РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ «Цветные ладошки» в младшей разновозрастной группе по Программе « Цветные ладошки» И. А. Лыков
рабочая программа (младшая группа)

Чугуй   Инна   Николаевна

   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО -  ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ

 

 «Цветные ладошки» 

 

в младшей разновозрастной группе

 

 

 

   

по Программе « Цветные ладошки»  

 

 И. А. Лыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 14 « Ласточка»

                     ПРИНЯТО                                                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                                                              Заведующий МБДОУ № 14

Протокол                                                                                                  ___________ Э.  Н.  Падалка

от «     » августа 2025 года                                                Приказ №     от «      » августа 2025 года

     

   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО -  ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ

 

 «Цветные ладошки»  

в младшей разновозрастной группе

« Теремок»

 

 

   

по Программе « Цветные ладошки»  

 И. А. Лыков

 

 

Разработчик программы:

Чугуй  Инна   Николаевна

Кошевая  Татьяна  Анатольевна

 

 

 

 

 

2025-2026  учебный год

 

 

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:  

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 года №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»

(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 28 декабря 2022г, регистрационный номер 71847).

  • Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 года  

№ 273(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022г, регистрационный номер 70809).

Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённых приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 года, № 874(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 2 ноября 2022г, регистрационный номер 70809).

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерством образования Российской Федерации от 17 октября 2013 года, № 1155(зарегистрирован Минюстом Российской Федерации 14 ноября 2013г, регистрационный номер 30384), (в редакции от 21 января 2019 г).
  • Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №

28

 

Направленность программы: 

Программа  “Цветные ладошки” – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя  свой замысел, находя средства для его воплощения. Программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям.

 

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: 

 

В современном обществе ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. На занятиях по данной программе мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.  

Современная психология и педагогика всё больше ориентируется на использование художественной деятельности в процессе воспитания и обучения детей.  

Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно – потребностную  сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации, предоставляет ребёнку неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, способствует утверждению и познанию своего « Я».

Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими поделок повышает его самооценку, самопознание.

Одним из универсальных средств является ручной труд.

Изготовление поделки – это не только выполнение определённых действий. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать  задание, планировать ход его выполнения.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому.

 

Цель обучения: 

Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы; развитие мелкой моторики и образного мышления.

 

Задачи обучения: 

  • Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование  экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
  • Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
  • Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
  • Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

Возраст детей: Программа обучения рассчитана на детей  младшей группы – 2-4 года. 

 

Формы  реализации: 

Формы реализации различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

 

 

Принципы реализации программы: 

 

Принцип наглядности.  

Предполагает         широкое         представление         соответствующей         изучаемому         материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

        Принцип         последовательности.         Предполагает         планирование         изучаемого

познавательного материала последовательно (от простого к сложному)

Принцип         занимательности-         изучаемый         материал         должен         быть         интересным, увлекательным         для         детей.         Разнообразие         тематики,         разнообразие         художественных материалов формирует у детей желание выполнять предлагаемые задания, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу  изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип         личностно-ориентированного         общения.         В         процессе         обучения         дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Учёт индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов. Создание творческой, доброжелательной обстановки на занятиях.

Уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении группы, организация разнообразных выставок.

 

Методы и приёмы: 

Наглядные методы: 

  • показ способов действия с инструментами и материалами;
  • обследование предметов, образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях; - показ способов выполнения работы. Словесные методы: 
  • объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы;
  • использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.) - совместный анализ выполненной работы; - анализ детских работ самими детьми.

Практические методы: 

  • упражнение;
  • обучение детей приёмам и способам выполнения работы по рисованию, лепке,    аппликации;
  • самостоятельное выполнение детьми работы.

Игровые методы: 

  • сюрпризные моменты;
  • игровые ситуации;
  • использование пальчиковых игр и упражнений; - использование динамических упражнений; - обыгрывание своих поделок.

 

Ожидаемые результаты: 

 

  • Приобретут знания и навыки работы с различными материалами и инструментами изобразительного искусства.
  • Научатся воплощать свои творческие замыслы в различных материалах и техниках.
  • Научатся внимательно наблюдать и передавать свои ощущения в продуктивных видах творчества.
  • Создавать (основные элементы и базовые формы)
  • Научатся свободно высказывать свои суждения по поводу того или иного продукта детского творчества.
  • Научатся формировать  чувства композиции, умение соблюдать пропорции частей  изображаемых         предметов,         сочетать         цвета         для         более         выразительной         передачи      изображаемых объектов и явлений;
  • Приобретут умение    создавать сюжетные и декоративные композиции;
  • Развитие и коррекция психических  процессов: восприятие (зрительное и слуховое), мышление, память, воображение
  • Развитие эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;
  • Развитие         у         детей         зрительно-пространственной         координации,         умения         слушать воспитателя, принимать поставленную задачу и находить способ её решения, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца;
  • Развитие самоконтроля и самооценки, умение анализировать свою работу и работу своих товарищей

Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы: 

 

  • Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы.

Специфика  образовательной  ситуации 

Специфика художественно–продуктивной деятельности обусловлена тем, что ребенок осваивает общекультурные способы создания конкретных предметов (или образов), выражение мыслей (идей) и свободно переносит их в разные содержательные контексты, наделяя культурными и личностными смыслами.  

