РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ «Цветные ладошки» в младшей разновозрастной группе по Программе « Цветные ладошки» И. А. Лыков
рабочая программа (младшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ
«Цветные ладошки»
в младшей разновозрастной группе
по Программе « Цветные ладошки»
И. А. Лыков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 14 « Ласточка» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом Заведующий МБДОУ № 14 Протокол ___________ Э. Н. Падалка от « » августа 2025 года Приказ № от « » августа 2025 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ
«Цветные ладошки» в младшей разновозрастной группе « Теремок»
по Программе « Цветные ладошки» И. А. Лыков
Разработчик программы: Чугуй Инна Николаевна Кошевая Татьяна Анатольевна
2025-2026 учебный год
|
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 28 декабря 2022г, регистрационный номер 71847).
- Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022г, регистрационный номер 70809).
Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённых приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 года, № 874(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022г, регистрационный номер 70809).
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерством образования Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 14 ноября 2013г, регистрационный номер 30384), (в редакции от 21 января 2019 г).
- Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №
28
Направленность программы:
Программа “Цветные ладошки” – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
В современном обществе ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. На занятиях по данной программе мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Современная психология и педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей.
Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно – потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего « Я».
Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание.
Одним из универсальных средств является ручной труд.
Изготовление поделки – это не только выполнение определённых действий. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому.
Цель обучения:
Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы; развитие мелкой моторики и образного мышления.
Задачи обучения:
- Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
- Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
- Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
- Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
Возраст детей: Программа обучения рассчитана на детей младшей группы – 2-4 года.
Формы реализации:
Формы реализации различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
Принципы реализации программы:
Принцип наглядности.
Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному)
Принцип занимательности- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Разнообразие тематики, разнообразие художественных материалов формирует у детей желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Учёт индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов. Создание творческой, доброжелательной обстановки на занятиях.
Уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении группы, организация разнообразных выставок.
Методы и приёмы:
Наглядные методы:
- показ способов действия с инструментами и материалами;
- обследование предметов, образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях; - показ способов выполнения работы. Словесные методы:
- объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы;
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.) - совместный анализ выполненной работы; - анализ детских работ самими детьми.
Практические методы:
- упражнение;
- обучение детей приёмам и способам выполнения работы по рисованию, лепке, аппликации;
- самостоятельное выполнение детьми работы.
Игровые методы:
- сюрпризные моменты;
- игровые ситуации;
- использование пальчиковых игр и упражнений; - использование динамических упражнений; - обыгрывание своих поделок.
Ожидаемые результаты:
- Приобретут знания и навыки работы с различными материалами и инструментами изобразительного искусства.
- Научатся воплощать свои творческие замыслы в различных материалах и техниках.
- Научатся внимательно наблюдать и передавать свои ощущения в продуктивных видах творчества.
- Создавать (основные элементы и базовые формы)
- Научатся свободно высказывать свои суждения по поводу того или иного продукта детского творчества.
- Научатся формировать чувства композиции, умение соблюдать пропорции частей изображаемых предметов, сочетать цвета для более выразительной передачи изображаемых объектов и явлений;
- Приобретут умение создавать сюжетные и декоративные композиции;
- Развитие и коррекция психических процессов: восприятие (зрительное и слуховое), мышление, память, воображение
- Развитие эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;
- Развитие у детей зрительно-пространственной координации, умения слушать воспитателя, принимать поставленную задачу и находить способ её решения, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца;
- Развитие самоконтроля и самооценки, умение анализировать свою работу и работу своих товарищей
Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы:
- Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы.
Специфика образовательной ситуации
Специфика художественно–продуктивной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов (или образов), выражение мыслей (идей) и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя культурными и личностными смыслами.
Условия реализации рабочей программы:
