Программа проекта развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста «Орлята-дошколята»
методическая разработка
Программа проекта развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста
«Орлята-дошколята»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 981.7 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ№2 п.Энергетик
Ситмухамсбетова А.Е. 18.09.25год
Программа проекта развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста
«Орлята-дошколята»
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад» № 2 «Золотой ключик» п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Оглавление | Стр. |
I. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1 | Введение | 3 |
1.2 | Пояснительная записка | 4 |
1.2.1 | Актуальность программы «Орлята-дошколята» | 4 |
1.2.2 | Ценностные основания программы проекта «Орлята-дошколята» | 6 |
1.2.3 | Цель и задачи программы | 7 |
1.3 | Планируемые результаты освоения воспитанниками программы «Орлята-дошколята» | 8 |
II. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 9 |
2.1 | Построение деятельности детей старшего дошкольного возраста | 9 |
2.2 | Содержание программы совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста | 12 |
2.3 | Календарно-тематическое планирование программы «Орлята дошколята» | 27 |
III. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 28 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | 28 |
IV. | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
Приложение 1. Краткая презентация Программы |
1. Введение
Стратегические цели системы образования и воспитания призваны обеспечить «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, утверждение её статуса как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики» (Национальная доктрина развития образования в РФ до 2025 г.). За последнее время принято много новых государственных документов, активно влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи: Конституция Российской Федерации 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (2021 г.), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ», Всероссийская программа развития социальной активности для обучающихся начальных классов общеобразовательных школ «Орлята
России» (далее – Программа «Орлята России»).
Содержание государственных документов, направленных на совершенствование системы образования, сегодня задаёт вектор развития воспитательной работы среди детей и молодёжи Российской Федерации и приоритетными задачами в сфере воспитания детей определяет:
- «…развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года);
- «…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» (Федеральный закон № 304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в ФЗ “Об образовании в РФ” по вопросам воспитания обучающихся»).
Разработка и реализация федеральных и региональных программ воспитания обучающихся дошкольного образования позволяет создать институциональную среду, учитывающую как законодательную базу и нормативные документы, так и общественное мнение по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, а также сконцентрировать воспитательный потенциал различных социальных институтов. Придание воспитанию институционального характера повышает уровень ответственности всех участников процесса воспитания и максимально способствует решению таких задач, как сохранение исторической преемственности поколений; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов своей страны, граждан, способных как к социализации в условиях гражданского общества, так и к противодействию негативным социальным процессам.
Отдельное внимание при разработке и реализации программ воспитания детей и молодёжи уделяется процессам управления существующими рисками и вызовам современного детства: негативному влиянию информационной социализации и цифрового пространства, социальной разобщенности детей и взрослых, росту числа детей и подростков с антисоциальным поведением, суицидальным актам и самоповреждению со стороны детей.
Особенности содержания всех модулей Программы развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста «Орлята России», а также использование в качестве базовой методики коллективно- творческой деятельности в сочетании с учётом возрастных особенностей развития личности ребенка дошкольника позволяют педагогам выстраивать воспитательный процесс, нивелируя обозначенные риски.
Особое положение в системе непрерывного образования и воспитания детей занимают дети 6–7 лет, обучающиеся дошкольных образовательных организаций. Возрастные особенности самой сенситивной к воспитательным влияниям возрастной группы детей создают существенные социально- педагогические возможности развития их социальной активности. Дошкольная образовательная организация выступает фундаментом в процессе социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми.
- Пояснительная записка
- Актуальность программы «Орлята-дошколята»
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление программа развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста «Орлята-дошколята» в дошкольных образовательных организациях на основе Всероссийской Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Внедрение настоящей программы в практику дошкольных образовательных организаций позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС дошкольного образования, так и в ФОП ДО, целью которой является разностороннее развитие детей дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята-дошколята» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с
подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Тезаурус основных понятий программы «Орлята-дошколята»
Понятие «социальная активность» в контексте проекта рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявление возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.).
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С. 30).
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена (Ковалёва А.Г. Педагогика «Орлёнка» в терминах и понятиях: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.).
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений (Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск»,
2016. – С. 47). Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 4–5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями (И.В. Иванченко. Как рождается микрогруппа: методическое пособие / И В. Иванченко, учебно- методический центр ВДЦ «Орлёнок», 2017. – 80 с.). В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования творческих поручений.
- Ценностные основания программы проекта «Орлята-
дошколята»
Программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания дошкольных образовательных организаций, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята-дошколята»: Родина, Семья, Команда, Природа, Познание, Здоровье.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание, и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияния людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.
Главным принципом участия в проекте должно стать: всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе – радости и удачи, вместе – активное действие и увлекательное приключение!
Методологической основой проекта является воспитание в коллективно- творческой деятельности, автор которой, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов, считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества.
- Цель и задачи программы
В основу проекта положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально-коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок-дошколенок».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития старшего дошкольника и условия для формирования самостоятельной личности будущего первоклассника. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Проект представляет комплекс занятий по 7 трекам Программы. Изменение позиции ребёнка в реализации содержания, логика каждого трека выстроены на основе коллективно-творческой деятельности и с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста в зависимости от места проживания.