 

Условия  реализации  рабочей  программы: 

  • Наборы цветной бумаги, картона,  
  • клей, ножницы,  
  • пластилин, ингредиенты для изготовления солёного теста,
  • краски, цветные карандаши, альбом,
  • различный и природный материал,
  • образцы изделий и рисунков,
  • демонстрационный наглядный материал
  • положительная оценка личностных достижений каждого воспитанника;
  • отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий;
  • учет состояния здоровья, личностных особенностей, интересов и возможностей каждого ребенка.

         

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Дата

заня тия

Вид и тема

Цель

Кол

-во час ов

Примечание

Сентябрь

24.09.2025

1

«Шарики воздушные, ветерку послушные»

Создание аппликативных картинок: ритмичное раскладывание готовых форм (одинаковых по размеру, но разных по цвету) и аккуратное наклеивание на цветной фон. Развитие чувства формы и ритма.

1

 

Январь

21.01.2026

3

Лоскутное одеяло (Аппликация из фантиков. Коллективная композиция).

Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2х2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия «часть и целое».

1

 

Февраль

04.02.2026

4

«Неваляшка танцует»

Изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание

1

 

11.02.2026

5

Веселая неваляшка

Учить детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Показать способ деления бруска пластилина на части с помощью стеки. Формировать умение планировать свою работу

1

 

25.02.26.

6

Сосульки-воображульки.

Учить детей лепить предметы в форме конуса. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать, свивать. Показать возможность смешивания в одном комке пластилина 2-3 цветов.

1

Март

06.03.2026

6

«Цветок для мамочки»

 

Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги.

1

 

Апрель

01.04.2026

7

Мойдодыр

.Учить детей создавать шуточные композиции: наклеивать силуэты игрушек на цветной фон, изображать разными способами «грязные» пятна («пачкать» игрушки), рисовать по представлению средства для купания (мочалка, тазик, ванночка, лейка, лужа, ручей, туча). Активизировать и обогатить технику рисования сухими материалами – показать варианты нанесения сухих пятен (ставить точки фломастером, штриховать и тушевать карандашом).

1

 

15.04.2026

8

Филимоновские игрушки-свистульки

. Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать начальное представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

1

 

17.04.2026

9

Филимоновские игрушки.

 Продолжать знакомство детей с филимоновской игрушкой. Создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки. Учить рисовать узоры на рельефных изображениях (силуэтах). Дать представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях.

1

22.04.2026

10

За синими морями, за высокими горами.

Вызвать интерес к созданию сказочных образов – синего моря и высоких гор (как пространственных атрибутов, т.е. пространства сказки). Активизировать и разнообразить технику обрывной аппликации: учить разрывать мягкую бумагу на кусочки и полоски, сминать, формировать и наклеивать в соответствии с замыслом

1

 

Май

08.05.2026

11

 Я флажок держу в руке.

Учить детей рисовать предметы квадратной и прямоугольной формы. Уточнить представления о геометрических фигурах. Вызвать интерес к изображению флажком разной формы по своему замыслу (прямоугольных, квадратных, пятиугольных, полукруглых).

1

22.05.2026

12

Божья коровка

Учить детей рисовать яркие выразительные образы насекомых. Показать возможность создания композиции на основе зеленого листика, вырезанного воспитателем из бумаги. Вызвать эмоциональный отклик на красивые природные объекты. Совершенствовать технику рисования красками.

1

 

         

Методические пособия и используемая литература: 

 

  1. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2010г.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Издательский дом «Цветной мир». «Карапуз». Творческий центр СФЕРА. Москва 2010г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-3 лет «Цветные ладошки»

Программа разработана на основе:-  программы «Цветные ладошки». Автор:  Лыкова И.А.- ООО «Карапуз - дидактика», 2007. Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образов...

Рабочая программа по Художественно-эстетическому развитию. для детей 4-5 лет средней группы «Ягодки»

Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию Раздел «Музыка» вторая младшая группа 2019-2020 уч.год один год (срок реализации программы)

1. Целевой раздел1.1 Пояснительная запискаРабочая программа по художественно-эстетическому развитию (раздел Музыка) дошкольников  разработана в соответствии с Основной общеобразовательной програм...

Парциальная рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ладошки». Вторая младшая группа

Рабочая программа кружка «Волшебные ладошки» разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом ДО и является инновационным образовательным про...

Программа дополнительного образования на тему Художественно- эстетического развития детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам нетрадиционного рисования "Цветные ладошки"

Пояснительная записка.….Это правда! Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стенеИ в трамвае на окне….Э.Успенский.  Программа составлена ...

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для детей от 2 до 7 лет

Здесь Вы можете ознакомиться с рабочей программой музыкального руководителя МБДОУ "Детский сад №189"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ «Умные пальчики» в младшей разновозрастной группе по Программе « Умные пальчики» И. А. Лыков

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО КОНСТРУИРОВАНИЮДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 4 ЛЕТ  «Умные  пальчики»   в младшей разновозрастной группе...