- Наборы цветной бумаги, картона,
- клей, ножницы,
- пластилин, ингредиенты для изготовления солёного теста,
- краски, цветные карандаши, альбом,
- различный и природный материал,
- образцы изделий и рисунков,
- демонстрационный наглядный материал
- положительная оценка личностных достижений каждого воспитанника;
- отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий;
- учет состояния здоровья, личностных особенностей, интересов и возможностей каждого ребенка.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата | № заня тия | Вид и тема | Цель | Кол -во час ов | Примечание | ||||||||||
Сентябрь | |||||||||||||||
24.09.2025 | 1 | «Шарики воздушные, ветерку послушные» | Создание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства формы и ритма. | 1 |
| ||||||||||
Январь | |||||||||||||||
21.01.2026 | 3 | Лоскутное одеяло (Аппликация из фантиков. Коллективная композиция). | Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2х2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия «часть и целое». | 1 |
| ||||||||||
Февраль | |||||||||||||||
04.02.2026 | 4 | «Неваляшка танцует» | Изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание | 1 |
| ||||||||||
11.02.2026 | 5 | Веселая неваляшка | Учить детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Показать способ деления бруска пластилина на части с помощью стеки. Формировать умение планировать свою работу | 1 |
| ||||||||||
25.02.26. | 6 | Сосульки-воображульки. | Учить детей лепить предметы в форме конуса. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать, свивать. Показать возможность смешивания в одном комке пластилина 2-3 цветов. | 1 | |||||||||||
Март | |||||||||||||||
06.03.2026 | 6 | «Цветок для мамочки»
| Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. | 1 |
| ||||||||||
Апрель | |||||||||||||||
01.04.2026 | 7 | Мойдодыр | .Учить детей создавать шуточные композиции: наклеивать силуэты игрушек на цветной фон, изображать разными способами «грязные» пятна («пачкать» игрушки), рисовать по представлению средства для купания (мочалка, тазик, ванночка, лейка, лужа, ручей, туча). Активизировать и обогатить технику рисования сухими материалами – показать варианты нанесения сухих пятен (ставить точки фломастером, штриховать и тушевать карандашом). | 1 |
| ||||||||||
15.04.2026 | 8 | Филимоновские игрушки-свистульки | . Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать начальное представление о ремесле игрушечных дел мастеров. | 1 |
| ||||||||||
17.04.2026 | 9 | Филимоновские игрушки. | Продолжать знакомство детей с филимоновской игрушкой. Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки. Учить рисовать узоры на рельефных изображениях (силуэтах). Дать представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. | 1 | |||||||||||
22.04.2026 | 10 | За синими морями, за высокими горами. | Вызвать интерес к созданию сказочных образов – синего моря и высоких гор (как пространственных атрибутов, т.е. пространства сказки). Активизировать и разнообразить технику обрывной аппликации: учить разрывать мягкую бумагу на кусочки и полоски, сминать, формировать и наклеивать в соответствии с замыслом | 1 |
| ||||||||||
Май | |||||||||||||||
08.05.2026 | 11 | Я флажок держу в руке. | Учить детей рисовать предметы квадратной и прямоугольной формы. Уточнить представления о геометрических фигурах. Вызвать интерес к изображению флажком разной формы по своему замыслу (прямоугольных, квадратных, пятиугольных, полукруглых). | 1 | |||||||||||
22.05.2026 | 12 | Божья коровка | Учить детей рисовать яркие выразительные образы насекомых. Показать возможность создания композиции на основе зеленого листика, вырезанного воспитателем из бумаги. Вызвать эмоциональный отклик на красивые природные объекты. Совершенствовать технику рисования красками. | 1 | |||||||||||
Методические пособия и используемая литература:
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2010г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Издательский дом «Цветной мир». «Карапуз». Творческий центр СФЕРА. Москва 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-3 лет «Цветные ладошки»
Программа разработана на основе:- программы «Цветные ладошки». Автор: Лыкова И.А.- ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образов...

Рабочая программа по Художественно-эстетическому развитию. для детей 4-5 лет средней группы «Ягодки»
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию Раздел «Музыка» вторая младшая группа 2019-2020 уч.год один год (срок реализации программы)
1. Целевой раздел1.1 Пояснительная запискаРабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел Музыка) дошкольников разработана в соответствии с Основной общеобразовательной програм...

Парциальная рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ладошки». Вторая младшая группа
Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...

Программа дополнительного образования на тему Художественно- эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам нетрадиционного рисования "Цветные ладошки"
Пояснительная записка.….Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне….Э.Успенский. Программа составлена ...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для детей от 2 до 7 лет
Здесь Вы можете ознакомиться с рабочей программой музыкального руководителя МБДОУ "Детский сад №189"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ «Умные пальчики» в младшей разновозрастной группе по Программе « Умные пальчики» И. А. Лыков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО КОНСТРУИРОВАНИЮДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ «Умные пальчики» в младшей разновозрастной группе...