Цель проекта: развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования через участие во всероссийском движении "Орлята России".
Задачи проекта:
- Формировать у старших дошкольников навыки командообразования в коллективе сверстников и с обучающимися начальной школы (наставники), принятие правил Орлятского движения, умение следовать им.
- Формировать у старших дошкольников потребность и значимость в безвозмездной деятельности ради других людей.
- Формировать ценностное отношение к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
- Развивать навыки природоохранной деятельности у старших дошкольников.
- Воспитывать у старших дошкольников уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку.
- Повышать родительскую компетенцию в вопросах гражданско- патриотического воспитания детей;
- Расширять контакты сетевого взаимодействия и социального партнерства в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей.
- Планируемые результаты освоения воспитанниками программы «Орлята-дошколята»
Целевые ориентиры результатов участия и освоения старшими дошкольниками содержания учебно-методического комплекса программы
«Орлята-дошколята» определены в соответствии с ФГОС основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания, и основываются на российских базовых национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята-дошколята» в течение учебного года старший дошкольник:
- понимает важность социально значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
- применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни группы, дошкольной образовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдения, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знаний);
- демонстрирует социально значимую активность в социуме
(демонстрирует уважение к государственной символике России, своего
региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
В результате реализации проекта «Орлята-дошколята» у детей повысится уровень социальной активности, сформируются основы чувств патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, культурному наследию малой родины, страны, к природе, окружающей среде, что позволит осуществить плавный переход от дошкольной к начальной ступени образования на следующий уровень «Орлята России».
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Построение деятельности детей старшего дошкольного
возраста
Старший дошкольный возраст занимает особое место в системе дошкольного образования. Учитывая их физиологические, психологические и познавательные особенности развития, учителю необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в программу проекта «Орлята-дошколята», знакомство с треками для детей старшего дошкольного возраста начинается с октября месяца.
Для подготовки детей старшего дошкольного возраста к участию в программе проекта «Орлята-дошколята» в начале учебного года воспитателю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых занятия, по два в каждом месяце.
Месяц | Деятельность | Комментарии |
Сентябрь- октябрь | игровые занятия для:
Занятия:
командообразование, создание благоприятной | В начале учебного года воспитателю необходимо решить ряд главных задач:
|
психоэмоциональной атмосферы в группы, мотивацию на участие в Программе;
| На данном этапе дети знакомятся с движением проекта «Орлята России» в рамках взаимодействия с обучающимися МАОУ ООШ №1 п.Энергетик (далее Наставники) | |
Вводное орлятское занятие | Посвящение в «Орлят- дошколят» | Основными задачами являются старт Программы для детей и эмоциональный настрой группы на участие в Программе. |
Ноябрь | «Орлёнок – Эрудит» | После вводного орлятского занятия учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для ребёнка более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. |
Ноябрь-декабрь | «Орлёнок – Доброволец» | Тематика трека актуальна круглый год. Важно как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач педагогу поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра. |
Декабрь | «Орлёнок – Мастер» | Мастерская Деда Мороза: подготовка группы и ёлки к новогоднему празднику / участие в новогоднем празднике. Знакомимся с мастерами различных профессий; посещаем места работы родителей – мастеров своего дела, краеведческие музеи и пр. |
Январь- февраль | «Орлёнок – Спортсмен» | К середине учебного года у всех детей нарастает гиподинамический кризис, повышается утомляемость. Как следствие, согласно статистике, середина учебного года – это один из периодов повышения заболеваемости среди детей. Рекомендуем к предложенному содержанию трека добавить больше занятий, связанных с двигательной активностью, нахождением детей на свежем воздухе. |
Февраль- март, июнь | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, |
Мы (группа) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека будет способствовать празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. | ||
Май | «Орлёнок – Эколог» | Пробуждение природы после зимы даёт воспитателю более широкие возможности для проведения трека. Часть мероприятий можно уже проводить за пределами здания детского сада. Расширяются возможности использования природного материала, возможности проведения различных экологических акций, экскурсий и пр. |
Июнь | «Орлёнок – Лидер» | В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека «Орлёнок – Лидер», так как он является завершающим и подводящим итоги участия дошкольников в проекте в учебном году. Основными задачами являются оценка уровня сплочённости группы, приобретенных ребёнком знаний и опыта совместной деятельности в группы как коллективе. |
Июнь | Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | В УМК – использование игровых методов диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо оценить, станут:
«активного участника»);
|
Логика построения треков
Старший дошкольный возраст | Реализация трека | |||
Подготовка к участию в проекте | 1-е занятие | 2-3-е занятие | 4-5 занятия | |
4 игровых | Водное | Погружение | Занятия/мастер- | Встречи с обучающимися |
занятия | орлятское | в тематику трека | классы, участие в | МАОУ СОШ№1 п.Энергетик |
занятие | (работа с понятиями, | которых поможет | (наставниками), | |
качествами – | детям выработать | интересными людьми по | ||
дошкольники – устно) | идею для КТД | тематике трека. Подведение | ||
итогов, опорные схемы, | ||||
анализ, награждение. | ||||
Диагностика. *Готовится | ||||
педагогом по | ||||
предложенным | ||||
рекомендациям с учётом | ||||
регионального компонента. | ||||
- Содержание программы совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: интеллектуальное развитие детей через познавательную и исследовательскую деятельность
Трек «Орлёнок – Эрудит» проводится в течение октября месяца. Именно к этому времени учебные занятия и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для будущего первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить воспитанников с разными способами получения информации.
