ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (подготовительная группа)

Статья поднимает важную проблему современной образовательной системы – формирование патриотического сознания у воспитанников. Автор рассматривает народные игры как действенный инструмент её решения, акцентируя внимание на ее высоком воспитательном потенциале. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_kak_sr-vo_vospit.patriotizma_-_statya.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Статья поднимает важную проблему современной образовательной системы – формирование патриотического сознания у воспитанников. Автор рассматривает народные игры как действенный инструмент её решения, акцентируя внимание на ее высоком воспитательном потенциале.

Ключевые слова: ФОП, патриотизм, народные игры.

Современная образовательная система уделяет значительное внимание вопросам формирования патриотического сознания у подрастающего поколения. После введения федеральной образовательной программы особое значение приобрело включение дошкольников в культурное наследие родного края. Народная игра выступает одним из эффективных инструментов достижения этой цели, поскольку именно в игровой форме ребёнку проще усваивать культурные ценности и знакомиться с историческим прошлым.

Народные игры наглядно демонстрируют традиционный уклад жизни, хозяйственные занятия, обычаи и нравственные устои русского народа. Включив грамотно подобранные народные забавы в распорядок дня, мы формируем у детей важные личностные черты: отвагу, храбрость, справедливость, доброжелательность, стойкость, терпеливость, целеустремленность и стремление побеждать. Практический опыт подтверждает, что такое игровое взаимодействие создаёт оптимальные условия для эмоционального роста и укрепления патриотических чувств.

При выборе игр педагог обязан учитывать возрастные характеристики воспитанников, следуя принципу постепенного усложнения материала. Для малышей подходят простейшие игровые сценарии с несложными правилами, такие как «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Огуречик». Старшим дошкольникам предлагается освоить более сложные варианты, например, «Заря - зарница», «Красочки», «Домовой».

Разнообразие народного игрового наследия позволяет классифицировать его следующим образом:

  • бытовые: группа игр, позволяющая познакомиться с бытом и традициями русской деревни;
  • сезонно-обрядовые: категория игр, связанная с проведением традиционных русских праздников;
  • хороводные: игры, объединяющие музыку, танец и театральные элементы;
  • состязательные: подгруппа игр, основанная на соревнованиях, ролевой структуре и распределении функций участников;
  • пальчиковые: серия игр, сочетающая подвижность рук и пальцев с художественным словом.

Личный многолетний опыт работы ДОО позволяет утверждать о том, что воспитательный потенциал народных игр очевиден: они прививают детям понятия о справедливости, сопереживании, дисциплине и ответственности, формируют привязанность к национальной культуре, пробуждают бережное отношение к труду.

Есть и другие преимущества. Весёлый характер народных забав способствует созданию радостной атмосферы, стимулирует творческое начало. Кроме того, народные игры способствуют формированию навыков коммуникации: в играх создаются условия для сплочённости коллектива, умения взаимодействовать с партнёрами, прислушиваться к мнению сверстников и учиться сотрудничеству. Участники обмениваются мнениями, распределяют роли, договариваются о правилах, решают конфликты мирным путём, что способствует формированию коммуникативных компетенций.

Таким образом, использование народных игр в работе с дошкольниками обеспечивает полноценное освоение ими основ патриотизма, любви к родине, уважения национальных традиций и уважительного отношения к природе. Такой подход помогает заложить основы осознанного понимания уникальности русской культуры и сформировать истинно патриотичное мировоззрение.

Список ресурсов

  1. Дедулевич М. Н. Играй - не зевай: подвижные игры с дошкольниками / М. Н. Дедулевич. - М.: Просвещение, 2007.
  2. Русские народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников. – URL: https://www.1urok.ru/categories/7/articles/41061 (дата обращения: 16.12.2025).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ – ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. С первых лет жизни ребёнка следует приобщать к культуре, общечеловеческим ценностям, что поможет заложить в нём фундамент нравственности, па...

Речевое развитие старших дошкольников при ознакомлении с русским народным фольклором в условиях реализации ФГОС ДО

laquo;Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной,разве разум оратора не должен постичьистину  того, о чем собираются говорить?»...

Педагогический проект «Русские народные сказки – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Педагогический проект по теме: "Русское народное творчество в воспитании детей раннего возраста". Работа по программе воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педаг...

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО  ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко

Русские народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в процессе реализации программы «Добрый мир» Л.Л. Шевченко...

Презентация: «Русские народные сказки как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников».

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитани...