сам ребёнок – хозяин своего будущего. Воспитывать ребёнка – это значит, всё время воспитывать и самого себя. Пусть ваш ребёнок будет лучше вас.
Беседы
Беседа «В нашей группе дружат мальчики и девочки»
Цель:
1. Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;
2. Формирование знаний детей о правилах знакомства со взрослыми и детьми;
3. Развитие чувства уверенности в самом себе, чувство коллективизма.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня зашла в группу, то очень удивилась, как вы думаете чему? Что же я увидела? (Ответы детей)
Воспитатель: да, мое удивление вызвало солнышко. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. А еще солнышко шепнуло мне, что оно нам с вами самый настоящий друг.
Утром ранним, кто-то странный
Заглянул в мое окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.
Тонкий лучик золотой.
И как с самым лучшим другом
Поздоровалось со мной.
А вы не хотите поздороваться с солнышком? Как это можно сделать? Какие слова можно сказать солнышку? – (доброе утро, здравствуй, привет)
Ребята, а у меня для вас есть сюрприз, вот он здесь, но чтобы его увидеть, нужно что-то сделать (На столе лежит лист А3, с пятнами краски).
Нужно размыть краску водой и что-то появится. Что вы видите? Что делают дети? Попробуем встать так же, как они.
Мы стоим в кругу. Это хорошо или плохо? (Хорошо, так как мы видим друг друга, узнаем у кого какое настроение, круг нас объединяет). Возьмитесь за руки. Вам стало теплее? Как вы почувствовали тепло друг друга? Через что? (Через руки). А почему у вас руки теплые? (Потому что мы добрые)
В нашей группе добрые дети и очень дружные.
А что можно делать в кругу? (улыбнуться друг другу, поиграть) Выберите одну игру, в которую бы вы хотели поиграть, стоя рядом со своим другом?
(Игра по предложению детей)
Повернитесь, посмотрите в глаза друг другу. Какие глаза у вашего друга? Расскажите.
Как вы думаете, сколько всего друзей у вас может быть? Только дети могут быть друзьями?
А я тоже с кем-то дружу. Как вы думаете, с кем? Я ваш взрослый друг (Воспитатель обнимает детей. Затем дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
1. Одна девочка возмущённо жаловалась маме: “В детском саду один мальчишка такой невежливый – зовёт меня Танька”. – “А ты как его зовёшь?” - спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” Права ли Таня? Как вы думаете?
2. Еще один случай из нашей жизни. Мальчик Павлик и девочка Катя столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу? (Обычно дорогу уступает мальчик девочке.)
Бывает, что друзья ссорятся, но потом понимают, что без друга плохо. Как им поступить в такой ситуации? (Попросить прощения, извиниться, обняться, сказать мирилку). Какие мирилки вы знаете?
Когда много друзей – это хорошо или плохо? Хотите, чтобы у вас было еще больше друзей? Для того, чтобы найти себе друзей, надо уметь познакомиться, предложить дружбу. Сначала надо подойти к человеку и спросить: «Как тебя зовут», а если это взрослый человек, то «Как вас зовут?» Не забудьте посмотреть в глаза и протянуть руку. С кем мы можем познакомиться?
Рефлексия: спасибо вам, дети, за общение, внимание друг к другу и гостям. А было ли вам интересно? Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Может быть, вас что-то огорчило? О чем бы вы хотели узнать еще?
Беседа «Каким должен быть настоящий мужчина?»
Цель: закрепить представления детей о мужских социальных ролях. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей роли.
Материал: репродукция картины «Богатыри» В. Васницова, фотографии и иллюстрации мужчин, юношей, мальчиков.
Ход беседы
-Ребята, посмотрите какие фотографии, картины, и иллюстрации я разместила на доске. Что же их всех объединяет? Кто изображен на них? На них - мужчины, юноши, мальчики. Я хочу предложить вам сегодня поговорить о настоящих мужчинах. Хотите? Поудобнее рассаживайтесь. Не хватает стульев? Интересно как бы в этом случае поступили настоящие мужчины?
Мальчики приносят дополнительные стулья.
- Ребята, каким вы себе представляете настоящего мужчину?
Ответы детей.
- Из ваших ответов я поняла, что настоящий мужчина должен быть сильным, мужественным, смелым, добрым. В любой ситуации найти выход, помогать слабым.
Теперь посмотрите на эту картину. Кто изображен на ней? Знаете ли вы, как зовут этих богатырей?
Ответы детей. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)
- В каких русских народных сказках главными героями были богатыри? Назовите эти сказки. Какие подвиги они совершали? Почему всегда побеждали?
Ответы детей.
- С какими злыми силами приходилось сражаться богатырям? Можно ли богатырей назвать настоящими мужчинами?
Ответы детей.