№ | Тема | Содержание темы | Виды деятельности | Формы организации занятий |
1. | «Кто такой эрудит?» | Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Эрудит»: лексическая работа – значения нового слова. Учитель организует обсуждение вопроса: как называют тех, кто много знает, тех, кто обладает большими знаниями? Для достижения цели занятия использует игровое взаимодействие с мультгероями. | Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Просмотр мультфильма; решение ребусов, кроссвордов, загадок; танцевальный флешмоб |
2. | «Эрудит – это …» | Совместно с детьми обсуждают и фиксируют качества, необходимые для того, чтобы стать и быть эрудитом. Через групповую работу учатся рассуждать и слушать другого, работать вместе, ценить знания. *Работа с конвертом-копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Диалог с детьми; работа в парах; высказывание детьми своей точки зрения; логические и интеллектуальные игры-минутки |
3. | «Всезнайка» | Учимся узнавать главные качества эрудита, осознавать ценность умственного труда в жизни человека. Определяем значимость совместной работы. *Работа с конвертом-копилкой трека «Орлёнок – Эрудит». | Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Повторение материала |
Мероприятия совместно с наставниками (учениками-орлятами) | ||||
4. | Викторина «Кто такой – эрудит?» | Организация совместной интеллектуальной игры, дети открывают конверт-копилку, анализируют результат, совместно наставниками составляют опорную схему: чему научились, что узнали. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Работа в парах; просмотр фото/ видео; составление и использование опорных схем |
5 | «Встреча с интересным эрудитом – книгой» | Выход в городскую библиотеку, совместно с учениками-орлятами, библиотекарем знакомство с детскими энциклопедиями и другими интересными книгами, запись обучающихся и воспитанников в библиотеку. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Посещение библиотеки; работа с книгой |
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 4+4 занятия Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра
Реализация трека проходит в ноябре, в преддверии Дня добровольца. Важно как можно раньше познакомить детей с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач
воспитателю помогает празднование в России 5 декабря Дня волонтёра.
№ | Тема | Содержание темы | Виды деятельности | Формы организации занятий |
1. | «От слова – к делу» | Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «добро», «доброволец», «волонтёр», «добровольчество»: лексическая работа – значения новых слов. На занятии прослушивают песню или просмотр отрывка мультфильма «Если добрый ты», чтение рассказа «Просто старушка» для того, чтобы помочь детям охарактеризовать те или иные поступки, действия, сделать выводы. Можно использовать психологический приём: «Ребята, прижмите свои ладошки к сердцу, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о чём-то добром. Кто готов, откройте глаза. Прикоснитесь ладошками к своему соседу, пожелайте друг другу всего самого хорошего». | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Прослушивание песни или просмотр мультфильма; анализ рассказа; танцевальный флешмоб |
Символ волонтёрства – приподнятая рука с раскрытой ладонью и сердцем. Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» – Кругом Добра. | ||||
2. | «Спешить на помощь безвозмездно» | Важно с детьми прийти к пониманию того, что в их силах делать добрые дела. Вместе их придумать, обсудить, решить, что можно сделать уже в ближайшее время. Знакомству детей с понятиями «добра» и «добровольчества» способствует решение ими кейсов, или проблемных ситуаций. Работая в микрогруппах, дети погружаются в проблемы, касающиеся темы добровольчества, анализируют, примеряют на себя разные роли и ситуации. Деятельность в микрогруппах по 3 человека позволяет увидеть и услышать разные мнения и точки зрения. *Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» – Кругом Добра. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Участвуют в игре; решение кейсов; Создание «Классного круга добра»; танцевальный флешмоб |
3. | «Совместное родительское собрание «Наша забота!» | Совместное обсуждение с родителями и детьми: Как делать добро для бабушек и дедушек (родным, соседям)? Что значит быть добрым рядом с ними? Обучающиеся становятся соучастниками коллективного благородного дела. Важным моментом является то, что родители включаются и совместно с детьми и педагогом выбирают то доброе дело, которое им по силам. Дети на примере своих родителей учатся тому, как распределять роли, выполнять поручения, вести конструктивные разговоры, то есть работе в команде во благо добра. *Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» Кругом Добра. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Обсуждение вопросов; Мероприятия на сплочение не только для детей, но и для родителей |
4. | «Доброволец – это доброе сердце» | Встреча с наставниками, которые достигли успехов в области добровольчества. *Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец» – Кругом Добра. Дополняют «Классный круг добра» впечатлениями о встрече. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое | Встреча с наставниками- волонтерами; интервью-беседа |
Мероприятия совместно с наставниками (учениками-орлятами) | ||||
5 | Совместное участие в социальных акциях: «Корм для бездомных животных», «Открытка пожилому человеку». | Совместная с наставниками подготовка к участию в акциях. Изготовление открыток для пожилых людей, сбор гуманитарной помощи участниками СВО, изготовление кормушек для бездомных животных. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое | Встреча с наставниками, творческая мастерская. |
6 | Буккроссинг «В мире животных» | Пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения. Принцип "Прочитал - отдай другому" | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Встреча с наставниками и взаимный обмен любимыми книгами. Социальное движение книголюбов. |
7 | Трудовой десант «Весенний субботник» | Очистка территории от мусора, своим примером обучающиеся школы воспитывают и прививают трудовую и экологическую культуру подрастающему поколению. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Встреча с наставниками. Коллективная трудовая деятельность |
8 | Спектакль для младших дошкольников «Теремок» | Совместная подготовка спектакля по русской народной сказке «Теремок». Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, Фронтальное. | Встреча с наставниками. Коллективная театрализованная деятельность |
«Подведём итоги» | * Работа с символом трека «Орлёнок – Доброволец». Творческая работа «Классный круг добра». Дополняем качествами добровольца (выбирая из: милосердный, злой, отзывчивый, вредный…). Просмотр видео/слайд-шоу о том, как прошёл трек, чем запомнился и что доброго смогли сделать для других. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Просмотр фото/ видео; обсуждение хода трека; участие в игре; участие в флешмобе |
Трек «Орлёнок – Мастер» – 3+3 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – шкатулка мастера
В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят группу и ёлку к новогоднему празднику /
участвуют в новогоднем школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителей – мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
№ | Тема | Содержание темы | Виды деятельности | Формы организации занятий |
1. | «Мастер - это …» | Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Мастер»: лексическая работа – значения нового слова. Работа в парах – расскажите о своих родителях – мастерах своего дела друг другу. («Моя мама мастер своего дела. Она...»). Блиц-высказывания ребят: «Я узнал, что у Никиты мама – повар. Она мастер готовить салаты»…) Пробуем себя в роли мастера. Что может делать мастер? Хотите попробовать себя в роли мастера? Обсуждаем, придумываем, делаем простое оригами, дорисовываем, создаем коллективную работу по объединению оригами в единый смысловой сюжет, после чего организовывается творческое выступление учащихся. Подводим итоги. Кто такой мастер? Кто может быть мастером? Какими мы были мастерами? Что нужно сделать нам, чтобы стать мастерами? Как мастер создаёт свою работу – придумывает, делает/создаёт, показывает и радует других. *Работа с символом трека – шкатулкой мастера. | Познавательная, досугово- развлекательная, художественное творчество, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие - групповое, фронтальное, индивидуальное | Прослушивание стихотворения; Просмотр мультфильма; Обсуждение вопросов; изготовление оригами; Танцевальный флешмоб |
2. | «Группа мастеров» | Основной посыл данного занятия – реализация идей по украшению класса или классной ёлки, знакомство с историей новогодних игрушек в России, праздника Нового года в целом. | Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Реализация идей по Украшению группы; знакомство с историей новогодних игрушек |
Обучающиеся продолжают создавать себе атмосферу праздника и волшебства своими силами. Отличительной чертой является то, что дело реализуется всеми обучающимися под руководством педагога – дети выдвигают свои предложения, идеи, инициативы. *Работа с символом трека – шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем идеи по созданию праздника Нового года, игрушки, подарки, сделанные стараниями ребят. | ||||
3. | «Лучшая ёлка» | Данное занятие отводится для самого праздника Нового года. Классный коллектив своими сила- ми, идеями, инициативами, с поддержкой педагога и родителей устраивает Новый год на свой лад, соблюдая придуманные ими же традиции. Приглашаются родители, которые становятся зрителями творческих успехов своих детей: актёров, декораторов, художников, костюмеров, сценаристов. Праздник от самого начала до конца пропитан гордостью за свою группу и себя как организатора. *Работа с символом трека – шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем фотографии праздника Нового года, подарочки, открытки – всё созданное детьми. | Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Украшение классной ёлки; знакомство с историей Нового года |
Мероприятия совместно с наставниками (учениками-орлятами) | ||||
4 | Совместный конкурс рисунков по теме «Мамочка, родная!» | В конце ноября в России отмечается праздник – День матери! В честь этого праздника организуется конкурс детских рисунков совместно с наставниками. | Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Празднование Дня Матери. Организация выставки в Курловской ООШ |
5 | Мастер- класс «Оберег» | Наставники проводят мастер-класс для Орлят-дошколят по изготовлению оберега «Народные поверья. Оберег своими руками – «Подкова – символ счастья» | Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Мастер-класс Украшение классной комнаты наставников в школе |
6 | Творческая мастерская «На все руки мастера» | Совместное изготовление «Волшебных снежинок» для украшения группы. | Познавательная, художественное творчество. Взаимодействие – групповое. | Творческая мастерская Чтение стихов |
«Новогоднее настроение» | Занятие – подведение итогов трека. Смотрят видеоролик/слайд-шоу, | Познавательная, художественное | Просмотр фото/видео – | |
демонстрирующие процесс прохождения трека, обучающиеся делятся впечатлениями, мнениями. *Работа с символом трека – шкатулкой мастера. В шкатулку вкладываем, например, идеи на будущий год. | творчество. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | анализ результатов; составление опорной схемы |