Девочки, как вы считаете, мальчики нашей группы могут стать настоящими мужчинами? Как вы думаете, что им для этого нужно? Приведите примеры их благородных поступков. Я думаю, ребята, что мы не зря сегодня вспомнили поступки наших литературных героев, они должны послужить вам примером. А так же вы сегодня слышали пожелания наших девочек, я думаю, это поможет вам что-то в себе изменить. Мы надеемся, мальчики, что вы станете настоящими мужчинами.
Дидактические игры по гендерному воспитанию
Дидактическая игра «Волшебный цветок»
«За что нам нравятся мальчики (девочки)?»
Цели: воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
Дидактическая игра «Пожелания»
Цели: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)
Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе…»
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель: воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.
Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?
как ты отблагодаришь человека за помощь?
как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)
- что нужно говорить при встрече с человеком?
- что нужно говорить всем, уходя домой?
- что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова можно пожелать друг другу перед сном?
- что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.
Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.
Дидактическая игра "Подарки для Саши и Маши".
Цель: формирование гендерных представлений у детей.
Задачи: закрепить умение осознавать себя, других детей как представителей определенного пола; продолжить формирование интереса к жизни и деятельности других представителей своего и противоположного пола; развивать мышление, воображение; воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Описание игры. Для игры понадобятся две куклы - девочка Даша и мальчик Саша, две коробочки (красную, для Маши, а другую синюю, для Саши) в которых лежат "Подарки" (картинки с изображением различных предметов - игрушек, одежды для девочек и мальчиков, а так же предметы, не имеющие характерной гендерной принадлежности). В ходе игры, детям необходимо правильно определить, кому предназначен подарок.
Дидактическая игра «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»
Цели: формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.
Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит есть, стирает белье и т.д.
После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:
-Чем похожи наши мамы (папы)?
-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы)?
-Какие внешние признаки их объединяют?
-Какие качества присущи всем мамам (папам)?
-Кем вы будете, когда вырастете?
Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них
Стихотворения о мальчиках и девочках
СТИХИ ПРО ДЕВОЧЕК | СТИХИ ПРО МАЛЬЧКОВ |
Девочки носят платья Чтоб все ими любовались, Восхищались, восторгались, Девочки-красавицы В платья наряжаются. В юбках, сарафанчиках Их не спутать с мальчиком Девочки - будущие мамы В куклы девочки играют. Кормят их и пеленают, И укладывают спать Кто в коляску, кто в кровать. Хочется им самыми Лучшими стать мамами. Аккуратность Не бывает красоты Там, где нет чистоты. Девочка всегда опрятна, На нее смотреть приятно. Коль неряхой прослывёт, С ней дружить никто не пойдёт Девочки заботливые Мальчик курточку порвет, Девочка её зашьет И прогонит огорченье, Чаем угостив с печеньем, Ведь хорошая жена Быть заботливой должна Ласка Может приласкать девчонка И щеночка и котенка, И не чают в ней души Все на свете малыши. Нежностью она своею Всех вокруг, как солнце, греет Женская суперсила Есть у женщин суперсила - Делать все вокруг красивым: Собирать цветы в букет, Делать праздничным обед, Дом – уютным и нарядным, А общение – приятным Пример мамы Знают взрослые и дети, Мама дороже всех на свете. Дочери своей она Подавать пример должна. Чтобы стать счастливой самой, Надо дочке быть, как мама Внутренняя красота Чтоб стать девочка счастливой Мало просто быть красивой. Коль она груба и зла, Не добра и не мила, Даже раскрасавица Никому не нравится. Скромность Не к лицу любой девице Напоказ собой хвалиться. Красота в сто раз видней, Если девушка скромней. Лучше всех корон на свете, Украшает добродетель. | Мальчики смелые Мальчики храбры, отважны В речку им нырнуть не страшно, И нет проблемы вот такой, Как лягушку взять рукой. Паука или мышонка Пусть пугается девчонка Будущие защитники Отечества Раздаются со двора Крики громкие: «Ура!» Для ребят забавы нету Лучше сабли с пистолетом, Ведь Отечества сыны Защищать его должны. Мальчики не плачут От царапин с синяками Не бегут мальчишки к маме. И не плачут никогда, Будь то радость иль беда. В мире нет такой причины, Чтоб разнюнился мужчина. Мальчишеская справедливость Мальчик слабых защищает, Зло его не застращает. Если