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 3+2 занятия Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни)
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
№ | Тема | Содержание темы | Виды деятельности | Формы организации занятий |
1. | «Утро мы начнём с зарядки» | Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Орлёнок – Спортсмен»: лексическая работа – значения нового слова. Что такое здоровый образ жизни? Из чего он состоит? Почему это важно? Создаем визуальный образ человека, ведущего здоровый образ жизни, дописывая к нему ответы детей. Учитель должен обратить внимание на слова детей о зарядке. Говорим о важности зарядки для человека в любом возрасте. Далее обязательно каждая группа по ЧТП должна показывать на занятиях мини- зарядки, которые придумывает сама. Дети совместно с воспитателем придумывают традиционную утреннюю зарядку как для группы, так и для дома. ОБЯЗАТЕЛЬНО: создаём памятку с упражнениями, дети забирают её домой. *Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен». | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение, физкультурно- спортивная Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Танцевальная зарядка; введение образа ЗОЖика; работа в парах |
2. | «Сто затей для всех друзей» | Вспоминаем первое занятие. Что получилось сделать дома? Актуализация полезности физкультминуток на занятиях, предложение сделать зарядку утренней традицией. Знакомство с подвижными играми и площадками, где можно в них играть. Осознание детьми идеи, что зарядка может быть весёлой и энергичной. *Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен» – фиксируем подвижные игры. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Весёлая физкультминутка; обсуждение вопроса; участие в подвижных играх; встреча с ЗОЖиком; танцевальная зарядка |
3. | Весёлые старты» | Спортивные соревнования. Используем плакаты, кричалки. Смена ролей при выполнении этапов: команда каждый раз решает, кто из числа команды будет судить этот этап, кто помогать педагогу с реквизитом. *Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен»: фиксация мысли, что спортивные игры для всех: и для спортсменов, и для болельщиков, и для судей, и для зрителей. | Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Участие в весёлых стартах; проба спортивных ролей детьми |
Мероприятия совместно с наставниками (учениками-орлятами) | ||||
4 | Совместная подготовка к сдаче нормативов ГТО | Встреча с наставниками в условиях спортивного зала, для проведения тренировочных занятий к сдаче ГТО. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Упражнения Состязания Соревнования |
5 | Военно- патриотическая игра «Зарница» | Проведение музыкально- спортивного праздника «Зарница» | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Спортивный праздник |
«Азбука здоровья» | Подведение итогов. Дети рассматривают фото или видео, как проходил трек, по опорной схеме анализируют и дополняют правила организации подвижных игр, играют в новую игру. *Работа с символом трека «Орлёнок – Спортсмен». Составляют «Азбуку здоровья» – тезисно записывают мысли о | Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Просмотр фото/видео; анализ/дополнение правил подвижных игр | |
том, что нужно, чтобы быть здоровым. |
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 2+3 занятия
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина
Символ трека – альбом «Мы – хранители»
В рамках трека происходит ценностно ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны
для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.
№ | Тема | Содержание темы | Виды деятельности | Формы организации занятий |
1. | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «хранитель»: лексическая работа – значения нового слова. Кто может быть хранителем? Что можно хранить? Для кого хранить? Зачем хранить? Как и где хранить? *Работа с символом трека – альбомом Хранителей исторической памяти – ответы на вопросы собираем в альбом «Мы – хранители». Учимся работать в парах/группах. Возможна помощь наставника- старшеклассника. Дети делают выводы о важности сохранения знаний и материалов об исторической памяти и транслирования её будущим поколениям. Получают ответ на главный вопрос: «Как можно сохранить историческую память?» Проба внести себя в историю класса/школы через фотографирование. *Работа с символом трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (альбом): | Познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – индивидуальное, групповое, фронтальное. | Обсуждение вопросов; Просмотр презентации, старых фотографий; работа в паре; просмотр видео о культурных и исторических ценностях региона/ страны; историческое фотографирование. На занятии происходит различная деятельность: работа в парах по изучению данных в детской энциклопедии, просмотр познавательного видеоролика об историческом и культурном богатстве своего региона / своей страны, просмотр |
вкладываем идеи по сохранению исторической памяти региона, страны. | фотографий о прошлом, старине. | |||
2. | «История малой Родины – моя история» | Данное занятие позволяет обучающимся ощутить себя частью своей малой Родины именно этого детского сада. Занятие отведено на знакомство с городом, районом и регионом, где обучаются дети: историей, традициями, героями, выдающимися людьми, которыми гордится Россия. Ключевой момент знакомства состоит в том, что оно происходит в виде игры по станциям, где ребята выполняют различные задания и путешествуют по малой Родине, знакомясь с её знаменитыми людьми, в том числе. Такой формат занятия позволит не только достичь поставленных целей, но и пробудить в детях чувство гордости за свою Родину. *Работа с символом трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (альбом): вкладываем опорные схемы по результатам игры по станциям. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – индивидуальное, групповое, фронтальное. | Прослушивание песен на русском языке о городе Курлово; участие в игре- путешествии; подведение итогов через игровой приём. |
Мероприятия совместно с наставниками (учениками-орлятами) | ||||
3 | Поход в музей боевой славы МАОУ СОШ п.Энергетик | Занятие посвящено знакомству с музеями – детского сада, села, города, района. Обучающиеся с помощью экскурсовода знакомятся с экспонатами, историей музея – познают свой родной город, край. *Работа с символом трека «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (альбом): дополняем альбом информационными карточками, сделанными детьми, о том, что было увидено в музее. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое. | Экскурсия |
4 | Акции «Свеча Памяти», «Голубь Мира» | Совместное участие в акциях ко Дню Победы | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое. | Творческая мастерская, экскурсия |
5 | Совместное участие в концертной программе, посвященный празднованию | Совместное исполнение патриотических песен и танцев в рамках Дня города Курлово. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – | Песенное творчество, танцевальные номера |
Дня города Курлово | индивидуальное, групповое, фронтальное. | |||
«Историческое чаепитие» | К ребятам в класс приходят наставники (учащиеся 3-4 классов) и классный руководитель (экскурсовод- краевед, историк, родитель – знаток истории). Актуализация полученной на предыдущих встречах информации. Дети за чашкой чая задают интересующие их вопросы по истории и событиям в России. Гости отвечают. Также гости могут задать вопрос ребятам. Самый лучший вопрос поощряется гостями. *Работа с альбомом Хранителя, подведение итогов: впечатления и пожелания гостей заносятся в альбом. Дети, которые умеют писать, также могут оставить записи о своих впечатлениях. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное. | Чаепитие; встреча с приглашёнными гостями |
Трек «Орлёнок – Эколог» – 3+2 занятий Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок эколога
Погодные условия в момент реализации трека
«Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания детского сада с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника и пр.
№ | Тема | Содержание темы | Виды деятельности | Формы организации занятий |
1. | «ЭКОЛОГиЯ» | Введение в тему. Мотивация, целеполагание. Знакомство с понятиями «экология», «эколог»: лексическая работа – значения новых слов. Обсуждение по вопросам: кто должен беречь природу и заботиться о ней? Просмотр мультфильма «Давайте вместе украшать природу» направляет рассуждения детей к идеям по защите и украшению окружающей среды – первым | Познавательная, игровая. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Словесная игра; работа в парах; работа с визуальным образом; подвижная игра; сбор рюкзачка- эколога; участие в игре; просмотр мультфильма |
элементарным шагам в экологию. *Работа с символом трека – рюкзачком эколога. Вкладываются знаки, характеризующие бережное обращение к природе. | ||||
2. | «Каким должен быть настоящий эколог?» | Мотивация: видеофильм – красота природы России. Как сохранить? Уберечь? *Работа с символом трека – рюкзачком эколога. Составляем правила эколога. Определяют качества эколога (добавляем в рюкзачок). Посредством игр обучающиеся знакомятся с «визитками» природы: следами животных, пением птиц, описанием особо распространённых растений и животных. *Работа с символом трека – рюкзачком эколога. Анализ: дополняем рюкзачок эколога. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Коллективное обсуждение, участие в игровом упражнении; дополнение рюкзачка эколога; работа в группах; отгадывание загадок; работа с карточкой |
3. | «В гости к природе» | Данное занятие отводится для экскурсии (в ботанический сад, в лес, в музей). Дети в естественной среде наблюдают за природой, за её явлениями, особенностями, при- родными «знаками». *Работа с символом трека – рюкзачком-эколога: фиксируем полученную на экскурсии информацию. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Экскурсия |
Мероприятия совместно с наставниками (учениками-орлятами) | ||||
4. | Интеллектуальное развлечение «В гости к природе» | Данное занятие – интеллектуально- креативная игра, посвящённая экологии и экологическому поведению обучающихся. Через игру обучающиеся и воспитанники отвечают на вопросы о том, что люди делают у нас в стране, чтобы сохранить природу; как понимать природу; как природа «говорит» с людьми, когда ей «плохо»? *Работа с символом трека – рюкзачком эколога: фиксируем «симптомы» болезни природы, устанавливаем взаимовлияющую связь природа – экология – человек. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Участие в игре работа в группах |
Совместная посадка цветов на территории ДОУ «Цветочная клумба» | ||||
5 | Экологические акции: «Очистим парк от мусора», «Покормите птиц зимой» | |||
«Орлята – эколята» | Подводим итоги. Организация просмотра слайд-шоу или видео о том, как проходил трек, обсуждение того, как проходил трек, делают выводы об экологической культуре и поведении. Просмотр и обсуждение экологических мультфильмов о природе. *Работа с символом трека – рюкзачком эколога: дополняем событиями и именами ребят, которые, по мнению класса, были лучшими в треке. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Просмотр фото/видео; дополнение рюкзачка эколога; просмотр мультфильмов |
Трек «Орлёнок – Лидер» – 2+5 занятий Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер»
Трек является завершающим в учебном году, подводящим итоги участия дошкольников в Программе. Основными задачами являются оценка уровня сплочённости группы, приобретённых ребёнком знаний и опыта совместной деятельности в группе как коллективе.