с кем-нибудь беда, Должен он помочь всегда И за правду не бояться Ни поспорить, ни подраться. Нельзя бить девочек Мальчик девочек сильнее, Но он их всех жалеет, Не ударит никогда, Ведь ужасней нет стыда. Тех никто не уважает, Кто девчонок обижает. Мужская стойкость Мальчик не сдается грусти. Рук со вздохом не опустит, Помощи других не ждет, Сам решение найдёт, Ведь мужчиной станет скоро, А мужчина – всем опора. Пример папы Мальчик в рыцаря играет – Дверь пред мамой открывает, С папы он берет пример Поведенья и манер. Вырастет и станет мужем И отцом ничуть не хуже. Мужская Храбрость Испугавшись сильно даже Мальчик виду не покажет. Друга никогда нигде Не оставит он в беде. Он - защитник, это значит, Страх за храбростью он спрчет. Мужская честь Должен быть мужчина горд, Должен в принципах быть тверд И от них не отступаться, Ни перед кем не пресмыкаться, Ведь важнее всего, что есть, Совесть для него и честь |
Люди должны быть хорошими И девчонки, и мальчишки – не злодеи, не врунишки. Чтобы не попасть в беду, с совестью живи в ладу! Быть любой стараться должен добрым, честным и хорошим Обязанности Ровно складывать рубашки, расставлять красиво чашки, В доме наводить уют – это всё для женщин труд. А построен этот дом должен быть мужским трудом. Будущее Хоть природа нам дала непохожие тела, Но у женщин и мужчин нету ссориться причин. Ведь из-за отличий этих есть у нас семья и дети | |
Итоговое мероприятие по проекту
Конспект развлечения по гендерному воспитанию в подготовительной группе
«Юные рыцари и принцессы»
Цель: Позитивная социализация дошкольников посредствам совместных мероприятий семьи и ДОУ.
Задачи:
- Формировать представление о взаимоотношениях мужчин и женщин в различных культурно-исторических эпохах.
- Расширять понятие о мужественности и женственности.
- Закрепить знания детей об этикете.
- Познакомить детей с правилами поведения в обществе характерными для их пола.
- Воспитывать уважительные, партнёрские взаимоотношения между детьми.
- Вовлечение родителей в процесс совместной игровой деятельности.
- Сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре.
Предварительная подготовка: беседы с детьми и родителями об изготовление костюмов, семейных гербов, онлайн - посещение рыцарского зала в музее Эрмитаж.
Ход занятия:
Воспитатель: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, вежливы и ласковы. Нам хорошо потому, что мы здесь все вместе, на улице яркое солнце и уже пришла весна. Сегодня мы отправимся в путешествие в далекие времена отважных рыцарей и красивых принцесс.
Воспитатель: когда-то давно на земле жили прекрасные дамы и благородные рыцари. Рыцари - вооруженные воины, сильные и смелые. Они сражались с врагами, защищали бедных и слабых. А еще они любили устраивать военные состязания, которые назывались рыцарскими турнирами. В тяжелых доспехах, верхом на лошадях рыцари состязались в быстроте, ловкости, меткости, совершали подвиги во имя славы прекрасных дам.
Воспитатель: Ребята, а хотели бы вы стать рыцарями и принцессами и жить в красивом замке?
Воспитатель: но чтобы стать настоящей принцессой и настоящим рыцарем, надо многому научиться. Я приглашаю вас в школу рыцарей и принцесс.
Все вы знаете, что рыцари жили в больших старинных замках. А замок надо было уметь охранять от врагов. С детства будущих рыцарей учили стрелять из лука, владеть мечом, быть меткими. И сейчас я приглашаю проявить свои таланты в меткости.
1 тур «Меткие стрелки».
2 команды строятся на линии. Мальчики на «палках-лошадках» скачут между препятствий и у начерченной линии метают мячики в цель (в корзину).
Воспитатель: Рыцари сражались, а чем же занимались в это время принцессы? А принцессы учились петь и красиво танцевать, играть на музыкальных инструментах, рисовать и вышивать, устраивали балы и развлекали гостей.
И сейчас я предлагаю нашим принцессам на мольберте нарисовать портрет рыцаря.
2 тур «Портрет рыцаря».
Девочки становятся в 2 команды по 6 человек. По команде они бегут по одной к мольберту и рисуют 1 элемент портрета.
Воспитатель: И, конечно же, рыцари и принцессы изучали этикет. А что же такое этикет мы сейчас узнаем
Ребенок: что такое этикет?
Это - можно, это - нет!
Этикет, как этикетка,
Или важная отметка,
Но не в школьном дневнике -
У людей на языке:
Что-то делаешь не так,
"Экий, - скажут, - он чудак!"
Очень просто жить культурно:
Все этично, что не дурно.
3 тур «Найди выход из сложившейся ситуации».
Воспитатель: Ребята, вы скоро пойдёте в школу, и там будут новые учителя, новые дети и в жизни во время общения с другими людьми возникают разные ситуации. Бывает такое, что люди могут неправильно понять друг друга или не знают, кто должен уступить. И я сейчас расскажу про некоторые ситуации, а вы должны рассказать, как здесь нужно правильно поступить.