№ | Тема | Содержание темы | Виды деятельности | Формы организации занятий |
1. | «Лидер – это - Я» | Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «лидер»: лексическая работа – значения нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – знакомство с явлением лидерства через игру, учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное | Участие в игре; заполнение чек-листа |
такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания. Подведение итогов: работа с конструктором «Лидер» (собираем понятие «лидер»). | ||||
2. | «Я хочу быть лидером» | Обсуждение: Кто может быть лидером? Для чего быть лидером? Данное занятие подразумевает более глубокое усвоение детьми понятия лидера и лидерства в целом. А также здесь подробно разбираются качества лидера. Ключевая точка занятия – проведение педагогом социометрии для изучения атмосферы в классе: дружный коллектив или нет, для понимания педагогом, как в дальнейшем направлять деятельность класса и выстраивать свою работу. *Работа с символом трека – конструктором «Лидер». Фиксируются качества лидера. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Участие в игре; прослушивание песни/просмотр мультфильма; обсуждение результатов; танец; проведение игры; проведение социометрии |
Мероприятия совместно с наставниками (учениками-орлятами) | ||||
3 | Совместный проект «Правила настоящих друзей» | Направлен на формирование представлений о дружбе и дружеских взаимоотношениях, а также на создание положительного и доброжелательного отношения между сверстниками. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Решение проблемных ситуаций, педагогические наблюдения, беседы, совместная организованная деятельность, оформление уголка для родителей, творческие мастерские, игры. |
4 | Данная программа подразумевает совместную викторину. | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное, индивидуальное. | Участие в игре; прослушивание песни/просмотр мультфильма; обсуждение результатов; танец; проведение игры; проведение социометрии | |
5 | Спортивное развлечение «С командой действую!» | Данное занятие подразумевает выход за пределы группы. На большой просторной территории Курловской ООШ дети будут проходить испытания, | Познавательная, игровая. Взаимодействие - групповое. | Игра на командообразование по станциям |
направленные на сплочение и командообразование. В этой игре нет победителей. Она предназначена для того, чтобы улучшить эмоциональную атмосферу группы. Педагогу важно понимать, что для проведения игры ему необходима дополнительная помощь коллег или старшеклассников- наставников. *Работа с конструктором. Выводы по игре «Команда». | ||||
6 | Спортивный беговой марафон «Бежим вместе» | Спортивный забег в парке города. | Познавательная, игровая. Взаимодействие - групповое. | Беговой марафон |
7 | «Как становятся лидерами?» | Смотрят фото/видео, как проходил трек. Подводят итоги, обращаясь к конструктору «Лидер». Встреча с администрацией детского сада по теме: «Традиции детского сада, ими гордится садик»; пресс- конференция со старшеклассником-лидером; демонстрация достижений группы. *Работа с конструктором. Выводы по встрече с лидерами. | Познавательная, проблемно-ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное. | Встреча, пресс- конференция |
«Мы дружные» | Выход детей с родителями, наставниками и воспитателем на «выходной». Квест для сплочения коллектива группы, родителей и наставников, коллективные подвижные игры, выпуск итоговой групповой газеты «Я - лидер!» *Работа с конструктором. Выводы: Мы теперь лидеры! (Мы тоже лидеры) | Познавательная, игровая, проблемно- ценностное общение. Взаимодействие – групповое, фронтальное. | Поход; подвижные игры; выпуск газеты |
- Календарно-тематическое планирование программы «Орлята дошколята»
Срок проведения | Тема | Количество часов |
Подготовительный этап к участию в Программе | ||
Октябрь | Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в группе» | 1 |
«Мы будем друзьями» | 1 | |
«Волшебные слова дружбы» | 1 | |
Вводное орлятское занятие «Правила настоящих друзей» | 1 | |
Посвящение в Орлята-Дошколята | 1 | |
«Орлёнок – Эрудит» | ||
Ноябрь | «Кто такой эрудит?» | 1 |
«Эрудит – это…» | 1 | |
«Всезнайка» | 1 | |
«Встреча с интересным эрудитом – книгой» | 1 | |
«Подведём итоги» | 1 | |
«Орлёнок – Доброволец» | ||
Ноябрь-декабрь | «От слова – к делу» | 1 |
«Спешить на помощь безвозмездно» | 1 | |
«Доброволец – это доброе сердце» | 1 | |
Совместное участие в социальных акциях | 1 | |
Спектакль для младших дошкольников | 1 | |
«Подведём итоги» | 1 | |
«Орлёнок – Мастер» | ||
Декабрь | «Мастер – это…» | 1 |
«Группа мастеров» | 1 | |
«Лучшая ёлка» | 1 | |
Творческая мастерская «На все руки мастера» | 1 | |
«Новогоднее настроение» | 1 | |
«Орлёнок – Спортсмен» | ||
Январь- февраль | «Утро мы начнём с зарядки» | 1 |
«Сто затей для всех друзей» | 1 | |
«Весёлые старты» | 1 | |
Совместная подготовка к сдаче ГТО | 1 | |
Военно-патриотическая игра «Зарница» | 1 | |
«Азбука здоровья» | 1 | |
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | ||
Февраль, март, май, июнь | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»-участие в районном семинаре. | 1 |
«История малой Родины – моя история» | 1 | |
Поход в музей боевой славы МАОУ СОШ п.Энергетик | 1 | |
Патриотические акции: «Свеча памяти», «Голубь мира»,№Своих не бросаем» | 1 | |
«День Победы» | 1 | |
«Орлёнок – Эколог» | ||