Ситуация для мальчиков:
Мальчик и девочка столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен по правилам этикета уступить дорогу?
Дети садятся за столы завтракать. Настя осталась без стула. Как нужно поступить по правилам этикета?
У Лизы порвался пакет с конфетами. Конфеты рассыпались по полу. Как здесь следует поступить настоящему рыцарю? Подобрать конфеты и вернуть их девочке? Попросить угостить конфетами? Не обращать внимание?
Ситуация для девочек:
Мама попросила сходить в магазин, а ты смотришь мультфильм по телевизору. Как ты поступишь?
В группу пришел новенький мальчик. Он грустит, ни с кем не играет. Как ты поступишь? Назовешь его «плаксой-ваксой»? Скажешь ему ласковое слово, улыбнешься? Не обращая на него внимания, будешь играть с другими детьми? Принесешь интересную игрушку?
После обеда мама просит помочь убрать со стола. Как ты поступишь? Скажешь, что сначала поиграешь, а потом уберешь? С радостью согласишься? Откажешься?
4 тур. Для гостей.
Воспитатель: рыцари всегда были образованные, многому учились, читали. А вы ребята умеете читать, много знаете? А я хочу сейчас спросить наших будущих рыцарей и принцесс
Вопросы:
Кто такой рыцарь? Почему его так называют?
Каким он должен быть, что должен делать?
Что одевал рыцарь, когда уезжал из замка? В чем он участвовал на рыцарских турнирах? (доспехи).
А кто скажет из чего состояли доспехи рыцаря? (шлем, кольчуга, латы, щит, меч, копье).
Кто такая принцесса?
Какой она должна быть?
Что делали принцессы, когда рыцари уезжали из замка?
Воспитатель: - Детский писатель Григорий Остер, все время говорил: Скажи ребенку что-то полезное, он все сделает наоборот. Поэтому он написал книжку «Вредные советы», где советует детям делать то, что не нужно, надеясь, что дети, как всегда, поступят наоборот. И так, слушаем:
5 тур «Объяснялки».
1. Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов: «пожалуйста», «спасибо» -
Никому не говори,
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя,
Что ты болтун.
2. Принимая подарок, благодарно кивни,
Разверни, осмотри его с разных сторон,
Сколько стоит, спроси и обратно верни
Или просто с достоинством выкини вон.
На глазах у того, кто его подарил.
3. Если в гости ты пришел,
Не снимай пальто и шапку,
А скорей к столу беги,
И не ищи ты приглашенья,
А конфеты и печенье
Побыстрей в карман клади.
А наевшись, очень быстро
Не прощаясь, уходи.
4. Если к папе или маме тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный и серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
И когда со стула тетя с перепугу упадет
И прольет себе на платье чай, кисель или компот,
То, наверно, очень громко будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком, папа руку вам пожмет,
За плечо возьмет вас папа и куда-то поведет,
Там, наверно, очень долго будет папа вас хвалить.
Ответы детей о том, что в них правильно, а что неправильно по каждому стихотворению.
6 тур «Комплименты».
Один мальчик и одна девочка, отбивая об пол мяч, должны назвать по 5 качеств (комплиментов) рыцарей и принцесс, не останавливаясь и не повторяя.
7 тур «Представление гербов»
У каждого рыцаря и принцессы есть замок, в котором они живут, их семья. И некоторые представили герб своей семьи
8 тур «Танец».
Воспитатель:
Спасибо вам, мои друзья,
За доблесть награжу Вас я.
Мы каждому из вас присвоим званье:
Вы – доблестные рыцари.
(показывает на мальчиков)
Вы – милые принцессы.
(показывая на девочек)
Пришло время произнести клятву.
Первыми клятву дают мальчики (клятву читают хором):
Клянемся РЫЦАРЯМИ быть,
Всегда «спасибо» говорить,
И «добрый день», и «до свиданья».
Нет в мире выше звания.
Клятву дают девочки:
А мы, принцессы нежные,
Будем всегда вежливыми.
Добрыми, старательными
И ко всем внимательными!
Воспитатели вручают мальчикам и девочкам медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.
Цель: Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять обобщение по теме. Формировать интерес к книге как источнику знаний....

ПРОЕКТ по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы «За все на Земле мы в ответе»
проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "За всё на Земле мы в ответе"...

Презентация реализации проекта по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашео времени. Патриотизм-сложное человеческое чувство. Это любовь к близким людям, детскому саду. к родному ...
Презентация реализации проекта по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы "Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!"
quot;Нам есть у кого учиться Родиной гордиться!"...
Проект по экологическому воспитанию детей подготовительная к школе группа компенсирующей направленности «Земля – наш общий дом»
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру....