Апрель-май | «ЭКОЛОГ и Я» | 1 |
«Каким должен быть настоящий эколог?» | 1 | |
«В гости к природе» | 1 | |
Интеллектуальное развлечение | 1 | |
Совместная посадка цветов на территории ДОУ «Цветочная клумба» | 1 | |
Экологические акции: «Очистим парк от мусора», «Покормите птиц зимой», «Сад памяти» | 1 | |
«Мы друзья природы» | 1 | |
«Орлята – эколята» | 1 | |
«Орлёнок – Лидер» | ||
Июнь | «Лидер – это Я» | 1 |
«Я хочу быть лидером!» | 1 | |
Совместный проект «Правила настоящих друзей» | 1 | |
Спортивное развлечение «С командой действую» | 1 | |
Спортивный беговой марафон «Бежим вместе» | 1 | |
«Как становятся лидерами?» | 1 | |
«Мы дружные» | 1 | |
Подведение итогов | ||
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | 1 | |
ИТОГО: | 55 | |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Программа «Орлята-дошколята» – интересно или обычно? Совместное с ребёнком творчество – сложно или профессионально-радостно? Ведь каждый из этих дней должен стать для ребенка старшего дошкольного возраста, будущего школьника той единственной и неповторимой ступенькой к большому миру новых достижений и свершений, должен наполниться открытиями и интересными событиями. Пусть это будут дела небольшие и не грандиозной масштабности, но они должны помочь ребёнку лучше понять историю своей Родины и её культурное наследие, раскрыть для себя значение главных ценностей человечества – дружбы и доброты, значимости заботы и труда на благо Отчизны.
Дошкольник через активное участие в Программе должен осознать, что наша Родина – это большая многонациональная семья, в которой единство народов России не только забота государства, но и его личное большое и значимое дело. Необходимо научить ребёнка гордиться своей Родиной через любовь к семье, к малой Родине и России в целом. Ребята через систему дел, идущую по восходящей от простых к делам более сложным, от индивидуальной работы – к работе в творческих группах, должны научиться выдвигать идею и реализовывать ее в общественно значимой деятельности. Главным педагогическим подходом для каждого воспитателя в этом направлении должны стать значимость реализации каждой детской инициативы, проявление ребёнком самостоятельности и самодеятельности.
Система дел и логика треков вырабатывает в ребятах способность не только выступать в роли лидера или исполнителя, но и учит по-новому относиться к себе, к своим друзьям, к своей роли в детском коллективе.
Предложения по оборудованию и оформлению рекреации/холла/уголка программы «Орлята-дошколята» в ДОО это выбор образовательной организации, инициатива воспитателей группы, педагогического коллектива при поддержке родителей и администрации ДОО.
№ | Наименование технического обеспечения | Количество | Планируемый вид использования |
1 | Канцелярские принадлежности | По количеству участников | для творческих мастерских |
2 | Раздаточный материал | По количеству участников | для творческих мастерских |
3 | Дидактические материалы, наглядные пособия, плакаты | По количеству участников | для проведения мероприятий |
4 | Оборудованное ИКТ: Ноутбук | По требованиям | реализация проекта детского сада, создание эскизов, буклетов, информационных материалов |
5 | Методические материалы | для проведения мероприятий | |
6 | Мультимедийное оборудование (экран, проектор) | По требованиям | для проведения мероприятий |
7 | Оборудование и материалы «орлятского» уголка в группе, где размещается,
«орлятские» мероприятия.
| Анонсирование реализации проекта на сайте детского сада, создание эскизов, буклетов, информационных материалов | |
8 | Футболки с логотипом «Орлята России» | По количеству участников | для проведения мероприятий |
9 | Галстуки «Орлята России» | По количеству участников | для проведения мероприятий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»
В статье представлен опыт работы с детьми при подготовке к обучению в школе. Автор рассматривает основные аспекты психологической готовности детей к обучению в школе. И предлагает ряд игр и упражнений...

Проект «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
подготовительная группа...

Проект «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики. В современных условиях в педагогической науке большое место ...

Положение о реализации регионального проекта социальной активности детей старшего дошкольного возраста Московской области "Орлята дошколята"
Положение о реализации регионального проекта социальной активности детей старшего дошкольного возраста Московской области "Орлята дошколята"...

Реестр педагогов, реализующих региональный проект социальной активности детей старшего дошкольного возраста Московской области "Орлята-дошколята" в 2024-2025 учебном году.
Реестр педагогов, реализующих региональный проект социальной активности детей старшего дошкольного возраста Московской области "Орлята-дошколята" в 2024-2025 учебном году....

Инновационный проект «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Цель проекта:...

Региональный проект "Орлята-дошколята" Цель Проекта – содействие развитию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в деятельности патриотической направленности и решения задач преемственности уровней дошкольного и начального общего образо
Цель Проекта – содействие развитию социальной активности детей старшего дошкольного возраста в деятельности патриотической направленности и решения задач преемственности уровней дошкольного...











